О милостыне и милосердии
Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26). Это значит, что о каждом человеке Бог проявляет Свое попечение, и, если Им даже: «волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7), на голове у каждого, то о хлебе насущном для него Господь тем более позаботиться. Поэтому о любом нищем или нуждающимся Господь печется намного лучше, чем благодеющие. Другое дело, что Промыслом Божиим человек поставляется в условия нищеты и скудности, ради блага его души, ради спасения, а не погибели. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Ничто так не смиряет как нищета». Следовательно, Бог дал нам нищих и нуждающихся не ради помощи им, а ради спасения и дающего, и принимающего. Для первого – это повод проявить милосердие и любовь к ближнему, а для второго – проявить терпение и научиться просить, смиряя гордыню. Это, что касается объективной стороны милосердия, но есть еще и субъективная, которая выражается в отношении дающего к принимающему. Очень часто людей смущает либо внешний вид просителя, свидетельствующий о его антисоциальном образе жизни, либо неуверенность в правильном использовании им подаяния или пожертвования. Как правило, это сопровождается таким мыслями от дьявола: «Зачем ему давать, все равно пропьет…» или «Работать не хотят, вот и попрошайничают…», или «Даешь настоятелю на храм, а он потом на иномарке ездит…», ну, и так далее. Причины подобных мыслей в следующем. Одни думают, что жертвуют свои собственные средства, которых жалко, а другие – жертвуя, забывают, что жертвует Богу, а не человеку. Как же правильно проявлять милосердие и подавать милостыню, чтобы и Богу угодить, и соблазнам не поддаться? Проявление милосердия, как и всякое благое дело должно быть по Евангелию, то есть ради Христа, а не ради самого добра. Помимо этого, всякое благодеяние, чтобы не пропасть, должно соответствовать определенным нравственным критериям.
Для этого, во-первых, жертвователь должен знать, что подает не человеку или на храм, а Богу. А следовательно, для Бога не важно, что именно и какая сумма жертвуется. Ему важно, ради чего милосердие проявляется. Если человеком движет стремление показать себе или другим какой он благочестивый и праведный или он считает, что жертвой на Храм умилостивит Бога и многие грехи спишутся на Суде, и, при этом, душу тешит благодарность принимающих, то он жертвует впустую не Богу, а себе.
Во-вторых, жертвовать нужно по силам, чтобы затем не скорбеть о потраченном. Не нужно отдавать последнее или сверх меры, ибо это может причинить скорбь и сомнения, и тогда жертва теряет всякую ценность в лице Господа. Чрезмерное подаяние способствует проявлению тщеславия, а в определенных случаях приводит к материальным проблемам и сожалению о потерянном. И тогда жертва становится не угодной Богу, а средства оказываются зря потраченными.
В-третьих, никогда не следует ожидать воздания или немедленной награды от Бога или людей за проявленное милосердие, ибо в противном случае, пожертвование превращается в «закланного пса»;
В-четвертых, милостыню нужно, как и все богоугодное дело, совершать с рассудительностью, то есть с пониманием того, кому и сколько подается. Одному милостыню можно и нужно подать, а другим отказать, потому что и среди нищих немало мошенников. Про разумность в делах благодеяния хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст: «Необходимо, чтобы те, которые в состоянии сами себя пропитать не истребляли трапезы беднейших». Для того, чтобы не ошибиться, благодеяние нужно оказывать не всем подряд, а только через сердечное рассуждение, руководствуясь не своим представлением о просителе, а движением сердца. Другими словами, в основе милостыни должно лежать сострадание, а не расчет или оценка личности просителя.
Руководствуясь таким подходом, проявление милосердия или совершение добрых дел будет угодно Богу, пойдет на пользу духовную и дающему, и просящему. Особенно деликатной проблема пожертвования становится при посещении церкви. Страх Божий и обстановка самого храма, оказывают существенное влияние на благочестивую душу. И здесь нужно особе внимание и рассудительность. В наши дни церкви стали коммерческими организациями, и то, что раньше называлось «пожертвованием», то есть добрым расположения сердца и милостыней ради Христа, сейчас, имея тоже название, стало условием нахождения в храме. Возникает своеобразная форма вымогательства под личиной благочестия. Конечно, все, что сейчас в церковной лавке называется «пожертвованием» никакого отношения к нему не имеет. Согласно 72 Правилу VI Вселенского Собора, торговля в храмах и взимание пожертвований за совершение треб категорически осуждается и запрещается. Однако, наши отцы и архиереи об этом забыли и не хотят вспоминать. Коммерциализация Церкви достигла невиданных масштабов. Поэтому торговля церковной утварью, иконами, крестиками и прочим, а также взимание денег за требы – прямое святотатство и богохульство. Не редки случаи, когда верующим отказывают в совершении треб, если у человека нет средств для «пожертвования». Это недопустимое и позорное явление, которое делает из Дома Божьего вертеп разбойников, за что торгующих в храме ждет свой бич Христов в час оный.
Жертвуя на храм, нужно всегда помнить, что это жертва Богу, а не клиру или настоятелю, поэтому чувство разума при этом должно преобладать: по мере, по силе и с благим расположением сердца. Часто в проповедях священники, поощряя делать пожертвования, ссылаются на правило десятины или на обязанность православного подавать на храм, поскольку это угодно Богу. Нередко можно видеть, как при раздаче артоса или просфор в храме, слово из-под земли, появляется некто в стихаре с подносом для собирания "пожертвования", как будто, если прихожанин захочет пожертвовать, то он не найдет, куда деньги положить. Весьма часто не гнушаются наши настоятели посреди литургии пускать по храму сердобольных бабушек с ведрами и тазиками для сбора денег. И лезут они напролом сквозь молящихся, звеня этими ведрами. Пожертвование на храм Богу действительно угодно, но не по принуждению или из страха, навеянного проповедью настоятеля, и не по вымогательству клириков, а по чистоте сердца. Не говоря уже про то, что правило «Десятины» или обязательного пожертвования десятой части от доходов на храм, относится к Ветхозаветной Церкви и в Новом Завете не содержится.
В заключении необходимо отметить, что проявления милосердия, жертвенности, благотворительности и прочих добрых дел, должны ставить своей целью любовь к Богу и сострадание человеку, как брату во Христе, а не как нуждающемуся. Через это проявляется и любовь к ближнему, и совершается путь ко спасению.
Свидетельство о публикации №224101500561