Эксперимент на совесть соврабочих

Склонен поверить в байку о некоем эксперименте в столовой завода в 70-е годы, целью которого было подтвердить честность как основного качества советских людей.  На заводе убрали кассу и оставили коробку, куда рабочие на доверии должны были класть деньги, равные стоимости обедов. В конце месяца после зарплаты бывшая до того пустой коробка наполнилась ровно той суммой, что соответствовала стоимости всех обедов в столовой за месяц, что был обозначен как строгий срок проведения эксперимента. Такое было возможно. Однако если представить менеджмент и  экономику организации этого эксперимента, то возникают сомнения. Как можно было сосчитать точные  затраты на обеды, если сами работники столовой могли уноситьдефицитные продукты домой? Или все- таки это ложное предположение с моей стороны? Судя по моим наблюдениям за кухонными работниками в нынешних больницах это явление вполне могло быть и в советских столовых.   Если бы авторы дали точные данные - где, какой группой был проведен  данный эксперимент, в каком издании или отчёте были опубликованы его результаты, как проводились расчеты, как проводился мониторинг, тогда лично во мне пропало бы ощущение этого текста как элемента советской манипуляции, где все есть чистейшая правда, но нет в ней главного и каких- то важных частностей, а без них такая правда есть сестра лжи.

Кстати, эта история ходит по соцсетям уже более десяти лет. У большинства нынешних людей она вызывает сомнение.  В чем я точно уверен: в наши дни этот эксперимент наверняка провалился бы.  Дело не в каком- то сказочном качестве советских людей. Дело в отсутствии единого механизма, делающего честность достоинством человека. В советское время роль такого механизма играла пропаганда, включающая в себя, в том числе,   с малых лет воспитание людей в духе преданности некоему эфемерному, не ощущаемому в реальности великому делу, о коем все знали, но мало кто мог понять в чем оно точно заключается. Вера в великое дело и реализуемость его значительно усилила победа в страшной войне. 

Соборность и коллективизм - вот в чем разница между честными советскими людьми и русскими по Богу людьми. Разница в рабской принадлежности кому- либо или чему- либо одних и причастности других святым и святыням земли русской, причастности высвобождающей из плена и рабского поклонения земным идолам и божкам.

Советская  честность не мешала,  к слову сказать, тащить советским рабочим с заводов все, что плохо лежало,  держа в уме доминанту сознания "общественное, государственоое, значит ничьё", и русскими людьми царских времён. Коллективизм, ощущение единства в великом деле цементировалось ежедневным из телевизора и кинотеатров подтверждением величия страны рассказами о победе в войне, об успехах советской политики на международном арене, о достижениях советских учёных, работников искусства, военных, да и простых людей. Однако весь этот коллективизм , взаимовыручка, честность до мелочей и прочие качества советских порядочных во многом  людей куда- то странным образом исчезли после прекращения верчения государственного механизма сплочения народа. Эти качества будто притаились в людях, либо остались  лишь в малом их  числе на территории бывшего безбожного СССР. Начались 90-е. Каждый из нас в эти годы  совершил много такого недостойного звания русский человек, сделал так много чудовищных ошибок, что вся эта грязь и ошибки стали оправдываться  ещё большей  грязью и ошибками. При этом нашим поведением во многом стали управлять доминанты сознания о выживании в ситуации крайней неопределенности. Советский минимум для выживания был внушен нам как нормальность и недостатки его компенсировались внушениями о величии страны и величии дел внутри страны. Не так обидно было терпеть трудности - они оправдывались величием страны, ощущением принадлежности этому величию.  Однако как только рухнул держатель акций советского величия, тут же  стали вылезать наружу все наши тараканы из башки. Потеря смыслов терпения трудностей в условиях нового выживания, где пропало ощущение государства- защитника, заботящегося о твоём будущем, да и само будущее  без советской  мечты о земном рае стало  ещё более призрачным и пугающим - все это открыло дверь вселению в нас новых доминант сознания для выживания реального. . В этой постсоветской мясорубке смыслов, ценностей, смены ориентиров одни проявляли стойкость в сопротивлении к новым доминантам сознания, внушаемым новыми русскими, кто совсем не были  русскими по изначальному понятию этого звания, а кто- то поддался потоку лжи, умению жить как все,  вертеться даже в самых непристойных,  постыдных позах ради выживания и отставил разборку угрызений совести   на потом, когда. .   "Когда" больно ударило в старости. Вдруг оживленная во многом благодаря Церкви совесть начала  выдвигать на уровень осознания новые доминанты и под их руководством многое из совершенного и несовершенного нами в прошлом стало  видно именно как грязь и страшные, чудовищные ошибки. И тут стало приходить понимание СОБОРНОСТИ русского народа. Коллективизм рушится при падении вавилонских башен величия, что по определению  не во славу Бога, а во славу земных идолов и божков. А соборность делает народ намного более единым, потому что собрано во имя Бога, имя Кому Любовь. А что как не любовь сильнее всего может объединить людей?

20 декабря 2025 г
г. Санкт- Петербург


Рецензии