4. Фантазия. Семь

Автор - Фантазия - Юлия Газизова http://proza.ru/avtor/gazizovau

СЕМЬ

Он больше не торопился. Не подгонял дни, не считал минуты, не искал потерянные мгновения и не заглядывал в замочные скважины. Сотни запертых дверей мелькали калейдоскопом за сутулой спиной и, сложившись в непрожитые мозаики, растворялись в тумане памяти. Он всё ближе и ближе подходил к последнему приюту, стараясь не расплескать остатки своей музыки.

Любители растаскивали его партитуры на мелодии и, подавившись пассажами, выплёвывали непереваренные фрагменты, требуя простоты и прозрачности. Меломаны жаждали упрощённого совершенства и лёгкости. В погоне за именем плутали в лабиринтах непонятого и, не найдя выхода, выстреливали критическими статьями и добивали разгромными рецензиями. На одном из концертов он почувствовал, что таинство единения со зрителем куда-то ушло. Зал жил своей жизнью. Мелодия обтекала пульсирующий живой кокон, расцвеченный назойливыми вспышками фотокамер, и возвращалась выдранными кусками в огранке незнакомых лиц. Многоликое существо множилось, жадно отвоёвывая пространство. И чем громче звучало его имя, тем теснее сжималось кольцо, проще становились обрывки мелодий и совершеннее копии. В этой упрощённости он перестал чувствовать гармонию, в копиях - узнавать свою музыку и потерялся. Чуть позже отменил ближайшие концерты, разорвал контракты, бросил голодным адвокатам кость неустоек, и скрылся с музыкального олимпа. Газеты новостными заголовками вывернули и прополоскали его прошлое и в погоне за новыми сенсациями забыли о его существовании.

Ночь. Фонари расплываются размытыми пятнами где-то на минус пятидесятом этаже, их свет не приносит успокоения. Наверное, если выглянуть в окно, можно увидеть звёзды, но плотные шторы надёжно защищают внутреннее пространство комнаты.

В центре комнаты рояль. Человек подходит к роялю, задумчиво касается клавиши, вслушивается в пронзительную чистоту звука, и одиночество переполняет его до краев. Оно разрастается где-то на задворках души и поглощает целиком.


До…

Человек обернулся. У стены стояла высокая рыжеволосая женщина в длинном чёрном платье с ниткой чёрно-белого жемчуга на тонком запястье.

- Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои*… - чувственным, слегка хриплым голосом пропела незнакомка. - Да, вначале несомненно была До, но в твоей истории всё началось с Доры. Ты когда-нибудь вспоминаешь о матери?

Вопрос повис в воздухе. Человек равнодушно смотрел на незваную гостью и молчал. Не дождавшись ответа, незнакомка продолжила:

- Твой папаша, пьяница и дебошир, был прав в одном: для вашего семейства шестеро нахлебников были непозволительной «роскошью». Он очень удивился, когда жена решила рожать седьмого. Не просыхал неделю, но так и не смирился. Хлебнула Дора и мата и кулака. Ты родился вопреки, чудом выжил и несколько первых лет путался под ногами, собирая бесконечные тычки и затрещины домашних.

Похороненные в подсознании воспоминания затрепыхались, выуживая из пыльных углов булькающий прокуренный голос:

- Вот скажи, Дора, мать твою, зачем он нам сдался - чистоплюйчик-то? - одутловатый мужчина привычно опрокинул стакан, кивнул в сторону забившегося в угол сына и равнодушно прихлопнул жирную муху, ползущую по бутылке. - От мясного духа воротит, от вида крови шатает. Ни в лавку… ни в стайку. И в церкви придурок придурком: глаза закрыты, а пальцами так и шмыгает, так и шмыгает. Тьфу… срамота. Перед людями стыдно.

- Стыдно?! А на карачках до дому не стыдно? - худая блёклая женщина в застиранном фартуке зло прищурилась, бросила кусок мяса на засиженный мухами прилавок, взяла остро наточенный нож и провела по лезвию пальцем, - только тронь мальца, порежу, как ту муху.

- Да, кто его трогает, кто его трогает-то? - мужчина суетливо отодвинулся. - Его трогать-то… тьфу! Треснешь и поплыл… нюни до пупа… в портках хлюпает. Девки и те крепче. Как есть - выродок. И ты, Дора, - дура, - мужчина закашлялся и смачно сплюнул под ноги, - рОстишь из пацана бабу. Пианину ему подавай. Да на кой мужику пианина-то? Стайка - лавка - койка. И точка. А не эти, тьфу ты, трали-вали… Подохнет в канаве и никто, слышишь, с.ка, никто не подаст выродку.

Он знал, в такие минуты лучше сидеть тихо. Если успеешь, лучше спрятаться в чулане под старым рваным тулупом. В чулан отец не полезет, мышей боится. В чулане тихо и спокойно, почти как в церкви. В церкви никто не обижает, гладят по голове, и поют музыку. А в лавке музыки нет. Только мясо и тошнит.

Человек слегка поморщился, отгоняя жужжащие воспоминания, и вернулся к тихому голосу гостьи:

- Дора не понимала тебя, в её жизни не было места сантиментам. Но кормила, водила в церковь на уроки музыки и, когда успевала, защищала от отцовских кулаков. По-своему, она была хорошей матерью: любила, как умела, - помолчав, женщина продолжила. - Ты не приехал на её похороны… никогда не возвращался в город детства с концертами… но твой первый раздолбанный Schellenberg с западающими клавишами и расцарапанной крышкой был куплен на доходы от мясной лавки. Как ни крути, твоя история началась с Доры.

Если эта женщина думала растрогать его детскими воспоминаниями, то просчиталась. Покидая ненавистный город, он дал зарок - никогда не возвращаться. Однажды, он станет известным музыкантом, великим музыкантом. И ему не нужны алкоголик отец и нищая мать в забрызганном кровью фартуке. В мясной лавке музыка не живёт.

Женщина покачала головой, подошла к инструменту и, пробежав по клавишам, резко оборвала мелодию.


До, ре…

- А Рея помнишь? Того парня? Вечерами после работы он любил стоять у окна, когда ты играл. Мог стоять часами и просто слушать. Ты играл, он слушал - никто никому не мешал. Помнишь тот вечер? Ты опаздывал в консерваторию, пошёл через парк и напоролся на подвыпившую шпану. Хочешь честно? Твоя мать промахнулась в одном: не научила пускать в ход кулаки и показывать зубы. У тебя не было ни единого шанса уйти целым. Волчата почуяли лёгкую добычу и решили покуражиться.

Он думал, что надёжно похоронил животный страх того вечера. Тёмный пустой парк. Равнодушный свет луны. Бутылочный осколок над зажатыми пальцами отсвечивает болотной зеленью, а по ногам предательски течёт горячая струйка. Вспышкой пронзило понимание: его музыке конец. Пальцы. Стеклом перерубят пальцы… И отчаянный крик Рея: «Беги!»

- Его запинали до смерти. Утром случайные прохожие нашли тело. Похоронили в социальной могиле, как сироту, - голос незнакомки звучал буднично. - А ты… Ты струсил и предал. Струсил, когда не попытался дать отпор подонкам. Предал, когда не позвал на помощь, выбежав из парка…

Выбежав из парка, он нагнулся, пытаясь отдышаться. Когда в нос ударил запах мокрой ткани, щёки обдало жаром. Он взрослый парень, талантливый музыкант, обоссался от страха, как сопливая девчонка. От стыда хотелось провалиться на месте. Он втянул голову в плечи и, не обращая внимания на пульсирующую в боку боль, юркнул под защиту ближайшего подъезда. Домой вернулся ночью. До горящей кожи тёр ноги мочалкой, стараясь смыть следы стыда и позора.

О Рее в тот вечер так и не вспомнил.

- Ирония судьбы: на следующий день ты впервые играл Моцарта: Лакримоза - Реквием ре минор. Ах, по ком звонит колокол (в этом ритме траурном так размеренны повторенья)? По ком он вызванивает реквием - по ком, по ком?** Зал аплодировал стоя.


До, ре, ми…

- А мира в твоей жизни больше не было, и войны не было, но она была. Червь стыда никуда не исчез и грыз, грыз изнутри. Именно он вырвал тебя из концертного зала и забросил в пекло чужих судеб. Хотел доказать, что не слабак и чего-то стоишь?

Он помнил тот день во всех подробностях: расстроенное пианино в кузове пыльного грузовика, скрипучий стул, мокрые подмышки и онемевшие пальцы. Жара сводила с ума, песок скрипел на зубах, и самое страшное - он не понимал, как играть. Бойцы, сидя на камнях, о чём-то переговаривались, смеялись, курили, а он не знал, как играть. Как можно играть в этом месте, и кому тут вообще нужна музыка… Вспышкой пришло осознание: этот концерт может стать последним. Его последним концертом в этом богом забытом месте на этом давно умершем инструменте. И ему плевать на этих солдат, на эту никому не нужную войну, на которой можно сдохнуть в любую минуту. Он холодел от мысли, что кто-то может заметить его страх или, что еще хуже, освистать его музыку. Пауза затягивалась. Струйка пота стыдливо побежала по спине, и он понял: чтобы выжить и закончить этот «геройский» абсурд, нужно играть и играть хорошо, чтобы, не дай бог, не оказаться среди тех, кто сидит на камнях, курит и смеётся.

Он сделал глубокий вдох, стиснул зубы и откинул крышку. Инструмент вздрогнул, встрепенулся и, подчиняясь отчаянию человека, исполнил свою лебединую песню - Прелюдия Фредерика Шопена Ми минор. Постепенно голоса стихли. А он всё играл и играл... И никто так и не узнал, что в тот день в кузове старого грузовика на шатающемся стуле под палящим солнцем где-то на краю мира он до дрожи в коленях боялся за свою жизнь.

Никто, кроме этой странной женщины в глухом чёрном платье с ниткой чёрно-белого жемчуга на тонком запястье. Она обо всём знала.


До, ре, ми, фа…

- Кому нужны фанфары под звуки похоронного марша? Франц Шуберт фантазия Фа минор в четыре руки. Ты передумал играть на бенефисе учителя. Учитель не вписался в график молодого дарования, или ты стыдился играть со стариком?

Кто она такая, чтобы копаться в его прошлом… Человек нахмурился. Да, в тот год он заранее получил приглашение и ответил согласием. Но последний концерт отнял много сил, а ночная поездка доконала бы его окончательно. Он был опустошён и выжат, мечтал о горячей ванне, рюмке коньяка и удобной кровати, и меньше всего хотел ближайшие несколько часов трястись в переполненном вагоне, сидя в неудобном кресле. Он имел право на отдых. На заслуженный отдых… А главное - он не хотел играть вместе, не хотел выглядеть смешным и нелепым. За последние годы старик сдал: скорость игры упала, стали дрожать руки, и моментами подводила память. Но он не забыл учителя, в этом она не может его обвинить: курьер доставил роскошную корзину цветов вовремя - к началу концерта.

- Старик надеялся до последнего, - женский голос прозвучал неожиданно глухо. - Он ждал и верил, что ты приедешь, и вы сыграете вместе - учитель и его лучший ученик. Ошибся. Его фантазия разбилась о твою реальность. Фа минор не прозвучала.

На какое-то время в комнате воцарилась тишина.


До, ре, ми, фа, соль…

- Её звали Сесилия, но ты с самого первого дня называл девушку Соль. И знаешь, ей очень шло это милое прозвище.

В ту весну в городе одуряюще пахло сиренью. После концерта он решил прогуляться и неторопливо брёл по приморскому бульвару, вдыхая солоноватый морской воздух. На перилах лестницы, ведущей к морю, сидела босоногая белокурая девушка в лёгком ситцевом платье и нелепой соломенной шляпке с мелкими цветочками на полях. Сидела, наполненная мечтами, юностью, солнцем, морем, болтала ногами и пела:

«Детка, хочешь видеть Рай?
В нём цветы себе сбирай.
Будем вместе мы в Раю,
Баю-баюшки-баю»***

Он остановился и стал слушать. А потом, неожиданно для себя самого, купил букетик ландышей у проходившей мимо старушки. Так они и познакомились. Первые годы Соль пела часто, потом всё реже и реже. Она ушла не прощаясь. Однажды он пришёл домой и увидел, что жены нет. Думал, Соль одумается, но она так и не вернулась.

Гостья подошла к окну и раздвинула шторы. Человек поморщился, когда лунный свет бесцеремонно коснулся клавиш рояля.

- Соль любила, но не захотела положить жизнь на алтарь твоего таланта. Она оказалась не готова к самопожертвованию. А ты… ты все годы вашего брака преданно и страстно любил другую женщину - свою музыку.

Чушь. Она говорит полную чушь. Если бы Соль любила, то не ушла бы накануне конкурса. Она поступила дурно: бросила его в самый ответственный момент и даже не соизволила забрать концертный фрак из химчистки. И вообще, Соль требовала слишком много внимания и что-то говорила о детях… Какие дети? Он не хотел никаких детей ни сегодня, ни завтра. Его музыке дети не нужны. Правильно, что ушла.

А тот конкурс он выиграл. После долгожданной победы, забыв о Соль, с головой погрузился в работу: концерты, студийные записи, новые партитуры. Осень прошелестела как один миг, зиму он даже не заметил. Весна, лето, новая осень и новая зима - бесконечный круговорот музыки. Годы летели, сменяя друг друга, пока на одном из концертов он не почувствовал, что таинство единения со зрителем куда-то ушло… А чуть позже смолкла и музыка.


До, ре, ми, фа, соль, ля…

- Знаешь, в жизни любого человека, что-то уходит безвозвратно. Многие слишком поздно понимают, как быстротечно время. Тебе никто не вернёт семью, друга, учителя, жену - чудес не бывает…

Стало тоскливо. Он не хотел вспоминать о семье - к чёрту семью. К чёрту друзей и жену к чёрту. Бессонными ночами он молил об одном, чтобы вернулась его музыка. А её всё не было. Он подходил к роялю, с надеждой касался клавиш, вслушивался в пронзительную чистоту звуков, и одиночество переполняло его до краёв. Почему судьба так жестока? Почему забрала то единственное, что наполняло смыслом его существование и дарило гармонию? Он готов покаяться в чём угодно и перед кем угодно, только бы снова почувствовать, как внутри зарождается мелодия.

- Музыка… твоя музыка не где-то далеко, она намного ближе, - гостья коснулась клавиш, и рояль ожил, наполняя комнату знакомыми переливами. Сергей Рахманинов. Этюд ля минор «Море и чайки», - просто прислушайся…

В ту весну в городе одуряюще пахло сиренью. После концерта он решил прогуляться и неторопливо брёл по приморскому бульвару, вдыхая солоноватый морской воздух. Остановился на ступеньках лестницы, ведущей к морю. Море вздыхало, ворочалось, поглаживало песок набегающей волной…

Он вспомнил то необъяснимое ощущение спокойствия и умиротворения, и где-то глубоко внутри зазвучала мелодия: легкая, как крылья бабочки, прозрачная, как морские брызги, тёплая, как лучи заходящего солнца.

Сердце неожиданно сбилось, замерло и с удвоенной силой заколотилось в обжигающем ритме виваче-престо. Душе стало тесно в клетке человеческого тела, и она всеми силами рвалась на свободу. В эту минуту он отчетливо понял: его время подходит к концу.

Он сел за рояль и не заметил, как исчезла таинственная гостья.


- Его время вышло, и чаша переполнена, - ты сама положила в неё пять чёрных жемчужин. Почему ты вернулась одна? - импозантный седовласый мужчина в чёрном костюме с жемчужной булавкой на атласном галстуке вопросительно посмотрел на вошедшую женщину. - Даже после завершения настройки человеческая душа не должна отправляться в последний путь в одиночестве.

Прежде чем ответить, женщина разжала ладонь и опустила на пустующую чашу весов белую жемчужину. Весы качнулись в противоположную сторону.

- Этому человеку не нужен проводник. Он никогда не будет одинок, пока звучит его музыка.

Ночь. Фонари расплываются размытыми пятнами где-то на минус пятидесятом этаже. Шторы открыты. Лунная дорожка скользит по роялю и теряется в бесконечности звёздного неба. За роялем старик. Его пальцы бережно и страстно касаются чёрно-белых клавиш. Его душа обнажена и спокойна. В эти минуты он по-настоящему счастлив. Они снова вместе - он и музыка. Он играет и растворяется в каждом аккорде, в каждой звучащей ноте. Музыка наполняет его до краев, разливается морем, и волна уносит омытую душу к звёздам, даруя свободу и успокоение.

Аллегро… адажио… ленто… граве…

Мужчина с интересом наблюдал за весами. На последнем аккорде весы замерли в равновесии.

- Настройка окончена. Переход завершён. Прекрасная музыка. Жаль, ни одна живая душа не услышит прощальную симфонию Маэстро.

- Кому дано было, те услышали. Симфония си минор - «Покаяние». И отпусти грехи наши, и прости обиды вольные и невольные, и прими душу в царствие твое, - тихо проговорила женщина.

- Хм… я бы сказал - «Обретение»,- мужчина подошёл и обнял женщину за плечи. - В одном ты права: гении приходят и уходят, а музыка… музыка вечна.


До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

До…


*Гвидо д’Ареццо придумал названия нот в музыке. Для записи он взял начальные слоги из строк церковного гимна, посвящённого Святому Иоанну.

** Эдуардас Межелайтис «По ком звонит колокол»

*** Константин Бальмонт «Колыбельная песня»


Рецензии
И рассказом зачиталась, и рецензиями. Пиршество и уму, и духу. Вот за это я наш К2 люблю. Рассказ очень понравился. Есть такое мудрое библейское изречение: кому много дано, с того и много спросится. И в рассказе я нашла полное этому изречению подтверждение. С каждым аморальным поступком героя у него отнималась частица его таланта. Словно ноты по очереди испарялись, не выдержав того, что их уронили в житейскую грязь. Сначала до - Дора, мать. Самое святое для человека - мама. Герой через неё перешагнул. Потом нота ре канула в небытие со смертью Рея. Не буду перечислять все повороты сюжета. Думаю, основная мысль прослеживается чётко: ему было дано многое и спрос, соответственно, за все его неблаговидные поступки был высоким. Гений исписался и "изыгрался". Ноты в один прекрасный день ушли из его остывшего сердца и рационального ума. Вот такое ему наказание, такой приговор вынесло Провидение. Но Господь, как мы знаем, многомилостив и милосерден не в пример человекам. И в конце жизни музыкант сподобился покаянию. Каким бы не был чёрствым его внутренний мир, но любовь к музыке была настоящей, сверхпоглощающей и чистой. Музыка, которую творил он, она лечила людей, приносила им эстетическое наслаждение, дарила радость и свет. Именно это и явилось той белой жемчужинкой, что уравновесила чашу и сменила приговор на милость и прощение. Музыка вернулась, чтобы никогда уже не расставаться со своим верным рыцарем. Мне вот так прочиталось. Многое, что могла бы ещё сказать, уже написано другими рецензентами. Но остаётся лишь поблагодарить автора за прекрасный рассказ, который я прочла на одном дыхании.

Ольга Кострыкина   25.02.2025 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Прошу прощения, что задерживаюсь с ответами.
Долго сомневалась принимать участие в конкурсе или нет. Но желание высказаться и услышать мнение читателей на волнующую тему победило)
Рада, что история дописалась и нашла отклик.
Самое страшное наказание, когда из твоей жизни уходит то, ради чего ты жил, и ты остаешься в одиночестве без защиты и поддержки с пустотой внутри и снаружи.
Еще раз спасибо!

Автор Хочет Сказать   25.02.2025 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.