Лазаре, гряди вон!

                Я продолжаю цикл бесед, посвященных сложным и в то же время весьма важным и интересным местам Евангелие. Сегодня я хочу предложить две истории: воскресение Лазаря и исцеление кровоточивой жены.  Евангелие от Иоанна нам повествует, что, узнав от Марфы, – сестры покойного, о смерти горячо любимого Лазаря, Христос восскорбел, как человек и, обращаясь к народу, спросил: «Где вы положили его?» (Ин.11:34), а в Евангелие от Луки, читаем о женщине, страдавшей 12 лет кровотечением: когда она прикоснулась к одежде Христа с верой, что Он исцелит ее, Иисус почувствовал это и спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» (Лк.8:45). Две совершенно разные евангельские истории, но их объединяет одно общее – вопросы Иисуса: где и кто! Эти вопросы и станут предметом нашей беседы. В обоих случаях возникает недоумение: а что Христос, как Бог, не знал, где лежит Лазарь и, кто к Нему прикоснулся? Судьбу Иерусалима Он предсказал, а о Лазаре и кровоточивой женщине ничего не знал? Конечно же, это не так. Тогда, зачем Иисус спрашивает о том, что Ему хорошо известно? Для ответа еще раз обратимся к евангельским текстам. При их внимательном прочтении не трудно заметить, что оба случая произошли, когда Христос находился в окружении не только Своих учеников, но и собравшегося народа. Поэтому не сложно предположить, что оба вопроса: «где» и «кто» были обращены к собравшимся, не ради ответа, а с назидательной целью. Начнем с умершего Лазаря. Обращаясь с вопросом о месте его погребения, Христос, тем самым, привлекает внимание всех к тому, что должно произойти. Ему было важно, чтобы не только Марфа пошла с Ним ко гробу, но и как можно больше людей, многие из которых были далеки от веры в Иисуса как в Мессию. В ответ иудеи говорят Иисусу: «пойди и посмотри» (Ин.11:34). Это не значит, что Христос пошел, а они остались. Весь народ последовал за Ним, подтверждение чему находим далее: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший» (Ин.11:41). Отняли именно те, кто пошел за Христом к гробу Лазаря. Таким образом понятно, зачем Господь задал вопрос, на который знал ответ. Да, и Сам Христос об этом свидетельствует в молитве к Отцу перед воскрешением Лазаря: «Но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:42). С вопросом Сына Божьего мы разобрались. Но в истории этого воскрешения есть еще один очень важный момент. После призыва Христа: «Лазаре, гряди вон!», умерший выходит из гроба весь повитый погребальными пеленами. Необходимо отметить, что при погребении в те времена человека очень туго обматывали, поэтому Лазарь, связанный по рукам и ногам, не то, что выйти, он и пальцами пошевелить не имел никакой возможности. Однако, он вышел! Это чудо усилило эффект от воскрешения Лазаря и всем явило Божественную силу Христа. Господь показывает, что в Его власти не только воскресить умершего, но и дать ему силу для исполнения заповедей Божиих. С богословской точки зрения погребальные пелены – это искушения, скорби, слабости, немощи, болезни, которые связывают нас и не дают всецело отдаться воле Божьей. Но с приходом Христа невозможное становится возможным, и тот, кто прислушается к повелению Господнему: «гряди вон!», тому Христос дарует силы для шествия путем спасения из гроба греховной жизни.
                Прикосновение кровоточивой женщины также произошло при стеснении толпы, окружавшей Христа. И Его вопрос «кто» также был направлен на привлечение внимания собравшихся. Петр, удивившись вопросу Учителя, говорит: «Наставник! Народ окружает тебя и теснит, и – Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?». Но Иисус продолжает настаивать: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк.8:45-46). После этого некая женщина признается, что это она коснулась края одежды Иисуса. И не просто признается, а рассказывает в связи с чем она это сделала, и как после этого исцелилась от болезни, на лечение которой истратила 12 лет жизни и все состояние. В этом случае, как и в случае с Лазарем, сами виновники воскрешения и исцеления исповедуют Божественное происхождение Христа, и силу свыше на них явленную. Что примечательно: и в том, и в другом случае, присутствуют, так сказать, вспомогательные обстоятельства, которые не только подчеркивают факт свершившегося чуда, но несут воспитательный и нравоучительный характер. У Лазаря – это сковавшие его гробные пелены, а в случае с исцеленной женщины – растрата состояния на бесполезных врачей. С пеленами Лазаря мы разобрались, а вот о состоянии кровоточивой поговорим отдельно. Помимо своего прямого назначения, потраченные деньги имеют особое значение. Во-первых, под ними следует понимать те усилия, которые человек прикладывает ради достижения поставленной цели, и которые часто оказываются пустой тратой времени и средств, по слову Писания: «Суетно спасение человеческое» (Пс.59:13), и «Яко без Меня не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Другими словами, во власти человека задумать что-либо и приступить к осуществлению задуманного, а вот завершить начатое не в его власти, а во власти Божьей. Понимание этого имеет не преходящее значение в жизни каждого, поскольку от него зависит, как человек будет относится к происходящему с ним: к потерям, разочарованиям, обидам, утраченному и недостигнутому. Если он верит, что за попущенными скорбями стоит Господь, во власти Которого благословить устремления человека или отвергнуть, то он поймет, что наступившие искушения – результат действия Промысла Божьего, а значит служат во благо. В противном случае, возникает злоба, ненависть, раздражение, отчаяние, уныние, а порой и богохульство, ведущее в погибель. Вспомним известное «Зоино стояние». Молодая девушка в середине 1960-х в г. Самаре,  не дождавшись парня, с которым собиралась на танцы, в злобе стала танцевать в обнимку с иконой святителя Николая Чудотворца. Все это для нее весьма печально кончилось: она застыла с иконой посреди комнаты, и никто не мог ее сдвинуть с места в течение 128 дней, пока чудо Божие не освободило ее от такого страшного наказания. Во-вторых, под израсходованными зря богатством, следует понимать упущенное время и возможности, данные для богопознания и спасения, то есть речь идет о напрасно потраченной жизни на ненужное, как на бесполезных врачей: удовольствия, развлечения, карьеру, стяжание чинов, должностей, славы, почета, признания людей, научные достижения и так далее. Вместо того, чтобы позаботиться о душе, как о том велит Христос: «ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам.» (Мф.6:33), человек тратит время жизни впустую. В-третьих, и это самое, главное – никогда не поздно обратиться с Тому, Кто только Один может исцелить и утешить. Для этого нужно уверовать во Врача душ и телес наших, как уверовала в Него кровоточивая женщина. Приступающий ко Христу с верой не только исцелиться телесно и духовно, но и услышит глас Божий: «Дерзай!..вера твоя спасла тебя; иди с миром», то есть получит отпущение грехов и благословение Господне (Лк.8:48). Но самый главный вывод заключается в том, что нужное для себя человек может получить только у Бога, если припадет к Нему с верой.


Рецензии
Спасибо, Игорь, за проповедь, за изложение смысла двух важных эпизодов Евангелия в доступной форме, простым языком. Воскрешение мертвого Лазаря на 4й день после смерти - это величайшее чудо, какого еще не знало человечество! И до Христа воскрешали мертвых пророки Илия и Елисей, но в день кончины. А в случае с Лазарем уже шло разложение плоти. Погребальные пелены точно символизируют оковы, которые при жизни на земле ограничивают движение по пути веры.
По поводу женщины, 12 лет страдавшей кровотечением и потратившей на врачей все сбережения свои бесцельно, есть вопросы. Очевидно, кровотечение было с перерывами и не очень обильное, иначе больная давно бы умерла. Женщина эта по Закону Моисея не имела права появляться на людях с такой проблемой, т.к. считалась нечистой. Но болезнь, видимо, так вымотала её, а жить она хотела, что, услышав о чудесах исцелений, творимых Учителем, она решилась... И вера её спасла её! Иисус не только не осуждает нарушительницу Закона, но и говорит ей:"Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя"." Не надейся на человека, но уповай на Бога"- это тоже библейсеая истина. Без благословения Божьего ничто задуманное человеком не может осуществиться в полноте. А может и навредить, если не было на действие Божьей воли.
С уважением,

Вера Шляховер   30.10.2024 10:20     Заявить о нарушении
Спасибо! Вы, как всегда, мудры!

Игорь Устичев   30.10.2024 14:20   Заявить о нарушении