Как придумать захватывающий сюжет...

...7 шагов от идеи до неожиданной развязки.

Почему одни книги невозможно отложить, а другие забываются на второй странице? Секрет — в правильной конструкции сюжета! Представьте: читатель открывает вашу книгу в метро... и пропускает свою остановку. Потом читает в очереди. Потом — под одеялом с фонариком. Все потому, что хороший сюжет — это не просто цепочка событий, а "эмоциональные качели", на которых качает читателя. Давайте попробуем раскачать их вместе.

1. Начните с конфликта и сделайте его личным
Конфликт в сюжете нужен обязательно, потому что без него это будет не текст, а блины без муки - то есть еб**ый омлет, и за такой мув вас обязательно назовут угашенным об дерево, так что чем быстрее вы смиритесь с этой необходимостью, тем вам же будет лучше. И вот короткая памятка, какие бывают виды конфликтов:
- Человек vs Человек (месть, конкуренция, несовпадение заблуждений)
- Человек vs Обстоятельства (катастрофа, бедность, болезнь)
- Человек vs Он сам (внутренние демоны)
В этом контексте "герой должен спасти мир" - плохой сюжет (даже с поправкой на три уровня мотивации персонажа), потому что, собственно, ну окей, сам придумал, сам заебался, всем как-то похуй. А вот "герой должен спасти дочь, которая его ненавидит" - уже хороший сюжет. Смекаете, почему?

2. Используйте "крючки" в каждой главе
По ходу пьесы читатель должен постоянно задаваться вопросами: что будет дальше, почему герой так поступил, кто этот таинственный незнакомец и вообще любыми вопросами, подойдет даже "почему автор не лечится", ведь главное - удержать внимание любой ценой. Например, глава заканчивается не на "Они пошли спать", а на: "Когда она закрыла дверь, телефон зазвонил. На экране светилось: "Не поднимай трубку".

3. Правило "А что, если...?"
Лучшие сюжеты рождаются из неожиданных поворотов, поэтому возьмите банальную ситуацию и докрутите ее до абсурда. Например, вы решили, что ваш герой идет на свидание. Сразу же добавьте "А что, если...":
- ...он узнает в спутнице свою дочь?
- ...это не реальность, а симуляция?
- ...оба — наемные убийцы, посланные друг на друга?

4. Структура "3 актов"
Классическая структура повествования представляет собой известную нам еще со школьной скамьи схему:
1. Завязка (20%)
2. Развитие (60%)
3. Развязка (20%)

Но, во-первых, вы пришли заниматься творчеством, а не изучать высшую математику, а во-вторых, правила существуют, чтобы их нарушать. Поэтому ломайте схемы так, как вашей душе угодно: начните с кульминации ("Я умирал, когда..."), а затем выставьте флешбек ("Все началось 3 дня назад"). На любую предъяву есть контраргумент: "Ну и чо?"

5. "Карта эмоций" читателя
Отметьте на листе, какие чувства должен испытывать читатель в ключевых точках. По моему опыту, лучше всего работают негативные эмоции, потому что приятные чувства у нас всех вызывают разные вещи (кто-то любит порку, а кто-то мороженное), а злимся мы практически на одно и то же (несправедливость, предательство, нарушение личных границ). Но перебарщивать не стоит, если вы не хотите повторить судьбу Пьера Паоло Пазолини, которого, за его творчество, забили до смерти и проехались по трупу машиной.

6. Сюжетные ловушки и как их избежать
Предсказуемость: всегда оставляйте 2 возможных варианта развития.
Deus ex machina: никаких "внезапно появившихся спасателей" (тут "Марвел" послал бы меня нахуй, но давайте признаем, что это довольно мусорный прием).
Скоростное разрешение: Если конфликт копился 200 страниц, он не может исчезнуть за абзац.

7. Финал, который бьет по чувствам
Видов финалов великое множество, поэтому я предложу только мои самые излюбленные.
Финал открытый: "Она так и не решила, стоит ли нажимать на курок..."
Финал циклический: герой возвращается к началу, но изменившимся.
Финал шоковый: главный злодей — рассказчик (как в "Бойцовском клубе").

Чтобы определиться с финалом, пройдите небольшой тест. Представьте, что ваш читатель дошел до последней страницы. Какое последнее предложение ощутится им, как резко выдернутый из уретры мочевой катетер, и запомнится ему на годы?

Хороший сюжет — как матрешка: каждая глава открывает новый слой тайны и медленно ведет читателя к сердцу авторской мысли. Но лично я предпочитаю, чтобы сюжет напоминал лук: много слоев и каждый из них - говнюк, а в сердцевине - самая горькая х**ня, потому, что мне нравится острое и плакать. А что выбрать вам - решайте сами.


Рецензии