Нагорная проповедь. Заповедь о нищих духом
Первые девять относятся к духовному миру, а остальные – к благочестивому поведению. Поэтому важно разобраться в основных правилах добродетельной жизни, которые Христос оставил человечеству. Все христиане знают, что нужно жить по заповедям, но мало кто их понимает, включая и наше духовенство. Не ведая смысла Нагорной проповеди, невозможно правильно исполнять закон Христов. Как известно, путь ко спасению лежит через добродетели или православный образ жизни. Преподобный Максим Исповедник называл их – воплощением заповедей. Поэтому, зная о чем гласит заповедь, можно непогрешительно ее исполнять. И, наоборот, ее незнание или ложное понимание уводит от Христа в сети дьявола. Поэтому я решил дать самое общее толкование первых девяти заповедей блаженств, как ориентир для православного. О духовном предназначении заповедей говорит само место Нагорной проповеди. Для учения Христос избирает уединенную пустыню и восходит на гору, дабы наставлять народ, пребывая в одиночество и тишине. Он мог учить и в Храме, и в синагоге, как это будет в дальнейшем, но для главных слов веры избирает пустыню. Именно в пустыне Он был искушаем дьяволом, и для Своего служения вновь возвращается в место уединения. Народ и ученики, собравшиеся у ног Учителя, символизируют то «малое стадо» (Лк.12:32), которое и составляет Церковь. Овцы стада Христова взалкали хлеба жизни (Ин.6:51) и пришли к источнику воды, ведущему в жизнь вечную (Ин.7:38), а не они к ним. Этим подчеркивается, что желающий спасения должен приложить усилия для встречи с Богом. К горе за словом Божиим пришло ничтожно малое количество по сравнению с оставшимся в городе. О них пророчествовал Давид: «Придут от силы в силу, явится Бог богов на Сионе [горе]» (Пс.83:8). Другими словами, придут сильные духом к силе Божественной, явленной в Сыне Божиим на Синае. О горе, как месте встречи человека с Богом, пророчествовал еще Исайя: «Приидите, и взыдем на гору Господню [Синай]» (Ис.2:3). Она символизирует отрешенность божественного от плотского, оберегая святость учения Христова от мирской суеты. Соответственно, и познание заповедей, и следование им берут свое начало в сердце человека, в его внутренней чистоте и тишине. Об этом же Господь говорит, научая молитве «Отче наш»: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6). Здесь под «комнатой» или «клетью» понимается сердце верующего.
Известный византийский богослов XII в. Евфимий Зигабен писал: «Господь изложил блаженства, взойдя на гору; этим Он показал, что желающий достигнуть блаженства должен отвлекаться от всего земного и подниматься к высокому. Взошел на ближайшую гору, отчасти уклоняясь от шума толпы, отчасти желая преподать учение без перерыва. От врачевания тел переходит к врачеванию душ. Таким образом Он всегда поступает, переходя от одного к другому, и от этого опять к тому, чтобы доставить разнообразную пользу». Иначе говоря, Нагорная проповедь обращена к душе. Руководствуясь этим, мы приступим к рассмотрению заповедей блаженства.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Сердце заповеди – «нищие духом». Поэтому возникает вопрос: а кто это такие? На заре моего духовного пути, одна женщина так ответила на него: нищие духом – это те, у кого ничего нет. То есть, она поняла заповедь буквально, как рассказ о нищих. Вот, как ее толкуют святые отцы Вселенской Церкви. Святитель Василий Великий: «"Нищие духом" суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: «пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19:21; Лк.18:22). Здесь акцент делается на добровольном посвящении себя служению Господу, что несовместимо с привязанностью к миру. Но, чтобы слушающие не подумали, что лишение имущества угодно Христу, Василий Великий поясняет свою мысль: «"Сей нищий воззва, и Господь услыша и". Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: "Блажени нищии духом" (Мф. 5:3), — не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение». Его слова подтверждаются царем Давидом, который взывает к Господу: «аз же нищ есмь и убог» (Пс.39:18). Понятно, что богатейший из царей Древнего мира не мог считать себя нищим в прямом смысле. Поэтому святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том невелика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: "нищие"? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: "на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим" (Ис.;66:2)». Противопоставляя богатству, святитель Григорий Нисский так объясняет нищету духа: «Если нищета противополагается богатству, то, конечно, по соответствию должно признать, что нищета бывает двоякая: одна отвергаемая, а другая ублажаемая. Посему, кто обнищал целомудрием, или дорогим достоянием — справедливости, или мудростью или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоющей драгоценности [добродетели]; тот бедствует от нищеты, и жалок по нестяжательности того, что для человека дорого [богатства]. Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности [страсти, похоти, богатство], но горит духом…тот, по указанию Слова, — в ублажаемой нищете, плодом которой Небесное Царствие…Хочешь ли уразуметь, кто обнищавший духом? Тот обнищал духом, кто душевное богатство выменял на телесное изобилие [отказался от земных сокровищ ради небесных благ], кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став выспренним и воздухоносным, взойти горе, вместе с Богом».
Завершая общее, самое поверхностное рассмотрение первой заповеди, необходимо сказать следующее. Она предваряет учение Христа о духовном пути ко спасению, то есть раскрывает цель Его Воплощения – спасение человека. Она же является ключом к пониманию всего Евангелие как путеводителя в Царство Небесное. Невозможно следовать ни одной из последующих заповедей Христа, если миновать первую. Нищета духа или подчинения своей воли Божественной, удаление от мира и его похотей, нестяжание сокровищ и жажда духовных благ – непременное условие восхождения к Богу. Если плотские страсти и привязанности укоренились, и нищета духа не наступила, то останутся недоступными и остальные Евангельские заповеди. А значит, и Бог не сойдет на гору к человеку и человек не поднимется на встречу Христу.
Чтобы не обременять сложностью и обилием материала внимательного слушателя, мы продолжим изучение заповедей блаженств в следующей беседе под названием: «О Нагорной проповеди. Заповедь о кротких».
Свидетельство о публикации №225030700671
Блаженство ─ антипод страданию. Как нищего-неимущего невозможно ограбить, так нищего духом, не гордого, невозможно обидеть. Таким образом, ─ и тот, и другой избавлены от страданий. Этим они блаженны в «текущей» жизни.
Можно ли эту заповедь в чисто «бытовом» смысле объяснить так?
С уважением ─
Марк Олдворчун 15.04.2025 00:20 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 15.04.2025 07:13 Заявить о нарушении
Я бы сказал, не вдаваясь в подробности, что Божий раб не может быть рабом больше никому, поэтому свободен внутренне.
С благодарностью ─
Марк
Марк Олдворчун 15.04.2025 10:14 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 15.04.2025 10:26 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 15.04.2025 10:38 Заявить о нарушении
Так что, в основном, я пользовался и пользуюсь «вторичным» материалом. Меня, конечно, не миновала участь «пробиравшихся вслепую наощупь» и далеко не всегда удаётся фильтровать информацию, исходящую с «амвона» в широком смысле этого слова
Тезис о наёмниках – оттуда же. Видимо, – как описание процесса духовного роста. Однако, в нём есть логика, приложимая к духовной жизни: раб служит по принуждению и страху, наёмник – из корысти, за плату, а друг – по любви. Я пытался рассуждать на эту тему, и дошёл до опасной черты.
Уж если у нас беседа, посмею продолжить.
В Евангелии много сказано о «награде на небесах», да и обозначена цель – Царствие Небесное, ради которой всё остальное – второстепенно. Об этом – притча о купце, приобретшем жемчужину. Но ведь это можно расценить, как самую большую корысть!
А Любовь? Это для избранных. В статьях о Заповедях Блаженства Вы несколько раз упоминали это понятие.
А что – для неизбранных? «Жить по совести», – и достаточно? Правда, это понятие тоже требует отдельной беседы, в том числе, – о доброделании. И об обрядах.
«Избранность» – тема других моих размышлений, не менее опасных. Двигаясь в эту «сторону» легко дойти до такого: Я – не избранный, не предузнанный, ((Рим. 8.29-30), я – глина в руках горшечника,… так что – какой с меня спрос! Вот такая коварная логика.
<< Апостол еще раз указывает на вывод, какой получается из сказанного в Писании о свободе Божией в помиловании и ожесточении человека. Вывод этот такой: Бог не связан в Своем отношении к человеку никакими человеческими стремлениями и делами (ст. 16). «Ожесточает», т. е. делает человека неспособным воспринимать впечатления, какие могли бы послужить к его исправлению.
Проф. Лопухин. «Толковая библия»>>
Эта тема весьма близка к высокому богословию, к рассмотрению взглядов Пелагия, бл. Августина и Кальвина, – к области, в которую мне, с моим «инструментарием», влезать не стОит. Однако, эта проблема – не «суемудрие», а конкретное определение своего личного места и «вектора» поступков, чувств и мыслей в ежедневной жизни, в т. ч. – покаяния.
Видите, я решаюсь писать об этом откровенно, поскольку вопрос существует. Иначе наша беседа не имела бы смысла. Снова аналогия с медициной, с посещением врача.
С уважением
Марк
Марк Олдворчун 15.04.2025 22:13 Заявить о нарушении
Марк Олдворчун 16.04.2025 00:59 Заявить о нарушении
Паисий Святогорец канонизирован поместной Константинопольской церковью, как преподобный в 2015 году. Но поскольку мы прервали каноническое общение в Константинопольским Патриархатом, то его канонизация не имеет значение. Для нас обыкновенный афонский монах. Честно говоря, его богословие ничем не отличается от того, что мы сплошь и рядом слышим от наших «медийных» батюшек. Так что, авторитетным его учение никак назвать нельзя. И, вообще, значение современного Афона для Вселенского Православия сильно преувеличено. Последний богослов Святой Горы – это Силуан Афонский (в миру Семён Иванович Антонов), ум.1938 г. Сейчас это одно из мест религиозного туризма и не более. Смог убедиться в этом лично.
Теперь по сути. Раб-наемник-сын – это все из учения о любви к Богу. Так она понималась св. отцами. Одни исполняют заповеди из-за страха Суда Божьего и наказания; другие – надеются что-то от Бога получить за «службу», и только третьи служат Богу из-за любви к Нему, как любящий сын повинуется и служит отцу. К духовному росту это никакого отношения не имеет. Если человек изначально по менталитету раб или слуга, то он никогда не станет сыном. Считать стремление к награде на Небесах корыстью не так уж и далеко от истины. Ничего плохого в такой «корысти» нет. Только в данном случае это не материальное благо, а духовное. Помните, что Христос сказал в притче о негодном домоуправителе: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Христос так велел! Духовная корысть - это цель движения к Богу, а бесцельное движение есть признак сумасшествия. Для не достигших обожения, как высшей цели духовной жизни, спасение дается за добропорядочную и благочестивую жизнь, которая и есть жизнь по совести.
Что-то я не помню такого в своих статьях, что любовь – это для избранных? Цитату пришлите. Любовь для всех, а обожение – для избранных. А это не одно и тоже. Быть избранным или нет зависит от Бога, а быть спасенным – только от человека. Так что, не стоит вам записывать себя в какую-то касту отверженных. «В дому Отца Моего обители многи», – говорит Христос. Порядочным людям всем место найдется.
Апостол Павел пишет: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». Речь идет о том, что Богу известно кто, как и в каких обстоятельствах поступит и чему посвятит свою жизнь. Соответственно, таковых Господь предопределил «быть подобными образу Сына Своего», то есть нести апостольское служение Слову или благовествовать истину. Согласитесь, что далеко не каждый к этому готов и способен. Но это не значит, что в се остальные остались за бортом спасения.
То, что вы пишите про глину горшечника – это таже ересь блаженного Августина о предопределении: мол, что я могу сделать, если Господь меня не предопределил к спасению? чтобы я не делал – все равно погибну. Или наоборот: мне можно все, и чтобы я не делал я уже спасен, потому что быть спасенным мне предопределил Бог.
Я не очень понял, к чему вы привели толкование Лопухина? Он, хоть и профессор МДА Синодального периода, но к его экзегетике нужно относится очень осторожно, «фильтровать», как вы выражаетесь.
Ваши духовные поиски понятны и естественны для боголюбивой души. Однако хочу вам посоветовать – не усложняйте собственное спасение мудрованием плотским. Я имею ввиду чуждые Евангелию учения. Вектор для православного простой и единственный – поступать по совести, не желать большего, чем имеешь, а неизбежные падения врачевать покаянием. Будете жить так спасетесь вернее, чем наш Патриарх. Дух Истины посылается тому, кто к этому готов благочестивым образом жизни, а не тем, кто усиленно Его ищет днем со свечкой. Повторюсь – богопознание и Истина даются по воле Бога и от человеческого желания не зависят.
А страх перед "тьмой кромешной" испытываю все, ибо никто не знает своей посмертной участи. Хотя, бывают и исключения. Некоторые с радостью ожидают встречи со Христом
Игорь Устичев 16.04.2025 08:13 Заявить о нарушении
О ереси Блаженного Августина не рассуждаю, она осуждена Вселенским Собором, если не ошибаюсь, ─ пятым.
Однако.
<<Если человек изначально по менталитету раб или слуга, то он никогда не станет сыном>>. Вот об этом, вероятно, и говорит приведённый тезис Лопухина.
Но ведь этот человек изначально не выбирал для себя такой менталитет! А кто сделал этот выбор для него, за него?
Это не поиск Истины и богопознания, но лишь познания своего, моего места пред лицем Бога. Что во мне ─ «от меня»? За что я ─ в ответе? Даже ап. Павел признавался, что не волен в своих поступках. Что же говорить о чувствах!
<<«В дому Отца Моего обители многи», – говорит Христос. Порядочным людям всем место найдется. >>
Повод для моих «поисков» состоит в том, что я не могу вполне различить понятия «Спасение», «Обожение», «Блаженство». Если я правильно понял Вашу позицию, два последних ─ для избранных, способных быть друзьями, способными на истинную любовь к Богу, для остальных же ¬─ Спасение.
Для меня определяющей вехой, «репером» является притча о неразумных девах: Дверь открыта или закрыта, ─ «двоичный код». Где я обретусь, с какой стороны от двери? Если с внутренней, то ─ спасён. Об этом моя «корысть».
Есть в молитвах такой оборот: «Идеже присещает свет лица Твоего» Там, внутри, свет Его лица. Везде? Иначе быть не может.
Если следовать дальше по «логике» этой притчи, ─ Жених придёт только к одной, к избранной невесте, обоженной и «блаженной». Но и разумные подружки невесты тоже без света Его лица не останутся.
Но масло в светильник наливается не одним разом, оно накапливается всю жизнь. Точнее, «вырабатывается», нарабатывается. Проблема в «технологии». По многочисленным определениям церковной педагогики, быть порядочным человеком, жить по совести, всё-таки, по-видимому, недостаточно. Мои родители были безусловно порядочными людьми. Они не были атеистами, но не вошли в лоно христианской Церкви, масло не вырабатывали, и дверь перед ними закрыта. Хотя есть молитва великомученику Уару на этот счёт.
Но и «войти», ещё не значит ─ «быть» христианином. Ещё много чего требуется. В той же педагогике содержится множество «технологических указаний» по этому поводу, не всегда понятных, ─ напр. о доброделании. Об этом – в другом месте.
Порядочность, нравственность, совесть, ─ взаимоотношения между этими понятиями требует уточнения. Об этом – также 0в другом месте.
С благодарностью
Марк
Марк Олдворчун 16.04.2025 15:04 Заявить о нарушении
Марк Олдворчун 16.04.2025 15:30 Заявить о нарушении
Вы пишите: «<<Если человек изначально по менталитету раб или слуга, то он никогда не станет сыном». Кто вам сказал, что всякий человек наделен программой или менталитетом то ли раба, то ли господина? Где вы этому набрались? Никто изначально никого никаким менталитетом не наделяет. Вы все никак от Августина избавиться не можете. Менталитет зависит от личного выбора. А не от заложенного от рождения стремления. Менталитет – это свобода выбора, а не программа, заложенная еще до рождения. У младенца – один менталитет , и это мать с ее грудью. А у взрослого менталитет – это достижение желанной цели. Вы разницу улавливаете? Вы никогда не достигните спасения если истины Божии будете подвергать критике своего разума. Больше мне добавить нечего. Вы можете просто верить, а не докапываться до причин? Насколько я понял, Евангелие вас не устраивает потому, что не отвечает на ваши вопросы. Вы ищите ответы на все, что удовлетворяло бы вашему представлению о вере. Так может вся беда в том, что вы не веру ищите, а доказательств? В этом деле я вам не помощник. Сколько бы я вам не отвечал, мои ответы будут порождать у вас новые вопросы, именно потому, что вам вера не нужна. Вам нужны доказательства веры.
Игорь Устичев 16.04.2025 15:37 Заявить о нарушении
И всё-таки, не сожалейте о времени, потраченном на общение со мной. Постараюсь не задавать вопросов, просто быть порядочным человеком, делать добрые дела ради тех, кому они делаются, каяться в том, что «царапает» мою совесть, довольствоваться тем, что имею и умею, и надеяться на милость Божью.
С благодарностью Марк.
Марк Олдворчун 16.04.2025 16:40 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 16.04.2025 16:45 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 16.04.2025 19:01 Заявить о нарушении