О пойманной рыбе и найденном статире
Последующие события предваряет вопрос Христа о сынах царей и посторонних. Этим Господь как бы подготавливает Петра к тому, что должно произойти дальше. Он задает вопрос, заведомо зная, какой получит ответ, но все же спрашивает, чтобы привлечь внимание ученика к тому, что последует дальше. Под царями и пошлинами понимаются не только светские или церковные власти, но и нормы Закона Моисея. Как известно, их нарушение влекло за собой весьма суровые наказания, вплоть до смертной казни. Своим вопросом Христос тонко обличает книжников и учителей в том, что они, как цари, от себя и своих приближенных, исполнение норм Закона не требуют, а всю тяжесть его перекладывают на посторонних, то есть на простой народ. В этом же Он их обвиняет в другом месте: «Ибо они говорят, и не делают, связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф.23:3-4). Но таким фарисейством страдали не только древние иудеи. Оно повсеместно встречается и в наши дни как в церковной, так и в мирской жизни. Даже в семье или в общении с ближними люди падки требовать от других того, чего сами не делают. И к ним эти слова Христа обращены в первую очередь. С другой стороны, словом «итак» Он подчеркивает, что сыны от податей свободны. И здесь речь идет уже не об иудеях и их начальниках, а о сынах Божиих по благодати, то есть об учениках, которые приняли Благую Весть и последовали за Учителем. Поэтому они не платят податей, то есть освобождаются от исполнения Ветхого Завета. Однако, время прославления Сына Божьего еще не наступило, и Евангелие спасения не было явлено. В силу этого, Иисус – поступает как благочестивый иудей, подавая пример повиновения властям и Закону. Все, что фарисеи и книжники: «Велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф.27:3), – добавляет Он.
Далее происходят интересные события. Христос велит Петру пойти на море, забросить удочку и в первой же пойманной рыбе найти статир для уплаты подати. Почему именно Петру, а не кому другому из апостолов выпала такая участь? Здесь, как и в других местах Писания, апостол Петр символизирует Церковь, которую создаст Христос. Именно он вытаскивал сети с рыбой в Тивериадском озере (Ин.21:5-6). Поэтому и сети, и удочка тождественны в своем значении. Следовательно, ловить в море или в падшем мире, рыб, то есть грешников, надлежит именно Церкви. Первая рыба – означает не порядковый счет улова, а символизирует всякого, кто впервые переступает порог храма в Таинстве Крещения. Всякий крестившийся и есть первый, а статир, «найденный во рту», «вытащенного» из воды крещения – это четыре драхмы. Их символическое значение можно истолковать следующим образом. Первые две, которые вносятся за Иисуса – это вера и любовь, а последние, поданные за Петра – тело и душа рожденного во Христе. Также они символизируют четыре Евангелие, которыми верующий приводится ко Христу и четыре гвоздя, которыми распинаются на Кресте веры плоть и страсти, стремящегося на Небо подвижника.
Христос повелевает Петру отдать монету, для уплаты подати на храм за Себя и за него, и этим показывает, что поднятый из глубин греха человек угоден Богу и Он принимает его как жертву в самом ничтожном достоинстве. Повеление Христа: «Отдай им за Меня и за себя» означают, что, как Иисус принес Себя в жертву за всех людей, так и каждый «поднятый» Им из глубин греха и очищенный Его кровью, обязан принести себя в жертву Богу, но не кровью, а сокрушенным и смиренным сердцем. Податью, уплаченной за Себя и за Петра, Христос выкупает человека из рабства греха, делает его свободным в Истине. Поэтому выкупленный Господом становится Его рабом, а значит должен быть верным христианином, исполняющим волю своего Владыки. Прежде всего это должно проявляться через участие в церковной жизни и таинствах, главными из которых являются причастие и покаяние. Именно на евхаристии священник приносит жертву Богу за себя и за весь народ, как Христос принес жертву за Петра. В Анафоре Церковь через приношение распинается Христу, а Христос через заклание Агнца распинается Церкви. Это взаимное приношение бескровной жертвы – суть Христианства. Примечательно, что в одном статире – самой мелкой и ничтожной монете, каковым символически можно считать последнего грешника, сошлись воедино две драхмы, то есть Бог и человек. Уловленная Церковью, как рыба, душа несет в себе плату за спасение, которую данью полагает к стопам Бога, вступая в общество верных. Рыб в море много, но не у каждой во рту статир, и не в каждом православном – Христос. Поэтому Господь и говорит о первой рыбе, то есть о том первом, кто станет таковым в Царствии Небесном (Мк.33:35). Именно это первенство несут в себе четыре драхмы спасения.
Свидетельство о публикации №224111300693