Толкование на три меры муки
Закваска – это Слово Божие. Взять закваску и положить ее в тесто, означает с помощью учения Христова обустроить жизнь таким образом, чтобы по ее завершении душа сподобилась Царствия Небесного. Вне веры и Евангелие тесто не взойдет, то есть она окажется не готовой для вечной жизни. Уподобление Царства Небесного закваске означает, что оно сокрыто от человека до времени, пока женщина не положит ее в тесто. Это то же горчичное семя, которое остается семенем, то есть потенциальной возможностью, силой, пока сеятель не посеет его на поле своем. Но это время еще не наступило: семя не брошено в землю, а закваска не положена в тесто. Оба события ждут своего часа в день Второго пришествия Христа, и тогда семя становится большим деревом, а закваска взошедшим хлебом, что означает обретение Царствия Небесного. Другими словами, закваска – это вера во Христа, заложенная в каждом при сотворении. Она же есть образ и подобие Божие, раскрыть которые в себе, каждый обязан благочестивой жизнью и пребыванием в служении Слова; и тогда Царство Божие через добродетели и труды станет прологом Царствия Небесного.
Женщина в притче, – это Церковь, которую апостол Павел уподобляет невесте Христовой (2Кор.11:2). Вне ее ограды невозможно войти в Царство Христа, ибо церковные Таинства не преходящи, а учение – свет Вифлеемской звезды на пути к обожению. Именно Церковь берет закваску Евангельских заповедей и кладет ее в тесто, то есть в падший, сырой и не поднявшийся для вечной жизни мир.
Три меры муки – это сам человек с его трихотомией: тело, душа, дух. Добавление закваски, то есть Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии и Его учения в душу человека, делает тело храмом: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор.6:19), или местом, где душа поднимается навстречу Христу. Для спасения нужна долгая и изнурительная борьба над собой. Поэтому Христос и добавляет: «…доколе не вскисло все». Как закваске нужно время, чтобы тесто взошло, так и Святому Духу нужно время для работы в человеке, которую Он ведет незримо; а на это, порой, уходит вся жизнь. Как известно, не всякая закваска приводит к всходу теста. Все зависит от муки, закваски и женщины. Другими словами, для восхождения теста или души навстречу Господу, нужное приложить личное усилие, терпение и иметь крепкую веру. Все зависит от самого человека и его желания достичь Царствия Небесного, готовности положить для этого немалый труд, а если нужно и саму жизнь; также пригодность теста зависит от усвоения евангельского учения и от благодати Духа. Но Господь не в силах «поднять хлеб» или привести человека к Себе, если он сам того не захочет и не уверует. Даже Христос не сотворил многих чудес: «…по неверию их» (Мф.13:58). Если кто-то, причастившись или прочитав Евангелие, или услышав проповедь, остался равнодушным и безучастным, то Христос ничего сделать не сможет и хлеб не взойдет, и Царство Небесное не наступит. Для этого нужны годы, чтобы «вскисло все», то есть, чтобы поднялся, с Божьей помощью, в душе хлеб жизни – Христос, сшедший с небес (Ин.6:51).
Если перейти к толкованию притчи с позиции учения о Царствии Божьем, то она может означать следующее.
Женщина – это душа, которая испытывает: «глад слышания слова Господня» (Ам.8:11), и жаждет насытиться словом Божиим. Поэтому она и берет закваску – евангельское учение Христа, чтобы поднялся хлеб жизни, в сердце или вера, которая и есть Царство Божие. Она дает и власть, и силу, и крепость духа и возносит на престол славы Отца.
Три меры муки – это три основные силы души, без которых она уподобляется душе животных: ум, воля и чувства. Без них познание истины невозможно, а значит недоступным останется Царство Божие. Ум принимает учение Христа, воля побуждает к его исполнению, а чувства порождают надежду на спасение, которая: «…не постыжает» (Рим.5:5). Без чувств богопознание невозможно, ибо они связывают окружающий мир с миром духовным, и через них выражается отношение к евангельским истинам. Поэтому излишне напоминать, что Царство Божие созидается в душе при жизни, а Небесное – обретается после смерти.
Я дал толкование притчи о закваске настолько развернуто, насколько это удобно и возможно в рамках настоящей работы, рассчитанной на широкую аудиторию. Именно учение о Царстве Небесном, как мне представляется, лежит в основе этой притчи. По крайне мере, Христос словами Матфея говорит именно о нем. Но и понятие Царства Божьего невозможно оставить, чтобы не погрешить в истине, ибо они взаимосвязаны. Преподобный Максим Исповедник говорил, что каждое слово Писания – это воплотившийся Христос. И как непознаваем Бог, так и не познаваемо во всей полноте Его Слово. Главная мысль, которую я хотел донести заключается в том, что нельзя как смешивать разные понятия Священного Писания, так и разделять их, ибо тем самым повреждается неслитная и нераздельная богочеловеческая природа Христа. Конечно, приведенные толкования всего лишь один из многих вариантов экзегетики, и, наверняка есть, другие значения притч Спасителя, которые остаются нераскрытыми.
Свидетельство о публикации №224102101245