Толкование на три меры муки

                Среди поучений Спасителя есть притча о закваске: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». (Мф.13:33). Она же содержится у Марка и Луки. Самое распространенное мнение среди исследователей Писания сводится к тому, что повестование несет в себе те же духовно-нравственные ценности, что и «Притча о горчичном семени», которую мы разберем ниже. Их цель раскрыть учение о Царствии Небесном.  А именно: под тремя мерами муки отцы понимали: закон, пророков, Евангелие. Другие видели в них сыновей Ноя: Хама, Иафета и Сифа; кто-то рассматривал три меры муки, как дух, тело и душу, а некоторые полагают, что это основные силы души – ум, воля, чувства. Согласно этим толкованиям в образе жены аллегорически раскрывается – Церковь Христова, Богородица, душа, апостольская проповедь. Закваска – это евангельское учение, Христос, сила Святого Духа, Боговоплощение и так далее. Перечислять все богословские мнения на этот счет не имеет смысла. Общий вывод из приведенных толкований сводятся к следующему. В притче о закваске речь идет о духовной природе человеке, животворящей силе Христа, апостольских проповедях и учении Евангелие, взрастившими и давшими небесный  хлеб, то есть Новый Завет, всему миру. Не оспаривая мнения святых отцов и почтенных богословов, я намерен дать свое понимание этой сложной притчи. При внимательном изучении экзегетических текстов, невозможно не заметить одну общую черту. Толкование притчи начинается с рассуждения о Царстве Небесном, а затем переходит на Царство Божие, словно они  синонимы. Я уже говорил в беседе  «О рае, Лоне Авраамовом, Царстве Небесном и Божиим», что это совершенно разные понятия, и смешение их уводит богопознание на ложный путь.  Там же, руководствуясь Священным Писанием и Священным Преданием, мы пришли к выводу, что криптографическим ключом к раскрытию смысла притч может быть только строгое разграничение понятий «Царство Небесное» и «Царство Божие». В противном случае, хождение по кругу в стороне от истины неизбежно. В изученных толкованиях на «Притчу о закваске», мне не удалось найти ни одного, где оба Царства различались бы. Непонимание отличий между ними привело к тому, что либо богословские мнения  заимствовали друг у друга основные идеи, либо выражали настолько фривольные толкования, что к самой притче отношения уже не имели. Мы знаем, что словосочетание «Царство Небесное» встречается только у Матфея, а у остальных евангелистов употребляется в аналогичных случаях понятие «Царство Божие». Пример этому мы видим и в притче о трех мерах муки: у Матфея – это Царство Небесное, а у Луки – Царство Божие! (Лк.17:21). Как я говорил ранее, у Бога ничего случайного не бывает, и если Дух Святой, который руководил и наставлял евангелистов, повелел Матфею писать так, а Луке иначе, значит на то была воля Божия; и это несет в себе определенный смысл, требующий вдумчивого подхода. Возвращаясь к нашей притче, необходимо подчеркнуть, что речь в Евангелие от Матфея идет,  о Царствии Небесном, то есть является эсхатологическим учением о посмертной участи человека и Вселенной, а Евангелие от Луки повествует о Царствии Божиим, то есть о спасении. Это две разные стороны одного Промысла Божьего о мире и человеке, две неразделимые части единого учения Христова. В Евангелие от Матфея и Луки проявляется Богочеловеческая природа Христа, в которой человеческое неслитно и нераздельно пребывает с Божественным, не смешиваясь с ним и, не отделяясь от него.  Учение Христа раскрывается в притчах, в образах привычных для понимания людьми того времени. Однако, при толковании слов Спасителя смешивать воедино Божественное и человеческое непозволительно. Либо речь должна идти о Царствии Небесном, то есть о посмертной участи души, либо о Царствии Божьем или о ее спасении, поскольку Царству Небесному еще предстоит наступить, а Царство Божие: «внутри вас есть» (Лк.13:21), то есть оно здесь и сейчас, в живом сердце. И то, и другое толкование не будет противоречием. Они будут взаимно дополнять друг друга, соработая вместе, не искажая истины. Однако, надлежит выбирать, о чем говорить: о спасении или о жизни будущего века. Я хочу предложить для примера историю о закваске, используя оба подхода к пониманию притч Спасителя.  Итак, с точки зрения посмертной участи человека история о трех мерах муки может означать следующее.
                Закваска – это Слово Божие.  Взять закваску и положить ее в тесто, означает с помощью учения Христова обустроить жизнь таким образом, чтобы по ее завершении душа сподобилась Царствия Небесного. Вне веры и Евангелие тесто не взойдет, то есть она окажется не готовой для вечной жизни. Уподобление Царства Небесного закваске означает, что оно сокрыто от человека до времени, пока женщина не положит ее в тесто. Это то же горчичное семя, которое остается семенем, то есть потенциальной возможностью, силой, пока сеятель не посеет его на поле своем. Но это время еще не наступило: семя не брошено в землю, а закваска не положена  в тесто.  Оба события ждут своего часа в день Второго пришествия Христа, и тогда семя становится большим деревом, а закваска взошедшим хлебом, что означает обретение Царствия Небесного. Другими словами, закваска – это вера во Христа, заложенная в каждом при сотворении. Она же есть образ и подобие Божие, раскрыть которые в себе, каждый обязан благочестивой жизнью и пребыванием в служении Слова; и тогда Царство Божие через добродетели и труды станет прологом Царствия Небесного.
                Женщина в притче, – это Церковь, которую апостол Павел уподобляет невесте Христовой (2Кор.11:2). Вне ее ограды невозможно войти в Царство Христа, ибо церковные Таинства не преходящи, а учение – свет Вифлеемской звезды на пути к обожению.  Именно Церковь берет закваску Евангельских заповедей и кладет ее в тесто, то есть в падший, сырой и не поднявшийся для вечной жизни мир.               
                Три меры муки – это сам человек с его трихотомией: тело, душа, дух. Добавление закваски, то есть Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии и Его учения в душу человека, делает тело храмом: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор.6:19), или местом, где душа поднимается навстречу Христу. Для спасения нужна долгая и изнурительная борьба над собой. Поэтому Христос и добавляет: «…доколе не вскисло все». Как закваске нужно время, чтобы тесто взошло, так и Святому Духу нужно время для работы в человеке, которую Он ведет незримо; а на это, порой, уходит вся жизнь. Как известно, не всякая закваска приводит к всходу теста. Все зависит от муки, закваски и  женщины. Другими словами, для восхождения теста или души навстречу Господу, нужное приложить личное усилие, терпение и иметь крепкую веру. Все зависит от самого человека и его желания достичь Царствия Небесного, готовности положить для этого немалый труд, а если нужно и саму жизнь; также пригодность теста зависит от усвоения евангельского учения и от благодати Духа. Но Господь не в силах «поднять хлеб» или привести человека к Себе, если он сам того не захочет и не уверует.  Даже Христос не сотворил многих чудес: «…по неверию их» (Мф.13:58). Если кто-то, причастившись или прочитав Евангелие, или услышав проповедь, остался равнодушным и безучастным, то Христос ничего сделать не сможет и хлеб не взойдет, и Царство Небесное не наступит. Для этого нужны годы, чтобы «вскисло все», то есть, чтобы поднялся, с Божьей помощью, в душе хлеб жизни – Христос, сшедший с небес (Ин.6:51).
                Если перейти к толкованию притчи с позиции учения о Царствии Божьем, то она может означать следующее.
                Женщина – это душа, которая испытывает: «глад слышания слова Господня» (Ам.8:11), и жаждет насытиться словом Божиим. Поэтому она и берет закваску – евангельское учение Христа, чтобы поднялся хлеб жизни, в сердце или вера, которая и есть Царство Божие. Она дает и власть, и силу, и крепость духа и возносит на престол славы Отца.
                Три меры муки – это три основные силы души, без которых она уподобляется душе животных: ум, воля и чувства. Без них познание истины невозможно, а значит недоступным останется Царство Божие. Ум принимает учение Христа, воля побуждает к его исполнению, а чувства порождают надежду на спасение, которая: «…не постыжает» (Рим.5:5). Без чувств богопознание невозможно, ибо они связывают окружающий мир с миром духовным, и через них выражается отношение к евангельским истинам. Поэтому излишне напоминать, что Царство Божие созидается в душе при жизни, а Небесное – обретается после смерти.
                Я дал толкование притчи о закваске настолько развернуто, насколько это удобно и возможно в рамках настоящей работы, рассчитанной на широкую аудиторию. Именно учение о Царстве Небесном, как мне представляется, лежит в основе этой притчи. По крайне мере, Христос словами Матфея говорит именно о нем. Но и понятие Царства Божьего невозможно оставить, чтобы не погрешить в истине, ибо они взаимосвязаны.  Преподобный Максим Исповедник говорил, что каждое слово Писания – это воплотившийся Христос. И как непознаваем Бог,  так и не познаваемо во всей полноте Его Слово. Главная мысль, которую я хотел донести заключается в том, что нельзя как смешивать разные понятия Священного Писания, так и разделять их, ибо тем самым повреждается неслитная и нераздельная богочеловеческая  природа Христа. Конечно, приведенные толкования всего лишь один из многих вариантов экзегетики, и, наверняка есть, другие значения притч Спасителя, которые остаются нераскрытыми.


Рецензии