О милостыне и милосердии

                Каждый знает, что милосердие – неотъемлемая часть христианства. Правда, все понимают его по-разному. Милосердие – весьма объемное понятие и одни словом его не опишешь. Оно проявляется не только в благодеянии, но и в области духовного, центром которого является сердце.  По учению святых отцов именно сердце является мыслительным органом, поскольку: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21-22), и: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), то есть в сердце. Благодеяние, которое мы иногда наблюдаем со стороны может быть одним по форме, но совершенно другим по содержанию, или по расположению сердца. В зависимости от этого, либо: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17), либо: «жертвы ваши неприятны Мне» (Иер.6:20), и тогда, как сказал преподобный Исидор Пелусиот: «Такою жертвою Господь гнушается аки закланным псом». Другими словами, не всякое доброе дело является таковым перед Богом. Важно понимать, с какой целью человек благодетельствует. Очень часто богатые пожертвования, благотворительность являются проявлением тщеславия или желанием откупиться от Богом за грехи. Богатому грешнику легче дать денег настоятелю, чем прийти на исповедь. Как правило, такие благодетели либо, жертвуют от своего избытка, когда им не жалко, а даже приятно; либо жертвуют не свое, а чужое, как например, руководители крупных предприятий. Такие жертвы нужны не Богу, а им самим, ради похвалы и внимания к своей персоне. Как тут не вспомнить притчу о бедной вдове, которая жертвовала от недостатка, а не от избытка. Первая жертва - воня благоухания пред лицем Господа, а вторая - смердящий пес, закланный ради тщеславия. Основа любой милости – жертва Богу, а не человеку. При этом нужно понимать, что Богу жертвуются не материальные блага (они Ему не нужны по определению), а Богу жертвуется сердце дающего, а точнее его произволение.
                Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26). Это значит, что о каждом человеке Бог проявляет Свое попечение, и, если Им даже: «волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7), на голове у каждого, то о хлебе насущном для него Господь тем более позаботиться. Поэтому о любом нищем или нуждающимся Господь печется намного лучше, чем благодеющие. Другое дело, что Промыслом Божиим человек поставляется в условия нищеты и скудности, ради блага его души, ради спасения, а не погибели. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Ничто так не смиряет как нищета». Следовательно, Бог дал нам нищих и нуждающихся не ради помощи им, а ради спасения и дающего, и принимающего. Для первого – это повод проявить милосердие и любовь к ближнему, а для второго – проявить терпение и научиться просить, смиряя гордыню. Это, что касается объективной стороны милосердия, но есть еще и субъективная, которая выражается в отношении дающего к принимающему. Очень часто людей смущает либо внешний вид просителя, свидетельствующий о его антисоциальном образе жизни, либо неуверенность в правильном использовании им подаяния или пожертвования. Как правило, это сопровождается таким мыслями от дьявола: «Зачем ему давать, все равно пропьет…» или «Работать не хотят, вот и попрошайничают…», или «Даешь настоятелю на храм, а он потом на иномарке ездит…», ну, и так далее. Причины подобных мыслей в следующем.  Одни думают, что жертвуют свои собственные средства, которых жалко, а другие – жертвуя, забывают, что жертвует Богу, а не человеку. Как же правильно проявлять милосердие и подавать милостыню, чтобы и Богу угодить, и соблазнам не поддаться? Проявление милосердия, как и всякое благое дело должно быть по Евангелию, то есть ради Христа, а не ради самого добра. Помимо этого, всякое благодеяние, чтобы не пропасть, должно соответствовать определенным нравственным критериям.
                Для этого, во-первых, жертвователь должен знать, что подает не человеку или на храм, а Богу. А следовательно, для Бога не важно, что именно и какая сумма жертвуется. Ему важно, ради чего милосердие проявляется. Если человеком движет стремление  показать себе или другим какой он благочестивый и праведный или он считает, что жертвой на Храм умилостивит Бога и многие грехи спишутся на Суде, и, при этом, душу тешит благодарность принимающих, то он жертвует впустую не Богу, а себе.
                Во-вторых, жертвовать нужно по силам, чтобы затем не скорбеть о потраченном. Не нужно отдавать последнее или сверх меры, ибо это может причинить скорбь и сомнения, и тогда жертва теряет всякую ценность в лице Господа. Чрезмерное подаяние способствует проявлению тщеславия, а в определенных случаях приводит к  материальным проблемам и сожалению о потерянном. И тогда  жертва становится не угодной Богу, а средства оказываются зря потраченными.
                В-третьих, никогда не следует ожидать воздания или немедленной награды от Бога или людей за проявленное милосердие, ибо в противном случае, пожертвование превращается в «закланного пса»;
                В-четвертых, милостыню нужно, как и все богоугодное дело, совершать с рассудительностью, то есть с пониманием того, кому и сколько подается. Одному милостыню можно и нужно подать, а другим отказать, потому что и среди нищих немало мошенников. Про разумность в делах благодеяния хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст: «Необходимо, чтобы те, которые в состоянии сами себя пропитать не истребляли трапезы беднейших». Для того, чтобы не ошибиться, благодеяние нужно оказывать не всем подряд, а только через сердечное рассуждение, руководствуясь не своим представлением о просителе, а движением сердца. Другими словами, в основе милостыни должно лежать сострадание, а не расчет или оценка личности просителя.
                Руководствуясь таким подходом, проявление милосердия или совершение добрых дел будет угодно Богу, пойдет на пользу духовную и дающему, и просящему. Особенно деликатной проблема пожертвования становится при посещении церкви. Страх Божий и обстановка самого храма, оказывают существенное влияние на благочестивую душу. И здесь нужно особе внимание и рассудительность. В наши дни церкви стали коммерческими организациями, и то, что раньше называлось «пожертвованием», то есть добрым расположения сердца  и милостыней ради Христа, сейчас, имея тоже название, стало условием нахождения в храме. Возникает своеобразная форма вымогательства под личиной благочестия. Конечно, все, что сейчас в церковной лавке называется «пожертвованием» никакого отношения к нему не имеет. Согласно 72 Правилу VI Вселенского Собора, торговля в храмах и взимание пожертвований за совершение треб категорически осуждается и запрещается. Однако, наши отцы и архиереи об этом забыли и не хотят вспоминать. Коммерциализация Церкви достигла невиданных масштабов. Поэтому торговля церковной утварью, иконами, крестиками и прочим, а также взимание денег за требы – прямое святотатство и богохульство. Не редки случаи, когда верующим отказывают в совершении треб, если у человека нет средств для «пожертвования». Это недопустимое и позорное явление, которое делает из Дома Божьего вертеп разбойников, за что торгующих в храме ждет свой бич Христов в час оный.
                Жертвуя на храм, нужно всегда помнить, что это жертва Богу, а не клиру или настоятелю, поэтому чувство разума при этом должно преобладать: по мере, по силе и с благим расположением сердца. Часто в проповедях священники, поощряя делать пожертвования, ссылаются на правило десятины или на обязанность православного подавать на храм, поскольку это угодно Богу. Нередко можно видеть, как при раздаче артоса или просфор в храме, слово из-под земли, появляется некто в стихаре с подносом для собирания "пожертвования", как будто, если прихожанин захочет пожертвовать, то он не найдет, куда деньги положить. Весьма часто не гнушаются наши настоятели посреди литургии пускать по храму сердобольных бабушек с ведрами и тазиками для сбора денег. И лезут они напролом сквозь молящихся, звеня этими ведрами. Пожертвование на храм Богу действительно угодно, но не по принуждению или из страха, навеянного проповедью настоятеля, и не по вымогательству клириков, а по чистоте сердца. Не говоря уже про то, что правило «Десятины» или обязательного пожертвования десятой части от доходов на храм, относится к Ветхозаветной Церкви и в Новом Завете не содержится.
                В заключении необходимо отметить, что проявления милосердия, жертвенности, благотворительности и прочих добрых дел, должны ставить своей целью любовь к Богу и сострадание человеку, как брату во Христе, а не как нуждающемуся. Через это проявляется и любовь к ближнему, и совершается путь ко спасению.


Рецензии