Что значит подставить другую щеку?

                Одним из камней преткновения для многих православных стали слова Христа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38). Споткнулся об этот камень и граф Л. Толстой, да так споткнулся, что сильно повредился головой и придумал собственное Евангелие, найдя в каноническом аж 50 000 ошибок! Но этим дело не кончилась, и богослов-литератор увлек за собой сотни ему доверившихся простаков, очарованных именем знаменитого сочинителя. Этот массовый психоз получил название «толстовщина», суть которой сводится к принципу: «Ребята, давайте жить дружно!». То есть, какое бы зло вокруг тебя и с тобой не случалось все нужно прощать и терпеть, не оказывая последнему никакого сопротивления. Заповедь «подставить другую щеку» понималась буквально. Вряд ли стоит говорить о том, что это никакого отношения к Православию это «учение» не имеет. Иначе, по мнению графа, и Христа, изгнавшего кнутом торговцев из Храма, нужно исключить из числа верных. Разбирать «богословие» автора «Воскресения» мы не будем. Для нас важно понять суть заповеди Христа на основе догматического учения Церкви. Я уже обращал внимание в предыдущих беседах на то, что Евангелие содержит множество мест, в которых поступки Спасителя, как бы противоречат друг другу или содержат антиномии: «Притча о негодном управителе», заповедь «Возлюби ближнего» и заповедь «Пойди и обличи брата, согрешающего против тебя» и прочие. Не является исключением и эта заповедь. В самом деле, как соотнести избиение Иисусом торговцев в Храме с Его заповедью  подставить обидчику другую щеку? Это наглядный пример того, как дословное понимание Евангелие может привести к абсурду. Для разрешения антиномии необходимо исходить из того, что Православие – религия жесткая и агрессивная, иначе она не смогла бы выжить во враждебном ему языческом мире. Борьба со злом не может вестись с позиций толстовщины, иначе зло только многократно усиливается. Даже в уголовном праве есть концепция о рецидиве преступности от безнаказанности. Тем более, это актуально и в духовной сфере, где зло качественно выше и сильнее. Так что же имел ввиду Спаситель, когда говорил о второй щеке? На этот счет у святых отцов и богословов существуют разные, но близкие по смыслу толкования, суть которых сводится к следующему. Нельзя зло победить злом, но только великодушием и незлобием. Как учит апостол: «Любовь все покрывает» (1Кор.13:7).
                Однако для нашего времени эта заповедь требует своего осмысления, потому что зло качественно изменилось, как изменился и сам человек. Толкования этой заповеди отцами далекого прошлого уже не вполне удовлетворяет требованиям современности, агрессивно уничтожающей основы христианской нравственности и морали. Отечественный Патерик содержит такую историю из жизни святителя Тихона Задонского. Однажды, святитель Тихон решил заступиться за крестьян, обижаемых одним помещиком. Барин, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя и, наконец, забылся до того, что ударил святителя по щеке. Владыка Тихон ушел, но скоро вернулся и пал в ноги помещику, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это так  поразило помещика, что он сам зарыдал и кинулся в ноги Тихону Задонскому, умоляя простить его, и с тех пор стал проявлять к крестьянам любовь и заботу. Красивая история. Но теперь попробуем представить все тоже самое, но вместо помещика поставим, например, кого-нибудь из наших крупных олигархов или просто руководителя крупной компании, а вместо святителя Тихона Задонского любого христолюбивого православного. Про наше священство и священноначалие я даже и упомянуть не рискну. Они, в большинстве своем, еще и добавят от себя несчастным ради хороших отношений с толстосумом. Кто пойдет и бросится в ноги начальнику ради защиты обиженных работников, которых даже и не знает? Но и это не главное. Кто вернется после того, как его взашей выгонят и снова падет перед боссом, вымаливая у него прощение за то, что своими словами ввел его во искушение?! Боюсь, что шеф вызовет такому сотруднику психушку. Поэтому заповедь Христа о непротивлении злу требуют нового осмысления в современных условиях. Мне представляется наиболее адаптированным следующее понимание этой заповеди. Любовь к ближнему должна пребывать глубоко в сердце, с пониманием того, что каждый человек является не только инструментом в руках Промысла Божьего, но и дьявола. Любое зло, исходящее от ближнего, нужно рассматривать, как действие врага, завладевшего душой человека. Соответственно, оказывать сопротивление злу и должно, и нужно православному христианину. Формы и методы противодействия могут быть самыми разными: от дружеского увещевания до вооруженного сопротивления. Но и в том, и в другом случае сдерживающим фактором должны быть любовь к ближнему в сочетании с ненавистью ко злу и дьяволу, избравшего его своим орудием. Если такое отношение будет преобладать, то недалеко спасение от подвижника духовной брани. Главный богословский смысл заповеди Христа заключается не в том, чтобы прощать дьявола толстовским пониманием непротивления злу насилием, а в пресечении желания отомстить. Именно это означают слова подставить другую щеку. Месть – могучая сила, разрушающая духовную природу человека. И, если в Ветхом Завете она была силой сдерживающей (око за око, зуб за зуб), то есть пресекала междоусобицу ради сохранения народа, то в Евангельском учении она становится силой разрушающей, поскольку вступает в противоречие с главным христианским законом «Возлюби ближнего своего». Невозможно после нанесенной обиды или зла сходу подставить «другую щеку». Да это и не нужно.  Блаженный Иероним в толковании на эту притчу говорит: «Господь же наш, отвергая возмездие, пресекает самый зародыш грехов». Другими словами, отмщение – путь к падению в тяжкие грехи, по сравнению с которыми, обида или уязвленное самолюбие – детский лепет. Поэтому Своей заповедью Христос как бы говорит: «Остановись, не горячись от обиды, не спеши отомстить, иначе сам себе только хуже сделаешь. Подумай, как остановить зло, имея трезвый ум и холодный расчет». Именно в таком контексте следует понимать заповедь Спасителя.
                Есть еще один важный аспект в этой теме. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о заповеди Христа, говорит: «Подобно тому, как в том случае, когда Спаситель говорит, что “кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной”, разумеет не одно только это обидное слово, но и вообще всякое поношение, так и здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но, чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду». Проявление выдержки при нанесении оскорбления способствует укреплению мужества и терпения, необходимых, в куда более серьезных бранях и искушениях.  Этим формируется так называемое «опытное православие», которое становится главным помощником и учителем на пути ко Христу.


Рецензии
Игорь, всё Вы написали правильно, всё прояснили разумно. Только вот для кого всё это? Тама, которую Вы затронули, может быть и темой церковной проповеди. Вот и представьте, что стоят верующие перед проповедником, а он им, Вашими словами, поясняет суть рассматриваемого в проповеди непротивления злу насилием в современных условиях. И это для людей, которые толком не читают самих Священных Книг, а воспринимают их, чаще всего, со слов, говорящихся в церкви. Но там именно так и произнесут, те слова Иисуса, где Он говорит, что надо повернуться и другой щекой. Ещё раз повторю, что сказанное Вами - весьма правильно, но, получается, некому их сказать. И некому сказать, и некому слушать и вразумляться.
С наилучшими пожеланиями, Сергей.

Сергей Чекалин   18.10.2024 19:01     Заявить о нарушении
Самое печальное, что вы абсолютно правы и поняли суть моей статьи. Я более скорблю не о прихожанах, которым невозможно это объяснить, а о священниках, КОТОРЫЕ И САМИ НЕ СПОСОБНЫ ЭТО ПРОНЯТЬ И ПАСТВУ ЭТОМУ НАУЧИТЬ. Но, это не дает мне право молчать, если я могу сказать. Святитель Иоанн Златоуст был, примерно, в таком же положении, когда вместо слушания слова Божия, его паства уходила со службы на конские ристалища или в театры. Однако, он говорил: "Я буду проповедовать, если в храме останется всего 10 человек; я буду проповедовать если будет только один человек, и я буду проповедовать, если в храме не останется никого". Каждый должен делать то, на что его определил Господь. Если я буду молчать, то взыщется с меня, а не с тех, кто услышал и ушел, ничего не поняв. Кому это нужно, тот поймет, но таких, конечно, меньшинство. Но так и должно быть, ибо Христос сказал: Не бойся, малое стадо!". Ищущих Слово и Истину всегда будет мало, поэтому Господь и назвал их "малым стадом", в отличии от остального - большого. Вот ради этого "малого стада" я и пишу. Апостол Павел говорил: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий" (1Кор.3:3-7). Вот я и насаждаю по мере сил и знаний. А что из этого вырастит, то уже не от меня, а от Бога зависит.

Игорь Устичев   18.10.2024 19:21   Заявить о нарушении
Да, я Вас понял. К сожалению, и современные священники зачастую не в силах качественно донести до прихожан даже самые простые проповеди. Так, мямлют что-то невнятное, даже и далеко от смысла названной темы проповеди. Я, признаюсь, атеист, но очень больно за прихожан, которые искренне верят в Бога и которым часто приходится выслушивать несуразности. Не говорю, что все священники такие. Вот, например, мне очень нравятся проповеди отца Виктора, который работает в церкви Державной иконы Божией Матери, что в Москве, в Чертаново. В настоящее время он перешёл в другую церковь, тоже в Чертаново, на Днепропетровскую улицу (она открылась недавно). Считаю, что очень грамотно общаются с прихожанами в Троице-Сергиевой лавре. Мне тоже и там приходилось бывать и слушать проповеди. Но это, понятно, классическая школа. "Там дураков-то не держат" - так сказал мне прихожанин из Сергиевого Посада, когда мы с ним беседовали на подобные темы, находясь в санатории "Виктория". Это на моё замечание, что с кем бы мне не пришлось говорить по каким-то производственным вопросам (я занимался там исследованиями деформаций сооружений), со всеми очень приятное получается общение. Но это, повторюсь, к сожалению, единицы. Не знаю, как в семинариях, есть ли там дисциплина, связанная с качеством чтения проповедей. Но ведь этому и научить-то невозможно, это талант, как и преподавательский в школе или в вузе, даже больше в вузе. Божий дар. Но не всем он дан. И если не получается, если и душа к этому не лежит, то и не надо смущать народ своей косностью, небрежением к весьма важному в церкви делу, непосредственному общению с прихожанами.
С уважением, СИ.

Сергей Чекалин   19.10.2024 18:57   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы, но, увы, священство - это не мирская профессия. Туда легко попасть (особенно за мзду), но невозможно выйти. Это билет в один конец. Поэтому и мучаются несостоявшиеся священники на приходах и прихожан мучают. У священника главная задача - не общение с паствой, а приведение ее ко Христу. Но, поводырь слепой и ведет за собой слепых и вместе падают в яму. Увы...

Игорь Устичев   19.10.2024 20:07   Заявить о нарушении
Повторю за Вами - Увы...

Сергей Чекалин   20.10.2024 07:12   Заявить о нарушении