Методы контроля использования ИИ

Методы  работы с ИИ и контроля его использования учеником

Эта статья имеет целевую аудиторию: школьные учителя, преподаватели колледжей и вузов.
Надеюсь, что она будет полезна для всех пользователей ИИ.


Полный запрет использования ИИ не возможен. Искусственный интеллект стал частью современного мира. Необходима активная, разумная интеграция ИИ в систему образования.
    1. Необходимо обучать школьников (и учителей!) работать с ИИ, учитывать существующие ограничения, как критически оценивать сгенерированный контент, как распознавать "галлюцинации".
    2. Необходимо сместить фокус оценки работы школьника с итогов (эссе, рефератов) на процесс обучения: проектная деятельность, устные презентации, обсуждения, портфолио, решение задач в классе. Задания, на которые нет простого ответа в ИИ.
    3. Научить школьника использовать ИИ как инструмента, а не решателя для сложных задач. Например, для  сравнения решения задачи полученное самостоятельно и полученное Дипси. Использовать ИИ для проверки грамматики и стиля, но не написания текста с нуля.
    4. Школы должны разработать и донести до всех участников образовательного процесса правила использования ИИ, определяющие, что допустимо, а что считается мошенничеством.
Возможность определения использования ИИ учеником и степени самостоятельности его работы — сложная, но решаемая задача. Вот комплексный подход, который сочетает в себе технические и педагогические методы.
Контроль  за использованием школьником ИИ при выполнении задания можно вести педагогическими методами.

 1.Необходимо вести наблюдение за процессом, а не только за результатом.
Попросите учеников вести дневник, где они фиксируют этапы работы: черновики, наброски, идеи, отвергнутые варианты, источники информации. Для цифровых работ можно использовать запись экрана (скринкаст) с комментариями ученика о том, как он решал задачу.
Один из надёжных способов защита работы ; устные вопросы. Задайте уточняющие вопросы по содержанию работы:
"Почему ты решил использовать именно этот аргумент?"
"Объясни своими словами этот термин, который ты использовал в третьем абзаце."
"Что бы ты добавил, если бы у тебя было еще 2 дня на работу?"
Ученик, который работал самостоятельно, легко углубится в детали. Тот, кто использовал ИИ, часто не может объяснить глубину и контекст своих утверждений.

2.Изменение заданий школьникам, которые потребуют осознанной работы с ИИ.
Персонализация заданий. Включите в задание элементы, уникальные для самого ученика. Например: "Проанализируй этот текст через призму события из твоей собственной жизни" или "Сравни позицию автора с тем, что мы обсуждали на уроке в прошлую среду." ИИ не имеет доступа к личному опыту и внутренним шуткам класса.
Связь задания с актуальными событиями. Дайте задание, требующее анализа событий, которые произошли буквально на днях. Большинство ИИ-моделей имеют ограниченные знания о недавних событиях.
Задание должно носить творческие или нестандартные форматы: Попросите создать не просто эссе, а диалог, комикс, письмо от имени исторического персонажа, расшифровку подкаста. Хотя ИИ может это сделать, такие задания сложнее автоматизировать без потери смысла.

3. Технические и аналитические методы контроля работы ИИ.
Для  анализ текста на "стиль ИИ" можно использовать сервисы GPTZero, Originality.ai, Copyleaks. Заметим, что они часто дают ложноположительные и ложноотрицательные ответы.
Ложноположительный результат: Школьник-отличник с безупречным, структурированным стилем может быть ошибочно принят за ИИ.
Ложноотрицательный результат: Умный пользователь может попросить ИИ написать текст "с ошибками, неформально, как человек", и детектор его не поймает.
Проверка "Профиля" текста позволяет выявить использование ИИ.
Текст слишком однородный, почти "стерильный" стиль: Текст идеально структурирован, логичен, но в нем нет индивидуальности, эмоциональных всплесков, небольших повторов или отклонений.
В тексте отсутствует личный опыт и специфические индивидуальные детали. Текст оперирует общими местами и абстрактными рассуждениями, но в нем нет ссылок на конкретные примеры из пройденного на уроках материала, личных наблюдений или недавних классных обсуждений.
В тексте выполнены все пункты задания с неестественной точностью. ИИ часто следует инструкции буквально, не отклоняясь от нее ни на шаг. Человеческий текст может быть более "неровным" — где-то углубляется, а где-то лишь касается темы.
В тексте много шаблонных формулировок и клише. ИИ часто использует стандартные связки вроде "важно отметить, что...", "в заключении следует подчеркнуть...", "данная проблема имеет многогранный характер".

4. Процедурные и технологические методы контроля.
Проведение ключевых письменных работ в классе, без доступа к интернету (на бумаге или в программах с ограниченным доступом).
Если работа делается в GoogleDocs или MicrosoftWord, попросите предоставить доступ к истории изменений. Длинный текст, вставленный одним куском без предварительного набора, — очень подозрительный признак..
Цифровые следы могут быть обнаружены при проверке метаданных файла (дата создания, модификации). Хотя это легко подделать, в совокупности с другими признаками может быть полезно.

Ключевые принципы и алгоритм действий по контролю использования ИИ школьниками
    1. Профилактика важнее поимки. Чётко озвучивать правила использования ИИ в начале учебного года и в процессе обучения. Объясните, что считается честным использованием ИИ (например, для проверки грамматики), а что является мошенничеством (сдача сгенерированного текста, выдавая его за свою работу).
    2. Не полагайтесь на один метод контроля. Ни один детектор или признак не является стопроцентно надежным. Используйте комбинацию методов.
    3. Презумпция невиновности и диалог. Если у вас есть подозрения, не начинайте с обвинений. Начните с беседы:
"Мне очень понравился твой вывод в работе. Расскажи, как ты к нему пришёл?"
"Этот абзац написан немного в другом стиле. Ты его как-то отдельно дорабатывал?"
"Я заметил, что в работе есть сложные термины. Не мог бы ты объяснить этот момент, мне просто самому интересно?"
    4. Сравнение с предыдущими работами. Резкое изменение стиля, словарного запаса и качества аргументации по сравнению с предыдущими работами ученика — яркий признак использования ИИ.

Итог: Самый надёжный способ контроля за использованием ИИ это выстроить учебный процесс так, чтобы ценность представлял не конечный продукт, а мыслительный процесс ученика. Когда фокус смещается на анализ, обсуждение и защиту своих идей, использование ИИ для простого "производства" текстов теряет смысл и становится легко обнаружимым.


Рецензии