Как нас воспитывают дети
Как же должен и как происходит на деле процесс воспитания в семье? Рассмотрим сначала, как он происходит, а потом сравним с тем, как должен происходить. Обычно воспитание детей сводится к удовлетворению их физиологических потребностей в младенчестве и наставлению в житейским вопросах в отрочестве; и на этом воспитание, как правило, заканчивается. Прошли те благословенные времена, когда родители читали ребенку сказки на ночь, всей семье пекли пироги, ходили на прогулки, занимались совместным трудом. В наше время это, скорее, является проявлением архаичности, чем естественными отношениями в «малой Церкви». Разрушение семейных ценностей, обычно, начинается с эгоизма родителей, отягощенного безумной эмансипацией женщины в современном мире. Как и всякое зло, эгоизм представляет собой центробежный процесс, приводящий к разрушению семьи. Он присущ каждому человеку, но в истинно православной семье, посреди которой Христос, он подавляется чувством ответственности и страхом Божиим. Сохранение семьи и воспитание детей – это тоже форма духовной брани и искушений, которые нужно пройти, но далеко не всем это удается. С рождением ребенка ситуация переходит на качественно новый уровень. Возникают новые отношения родителей и детей, которые закладывают основы полноценной семьи. Считается, что воспитание детей заключается в наставлениях о добре и зле, что такое хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Причем, на начальном этапе развития ребенка эти истины утверждаются авторитетом родителей. Однако, если они сами не в ладах с нравственностью и пониманием родительского долга, то вместо духовных ценностей ребенку прививаются аморальные и безнравственные. Затем, когда результаты такого воспитания становятся прямо противоположными ожидаемым, наступает этап принуждения, но уже с помощью не столько авторитета отца и матери, сколько при помощи насилия и злоупотребления родительской властью, а нередко и с применением физических методов «разъяснения». С вхождением в отрочество, вся эта метода перестает работать, и тогда рожденное начинает пожирать родивших. «Бунт» трудного возраста может происходить в самых разных формах: от ухода из дома и проявления подросткового нигилизма, за которым следуют презрение к родителям и беспорядочные половые связи и до прямого физического противостояния с отцом или матерью, в основе которого лежит ненависть к «предкам». Состоятельные родители в этих условиях предпочитают откупаться от своих отпрысков и деньгами решать конфликтные ситуации с ними. Примеры многочисленных мажоров у всех на виду. У кого возможностей удовлетворить похоти и запросы своих чад нет, вынуждены их терпеть, и жизнь в семье превращается в ад. Этот механизм разрушения семейных отношений одинаков и для детей уборщиц, и для сынков олигархов, потому что в его основе лежит эгоизм родителей и ложь в отношениях между супругами. Здесь мы переходим к самому главному, к процессу правильного воспитания с позиции православной семьи. Мало кто задумывается о том, что ребенок воспитывается не словами, а делами. А ведь могли бы люди научиться у животных и птиц. Они воспитывают подрастающее поколение не столько звуками (словами), сколько личным примером. Но человек слеп и не воспринимает очевидного. Можно сколько угодно рассказывать ребенку что такое хорошо, а что плохо, но если он увидит, что отношения в семье явно не соответствуют тому, в чем его наставляют папа с мамой, то он им не поверит. Сначала это убеждение закрепляется в детском уме на подсознательном уровне, а с возрастом переходит в осознанную оценку того, что собой на самом деле представляет его семья. Тогда наступает состояние разочарования, тоски, и начинает зреть ненависть к фарисейству родителей. Процесс разрушения семьи переходит в завершающую стадию. Чтобы этого не случилось, родители должны своим поведением подтверждать в ребенке, заложенные с младенчества нравственные ценности.
Воспитание возможно только личным примером, и тогда оно не будет обманом. Как поступают родители, так будет вести себя и ребенок. Это закладывается на генетическом уровне, как, например, обучающая охота волчицы – в инстинкт волчонка. Он просто видит, как делает мать и повторяет за ней тоже самое. Не поняв этого, нельзя привить ребенку высокии морально-нравственные качества. Здесь наступает момент истины: что или кого хотят видеть родители в своем чаде? Как правило, их воспитание сводится к попыткам вырастить детей, исходя из собственных представлений и плохом и хорошем, нужном и не нужном, без учета желания и способностей самого ребенка, не желая или не умея разглядеть в нем индивидуальность, отличную от папы с мамой. Часто это обусловлено не сбывшимися мечтами самих родителей, как например стать выдающимся хоккеистом, музыкантом, писателем, бизнесменом и так далее, либо стремлением внушить детям те ценности, которые они сами исповедуют. Говоря проще, начинают «делать» ребенка под себя. А здесь разброс стремлений самый обширный: от передачи священства по наследству до занятия места бандитского авторитета. И в том, и в другом случае – это попытка реализовать в детях свои не состоявшиеся идеалы, либо сделать наследниками своего кредо. Понято, что это путь в никуда, ведущий к уничтожению семьи и ее истинных ценностей. Люди не знают или забывают, что в каждом малыше от рождения, заложены свои устремления, свой путь развития и свои представления о мире и жизни. В раннем возрасте они находятся в глубоко латентном состоянии, и по мере возрастания раскрываются в ту или иную сторону. Если семейные отношения являют собой «малую церковь», то лучшее в ребенке расцветает и направляет на верный путь, вне зависимости от будущего рода занятий. Если же семья – пример лжи всех, во всем и для всех, то лучшее в детской душе умирает, а худшее начинает бурно произрастать.
Однако, название нашей беседы призвано раскрыть тему воспитания не детей, а родителей. Как это происходит в жизни? Тут вступает в действие Промысел Божий, ибо каждый человек, включая грудного младенца, является инструментом в руках Господа. Например, для вразумления недостойных родителей, Бог посылает болезнь ребенку, а в некоторых случаях и смерть. Это самое сильное вразумление, поскольку в его основе лежит материнская привязанность и отцовская забота. С целью воспитания родителей Бог ставит ребенка в такие условия, которые очень болезненно переживаются родителями. В обоих случаях Творцом преследуется одна цель – воспитание родителей, ради блага и спасения их душ. Одни, вразумленные горем, задумываются о причинах происшедшего и исправляются, а другие – впадают в отчаяние, неся непомерную скорбь. В Книге пророка Екклесиаста сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл.2:7). Скорби и искушения – необходимые условия спасения по слову Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Скорбь – необходимый пластырь, врачующий болезнь души. И если родители не понимают иного, то Бог врачует их таким образом. Вот почему, дети воспитывают нас, если, конечно, они нам не безразличны. В противном случае, в семье растет тот, кто пожрет своих родивших его.
Свидетельство о публикации №224103100860