Пушкин как первый экзистенциалист
Этот текст предназначен как первая глава исследования о экзистенциализме Пушкина. В следующих главах я покажу как Пушкин ставит и решает экзистенциальные проблемы на примерах образов главных героев "Евгения Онегина". Отдельная статья будет посвящена связи между формой его романа и его экзистенциальным содержанием. Я также планирую тексты о экзистенциализме "Маленьких Трагедий" и некоторых лирических произведений Пушкина.
1. Экзистенциализм, философия
Говорят, трудно найти общее у всех, кого сейчас называют философами - экзистенциалистами
Но если взять трех наиболее известных экзистенциалистов - Кьеркегор, Ницще, Сартр, — которые вместе покрывают основные течения в этом движении, — картина выявляется довольно стройная. Можно выделить два основных принципа этой философии:
1. Человек должен узнать или выработать свою систему ценностей, и действовать аутентично, в соответствии с этой системой. Главным тезисом экзистенциализма считается "Existence precedes essence", "существование человека предшествует знанию им своей сущности".
2. Стремление к аутентичности означает выделение себя из общества, отказ от навязанных представлений, ролей, от фальшивого поведения.
Экзистенциалисты утверждают, что человек, глядя в себя, может познать истину. И если эта истина отличается от того, во что верит человечество или его социальная группа, прав отдельный человек, и он должен стоять на своем. "Общество - это неправда", говорил Кьеркегор. Правда - в верности самому себе.
Корень экзистенциализма - утверждение необходимости самопознания. Как отдельное философское движение экзистенциализм оформился в середине 20 го века. Но провозвестником (или даже основоположником) этого направления можно считать Сократа, сделавшего "Познай самого себя" главным принципом своей философии. Кант поднялся на еще одну ступеньку на пути к экзистенциализму, введя идею о субъективности познания. Идеи Канта и Сократа вдохновили Кьеркегора, который считается первым экзистенциалистом. Он опубликовал свои первые работы вскоре после смерти Пушкина. Пушкин тоже был знаком с философией Канта и Сократа, конечно. Таким образом, нет ничего особенно странного в том, что Пушкин и Кьеркегор пришли к похожим идеям параллельно, независимо.
Чтобы понять революционность этой философии, сравним этот взгляд на мир с взглядами предшественников (Гегеля, Канта, Сократа) а так же и с философией Карла Маркса.
Начнем с Сократа. Сократ, действительно, повторял "Познай самого себя". Он имел в виду, что надо всегда сомневаться в своем знании. Он считал самого себя самым мудрым потому, что он знает, что ничего не знает, а остальные и этого не знают. Он всегда был уверен в ничтожности своих собеседников, и удовольствием доказывал эту ничтожность им самим.
Гегель считал субъектом познания Абсолютный дух. Этот дух развивается и познает себя. Он проявляется в отдельных личностях. Но личность воплощает этот Абсолютный дух только частично. И то, чем человек от Абсолютного духа отличается, может быть только ошибкой. Индивидуальность - ошибка, она не имеет никакой ценности.
Кант считал субъектом познания человечество. Как субъект, человечество определяет формы познания, поэтому познание не объективно. Человек, как личность, участвует в познании человечества. Мышление - рациональный диалог человека с самим собой. Но отдельный человек вносит только крупицу в бесконечный процесс познания. И так он и должен себя понимать.
Сократ, Гегель и Кант считали человека участником духовного процесса самопознания и познания мира (или, по крайней мере, субъектом сомнения в познании), хотя и сводили роль одного человека к минимальной (или даже к ошибке).
Так как большинство читателей Прозы, видимо, знают Карла Маркса лучше других философов, я сравню экзистенциалистов с Марксом также. Карл Маркс считал, что человек определяется совокупностью его общественных отношений. Другими словами, два человека, которые входят в одни и те же социальные группы, неразличимы. Все, что отличает человека от его социальной группы, ничтожно. Главная мотивация человека - борьба за классовую справедливость. Например, если он рабочий, его главная забота - урвать побольше от капиталиста - эксплуататора. А если он капиталист - то наоборот. В отличие от всех предыдущих философов Карл Маркс начисто отвергал всякую человеческую духовность, а также возможность индивидуальности. Искусство и наука по Марксу - объективное отражение реальности (если это - не намеренное жульничество), что сводит роль автора и исследователя к нулю. С точки зрения Маркса человек родится для того, чтобы самоотверженно отстаивать классовые интересы и погибнуть за них. Примерно так:
Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это.
Экзистенциализм говорит о человеке как субъекте познания и творчества, который противопоставляется косному обществу, а марксизм говорит о человеке как частице однородной массы, которая участвует в историческом процессе за перераспределение, дележ созданного.
2. Экзистенциальная психология
Понятно, что основные проблемы экзистенциализма связаны с отношениями человека с обществом и с самим собой. Почему человек выбирает независимое или зависимое поведение? К чему тот или иной выбор приводит человека? Как общество отвечает на выбор человека? На вопросы об отношениях человека и общества отвечает социальная психология. И самым известным социальным психологом - экзистенциалистом был Эрих Фромм.
Психологи называют людей, которые приспосабливаются к обществу, конформистами. Остальные называются нонконформистами. Фромм называл конформистов просто "нормальные люди" (у него есть книга, которая так и называется "Патология нормальности"). Фромм объясняет, почему человек предпочитает приспосабливаться к обществу (из книги "Неподчинение", перевод с английского мой)
—----
Почему человек так склонен подчиняться и почему так трудно не подчиниться? Пока я послушен власти государства, или церкви, или общественного мнения, я чувствую себя в безопасности, защищенным. На самом деле, не так важно, кому я послушен. Это всегда организация или человек, который использует силу, претендует на универсальное знание и всесилие. Моя послушность делает меня частью той силы, которой я поклоняюсь, поэтому я чувствую себя сильным. Я не могу ошибиться, потому что сила решает за меня, я не могу быть один, потому что сила за мной присматривает, не могу совершить грех, потому что сила не позволит мне. "
Fromm, Erich. On Disobedience (Harper Perennial Modern Thought) (pp. 8-9). HarperCollins e-books. Kindle Edition.
===================================
Я здесь буду говорить про приспособление к обществу, к общественному мнению (а не к церкви или государству), поскольку это было актуальнее в пушкинское время.
Настоящие конформисты оказываются способными подчиняться власти не за страх, а за совесть потому, что они убеждают себя в справедливости власти. Для этого они приглушают свои сомнения а также голос своих чувств, голос своей совести. Они утрачивают способность знать и слышать себя, как человека отличного от своей роли в обществе. Но отказавшись от критического мышления, они оказываются неспособными понимать других людей также. Это оставляет им очень мало возможностей для проявления своей воли, для независимого поведения. Но это и является их целью с самого начала: они отказываются от свободы для того, чтобы избежать трудных и ответственных решений.
Человеку надо иметь какие-то представления о себе и других. Отказ от критического восприятия себя и общества приводит конформиста к тому. что его представления о себе и обществе иллюзорны. На этих иллюзиях основывается его ощущение безопасности, своего места в жизни. Поэтому конформист воспринимает покушение на его иллюзию как личную атаку на него самого, его близких, его образ жизни.
Фромм пишет ("Патология нормальности"), что конформисты оказываются изолированы от своих подлинных чувств, они не знают их. Тем не менее, у них тоже есть потребность переживать эмоции. С этим связана их "сентиментальность" (как он это называет): они находят поводы для эмоций там, "где положено": в чувствительных историях, при выигрыше или проигрыше своей команды. Там, где это их на самом деле лично не касается. Это позволяет им оставаться отчужденными, когда они как бы что-то чувствуют.
Но что значит быть нонконформистом? Оказывается, не достаточно поступать "по совести". Фромм писал в книге "О неподчинении" (перевод мой):
—------
Слово совесть выражает два разных феномена. Один из них - авторитарная совесть. Это - то, что Фрейд назвал "Супер -Эго". Супер- Эго представляет собой интернализированные команды отца, принятые сыном из страха. Гуманистическая совесть - это совсем другое. Это внутренний голос, присутствующий в каждом человеке, это интуитивное знание о том, что человечно и что - нет, что помогает жизни, и что - вредит.
Fromm, Erich. On Disobedience (Harper Perennial Modern Thought) (p. 6). HarperCollins e-books. Kindle Edition.
==========================================
Как мы увидим, Пушкин также различал голос совести от голоса "авторитарной совести", которая во времена Пушкина называлась "честью". Но Пушкин часто говорит не о совести, а о более объемном понятии, о душе (как и Кьеркегор). Душа по Пушкину позволяет человеку различать не только справедливость, но и правду и красоту, она связана с Богом.
Нонконформист - тот, кто слышит правду в себе и кто чувствует себя ответственным перед собой и другими за то, чтобы говорить правду и вести себя по совести, а не по заученным правилам. Нонконформист должен быть смелым, чувствовать себя сильным и свободным. не подчиняться.
Фромм сравнивает этих людей с пророками. Современные психологи говорят, что у этих людей могут быть врожденные свойства, которые подталкивают их к нонконформизму: повышенный уровень интеллекта и интенсивность эмоций. Можно быть уверенным, что гениальный Пушкин был от рождения предназначен для роли нонконформиста.
Конечно, общество относится к конформистам и нонконформистам совершенно по-разному. Общество состоит, в основном, из конформистов. Мнение конформистов об обществе - это и есть мнение общества о себе. Конформисты подтверждают иллюзии общества о себе. В ответ общество одобряет конформистов в зависимости от степени удовлетворения ими предпочтений общества.
Когда нонконформист отказывается подчиниться правилам, ведет себя независимо, тем самым он выражает несогласие с обществом, недоверие ему. Это угрожает представлениям общества о себе, представлениям конформистов о себе и об обществе. Эта угроза чрезвычайно опасна для конформистов, у которых ощущение благополучия покоится на иллюзиях. Можно быть уверенным, что общество воспримет такое поведение как агрессию и ответит пропорционально угрозе.
Дальше я собираюсь показать, что Пушкин стоял на позициях экзистенциализма. Это автоматически будет означать, что творчество Пушкина нельзя объяснить с точки зрения марксизма или социал- демократизма (российское политическое движение, близкое к марксизму), как Белинский и советские литературоведы пытались сделать. Но, скорее всего, и никакой нормальный автор не согласится, что его собственная роль в его творчестве сводится к нулю.
3. Пушкинская Нагорная проповедь как экзистенциальный текст.
Первая часть "Пушкинской Нагорной проповеди" - это конец четвертой главы "Евгения Онегина".
Глава 4, строфа 51
…
Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге,
Как пьяный путник на ночлеге,
Или, нежней, как мотылек,
В весенний впившийся цветок;
Но жалок тот, кто все предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чье сердце опыт остудил
И забываться запретил!
Мы видим, что Пушкин делит людей на две категории: "опьяненные" ("покоится … как путник пьяный на ночлеге") и "трезвые", "чья не кружится голова". Эти категории различаются тем, что первые "угомонили свой хладный ум", а вторые - наоборот, способны к критическому мышлению, им "опыт забываться запретил". . Связь с теми категориями, о которых говорилось выше очевидна:
"опьяненные" - это конформисты, которые живут в мире иллюзий, приглушив свою способность к критическому мышлению, чтобы не мешало доверять обществу и авторитетам;
"трезвые" - это люди, которые не имеют иллюзий об обществе и людях, понимают ненавистное скрытое значение всех красивых слов и движений.
Вторая категория может включать как подлинных нонконформистов, так и людей, которые "притворяются" конформистами за неимением лучшего.
Пушкин использует слово "блажен" иронически. Понятно, что пьяный путник на ночлеге "блажен" только потому, что он не ведает, что его ждет при пробуждении. Вторая категория называется "жалкой" потому, что они видят безобразную реальность, но бессильны изменить ее. Поскольку конформисты "патологически нормальны" (по выражению Фромма), "трезвые" люди должны чувствовать себя одинокими в лицемерном обществе.
Насколько мне известно, эта широкая категория "трезвых" людей специально не рассматривалась ни философами, ни психологами. Пушкин тут пока впереди всех.
Заметим, что Пушкин здесь указывает на опыт, который развеял иллюзии и "забываться запретил". Это также совпадает с основным принципом экзистенциализма, что человеку требуется время для самопознания, развития способности критически смотреть на себя и других.
Пушкинская Нагорная проповедь продолжается в главе 8. В этой второй части говорится о том, что ожидает "опьяненных" и "трезвых" людей.
—-
Глава 8
X
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
XI
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Строфа X посвящена отношению "блаженного" или "опьяненного" человека с обществом. У такого человека молодость сменяется на "зрелость", когда он оказывается способным приспособить себя к мертвенной, "холодной жизни". Этот человек - конформист. И, соответственно, общество вознаграждает такого человека "славой, деньгами и чинами", а также считает его прекрасным человеком.
Строфа XI говорит о "жалком", "трезвом" человеке, который больше не предается иллюзиям своей молодости. У него остается разочарование от утраты юношеских идеалов, он продолжает предаваться "странным снам" и не сливается с "чинною толпой". В светском обществе у него, как оказывается, нету выбора кроме того, чтобы изображать из себя конформиста, он становится псевдо-конфомистом. Но в некоторых случаях он отвергает общество, оказывается нонконформистом.
Пушкин показывает, что в этом случае у него нет пути назад. Об этом Пушкин говорит в строфе 8 той же главы. Если нонконформист попробует вернуться, вот как о нем будут говорить в обществе за его спиной:
Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
Нонконформист оказывается предметов всеобщей ненависти, показывает Пушкин.
Таким образом, Пушкин не только выражает экзистенциальный взгляд на мир, он предвидел открытия экзистенциальной психологии за десятилетия до создания психологии как науки. В следующих статьях я покажу, как эти взгляды выражаются в образах героев "Евгения Онегина".
Свидетельство о публикации №226010702060