Рабство. философская беседа
Пифагор
(570 до н. э - 490 до н. э)
**********************
А покажи мне, кто не раб в том или другом смысле.
Луций Анней Сенека
(4 до н. э. - 65)
**********************
Кто боится других, тот раб, хотя он этого не замечает.
Антисфен
Философ
**********************
Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.
Гёте
(28.08.1749 - 22.03.1832)
поэт, драматург, прозаик, философ, ученый
**********************
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
Николай Бердяев
(18.03.1874 - 23.03.1948)
**********************
Не может быть дружбы между господином и рабом.
Квинт Курций Руф
Историк
**********************
Нужно по капле выдавливать из себя раба.
Антон Павлович Чехов
(29.01.1860 - 15.07.1904)
писатель, врач
**********************
Рабство — тягчайшее из всех несчастий.
Марк Туллий Цицерон
(03.01.106 до н.э. - 07.12.43 до н.э.)
**********************
Где человек находится противясь, там его тюрьма.
Эпиктет
Философ
**********************
Я хочу умереть рабом принципов, а не людей.
Эмилиано Сапата
(08.08.1879 - 10.04.1919)
общественный деятель
**********************
Википедия
Ну, а теперь побеседуем:
--- Когда и как возникло рабство?
= Рабство – это: грех, соблазн и удел человека, именно человека. В мире диких животных не может быть рабства – там милостиво царствует Природа, она защищает дикий мир от этого греха и соблазна путем естественного отбора – те виды и сообщества, которые встают на этот путь, неизбежно слабеют и погибают, не выдерживая Естественного отбора.
--- Как и когда именно возникло первое рабство?
= Оно возникло, как только человек – пусть ещё дикий, взял в руки палку. Но, не с одной лишь целью – добыть себе пропитание, но с целью подчинения себе подобных. Он сразу же стал хозяином, а тот, кто подчинился – рабом, хотя ему это могли и не объявить – а просто могли сделать из него помощника хозяина, а по существу, раба, но с привилегиями.
--- И как это повлияло на жизнь сообщества, племени, вида?
= Плохо, сразу же – в первую очередь, тем, что они сразу же вышли из под защиты Природы, они стали её антагонистами, ибо рано или поздно они встанут на путь подчинения себе и самой Природы – их матери, создавшей их, самих.
--- А ещё?
= Вдвойне плохо то, что сразу же возникли войны, войны уже не по законам естественного отбора, а по законам, выдуманными человеком - степени развития, коварства, хитрости, подлости и прочих качеств противных дикому миру и самой Природе.
--- В человеке уже заложено рабство от его природы?
= Человек может родиться свободным, но потом стать рабом, даже по собственной воле или выгоде.
А может родиться и в рабстве, но попытаться и даже обрести свободу – все же опасную свободу, когда вокруг будет царить рабство.
--- Рабы могут вести войны?
= Это великое заблуждение! Всякие войны ведутся только между хозяевами рабов и только с помощью рабов.
--- А как же, тогда объяснить: «Восстания рабов»?
= Восстать могут только рабы, не желающие больше быть рабами – их либо изгоняют, либо лишают тех пусть и скромных условий и средств к существованию, либо жестоко подавляют и даже уничтожают, чтобы другим не повадно было. Кстати, рабы могут восстать и против хозяина, желая быть рабами другого хозяина.
--- А каков механизм восстания – кто в этом заинтересован?
= Если не было другого хозяина, который тайно или явно организовал это восстание, то обязательно найдется новый хозяин – может даже и из самих рабов, который приведет их к победе или поражению. Но это никак не будет победой над рабством. Рабы останутся рабами, а хозяева – хозяевами, новыми или старыми.
--- Что же, рабство – это всегда закономерный путь к вырождению и к гибели?
= Сама Природа, вольно или невольно разделила человечество, причем, многими способами – разделила территории морями и океанами, горами, лесами, национальными признаками и пр.
Но. с развитием средств передвижения и связи, развитием науки и техники, и в особенности той, которая позволяла порабощать, ведя войны, торговлю, религиозное миссионерство и пр. эффект разрозненности становился все менее действенным. Угроза рабства становилась все более действенной и позорной во всем мире – рабов продавали, преследовали по «законам», ужесточали сам процесс рабства, а иногда и видоизменяли его в угоду и пользу тех рабов, которые были более ценными рабочими на продвинутых производствах.
--- И что же, с рабством бороться невозможно, с ростом самосознания народов?
= Возможно и даже были и есть такие примеры – только для этого нужна исключительная сплоченность всего сообщества в порыве перестать быть в рабской зависимости. Но, все равно, в большинстве случаев, в результате такой отмены позорного и полноценного рабства, оно будет только заменено на более цивилизованную форму рабства - экономическую зависимость, культурную, социальную, и пр. – выдумке «хозяев» нет предела.
--- А как отличить хозяина от раба?
= И просто, и не просто. Причем, со временем, это, как слишком «вылазит наружу» и даже рекламируется, чтобы к этому приучить общество и сделать это как бы естественным качеством и даже врожденным или наследуемым…
Так и скрывается, в особенности, когда человек стал хозяином не в силу наличия у него достаточных для этого качеств, а в силу стечения обстоятельств, умело и хитро используемых им самим или теми, кто стоит за их спиной.
--- Каков же итог? Неужели всё так гибельно и предсказуемо, когда мы имеем дело с рабством на «Поле жизни»?
-- Ничего не поделаешь, рабство, какое бы оно не было и по отношению к чему бы оно ни проявлялось – это своего рода «проказа» того или иного сообщества – и избавления от этой «болезни», видимо, не существует.
--- Неужели!?
= К великому сожалению – и в большой мере на это влияет «Закон больших чисел» Если мы бросим монетку 10 раз, пусть даже 100 – может выпасть все 100 раз «орел» или «решка», каждый раз одно и то же. Но когда число бросаний будет слишком большим – результат уже будет очень близок к 50/50. А ведь, на Земле не миллины людей – а миллиарды! И все они, кстати, не только «орлы» и «решки» - разновидностей их чаяниям, вкусам и пристрастиям нет предела….
--- И виною всему тому несогласию в добрых намерениях – и по отношению к рабству, в частности, - мы сами, из-за своих отличий?
= К сожалению – да!
--- Выхода нет?
= Есть, правда, он весьма печален – он слишком похож на сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке».
--- Так кто же, есть кто в этой сказке?
= Старуха – это цивилизация, которая желает и желает все большего и большего – это прототип «хозяина».
Старик – это, конечно же, её раб – исполнительный и покорный.
Рыбка – это Природа, с вечными законами которой спорить бесполезно, будет себе дороже.
--- А мог бы Пушкин продолжить эту сказку – чтобы она стала ещё более поучительной?
= Её продолжат сами жители Земли, когда снова станут заселять пещеры.
--- И закон станет уже «для малых чисел», и аппетиты уцелевших жителей нашей планеты сильно поубавятся – так?
= Остается только верить и надеяться, что это будет не так(((
Свидетельство о публикации №225072501432