Зачем Христос проклял смоковницу

                Евангелие от Матфея повествует о событии, которое вызывает различные толкования и недоумения с первых веков христианства. Тогда действия Христа казались Его ученикам странными и несправедливыми: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф.21:18-19). По этому поводу существует множество толкований святых отцов, известных богословов и библеистов от Антония Великого до профессора Московской Духовной Академии XIX в. А.П.  Лопухина. Все точки зрения, по понятным причинам мы рассматривать не можем, а остановимся лишь на кратком обзоре некоторых из них. Их общий смысл сводится к следующему. Одни считают, что, проклиная смоковницу, Христос проклял иудейский народ, который Его не принял, а  другие полагают, что смоковница символизируют листья, которыми наши прародители прикрывались в раю, и тем самым Господь проклинает их грехопадение. До этого случая Христос не проявлял Своей карающей силы, и чтобы показать ученикам и народу, что: «Отец отдал всякий суд Сыну» (Ин.5:22), и только в Его власти жизнь и смерть всякой твари,  Иисус проклинает дерево, на котором, по определению, в конце марта, не могло быть плодов. Одновременно Он дает понять, что этим проклинается народ Иудеи, которые не имеют в себе доброго плода веры и любви к Богу.
                Для нас важно понять логику поведения Спасителя в свете Его учения. Все поступки Христа среди людей имели важное нравоучительное и символическое значение. Попробуем с этим разобраться. Смоковница – это хорошо нам знакомый инжир. Плод питательный и вкусный, который, как и положено, появляется в свое время. История, о которой идет речь, случилась ранней весной, когда никакого плода инжира и быть не могло. Возникает вопрос: зачем Господь проклял смоковницу, если она, по Его же воле (вся природа живет по воле и законам Бога), не могла в марте плодоносить? В чем логика такого поступка. Мнения о том, что это символическое проклятие иудеев за отвержение Христа, или проклятие первородного греха наших прародителей, или желание Господа явить Божественную силу таким странным способом нас удовлетворить не могут. Они могли иметь воспитательное значение и служить предостережением для первых христиан Вселенской Церкви, которая находилась в окружении языческого мира и подвергалась нападкам гностиков. Тогда толкования святых отцов о смоковнице играли скорее роль сдерживающе-воспитательную, а не просветительскую. Сейчас к разъяснению этой истории нужно подходить с позиции зрелого богословия, раскрывающего тайну спасения. Ранние христиане внимали учению святых отцов как младенцы,  питающиеся молоком, а сейчас время посвященных, нуждающихся в твердой пище. Исходя из этого, я выскажу свое понимание проклятия  смоковницы.
                Все известные толкования на эту тему начинаются, как правило, с 19-го стиха, а первый 18-ый пропускался как несущественный. Поэтому богословами разбирался сам факт проклятия, а предшествующие ему события опускались. Мы же начнем с 18-го стиха и закончим 19-ым. Итак, вначале мы читаем: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал». Это можно рассматривать буквально: Христос, возвращаясь в город рано утром, как человек, проголодался, а можно толковать и умозрительно, то есть в духовном смысле. Тогда слова: «Поутру, возвращаясь в город» – означают снисхождение Бога к людям, ибо город – это люди в нем живущие, а "по утру" – это время восхода солнца, что в Православии знаменует воскрешение Христа – Солнца Правды и новую вечную жизнь. Солнце восходит на востоке и заходит на западе, поэтому и Иисус идет с востока на запад, то есть – от Отца в мир к людям. В этой связи примечательно слово «возвращаясь», которое означает следование туда, откуда раньше вышел или где раньше был. А это прямая отсылка ко Второму Пришествию Христа, когда Он, возвращаясь будет судить мир. Слово «Взалкал» – значит проголодался, захотел утолить голод. В нашем смысле, можно предположить, что под алчбой Христа следует понимать Его желание, как Бога, утолить глад спасения человечества и, как человека – глад слышания слова Божия (Ам.8:11). Воплощение Христа было ради спасения человечества. Это желание Бога справедливо можно сравнить с чувством голода, который изнуряет и побуждает к действию. Таким образом, фраза: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал» – в глубоком богословском смысле  означает, что Христос, воплотившись, взалкал спасения человека, и  Он же, вернувшись во Втором Пришествии, взалкает плодов Истины от древа мира Им насажденного, и не найдя их проклянет мир на Страшном Суде. Если подходить к такой экзегезе 18-го стиха, то она становится ключом к толкованию истории со смоковницей. В свете изложенного, можно предположить, что ее проклятие преследовало несколько высоконравственных и поучительных целей и может быть истолковано следующим образом.
                Вне зависимости от места и времени (март для инжира) человек, душа которого не умирает (зеленые листья смоковницы), должен быть готов: явить Господу свои добрые дела (плод инжира) и этими плодами утолить голод Бога, то есть удовлетворить правде Божьей, ибо не все плоды съедобны, и не все добрые дела этой правде удовлетворяют, поскольку: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию», – как пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
                Проклиная смоковницу, Христос говорит: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». Здесь особое значение имеют слова «впредь» и «вовек». Впредь – значит навсегда, то есть до скончания века. Оба слова относятся к категории времени. Применительно к нашему толкованию это означает следующее. Душа, не предъявившая по требованию Господа (которое может наступить в любое мгновение жизни, «О дне же том, или часе, никто не знает» (Мк.13:32) доброго плода своих дел, осуждается и в этой жизни и погибнет в будущей. Таким образом, Христос образно произносит приговор тем, кто удалился от Бога и добродетелей. Причем, это осуждение происходит не в буквальном смысле, как это произошло с Сапфирой и Ананией, солгавших Духу и павших замертво (Деян.5:1-11), а в духовном. Господь отходит от такого человека незримо. Однако, Он знает и видит все, поэтому, прежде чем проклясть, Бог знает, что грешник уже никогда не обратится. Однако, Господь не лишает его жизни, поскольку Он всякое злое обращает во благое. Другими словами, все происходящее в мире имеет неведомую нам причинно-следственную связь, играющую свою роль в Домостроительстве Божьем. Например, Бог сохранил власть и жизнь Пилату, зная о его грядущей роли в распятии Христа, чтобы он своим осуждением прославил Господа, восставшего из мертвых. Но такой человек заведомо мертв для Бога, как в этой жизни, так и в жизни будущего века, как не приносящий плода доброго.  Поэтому слова Христа «впредь» и «вовеки» означают Суд Божий на земле и на Небе.
                И завершающие слова: «И смоковница тотчас засохла» – подводят итог нравоучительного и воспитательного поступка Христа. Душа, не имеющая добрых дел, удовлетворяющих  правде Божьей, обречена на лишение благодати и осуждение на вечные муки после смерти. Об этом кратко и содержательно высказался святой праведный Иоанн Кронштадтский в слове на проклятие смоковницы: «Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок». 


Рецензии