Толстой и церковь

 

  В конце 1870 годов  в    50 лет Толстой  пережил  мучительный духовный кризис.
Он описал этот кризис в своей   " Исповеди".  Толстой упрекал церковь за поддержку  антихристианских действий-  смертной казни,  завоевательских войн, угнетение простого народа.

   В романе "Воскресение", написанном в 1889- 1899 годах, в образе главного героя князя Нехлюдова он изобразил кающегося дворянина, соблазнившего бедную девушку,   а потом попавшую в тюрьму,  духовные поиски   героя   и воскресение души главных героев романа,   а также духовенство, наскоро,   механически исполняющее  церковные  обряд.     В   образе Топорова читатели узнавали  Победоносцева  -обер-прокурора  Святого Синода.

   Кроме того,  Толстой берется за самую основу церкви -   делает  свой перевод Евангелия, пишет и распространяет брошюры  в своем окружении   :   "Чем люди живы",   " Где любовь, там и Бог",    " В чем моя вера", написанные в 1887 году. Он отрицает церковные обряды, исповедь, отпущение грехов и т. д.

  Сам Толстой был истинным христианином. Он каждый день   в своем дневнике обращался к Богу, называя его Отец.
Но по тогдашним законам  взгляды графа Толстого   считались государственным преступлением. Духовенство  призывало императора  Александра Третьего наказать графа  Толстого, а тот отвечал, что не желает   прибавлять к  славе  Толстого мученического венца.

    После смерти Александра Третьего духовенство обратилось к новому царю Николаю Второму:    "   ... Явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой , известный миру писатель,    в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа его. Отвергает все таинства церки..."

    Толстой ответил Синоду, но получил резкую критику.  Особенно резко критиковал его  Иоанн Кронштадский  в 1902 году, который назвал Толстого  безбожником, сравнил с Иудой.
И вот 20 февраля 1901 года вышло постановление  Святейшего Синода, что граф  Лев Толстой  не является  членом Православной церкви, так как  его  публично  высказываемые  убеждения  не совместимы  с членством.
Опубликовано это постановление было  в " Церковных ведомостях"   24  февраля 1901 года.
  После этого  в адрес Толстого непрерывным потоком  шли  письма  и телеграммы   с выражением сочувствия.
 
   Софья Андреевна в  дневнике за 6 марта писала, что три дня подряд  Льву Николаевичу  устраивали овации, приносили корзины  живых цветов, а дома с   утра до вечера были   целые толпы посетителей.  В некоторых городах даже прошли демонстрации...
В Петербурге, где проходила 24 -я выставка картин передвижников ,   выставили портрет   Толстого  работы  Ильи Репина.  Публика засыпала портрет цветами,   после чего по настоянию полиции  портрет   Толстого сняли с выставки.
 
   Журналист , издатель популярной в то время газеты  " Новое время"   Алексей Суворин    в своем дневнике записал тогда так :  " Два царя   у нас  -  Николай второй и  Лев Толстой. Кто из них сильнее?
 Николай Второй   ничего не может сделать  с  Толстым, не может поколебать его трон, тогда  как Толстой  несомненно  колеблет  трон  Николая и его династии.
  Попробуй  кто тронуть Толстого, весь мир закричит ..."

   В 1901 году Лев Толстой был номинирован  на Нобелевскую премию  мира, и  эта номинация повторялась  ежегодно  до 1906 года, хотя Нобелевский комитет так  ни разу  и не одобрил  кандидатуру Толстого.

   Нобелевская премия по литературе присуждается    с 1901  года и первым лауреатом  стал французский поэт  и эссеист  Сюлли - Прюдом за высокий идеализм, художественное совершенство, душевность и талант.
Другими лауреатами Нобелевской премии при жизни Толстого стали:

   В 1902 году   -   немец Теодор Моммзен за свой труд  "Римская история".
   В 1903  году  -Бьёрнстьерне Бьёрнсон  норвежский поэт  за благородную и разностороннюю поэзию.
  В 1904 году  - французский поэт Фредерик Мистраль за свежесть и  оригинальность поэтических произведений, которые изображают дух народа.

и еще испанский драматург Хосе Эчегарай -и -Эйсагирре за традиционную испанскую драму.
  В  1905 году Генрик Сенкевич, проживающий в Польше, которая тогда входила в состав    Российской империи за выдающиеся заслуги в области эпоса. в 1906 кто?
В  1907 году  англичанин   Редьярд  Киплинг за яркую фантазию и выдающийся талант.
В  1908 году  Рудольф Эйкен из Германии за поиски истины, силу мысли и идеалистическую философию своих произведений.
 В  1909 году  Сельма Лагерлёф из Швеции за яркое   воображение, высокий идеализм и  духовное проникновение.
 В  1910 году Пауль Хейзе из Германии  - лирический поэт, романист, автор  новелл  за долголетний творческий путь.

Жаль, что великий   писатель- гуманист  Лев Толстой не удостоился этой премии, хотя он говорил про неё, что если даже он будет награжден, то откажется...
 Из всех этих представленных к такой награде достойных  людей,  я думаю, что Лев Толстой,  как никто другой был её достоин...


Рецензии
здравствуйте, Татьяна! Увидел, что контактировал с Вами ровно 15 лет тому назад. Вижу, как много на Вашей странице интересных вещей. Про Толстого понравилось, конечно, он был достоин Н. премии больше многих других. Жму зеленую, удачи Вам.

Александр Фрейшист   06.06.2025 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Александр! Очень приятно, что зашли через 15 лет. Это для меня очень дорого.
Удачи Вам!

Татьяна Шмидт   07.06.2025 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.