Заповедь Не убий и повеление Бога убивать идолопок

Как сочетаются в Ветхом Завете заповедь «Не убий» и повеление Бога убивать идолопоклонников, убийц и др.?


      Шестая  заповедь Декалога  гласит: «Не убивай». Этой заповедью  Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя,  однако,  запрет убийства не означает, что человека нельзя лишать жизни вообще.Первой заповедью, за которую полагалась смертная казнь, в Торе является запрет на убийство. В Библии  говорится: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека"(Бытие 9:5-6).Тот же самый Бог, который в Книге Исход (20:13) говорит: «Не убивай», то есть не совершай убийства, далее возвещает: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх.21.12); "кто убьет человека, того должно предать смерти" (Лев 24:17–21).
В основе запрета на убийство лежит библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего, поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца тех, кто утратил в себе образ Божий.
 
     Еврейское слово в тексте Исход 20:13, переведенное как "убивай",  буквально значит «намеренное, предумышленное убийство другого человека со злобой».Когда в Библии речь идет о преднамеренном убийстве,  « если кто с намерением умертвит ближнего коварно» - из мести, личной ненависти и т.д., преступник по приговору суда наказывается смертью; Писание формулировало мотивировку этого акта как «истреби зло из среды себя». В определенных случаях, помимо "злодейского" убийства,  убивать разрешено, например:
1.При самозащите: если кто-то покушается на  жизнь человека,  этот человек обязан опередить , убить  преступника(если другого спасения нет) прежде, чем он осуществит свое преступное намерение;
2.На человека, выносящего и  исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай»;
3. Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.
И  страж порядка,  и солдат, который защищает свою страну, действуют не по вредоносным мотивам, чтобы отомстить за личное оскорбление, но по мотивам  альтруистическим , чтобы общество находилось в безопасности. Они выполняют свое дело, за которое несут ответственность.
Итак, заповедь «Не убий»  запрещает не убийство вообще, а «законопреступное» убийство.

                Преступление и наказание

    Когда читаешь  Ветхий Завет , не оставляет мысль о постоянном нарушении Шестой Заповеди: допущение Богом и даже при Его участии массовых убийств:  при завоевание Ханаана, 7000 погибших из-за переписи по указанию Давида и т.д. Смертной казни подлежит, в первую очередь, преднамеренный убийца, но  есть еще несколько категорий преступлений, за которые в Ветхом Завете  также положена смертная казнь, например,идолопоклонство,  кровосмешение, осквернение Субботы и др., перечисленные в Книгах Исход (21:12, 15; 22:19) и Левит (20:11).
     Одно из наиболее цитируемых мест Библии  о  несоблюдении самим Богом заповеди "Не убивай" , связано с его повелением Моисею, чтобы все отступники, которые служа Тельцу, отвергли Бога, были убиты левитам:
«И он (Моисей) сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27).»
Возложить меч в данном случае означало, что левиты, которые в грехе золотого тельца не участвовали, должны были привести в исполнение приговор, вынесенный решением суда и полагающийся по Закону за идолопоклонство.
Приговор мог быть вынесен только тем, кто совершил преступление при свидетелях и был предупрежден о запрете идолопоклонства и наказании, полагающемся за него .
Считалось, что подобная казнь  искупает вину человека, а также возвращает близость Всевышнего.
Рассматривая это Библейское событие, прежде всего, необходимо различать понятие системы исполнительного правосудия в Древнем Израиле и такое понятие, как нарушение заповеди «Не убивай». Эта разница есть и она значительна.
Когда мы вырываем из контекста слова о том, что отступники были убиты братьями левитами, то, действительно, может на первый взгляд показаться, что все левиты взяли свои мечи и пошли рубить головы направо и налево. Мечи возлагались на бедра как символ права арестовать отступника и привести его ДЛЯ СУДА. Пройти от ворот до ворот обозначало произвести суд над всеми без исключения отступниками. Мы читаем, что «пало в тот день из народа около трех тысяч человек» - это при том, что колено Левия насчитывало более двадцати тысяч человек.Один павший от наказания приходился на 7 левитов. Нетрудно увидеть, что это еще раз подтверждает мысль о том, что левиты не устраивали бойню, более того, ими было вынесено множество оправдательных приговоров.Так как к Моисею собрались все сыны Левия (Исх.32:26), то убиваемые ими "братья",  не были таковыми в буквальном смысле.
Бунт был подавлен силой суда.Три тысячи убитых левитами потерпели наказание за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.
Т.о. это было не убийство невинных, а суд  за измену со стороны народа данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог (Исх 19.8:24.7).
Служение золотому тельцу было  нарушением  первой заповеди  : идолопоклонство (Втор 4.16).
 
               
               
                ВОЙНЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

    В Писании описаны  несколько типов войн, которые  могут вести евреи:
обязательная , необходимая война, направленная  на завоевание  Земли обетованной ( Ханаан,  или Эрец-Исраэль);
обязательная , оборонительная война - защита Эрец-Исраэль ;
позволительная война, направленная  на расширение границ Эрец-Исраэль.
                Священные войны Господа

    «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой... вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4).
В Книгах Исход (17:16) ,  1 Царств (15:18)  и др. говорится о  «священных»  войнах по повелению самого Всевышнего.
Первой священной войной считается война с амаликитянами.  Следующей необходимой войной стало завоевание Ханаана, которое осуществил Иисус Навин.
 Войны против хананеев, прямо предписанные Богом,  отличаются  от   всех прочих войн.(Аналогичным образом в ранней Европе различали «войны Церкви» и «войны Государя»).

    В Торе содержится важнейший принцип, описывающий обязательную войну: нельзя оставлять в живых ни одного врага, включая женщин и детей.  Согласно Писанию, считалось, что если жители Ханаана  и др. из перечисленных десяти народов утратили образ и подобие Бога,  они  могут передать свою «искаженную природу» потомкам и должны подвергнуться уничтожению: весь народ как один человек.  То же было перед Великим Потопом. когда «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их  были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что сзздал человека на земле» (Бытие 5:3). Очевидно, что повелевая израильтянам завоевать «Землю обетованную»,  Бог  явно приводит оправдательные мотивы своего решения, а не просто отдает приказ:  Он осуждает хананеев на смерть (а) за их аморализм и (б)за то,что в противном случае, они бы «заразили» израильтян.

      Что же касается «обычной» войны, то во Второзаконии содержится  ряд  ограничивающих требований к ведению войны, обязательных к исполнению:
 Все те, кто построил новый дом, насадил виноградник, обручился (но не успел жениться), не должны воевать (ст. 1–10).Всякому осажденному городу должно быть сделано предложение о мире, на условии выплаты дани (10, 11). Если жители города отказывается от предложенного мира, то  мужчины подлежат смерти от меча, женщины и дети забираются в плен, а город подвергается разграблению. В ходе осады не должны срубаться деревья, «от которых можно питаться» (19, 20).
     Царь Саул  явно подвергал сомнению беспощадные требования Второзакония; непохоже, чтобы израильтяне руководствовались военными законами Второзакония даже в библейский период.

      Война была необходимостью для евреев, так как окружавшие их языческие народы вели постоянные войны со своими соседями. Более того, возможность мирного сосуществования с исповедующими идолопоклонство и развращенными до крайней степени народами представляло для иудеев большую опасность. Поэтому такие войны и называются в Священном Писании войнами Господа ( 1 Цар. 17: 47; 2 Пар. 20: 15), так как они представляли собой намного меньшее нравственное зло, чем совращение в идолопоклонство».

                Бог помогает в войнах праведным

        Однако если верующие верны Богу и против них выступили враги, то в таком случае  Бог в Библии  всегда помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. В таком случае война становится способом явить силу Божию и прославить Господа и истинную веру, в том числе и перед лицом врагов-иноверцев.
        Эта мысль ярко выразилась во время спора Давида с Голиафом, когда, после того как филистимский богатырь проклял будущего царя Израильского именем своих богов, «Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа,  ... и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;  что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1 Цар. 17: 45–47).
Так и случилось, и впоследствии царь Давид прославлял за это Господа: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня» (Пс. 17: 40).
       В качестве главной причины войн, возникающих против верующих,  Писание во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Но если верующие верны Богу и против них выступили враги, тогда Господь всегда помогает одержать победу, и такая война становится способом явить силу Божию и прославить Господа и истинную веру. Потому в Ветхом Завете многократно  описаны  войны, из которых некоторые происходили по повелению Божиему и совершали их святые праведники.

    
     Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Несомненно, что война есть зло; смертная казнь преступника также относится к общественному злу.
Пророк Исайа принес человечеству весть о времени, когда "не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать". Но пока есть в мире зло и его носители, приходится воевать против них.
Давид ,жестоко проливший море крови своих врагов, не осуждается Библией, но, напротив,  восхваляется- как  царь «по сердцу Господа».


Рецензии