О встрече с близкими после смерти
Мы очень привязаны к тем, кто нам дорог. Но даже, несмотря на эту привязанность, мы далеко не каждую минуту жизни мы думаем о них. Наше сознание устроено так, что помимо личных отношений, есть и множество других дел и забот, которые отнимают внимание и силы. Поэтому, мало кто в повседневных заботах, обращается мыслью к своим родным, если только чего-то с ними не случится. Когда душа покинет тело, то столкнется с такими проблемами и заботам, с таким страхом или радостью, что мысли о родственниках ее уже волновать не будут. Одна душа будет страшиться и мучаться в ожидании мук, и тогда ей не до близких, а другая, – будет испытывать неизреченную радость и блаженство от встречи с ангелами и Христом, которые превыше всякой любви к родным. Как я уже сказал, душа человека не имеет пола. Это значит, что все те привязанности и чувства, которые она испытывала, будучи в мужском или женском теле, ей будут чужды в Горнем мире. Конечно, нельзя исключать, что, например, душа жены, встретила душу мужа в Царствии Небесном. Но эта встреча будет совершенно иной, чем в теле. Там встреча будет в радости о пребывании их вместе с Богом, а не друг с другом. Там нет родственников, там есть только родственные души во Христе, и их отношении я между собой совершенно одинаковы вне зависимости от степени родства и времени исхода. Христос об этом прямо говорит: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Именно ангельское состояние души определяет ее отношение к некогда бывшим родственникам во плоти: они все для ее сотаинники и соучастники разделения радости во Христе и блаженства в Царствии Небесном.
Но это то, что касается оправданных и спасенных. А какова же участь родственных душ, осужденных в геенну? Здесь все намного и страшнее, и печальнее. Главный ужас ада заключается не в его муках, а в том, что каждый обреченный терпит немыслимые страдания в одиночестве, не видя и не общаясь с собратьями по несчастью. Как известно, самое страшное наказание для преступника – это не смерть, пусть и лютая, а одиночество, то есть пожизненное заключение в камере-одиночке. Редко кто выдерживает такую муку и не сходит с ума или не накладывает на себя руки. И, если это ужасно во земной жизни, то что испытывает грешник, знающий , что эта мука не закончится никогда: хотел бы он умереть, да не может. Поскольку в преисподней все мучаются в одиночестве, то они ни с кем из близких встретиться не могут. Этим только усиливаются страдания и вопли безысходности, отчаяния и тоски наполняют глубины преисподней: «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12). И если в царствии Небесном все радуется вместе, то в аду каждый мучается в одиночестве. В этом состоит весь ужас вечной смерти! Для живущих, это служит напоминанием о том, что родственные связи в потустороннем мире не имеют никакого значения, и, следовательно, не стоит скорбеть о разлуке с теми, кто останется после нас или о тех, уже ушел от нас. Все родственное личное, страстное исчезает вместе со смертью, а остается только то, что сотворил человек при жизни, только то, что, либо позволит ему с дерзновением сказать словами Многострадального Иова: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6), либо заставит стенать словами Патриарха Иакова: «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт. 45:27). Выбор остается у человека, пока Господь из милости, ради покаяния, продлевает его дни.
В связи с этим необходимо обсудить еще один вопрос – об отношении к смерти человека или о плаче по усопшим. Всем очень больно и тяжело, когда дорогие нам люди покидают этот мир. Ни один нормальный человек этой скорби избежать не может. Однако, и к этому трагическому событию Христос учит относится по-Евангельски, то есть с позиции учения о вечной жизни и вечных муках. Если так подходить к смерти, то боль утраты значительно сгладится. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Подлинно, не странно ли признавать небо гораздо лучше земли, а переселившихся туда – оплакивать?". Это не означает, что не нужно проявлять положенной скорби по отошедшему в мир иной, а лишь подчеркивает, что относится к смерти нужно с разумом, то есть скорбь должна быть умеренной и осмысленной. В некоторых деноминациях протестантизма усопших провожают на кладбище под звуки оркестра и пляски перед гробом. Это, конечно, явный перебор, но показывает отношение к смерти со стороны еретиков-протестантов. А как провожаем мы, православные? Мы, к сожалению, не умеем разделить в своем сознании смерть, как переходное состояние, от личности усопшего. Проявлять скорбь об умершем свойственно нашей природе и является нашим долгом из любви к ближнему. Такое проявление чувств не осуждается, а благословляется. Даже Христос плакал об усопшем Лазаре. Когда мы оплакиваем близкого, то надеемся, что его душа обретет место на Небе, потому что не оплакивают тех, кому желают ада. Но в тоже время, мы должны хорошо понимать, что с уходом из тела, истинная жизнь только начинается, и она будет вечной. Людям хочется верить, что в горнем мире близкий и дорогой им человек обретет милость у Бога и спасется. И если люди этого желают, и в то же время, проявляют неумеренную скорбь по ушедшему, то получается, что они оплакивают спасение души усопшего, которая освободилась от уз плоти, избавилась от искушений и, встречаемая ангелами, сподобилась блаженства со Христом. Получается, что именно это является причиной скорби! Можно только представить, какие недоумения испытывает душа праведника от этих стенаний. Он смотрит на безумно рыдающих и думает: "Что же вы делаете, зачем омрачаете радость моего общения со Хористом?". Рассуждая на эту тему, святитель Иоанн Златоуст приводит такой пример. У одного язычника, богатого и известного Римского сенатора, умер единственный сын и наследник. В момент его смерти сенатор приносил жертву богам в языческом храме. Прибежавший слуга сообщает хозяину:
- Господин, беги скорее домой! Твой сын умер!
Но сенатор продолжал обряд жертвоприношения. Слуга снова завопил,
- Хозяин, ты меня слышишь? Весь дом рыдает, жена твоя без чувств. Беги домой!
Не отвлекаясь от жертвоприношения, отец отвечает,
- А что, кто-то сказал, что мой сын будет жить вечно?
И пошел домой только после завершения обряда.
Приводя этот пример, святитель Иоанн Златоуст говорит: "Язычник, не ведающий истинного Бога, проявил больше мудрости, чем мы, просвещённые святой истиной".
Безудержная скорбь по умершему, свидетельствует либо о неверие в его спасение, либо о неверие в посмертную жизнь души. И то, и другое – отрицание Христа.
Свидетельство о публикации №224101000460