Имболк или Громница традиции праздника
Это священная ночь первого пробуждения стихий традиционно отмечается в ночь с 1 на 2 февраля (по старому стилю) или 15 февраля (по новому).
Когда правильно? В классическом язычестве и родноверии - 2 февраля. В день, когда праздновали наши предки. Тем более, что 15 февраля, особенно на русской земле, отмечают Сретение и может быть ослабление «проводимости» канала, за счет христианского эгрегориального влияния. Если связь с родными богами еще не настолько сильна и вы только учитесь - лучше проводить по традиции, когда нет «помех».
Так что же это за праздник такой? Давайте разбираться!
В западном язычестве
Многие века в северной части мира разные народы отмечали окончание зимы и начало весны. Поворот Колеса Года. И на северо-американском континенте, и в европейской и в азиатской части России, и конечно, на всей территории Европы в это время (с небольшими погодными ремарками) в эти дни начинался ход времени на весну.
Первые «ласточки» приближающегося тепла, возрожденного Солнца, просыпающейся Богини Бригитты.
В разных странах этот день имел разные названия. Кэндлмас “Candlemas” (день свечей), День Святой Бригитты, “Oimelc” - срединный день с ирландского и т.д.
Суть его названия всегда неизменна. Это поворотная точка Колеса Года между темным Йолем на зимнее солнцестояние и Остарой на Весеннее равноденствие. День, когда символично начинается световой год и начинает прибывать сила.
После дикой охоты, периода безвременья Йольтайма, когда мы оставались одни, наедине с собой и своими страхами и подвигами, в «темной ночи души», Имболк-первый день, когда пробуждается природа, стихии и мы, наконец, оживаем и возвращаемся потихоньку в мир. Только мир это-новый. И об этом рассказывают нам предания. \
На Имболк приходят знаки и предсказания грядущего года. Ветер перемен.
Сегодня пробуждается Воздух. Стихия, связанная с менталом, мыслями и информацией. Она привносит свежесть, ясность, скорость в наше мышление. Она дает предчувствие грядущего, желание (пока не силы) строить новые планы, мечтать.
Ритуально же Йоль - день Бригитты. Великой триединой Богини. И приходит она в облике юной девы, несущей сейчас чистоту, вдохновение и пророчества на грядущий год. Не просто так раньше ее изображали в образе птицы с человеческой головой. Она несла весть. А какую - зависело от того, кто встретится с ней. Кому-то она ведала об удаче, кого-то предостерегала, кому-то предрекала новый путь.
В славянской традиции
Этот день у славян назывался Громница. Потому что в этот день уже были первые грозы в южных регионах. Но не только поэтому.
Именно в эти дни (2-1 февраля) впервые встречаются сёстры Морена и Леля, богини зимы и весны. Это зимние громницы (осенние проходили на 2-16 августа).
"Зимняя Громница связана с другой линией в истории взаимоотношений Перуна и Додолы. Легенда рассказывает, что Додола входила в круг Берегинь, противостоявших бабе Чаровнице.
Когда Марена похитила Даждьбога и заключила его в чертоги замковых гор, то бросился Перун ему на выручку. Но опоила своим зельем баба Чаровница Перуна, сковала его цепями и льдом, ослепила и спрятала во тьме кромешной.
Ждала-ждала Додола своего супруга, но не всходило солнце, не возвращался Перун домой. И тогда поняла она, что случилась беда. Достала Додола-поляница свои доспехи, выкупила у Кощея меч-кладенец и отправилась в ледяные пещеры.
Найдя Перуна, Додола в несколько ударов меча разрушила замковые горы, разрубила Перуновы оковы (отсюда и февральские раскаты грома на Громницу). После этого Додола остригла свою косу, зашила и перевязала волосами раны мужа, натаскала воды и омыла очи Перуна, остановила и утихомирила кровотечение. И пробудился Перун ото сна вечного.
Надел Перун свои доспехи, сел на коня и поехал в чертоги Кощеевы (после Велесового праздника, 12 февраля). А на Радогощь (Масленицу) состоялась битва Перуна и Кощея.
Победил Перун Кощея с Мареной и выпустил Даждьбога из темницы. Тут и совершается поворот на весну.
Конечно, Даждьбог после пленения ещё слаб, и нескоро солнышко начнёт согревать землю, однако зима уже окончена, и сила света победила. "
Автор - Арина Никитина, https://arina-nikitina.ru/prazdnik-gromnitsy/
Дни огней и значение артефактов
Более важным праздник Имболк был для друидов и кельтов. Для славян же - Остара.
Но неизменными символами праздника были:
Молоко, как символ первой пищи и чистоты, символ Богини.
Мед, как символ благополучия, солнца, сладости жизни.
Свечи и огонь, как отражение небесного огня, сходящего на землю. Символ единства, света, любви, защиты, очищения. Они помогают весне победить, Солнышку скорее окрепнуть и принести благословения Роду,сообществу, земле и людям.
Свидетельство о публикации №225020101427