Бродский поэма холмы
Вместе они любили сидеть на склоне холма.
Оттуда видны им были церковь, сады, тюрьма.
Оттуда они видали заросший травой водоем.
Сбросив в песок сандалии, сидели они вдвоем.
Руками обняв колени, смотрели они в облака.
Внизу у кино калеки ждали грузовика.
Мерцала на склоне банка возле кустов кирпича.
Над розовым шпилем банка ворона вилась, крича.
Машины ехали в центре к бане по трем мостам.
Колокол звякал в церкви: электрик венчался там.
А здесь на холме было тихо, ветер их освежал.
Кругом ни свистка, ни крика. Только комар жужжал.
Трава была там примята, где сидели они всегда.
Повсюду черные пятна — оставила их еда.
Коровы всегда это место вытирали своим языком.
Всем это было известно, но они не знали о том.
Окурки, спичка и вилка прикрыты были песком.
Чернела вдали бутылка, отброшенная носком.
Заслышав едва мычанье, они спускались к кустам
и расходились в молчаньи — как и сидели там.
По разным склонам спускались, случалось боком ступать.
Кусты перед ними смыкались и расступались опять.
Скользили в траве ботинки, меж камней блестела вода.
Один достигал тропинки, другой в тот же миг пруда.
Был вечер нескольких свадеб (кажется, было две).
Десяток рубах и платьев маячил внизу в траве.
Уже закат унимался и тучи к себе манил.
Пар от земли поднимался, а колокол все звонил.
Один, кряхтя, спотыкаясь, другой, сигаретой дымя —
в тот вечер они спускались по разным склонам холма.
Спускались по разным склонам, пространство росло меж них.
Но страшный, одновременно воздух потряс их крик.
Внезапно кусты распахнулись, кусты распахнулись вдруг.
Как будто они проснулись, а сон их был полон мук.
Кусты распахнулись с воем, как будто раскрылась земля.
Пред каждым возникли двое, железом в руках шевеля.
Один топором был встречен, и кровь потекла по часам,
другой от разрыва сердца умер мгновенно сам.
Убийцы тащили их в рощу (по рукам их струилась кровь)
и бросили в пруд заросший. И там они встретились вновь.
Еще пробирались на ощупь к местам за столом женихи,
а страшную весть на площадь уже принесли пастухи.
Вечерней зарей сияли стада густых облаков.
Коровы в кустах стояли и жадно лизали кровь.
Электрик бежал по склону и шурин за ним в кустах.
Невеста внизу обозленно стояла одна в цветах.
Старуха, укрытая пледом, крутила пред ней тесьму,
а пьяная свадьба следом за ними неслась к холму.
Сучья под ними трещали, они неслись, как в бреду.
Коровы в кустах мычали и быстро спускались к пруду.
И вдруг все увидели ясно (царила вокруг жара):
чернела в зеленой ряске, как дверь в темноту, дыра.
Кто их оттуда поднимет, достанет со дна пруда?
Смерть, как вода над ними, в желудках у них вода.
Смерть уже в каждом слове, в стебле, обвившем жердь.
Смерть в зализанной крови, в каждой корове смерть.
Смерть в погоне напрасной (будто ищут воров).
Будет отныне красным млеко этих коров.
В красном, красном вагоне с красных, красных путей,
в красном, красном бидоне — красных поить детей.
Смерть в голосах и взорах. Смертью полн воротник. —
Так им заплатит город: смерть тяжела для них.
Нужно поднять их, поднять бы. Но как превозмочь тоску:
если убийство в день свадьбы, красным быть молоку.
Смерть — не скелет кошмарный с длинной косой в росе.
Смерть — это тот кустарник, в котором стоим мы все.
Это не плач похоронный, а также не черный бант.
Смерть — это крик вороний, черный — на красный банк.
Смерть — это все машины, это тюрьма и сад.
Смерть — это все мужчины, галстуки их висят.
Смерть — это стекла в бане, в церкви, в домах — подряд!
Смерть — это всё, что с нами — ибо они — не узрят.
Смерть — это наши силы, это наш труд и пот.
Смерть — это наши жилы, наша душа и плоть.
Мы больше на холм не выйдем, в наших домах огни.
Это не мы их не видим — нас не видят они.
Розы, герань, гиацинты, пионы, сирень, ирис —
на страшный их гроб из цинка — розы, герань, нарцисс,
лилии, словно из басмы, запах их прян и дик,
левкой, орхидеи, астры, розы и сноп гвоздик.
Прошу отнести их к брегу, вверить их небесам.
В реку их бросить, в реку, она понесет к лесам.
К черным лесным протокам, к темным лесным домам,
к мертвым полесским топям, вдаль — к балтийским холмам.
Холмы — это наша юность, гоним ее, не узнав.
Холмы — это сотни улиц, холмы — это сонм канав.
Холмы — это боль и гордость. Холмы — это край земли.
Чем выше на них восходишь, тем больше их видишь вдали.
Холмы — это наши страданья. Холмы — это наша любовь.
Холмы — это крик, рыданье, уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли, наша тоска и страх,
наши мечты и горе, все это — в их кустах.
Холмы — это вечная слава. Ставят всегда напоказ
на наши страданья право. Холмы — это выше нас.
Всегда видны их вершины, видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне по склону движемся мы.
Смерть — это только равнины.
Жизнь — холмы, холмы.
*****
Фото-заставка: "Причал Вечности" к 85-летию
гениального Иосифа Бродского 24 мая 2025 года и к его бессмертной поэме
"ХОЛМЫ". написанной им в возрасте 22 лет!
******
Свидетельство о публикации №225052400127
Смерть в зализанной крови, в каждой корове смерть.
Смерть в погоне напрасной (будто ищут воров).
Будет отныне красным млеко этих коров.
В красном, красном вагоне с красных, красных путей,
в красном, красном бидоне — красных поить детей."
Николай Ботов 24.05.2025 13:22 Заявить о нарушении
Уважаемый Николай!
Благодарю Вас за публикацию полного текста поэмы Иосифа Бродского «Холмы» — это глубокое психологическое переживание. Поэма поражает меня своей внутренней напряжённостью, образностью и трагической правдой бытия.
С психологической точки зрения, стихотворение работает как мощный эмоциональный резонатор, пробуждающий в душе читателя целую гамму чувств и воспоминаний. Оно задевает первичные архетипы сознания: юность, любовь, одиночество, страх утраты, близость, внезапная боль и осознание конечности всего живого.
Образ холма — это для меня символ жизненного пути, на котором встречаются моменты единения и разлуки, радости и скорби. Холм становится пространством, где формируется личностный опыт: от первых встреч до последних прощаний. Он словно зеркало, в котором отражаются наши собственные воспоминания о потерянном времени, о тех местах, связанных с первой любовью, доверием, надеждой и верой в светлое будущее.
Повседневность внезапно сталкивается с трагедией, и именно это вызывает у меня чувство тревоги и непредсказуемости жизни. Такое столкновение обыденного и страшного — типичный механизм психического переживания кризиса, который каждый человек в той или иной форме испытывает.
Трагический финал, когда любовь заканчивается жестокостью и смертью, производит катарсический эффект — через сопереживание можно прожить чужую боль, но при этом освободить внутри себя пространство для понимания собственных страхов, утрат и болей. Это терапевтическая сила поэзии — она позволяет безопасно пройти через тяжёлое переживание и выйти из него немного изменённым, более осознанным.
Это для меня глубоко личное осознание того, что именно в подъёмах и спусках, в напряжении, в борьбе и выборе — раскрывается подлинная человеческая жизнь. Равнина — это покой, но и застой; холмы — это движение, преодоление, личность.
Поэма «Холмы» для меня как внутренний диалог с собой, напоминание, что всё, что было прожито с любовью и вниманием, никуда не исчезает. Даже самая трагическая история может стать точкой опоры для нового понимания себя и мира.
С уважением,
ЕВА
Ева Белоцвет 31.05.2025
Николай Ботов 31.05.2025 21:04 Заявить о нарушении
Определение смерти и холмов мне тоже не понятны.
Вероятно надо владеть некоторой советской спецификой..." (чтобы понять)
= Людмила Селинская =
Емайл, 3 июля 2025
Николай Ботов 04.07.2025 11:41 Заявить о нарушении
Бродский в очередной раз заставляет восхищаться собой. Можно не обращать внимания на тему, на сюжет, просто наслаждаться словом, его подачей. Человек поцелованный Богом наверное может себе позволить брать для описания любой случай, любое событие, самое высокое и самое низкое, даже безобразное - и явить его читателю во всём его своеобразии, в мелочах и нюансах как произведение высокого искусства, которое тем и отличается, что способно облагородить события нашей жизни. Смерть, холмы... проза жизни, страшная проза, ужасающая порой. Но вот за неё берётся Поэт и то что было смертью оживает, творческая сила таланта совершает чудо, ты не отшатнулся, тебя притягивает трагедия гибели человека со всеми его пугающими подробностями. И холмы. Всё можно философски осмыслить и подать как иносказание чего-то глубокого, таящегося за поверхностным, привычным. И да, смерть сглаживает холмы, выравнивает жизненные перепады, людей, события, исторические периоды, всё подводит под единый знаменатель. Нельзя не согласиться.
Николай Ботов 05.07.2025 07:02 Заявить о нарушении
Были ли Убийства людей беспричинны? без смысла, просто так?
Что говорит по этому поводу социология, историки, уголовный мир?
Это Тьма, Свет или "серая зона" жизни в СССР, - похлжая на "серые зоны" в военных сводках на СВО на Украине в наше время?
Николай Ботов 05.07.2025
Николай Ботов 05.07.2025 07:12 Заявить о нарушении
"Мне вообще интересно наблюдать как люди пытаются дать оценку жизни в СССР. Все конечно стараются быть объективными, приводят факты. Но как по мне так во всём этом очень мало объективного, сплошная субъективность. У кого-то было прекрасное детство-юность-взросление и он выхватывал из окружающего мира все его замечательные моменты, которые после и сохранил в памяти. Весь негатив оставался на периферии и от него просто отмахивались, мол, ну что ж, бывает и такое, зато... и далее цветистая картина.
И от подобных взглядов никуда не денешься, если кто желает иметь объективный взгляд на вещи, знать что происходит в мире, по словам нашего Лаврова, пусть читает Библию. Я даже не возьмусь на эту тему составлять мнение, слишком велика картина того что было и то, что происходит сейчас,=
просто не обнять ни сердцем, ни умом."
Николай Ботов 06.07.2025 08:42 Заявить о нарушении