Рецензии на произведение «Статус ветерана»

Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Достоверно, поэтому вовлекает. Очень похоже на Куклу Судьбы Саймака.Но здесь, как я понимаю, несколько об ином.Идея о справедливости глубоко гнездится у каждой овцы и не дает приковать себя к существующей реальности. Созданной хищниками под знаменем этой самой идеи, но с единственной целью опорочить ее. И опорочили. Хищники ликуют, а Маугли и, добиваясь успехов, помнят об идее, поэтому знают, что делают что-то не то и пытаются как-то компенсировать совершаемую ими глупость. Этот конфликт принимает разные формы - от материального обустройства близкого к восприятию детства, до различных видов ухода из реальности.Автор (молодец) не дает герою уйти и оставляет - и герою и нам надежду на заполнение пустоты между идеей и реальностью и естественным соединением их. Не упустить бы. Желаю счастья и автору и героям.

Солнца Г.И.   29.07.2002 18:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Красиво излагаете.
Мне не приходило в голову, что изображены "волки и овцы", и что речь о разном понимании справедливости. По-моему, обе стороны охотятся друг на друга, а потом по крайней мере одна из них понимает, что охота в данном случае бессмысленна.
С уважением

Марина Куновская   30.07.2002 08:34   Заявить о нарушении
Маугли - это овца, воспитанная хищниками.Поэтому она охотится, согласно внедряемой ей программе.Но это не ее.И когда энергия иссякает - Маугли или убегает в сторону или убегает во вредные привычки (вплоть до суицида).Хищник чаще всего не поддается вредным привычкам, т.к. у него нет сердечности и, соответственно, человеческой боли.Кстати, Березовский на одном из выступлений с США заявил - у нас, деловых людей (под этим он подразумевал и отразил чистых хищников), нет эмоций.Вот так. Желаю счастья.

Солнца Г.И.   30.07.2002 10:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Ура! Я вернулась из отпуска и в надежде почитать что-нибудь занимательное, полезла на родную ПРОЗУ.РУ. И - надо же какая удача! Такой замечательный расказ попался. Присоединяюсь ко всем предыдщим рецензентам: в рассказе есть все - увлекательный сюжет, довольно приятный глазу и уму стиль, мораль (хоть и на поверхности лежит, а все ж приятно, что еще кто-то в наше время своим творчеством пытается заставить читателя задуматься). И концовка абсолютно закономерная (правда, я читала уже правленый, доработанный вариант).
Удачи автору!

Таня Канарейкина   29.07.2002 13:30     Заявить о нарушении
Таня, спасибо за отклик.
Даже и не знаю как прокомментировать такую высокую оценку.
Разве что уточнить, что "заставлять" читателя извлекать определенную мораль не пыталась. Куда лучше, что заставила-таки несколько человек дочитать до конца довольно длинный текст :).
С уважением.

Марина Куновская   30.07.2002 08:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Что хочется сразу сказать - новая версия мне кажется лучше предыдущей уже хотя бы потому, что я подзабыла огрехи последней, а первая катится гладко.
"Катится гладко" - это квинтессенция моих впечатлений от вещи. Хочу отметить несколько интересных оборотов:

"Наверное, его желание судьбе исполнить проще". - Как вы додумались такую вещь выразить словами? А как часто мы думаем об этом, глядя на других людей!

"Ник перевел глаза на ближайшее жилое строение, и впервые увидел облупившуюся краску на фасаде, покосившиеся урны у крыльца, избыток прелой листвы на дорожке, и даже, невероятно, недопитую бутылку дешевых чернил возле скамейки." - вот этот пассаж мне говорит о том, что все-таки несмотря ни на что у коммуняк нет будущего. И не только в вашем рассказе!

"На глаза наворачивались слезы, но пустота, полчаса назад образовавшаяся рядом с сердцем, уже заполнялась лесным воздухом, в котором он все слабее ощущал медовый запах липы." - Последний абзац продуман достаточно для того, чтобы являться большим красивым и логическим бантом к тщательно упакванному вами презенту для читателя... Хочется его также немного разобрать -
"пустота рядом с сердцем" - это, знаете ли, смело. Я бы вот написала "пустота в сердце" потому что это канонично. Но вы отодвинули каноны и написали то, что вам подошло больше...
"пустота, заполнявшаяся лесным воздухом" - это сильно, это намекает на продолжение.

И продолжения мы будем ждать.

Почти год многочисленных редакций пошел произведению явно на пользу. Из этого можно сделать вывод, что вино приобрело достаточно ароматный букет вкуса и его пора ставить на стол.

Можно, я напророчу вам номинацию?









Дана Давыдович   29.07.2002 08:20     Заявить о нарушении
Griffin, спасибо за внимательное чтение.
Рассказ, вроде, уже номинировали, но в недоделанном виде, так что, наверное, он пролетел.
Ну да ничего, может куда еще попадет.
В том, что он получшел (кажется, я начинаю в это верить) - основная заслуга уважаемой "Прозы.Ру", как ругательных, так и хвалебных откликов. Хорошо, когда есть и те, и другие, тогда на пересечении мнений автор может что-то понять про свой текст.
А коммуняки - Бог с ними, с коммуняками.Жизнь богаче идеологии.
С уважением

Марина Куновская   30.07.2002 08:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Марина, Ваше "маниакальное" упорство по совершенствованию рассказа похвально. Стало лучше. Финальный побег Ника один чего стоит! Не каждому дано бегать.И поскольку земля круглая, бег приводит опять к тому же месту, но в другом качестве бегуна.
Рассказ хорошо запомнился, я легко нашёл все новые места. Ник получшел, а Вася похужел. Исчезла загадочность старичков. Оказывается, просто все они глухие. Ну, может, кроме одного - того, который всё-таки услышал Никиту Сергеевича и задал свой вопрос о втором куплете. Правда, и соседи старичка тоже услышали его и "неодобрительно зашикали". Тогда ничего не понимаю. Марина, старички глухие? Или слепые? :)
Недавно мне пришлось составлять самую настоящую характеристику на сослуживца. Не резюме, не отзыв, а всё, как полагается. Кроме слов "члена ВЛКСМ с такого-то года". Куда она ему понадобилась, так и не раскололся. Не иначе, как в "Ветеран". Товарищ принёс с собой образец, и всё бы ничего, но вопрос стал, надо ли писать "морально устойчив".
Стали вспоминать, что это означает. То ли "не закладывает за воротник", то ли "по бабам не бегает". Решили на всякий случай оставить.
Главный герой по-хорошему неустойчив. И пусть его, и нас всех волнуют и лесные запахи, и дачные, и запахи вкусной еды. Чего там ещё? Сушёных трав, волос, моря... Да мало ли.

С уважением,

Степан Волжский   25.07.2002 13:53     Заявить о нарушении
Степан, спасибо за отклик.
Я думаю, больше редакций уже не будет (если, конечно, уважаемые читатели не подадут еще какую-нибудь гениальную идею :)). Кажется я, вместе с моим персонажем, наконец убежала от этой неотвязной темы.
А глухие ли старички - не знаю. Это Вася так думает.А очевидно, что молчаливые. Как кажется автору, они просто обыкновенные, более обыкновенные, чем кажется Нику. Он в начале рассказа испытывает к ним некое "патриотическое чувство" - так вот ради этого чувства, вызываемого у окрестных жителей, кооператив, по-моему, и построен теми, кто отвечает за стабильность в обществе. И приглашают их туда не за большие заслуги, а выбирают (может, методами психологического тестирования, может по биографическим признакам - не знаю) из числа обычных пенсионеров тех, кто сможет "вести себя прилично" в ответ на государственную заботу. Вот такая примерно утопия, оставшаяся за кадром.
С уважением

Марина Куновская   26.07.2002 08:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Доброго дня, Марина!
С большим удовольствием прочёл ещё раз "Статус ветерана". После первого прочтения остались довольно-таки приятные впечатления, а теперь, после Вашей правки, по-моему мнению, рассказ получился совершенно завершённым. И не надо из него повесть лепить! Он и так хорош!
Сергей С.

Kont   25.07.2002 12:32     Заявить о нарушении
Сергей, я думаю, что последующие редакции неизбежны. Рассказ живёт. Не мучается, как часто бывает, а именно - живёт вместе с героями и автором. Вернее, наоборот: автор с рассказом и героями.
Поспорим, что будет правка?

Степан Волжский   25.07.2002 14:02   Заявить о нарушении
Зравствуйте, Сергей!
Спасибо за моральную поддержку.
Повесть лепить не буду. Лучше, может, еще чего-нть напишу.

Марина Куновская   26.07.2002 08:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Автор Марина Куновская с маниакальной настойчивостью продолжает совершенствовать рассказ "Статус ветерана" - про юношу-бизнесмена, страдающего ностальгией по Союзу. Кому интересно следить за процессом, приглашаю посмотреть на редакцию N 3.
C уважением

Марина Куновская   14.07.2002 21:06     Заявить о нарушении
Marina,
Ya nachala chitat, i ponala, chto skazat xochu bolshe, chem vashi glaza vinesut chitat na translite. Bud proklat etot AOL, iz-za kotorogo ya tut ne mogu proinstallirovat kirillitsu!
Ya pridu k vam, kogda priyedu domoi, xorosho?

Дана Давыдович   26.07.2002 22:18   Заявить о нарушении
Да, Griffin, конечно, я дождусь :).
С нетерпением

Марина Куновская   27.07.2002 07:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Спасибо. Оч Оч Хорошо, ибо читается на одном дыхании и дыхания хватает, это раз. Форма «обрыва финала» соответствует замыслу… (Так завсегда заканчивались лучшие советские произведения), это раз. Именно так в перипетии современных дел накатывают воспоминания о прошлом и так же обрываются современным бытиём, это два. И, глобальное – именно так исчез СССР – оп, и не стало чего-то огромного и замечтательного, мелкие детали взгляд царапают, а огромного нет и не будет…) это тоже два. Особенно трогательная деталь – главный герой продает детское питание, это три. И не раздумывая жениться, это четыре. А четыре это хорошо. На четырех углах изба стоит. Да, да, да, не спорьте - хорошо, это лучше, чем отлично…

И ещё, а ведь у Вас, хотя не стиль и не сюжет этого не подразумевает – получилась трагедия моего поколения, ибо наше детство дало нам идеалы, которые мы никогда не сможем воплотить…
С уважением Олег, в смысле Аликулов.

Аликулов   11.02.2002 09:06     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за отклик.
Честно говоря, про "развал Союза", когда писала, думала меньше всего. Мне кажется, подобная история могла бы произойти, например, и с человеком, который всю жизнь мечтал вступить в клуб собаководов, воображая себе невесть что, а потом пришел - и увидел, что местное кинологическое объединение ничего, кроме продажи щенков не волнует. Но, конечно, про Советский Союз должно быть внятно большему числу читателей.
В любом случае, очень рада, что рассказ, как говорили когда-то на уроках литературы в школе, "заставляет думать" :). В том числе и автора: что ж это она такое сочинила?
С уважением

Марина Куновская   16.02.2002 20:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина, здравствуйте,
Ваш ответ напомнил мне историю рассказанную мне очевидцем.
Это было в прошлой жизни, в СССР, в начале 80-х, в Барнауле, в институте культуры. Писатель Астафьев встречался со студентами режиссерского отделения, которые вдохновенно рассказывали Автору: почему им нравятся его произведения... Астафьев внимательно выслушал и оч оч искренне спросил: Ребята, неужели я всё это написал?!
С уважением, Олег

Аликулов   18.02.2002 07:40   Заявить о нарушении
Брат, Ваша трагедия больше от того, что, как и многие, путаете божий дар с яичницей.Идеал - это ориентир для корректировки Пути и его нет необходимости достигать.Он не для этого создан. А есть идея - вот ее надо внедрять и при этом не терять бдительность, чтобы ее не извратили или под ее соусом не завели Вас в помойку.Что, кстати, с нами и случилось.И при встрече с царапинами, не забывайте о сути.Тогда меньше будет трагедий. Желаю счастья.

Солнца Г.И.   30.07.2002 10:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Произведение не из тех, которые легко читаются и так же легко забываются. Интересная задумка - на фоне обычной операции по недвижимости показать прошлое и настоящее страны, старых и новых хозяев жизни, соприкосновение двух идеологий.
Сразу скажу, что ожидал большего. Нет, рассказ в целом мне понравился, добротный такой. Но незавершенность какая-то присутствует. И дело даже не в финале, оставляющем вопросы: кто станет новым владельцем, и что станется с кооперативом?
Мне показались слишком невыразительными старички, чересчур сюрреальным выглядит молчание главного из них. Надо было бы дать ему слово, ведь сказать есть что. Зато голос из репродуктора несколько раз вещает о ситуации на Мадагаскаре. Не очень выразительны отличия претендентов. В таком случае можно было бы и одним ограничиться. Имена Ник и Никита Сергеевич на слух сливаются.
Больше всего мне понравилась сцена собеседования в клубе, самому было интересно ответить на эти вопросы.
В тексте довольно много разного рода неточностей и ошибок.
В целом, довольно приличное произведение.

С уважением,

Степан Волжский   27.01.2002 19:55     Заявить о нарушении
Степан, спасибо за отклик. Вы так описали мой замысел, что я сама поразилась его глобальности :)! Не знаю, про страну ли это, или все же про главного героя, который не до конца принял судьбу "нового русского". Поскольку сама еще толком не определилась, то и не уверена, соглашаться или спорить с Вашими замечаниями. Но с одним точно не соглашусь: имена Ник и Никита Сергеевич и должны сливаться, это так и задумано, и то, что они похожи - хотя бы именами, и заставляет претендента увязать в ситуации дополнительно.

Марина Куновская   28.01.2002 00:18   Заявить о нарушении
Не подумайте, что я имел в виду роман-эпопею, но через столкновение и диалог главного героя и старичков можно было бы судить и о глобальном, произошедшем в нашей стране за два десятка лет. Такого диалога нет.
Вы практически подменили старичков Никитой Сергеевичем. Когда я думал о концовке, то интересным показался вариант, когда Ник приобретает не только особняк, но и наследует власть патриарха кооператива, то есть, становится "молодым старичком". Но Ник. Сергеевич "мешается" :) Он ведь показан не только завхозом, но и умным.

Степан Волжский   28.01.2002 22:11   Заявить о нарушении
Нет, на власть в кооперативе мой Ник никогда не претендовал. Что Вы!? Он же перед этой публикой благоговеет, а тут будет командовать. Он же даже не врубается, что дедушки глуховаты. Ему бы приобщиться и растаять в приятных воспоминаниях. А тут его "тезка", который просто делает карьеру. Кстати, я не знаю, умный Никита Сергеич или так себе, работает под чью-то диктовку. Он просто загадочный, и возбуждает любопытство. Но любопытство-то героя и губит: он начинает смотреть по сторонам, да и внутрь себя. В этой самой познавательной активности и есть надежда, что "Ветеран" долго не проживет. Так, по-моему.

Марина Куновская   16.02.2002 20:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

От рассказа веет пелевинщиной - такое было мое субъективное мнение, которое сложилось сразу после прочтения рассказа.

Теперь я собрался с мыслями, и мое мнение может измениться, точно так же, как в конце произведения изменилось мнение Ника насчет кооператива "Ветеран".
В принципе, этот рассказ - о том, как человек расстается с детскими иллюзиями, о том, как он идет к своей цели, а потом обнаруживает, что цель в общем-то не заслуживает затраченных на нее усилий.
Вообще странный персонаж, этот Ник. Непонятно мне его стремление жить в царстве призраков детства. Причем призраки эти - "аккуратные серьезные старички и их многочисленные родственники". Теперь уже не Пелевина я вспомнил, а Марко Феррери, и его "Дом улыбок". Я думаю, что Марина Куновская могла бы более драматизировать текст, если б не показала своему персонажу карты преждевременно. Надо было его поселить в кооперативе "Ветеран", а потом уже, что называется, "открыть ему глаза". А может и нет... Не знаю.
В целом, рассказ понравился, т.к. достаточно оригинален и убедителен.

Вова Бурый Волк   25.01.2002 14:39     Заявить о нарушении
Вова, рассказ-то из серии "в поисках утраченного времени" - Набоков, там, Пруст... Утерянный рай всякий, Мильтона...

Причем тут Пелевин... Пелевин, грубо говоря, о "прозрении", "Шоу Трумэна", "Матрица" и прочая еще в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века обыгранная американскими поп-фантастами тематика.

А может я и неправ :(

Александр В.Руденко   26.01.2002 00:58   Заявить о нарушении
Да в общем-то Прустом не очень отдает... Пруст какой-то, извиняюсь, не русский :)
Утраченное время, утраченная иллюзия, прозрение - одна фигня.
Впрочем, послушаем, что сама Марина Куновская скажет.

Вова Бурый Волк   26.01.2002 01:35   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. И не подозревала, что в рассказе так много ссылок на разные литературные пласты и залежи :). А за персонажа могу оправдаться примерно так: он не "призраков" вернуть пытается, то бишь тех самых старичков, а некую ситуацию мира и спокойствия, которого в его реальной жизни всегда было мало. В общем, проще говоря, у него та самая "ностальгия по Союзу", которая может выбрать себе любой объект увлечения. Откуда она у молодого, в общем-то, человека? Не знаю, надо это обдумать, и возможно, мотивировать в тексте. Но ведь коммунистов поддерживают не только старики.
С уважением

Марина Куновская   27.01.2002 09:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Статус ветерана» (Марина Куновская)

Хочу вставить свои 5 копеек в бурную общественную дискуссию по поводу концовки рассказа "Статус ветерана". Лично меня она (новая отредактированная концовка) потрясла. Вообще, Марина Куновская часто удивляет меня своей способностью делать маленькие и большие открытия, показывающие, как реально устроен наш мир.
Вы скажете, это старички приняли решение, кому быть их соседом? Нет, это Ник принял решение, что соседом станет именно он. И сделал он это как раз в те финальные секунды, когда вдруг начал замечать облезлую изнанку стариковского мира. А начал он ее замечать просто потому, что душа все время находится в движении, чтобы найти равновесие - так что рано или поздно он бы все равно почувствовал (на миг или на всю жизнь - разницы нет) разочарование в своей мечте. А почувствовал он это разочарование именно в финале, когда вот-вот должны были объявить результаты тендера, потому что в душе его живет неудачник, который никогда не уверен, что сам себе все не испортит, который сам не верит, что достоин того, о чем мечтает. И в тот момент, когда он в ужасе подумал: это я, я - владелец этого дурацкого дома! - это его внутреннее решение повлияло на старичков, которые МИНУТУ НАЗАД приняли решение в его пользу! И оба эти момента - его решение и решение старичков - накрепко связаны. Они оба - и причина, и следствие. Наша жизнь состоит из таких жестких связок, характер которых определяется тем, какое именно существо живет в нашей душе. Ну, перечитайте еще раз рассказ, г-н Чуриков - разве не так? А Вы, г-н Машина Ответов - Вы меня вовсе озадачили. У меня такое чувство, что Вы написали свою рецензию, не дочитав до конца и одного абзаца из рассказа. Объективно рассказ очень добрый и светлый. А Вы обвиняете автора в каком-то человеконенавистничестве...
Мне представляется, что чувственная жизнь любого человека полна, так сказать, элементарных ощущений, ощущений-архетипов, знакомых каждому. По крайней мере, каждый, кто внимателен к своему внутреннему миру, УЗНАЁТ их, когда они приходят - т.е. мгновенно осознаёт заложеную в них информацию, не переводя это знание на язык слов. И автор рассказа, мне кажется, "добралась" до одного из таких "изначальных" ощущений и передала его несколькими штрихами.
Нам с детства вдалбливали, что мир стоит, как на китах, на причинно-следственных связях, но кто-то внутри нас знает, что это не всегда так. Бывает, жизнь тебя колбасит изо всех сил, и ты никак не понимаешь, за что. А потом вдруг в один миг у тебя проясняются мозги, и ты делаешь свой выбор в пользу того или иного СПОСОБА ЖИТЬ - и осознаешь свою ответственность за этот выбор. И чувствуешь, что этот выбор действительно определил для тебя все - даже если ты сделал его В КОНЦЕ причинно-следственной цепочки. (Например, теряя любимую женщину, ты вдруг ВПЕРВЫЕ понимаешь, что это для тебя - благо. И вспоминаешь, что, оказывается, ты многие месяцы виртуозно изворачивался, чтобы прийти к столь красивому и достойному разрыву. И чувствуешь, что это не обнаруженный провал в памяти и не падение в параллельную реальность. Это и есть самая реальная реальность). Впрочем, что это я все - о причинах-следствиях. Эта тема - лишь малая часть того ощущения, которое "поймала" Марина Куновская.
Я думаю, композиционный ход этого рассказа - 99% которого написаны как бы об одном, а финал - как бы о чем-то другом - осознанный прием автора. Этой диспропорцией автор, мне кажется, еще раз обращает внимание читателя: ключ - здесь. Вот он.
Прошу прощения у автора, что ничего не сказал о 99% рассказа: к счастью, с тем, что рассказ в целом написан замечательно, почти никто не спорит. А то, что все, как коршуны, набросились на Вашу великолепную концовку - это мне кажется несправедливым.
С уважением
Володя Арабов

Юрий Викторович Смирнов   17.01.2002 13:27     Заявить о нарушении
Вот это текст! Такие длинные и прочувствованные мне не писали и в советские времена из обществ поддержки юных дарований. Спасибо, Володя, за внимательное чтение, в Вашем комментарии много точных определений. Но вообще не переживайте так, меня особо никто не обижает. Когда читатель сообщает, что ему непонятно, это только на пользу автору. Ваш восхищенный отклик вместе с другими возмущенными подсказал мне, что усовершенствовать этот "шедевр" еще есть куда. Так что скоро приглашу почитать третью редакцию.
С уважением

Марина Куновская   19.01.2002 08:38   Заявить о нарушении