Искусство задавать вопросы ИИ

Эта статья имеет целевую аудиторию: школьные учителя, преподаватели колледжей и вузов.
Надеюсь, что она будет полезна для всех пользователей ИИ.

Искусство работы с Дипси (DeepSeek ) это искусство вести диалог правильно формулировать вопросы для Дипси (или любого другого цифрового помощника).
Покажем некоторые правила общения с DeepSeek  на примере подготовки к уроку математики.

Вопросы задаваемые учителем должны быть направлены не на то, чтобы получить известные справочные факты, а чтобы структурировать его собственные мысли, выявить пробелы в понимании методики, сгенерировать идеи для объяснения сложных тем, создать базу материалов (задач, примеров…).

Приведём примеры того, как учитель должен формировать вопросы.
Хорошие вопросы — это не запросы в поисковике, а диалог с коллегой-консультантом. Вопросы должны быть конкретными, контекстуальными и многоуровневыми.
Например, вопросы на углубление и ясность понимания темы
Плохой вопрос: «Что такое теорема Виета?»
Хороший вопрос: «Объясни, как можно интуитивно понять теорему Виета, не просто запоминая формулы?»
Еще пример хорошего вопроса: «Какие распространённые ошибочные представления возникают у учеников при изучении понятия квадратного корня? Как их можно преодолеть?»

Вопросы на предмет генерацию идей и методик объяснения
При подготовке творческой составляющей урока учитель может использовать Дипси  в роли помощника.
Плохой вопрос: «Как объяснить дроби?»
Хороший вопрос: «Предложи 3-4 креативных способа объяснить сложение дробей с разными знаменателями ученикам 5-го класса. Используй аналогии из реальной жизни (например, пицца, шоколадка). Включи в ответ идею для короткого интерактивного задания.»

Вопросы на дифференциацию и учет особенностей учеников
Хороший, сильный учитель думает обо всех учениках в классе.
Плохой вопрос: «Сгенерируй задачи по теме "Проценты"».
Хороший вопрос: «Сгенерируй набор из 5 задач на проценты разного уровня сложности:
        ; *1-я задача:* базовая, на прямую формулу.
        ; *2-я задача:* жизненная (скидка в магазине).
        ; *3-я задача:* сложная, с несколькими этапами.
        ; *4-я задача:* задача на логику и проценты для продвинутых учеников.

Вопросы на создание конкретных материалов.
Здесь Дипси становится помощником по созданию контента.
Плохой вопрос: «Напиши конспект урока по теме».
Хороший вопрос: «На основе темы "Формулы сокращенного умножения" создай структуру урока на 45 минут. Включи:
        1. Актуализацию знаний (3-5 мин): 2-3 вопроса на повторение.
        2. Объяснение новой темы (15 мин): основной принцип и визуальная аналогия для (a+b)^2.
        3. Практику (20 мин): 8 примеров разной сложности.
        4. Рефлексию (5 мин): вопрос для самопроверки учеников.

Вопросы для проверки методологических идей учителя и поиска связей
Учитель может использовать Дипси как звукоотражающую панель для своих педагогических идей.
Пример: «Я думаю начать урок геометрии в 8 классе с проблемы из архитектуры, чтобы показать необходимость изучения подобия треугольников. Как ты считаешь, это хороший подход? Предложи конкретный пример такой проблемы.»
Еще пример: «Связана ли тема "Арифметическая прогрессия" с какими-либо физическими процессами? Приведи 2-3 примера, которые будут понятны школьникам.»

Общение с Дипси предполагает ведение диалога, то есть оно позволяет задавать уточняющие вопросы.
Учитель: «Предложи идею для объяснения отрицательных чисел.»
Дипси:[Дает стандартное объяснение с термометром и долгами]
Учитель: «Хорошо, но это стандартные примеры. Есть ли более оригинальная аналогия, возможно, из игр или кинематографа?»
Дипси:[Предлагает аналогию с "жизнью" в компьютерной игре, где есть положительные (здоровье, бонусы) и отрицательные значения (урон, яды)]
Учитель: «Отлично! А теперь переработай эту игровую аналогию в формат короткой истории-задачи для учеников 6-го класса.»

Краткий чек-лист для учителя при формулировке вопросов Дипси
    1. Будь конкретным: Вместо запроса «задачи по математике» — «текстовые задачи на движение для 5 класса».
    2. Задавай контекст: Укажи класс, тему, уровень подготовки учеников.
    3. Запрашивай о структуре предполагаемого анализа: «Разбей на этапы...», «Представь в виде таблицы...», «Дай 3 примера...».
    4. Используй роли, то есть предлагай Дипси выступить в некоторой роли: «Выступи в роли опытного методиста...», «Представь, что ты репетитор...».
    5. Уточняй и углубляй: Не довольствуйся первым ответом. Проси альтернативы, более простые или более сложные варианты.

Выводы
Искусство задавать вопросы Дипси отражает искусство преподавателя. Чем глубже учитель продумывает свои вопросы, тем более качественный и педагогически выверенный результат он получает.
Заметим, что предлагаемые методы и подходы аналогичны для любых подготовке к уроку по любым предметов.


Рецензии