Семя горчичное и Царство Небесное

                Мы продолжаем беседы, посвященные толкованию евангельских притч. Для их правильного понимания необходимо четкое разграничение понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное», смешение которых часто встречается и среди духовенства, и среди православных экзегетов. А это, в свою очередь, приводит к ошибочному  толкованию притч Христа, а значит – к искажению их смысла; и тогда богословская истина ускользает от взора верующего. В беседе «Толкование на три меры муки» мы, уже касались этой темы и теперь, вооружившись полученными знаниями, как ключом, можем приступить к расшифровке сокрытых в Писании истин. В Евангелие от Матфея Христос говорит Своим ученикам: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф.13:31-32).
                Эта притча достаточно сложна для толкования, поскольку аллегории в ней весьма сложные и не очевидные, в связи с чем, неподготовленному уму нелегко уловить связь между маленьким семенем, горчичным деревом и Царством Небесным. У святых отцов и богословов, как прошлого, так и настоящего можно встретить множество толкований на эту тему, общий смысл которых сводится к следующему. Горчичное зерно – это насажденное Духом в сердце верующего евангельское учение, которое дает многочисленный плод в виде мыслей, устремленных горе и стремящихся к богопознанию. Горчичное дерево с многочисленными ветвями – это распространившиеся по миру учение Спасителя, в котором, как птицы небесные, находят свое пристанище боголюбивые души.   Маленькое семя горчичное – это прообраз Христа, который пришел в мир, как младенец, рожденный в хлеву, и Который Своим учением просветил весь мир, а многие подвижники, словно птицы в кроне дерева, находят упокоение и спасение в Евангельских заповедях. Некоторые в своих толкованиях обращаются к природным свойствам горчицы: горечь, цвет, размер и аллегорическим путем пытаются раскрыть духовный смысл слов Христа. Есть и другие мнения, но общий их смысл тот же – притча о горчичном семени повествует об учении Христа, которое принимает благочестивое сердце, то есть притча обращена на внутренний мир, духовный мир человека. Не оспаривая мнения святых отцов и учителей Церкви, я хочу  предложить свое видение вопроса. Вся вышеприведенная экзегеза (богословское толкование) на притчу о горчичном семени строится на отождествлении понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное», при смешении которых, первое поглощает второе. Авторы не делают различия между ними, предпочитая строго александрийский (аллегорический) способ толкования. В беседе «Толкование на три меры муки» мы выяснили, что в богословском смысле эти понятия существенно отличаются, поскольку учение о Царстве Божиим обращено на внутренний мир человека, а учение о Царствии Небесном – отражает будущее мира после Второго пришествия Христа. Первое относится к духовной жизни, а второе – к посмертной участи души в день Всеобщего Суда. Подтверждение этому мы находим в текстах Священного Писания: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2), (Мф.4:17), «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29). Мы уже знаем из  предыдущих бесед, что словосочетание «Царство Небесное» встречается только у Матфея в то время, как, у остальных евангелистов, его нет, хотя они повествуют об одном и том же событии. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» у Матфея, и: «…приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» у Марка (Мк.1:15). Евангелисты не различали эти понятия, потому что каждый из них писал то, что слышал от Духа. У них не было ни времени, ни возможности сличать свои тексты с другими евангелистами. Да, и цели такой у них не было. В своем повествовании Матфей говорит о грядущем Втором пришествии Христа и Всеобщем Суде, после чего оправданные входят в Царствие Небесное. Упоминающие о  Царствии Божьем остальные евангелисты, подразумевают учение Христа, которое насаждается в сердце при жизни человека и, развиваясь в нем, дает плод стократный или Царствие Божие, которое «внутри вас есть» (Лк.17:21). Многочисленные ветви горчичного дерева – это дела веры или добродетели, которые привлекают к себе множество добрых душ – птиц небесных. Не зря Христос говорит Своим ученикам: «Вы свет миру» (Мф.5:14). Поэтому оба толкования – истина! Так, как же понимать причту о горчичном зерне в Евангелие от Матфея? Нам представляется наиболее вероятной следующая версия.
                Посеянное на поле Зерно горчичное – это Христос, который пришел на землю (поле) младенцем, то есть ничтожно малым.
                Человек, который посеял семя в поле своем – Бог Отец, Который послал Сына Своего в мир ради спасения людей.
                Семя, которое вырастет и бывает больше всех злаков и становится деревом – учение Христа или Евангелие, оно же хлеб жизни, сшедший с Небес, то есть злак (Ин.6:51).
                «Больше всех злаков» – означает, что Новый Завет превосходит все остальные учения о Боге, включая иудаизм. Мы уже говорили, что и Царство Божие и Царство Небесное являются эманациями Христа, как Сына Божьего, пребывают в Нем, а Он пребывает в них. Христос – это семя горчичное. Когда Он вырастает, то есть прославляется в воскрешении, вознося тело человеческое одесную Отца, то становится деревом большим или древом жизни, древом познания добора и зла и символизирует Царство Небесное, многочисленные ветви которого – это Церковь Торжествующая или Небесные силы, святые и благочестивые избранники Божии, пребывающие в обителях Отца (Ин.14:2). Как известно, Глава Церкви Воинствующей (Земной) и Торжествующей (Небесной) – Христос, поэтому обе они берут свое начало в Богочеловеке Христе, словно, произрастая  из зерна малого, и во Христе соединяются, обретая вечное блаженство в Царствии Небесном
                Птицы небесные, которые укрываются в ветвях дерева – оправданные судом христиане, получившие вечное упокоение в Древе Истине, то есть в Царствии Небесном, ибо души их возносятся на Небо подобно птицам.
                В заключении необходимо отметить следующее. Понимание притч Христа – это путеводная или Вифлеемская звезда каждому, ищущему путь спасения, поскольку все они наставляют в истине и проповедуют о жизни будущего века, то есть о Царствии Небесном, дорогу в которое осилит идущий.


Рецензии