Рецензии на произведение «Пара слов о Рафике Бездовиче»

Рецензия на «Пара слов о Рафике Бездовиче» (Александръ Дунаенко)

Думаю, и Бабелю бы понравилось)

Здравствуйте, тёзка

Ааабэлла   10.10.2018 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, читатель мой дорогой, Александр! Спасибо за роскошный отзыв!

С уважением -

Александръ Дунаенко   11.10.2018 08:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пара слов о Рафике Бездовиче» (Александръ Дунаенко)

День добрый, Александр.

Собралась с духом. Прочитала вчера. Ответить - сил не было.

По причине того, что мыслю я чаще образами, а не словами - вот Вам образ меня вчерашней после прочтения сего.

Читаю. Где-то криво улыбаюсь. Киваю в знак согласия. Чувствую - мурашки побежали. Кожа отделяется от места привычного. И меня, как свитерок, оп-ля - и наизнанку.
Это не героиня Ваша, это я сидела потом, обняв колени...
С мясом, нервами наружу. Холодно и больно. Больно-больно...

...Я знаю, что есть "жители" сайта, ревностно отслеживающие количество написанных "похваляшек". Пусть считают это чем угодно, но по-другому я Вам сказать не могу.
Это - литература с большой буквы.

Почему Вы не даёте ссылку на это произведение для знакомства с Вами? Почему?

Я "съем" Ваше всё. Постепенно.
Может, немного поможете? УкАжете путь, куда идти дальше? Хотя, если у Вас всё - такое... Поклон Вам в пояс!



Джулия Лу   10.03.2014 14:39     Заявить о нарушении
Ну, тут я затрудняюсь что-то советовать...
Посмотрите от "Мера любви" вниз по списку до "Я- русский"...

Очень признателен Вам, Юля, за такую оценку моих записей.

С уважением -

Александръ Дунаенко   10.03.2014 15:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пара слов о Рафике Бездовиче» (Александръ Дунаенко)

Спасибо за рассказ, Александр.Читал и улыбался... Ах, Одесса -знакомый говорок, сколько приятных воспоминаний...

Сергей Эргус   13.04.2010 08:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Сергей.
Одесса?... Да... Жаль, что побыть в ней мне удалось всего несколько часов...
С уважением -

Александръ Дунаенко   15.04.2010 08:31   Заявить о нарушении
это яуже понял, писал порд впечатлением той первой рецки и от Вашего.Но Одесские нотки явно чувствуются.Может они вовсе и не одесские а актюбинские и зря одесситы себе присваивают?)))

Сергей Эргус   15.04.2010 12:34   Заявить о нарушении
Про Актюбинск должен сказать, что там русский язык очень даже приближен к литературному. Был. Город без корней. В моё время он был заселен сплошь приезжими - целинниками, ссыльными, рабочими новых заводов. Их дети - мы - воспитывались на радиоприёмниках, позже - на телевизорах. А там - правильная речь. Поэтому у детей молдаван, казахов, немцев не было никаких областных говоров, диалектов. Образцы языка, речи - школьные учителя, учебники, радио...
Конечно, ТВ 70-х не стоит путать с тем, что сыплется из телеящиков сейчас...
И в Актюбинске сейчас, увы, от русского языка уже ничего не осталось...

Александръ Дунаенко   17.04.2010 08:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пара слов о Рафике Бездовиче» (Александръ Дунаенко)

И опять замечательный рассказ. И опять не могу пройти мимо, не сказав хоть пару слов.
Доброе утро, Саша.
Улыбалась, пока читала.
Ах эти непостижимые милые женщины, эти загадки, эти кокетки, эти мотыльки!
С какой легкостью порхают они по цветам, пока не найдут тот самый, от которого бы «что мочку уха сводило судорогой», который бы хоть и «был Прохвостом с большой буквы», который был бы не красавец, но только с ним она бы «чувствовала себя королевой»)))
Часто ли попадаются такие сумасшедшие, ради которых хотелось бы надеть большую шляпу и самое лучшее платье, невзирая на косые взгляды (ха!), и пусть соседи и знакомые шушукаются о моральном облике (ха-ха!), пусть она для них бестолковая, вертихвостка и бесстыжая, но это стоит того, чтобы ощутить:
«весь город онемел и замер, когда я появилась на улице, когда я вышла из подъезда, когда я спускалась по лестнице - я уже чувствовала, что пусть я тысячу раз падшая женщина, меня знали сотни мужчин, а я знала о них миллион гадостей, но я - королева. Я - красивее всех. Лучше. И - любимее всех».

Именно открытость миру, чувству, наслаждение коротким мигом счастья – любить и любимой быть – перечеркивает все доводы разума, все стереотипы, все нормы морали и кодекс правил, должный быть заложенным во всякой добропорядочной женщине.

А любовь в молодости – она такая. Бесшабашная, неразумная, живая, чувственная!
Я все вспоминаю «Легкое дыхание» Бунина, когда читаю ваш рассказ. Никак не могу отогнать от себя этот навязчивый образ. В вашей героине есть то, о чем писал классик:

«Я в одной папиной книге,- у него много старинных смешных книг,- прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза,- ей-богу, так и написано: кипящие смолой!--черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,- понимаешь, длиннее обыкновенного!- маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,- я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть,- ты послушай, как я вздыхаю,- ведь правда, есть?»

И так же, как у Бунина, главное достоинство рассказа – полная безоценочность автора.

А как завораживает и не отпускает исключительный юмор автора! я в полнейшем восторге! че-слово!

«Сима, надень красивое платье наутро, и чтобы обязательно - белая шляпа. Он так и сказал: Сима, на тебе должна быть белая шляпа, на тебя будет смотреть весь Актюбинск. Ха! - ответила я ему и выпила ещё стакан минеральной»
«Боже, вы интересные люди! Откуда берутся мужчины у одинокой женщины? Из семьи, из автобуса, из канавы, наконец, но - находятся, вьются, липнут. Нужно быть только внимательной и не упустить своего счастья. Я тысячу раз была внимательной и потому знаю, откуда берутся мужчины. Два, четыре, восемь, шестнадцать - очень скоро я поняла, что все они негодяи и прохвосты. Кроме, конечно, этого дьявола, который был Прохвостом с большой буквы, но я... его любила»
«этот каторжник вывесил в чердаке "радиоколокол" и устроил мне ночью первомайскую демонстрацию. Он пел, если это можно так назвать, он пел в микрофон, а приёмник из чердака в доме напротив орал, что меня любит, и тысячи людей с малыми детишками подумали, что Америка напала на наши мирные пашни...»
«Он сказал мне: пойдём - и взял меня за руку. Что я могла возразить, что ответить? Слабая мартовская кошка, что я могла ответить настоящему мужчине, если он говорит мне "пойдём"...»
«Я знала "Яву", "Жигули", даже "Москвич-412" в крещенские морозы, но я не знала мотороллера "Турист"»
«У меня, конечно, были мужчины, уж можете поверить на слово, но этот был сущий дьявол. У меня были мужчины и до, и после. И между. Но ни один из них не мог сравниться с ним»
Да на самом деле, цитировать можно долго - и все будет удачным, дерзким и ярким.

Особое внимание привлекают игра слов и удачные неологизмы – "свободнолюбимая", "аморетизаторы», «ни свет, ни заря без пятнадцати полночь», а так же характерный говор героини.
Наверное, только в Одессе можно услышать такую темпераментную речь:
«Я никогда не понимала, как он делал мне, чтобы у меня поехала крыша? У вас часто бывает, чтобы поехала крыша? Вот видите. Нормальные люди следят за своей крышей, и она у них в порядке»
«От него я не имела ни копейки, одни хлопоты, хотя он и жутко на меня тратился» и «Я хотела, чтобы последнее слово осталось за мной, хоть он и молчал весь вечер»
И многое-многое другое.
Все это так по-женски и так очаровательно!!!
Я улыбалась, когда читала, и улыбаюсь сейчас, когда пишу)))
Композиционно рассказ разбит на две части, условно назовем – «До» и «После».
Если первая часть невесомая, веселая, игривая, то вторая – это стон.
Стон-боль.
Стон-отчаяние.
Стон-печаль.
Стон-воспоминание.
Воспоминание о любви, которой был отведен лишь миг в жизни.
Здесь уже совершенно иной язык, иная подача мысли. Мгновенно улетучиваются ирония, пестрота, озорство. Перед нами маленькая женщина, которая сидит в темноте, обхватив колени, уткнувшись в них лицом, и не может уснуть до утра.
И если первая часть рассказа – анекдот, то вторая часть – настоящая Поэзия. Поэзия грусти и любви.
«У меня на столе белыми звёздами сияли лилии. Я привезла их с собой после той ночи. Много дней без воды они лежали на полировке стола и не теряли свежести. Чёрный прямоугольник моего сказочного озера с белыми лилиями».

Завершить свою рецензию хочу опять же цитатой:
«И много лет прошло, и я вспоминаю ту ночь и то озеро, и начинаю думать, что всё это сказки, потому что в жизни не бывает таких озёр. Таких ночей. КОГДА В03ДУX ПАХНУЛ ТВОИМ ИМЕНЕМ, А Я ХОТЕЛА РАСТВОРИТЬСЯ В ЖУТКОЙ ПРОХЛАДЕ, ЧТОБЫ, ХОТЯ НА НЕСКОЛЬКО ВЗДОХОВ, НАПОЛНИТЬ ТЕБЯ ИЗНУТРИ»...

Спасибо, Саша.
С уважением,
Ваша нечастая собеседница, но поклонница удивительной прозы.
Оксана

Оксана Винская   09.03.2010 08:43     Заявить о нарушении
Оксана, на мой короткий рассказ Вы сочинили целую песню. Я сохраню её в папке самых дорогих сердцу откликов.
Спасибо.
С уважением -

Александръ Дунаенко   15.04.2010 08:28   Заявить о нарушении
прошло четыре года, а я все так же считаю эту песнь песней самой пронзительной из всех, что мне доводилось читать. спасибо вам, Саша, я вас искренне люблю, боюсь, это навсегда. :-)

Оксана Винская   07.04.2014 21:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пара слов о Рафике Бездовиче» (Александръ Дунаенко)

Своеобразие рассказу придаёт тщательно выписанный образ рассказчицы. Читателя с первых строк очаровывает характерный говор, лёгкая ирония героини, цельность и отчётливость проявляющегося характера. Автор очень удачно построил образ - ни тени осуждения, у всех свои ценности в жизни, свой путь. И только время покажет, насколько это было настоящим. Героиня в самом начале рассказа имеет свою чёткую иерархию ценностей, в которой нет места любви - и любовь врывается неожиданно, ломая и нарушая все жизненные планы и стереотипы. Героиня сама себя не узнаёт в неразумной счастливой любящей женщине. Конфликт ума и сердца переворачивает её внутренний мир. Изначальные ценности возобладали, героиня сумела осуществить све свои мечты - и любовь её остаётся в прошлом. Так же как и уверенность в правильности выбранного пути.

Этот рассказ смешной до слёз - и грустный до слёз. Не поучает, не морализаторствует, не навязывает никаких выводов - а ведёт за руку через лабиринт заблудшей души.

Ключевой вопрос в рассказе:
"ПОЧЕМУ МЫ ТОГДА НЕ РАЗБИЛИСЬ?.."

Героиня вновь и вновь возвращается к воспоминанию о моменте, когда лёд прагматизма оказался сломлен и душа её родилась для любви. Вся логика её жизни исключает любовь - и любовь уйдёт, оставив после себя незаживающую рану в живой душе. Вот эта боль и делает героиню человеком - эта открывшаяся способность любить. Открытость любви и миру. Никогда уже не вернётся к ней инстинктивная животная уверенность, с которой мы сталкиваемся в самом начале рассказа. Таким образом, рассказ этот - о рождении души.

Неуместно было бы промолчать об особенностях языка произведения. Автор с замечательным мастерством передаёт характерные интонации уникального одесского говора. Этому служит и эмоциональная насыщенность речи героини и лаконичность слов-предложений: " Тысячу. Десять тысяч раз..." - в этих внезапных точках - темпераментная насыщенность речи.

Высший пилотаж рассказчика - безоценочность.
Нигде, ни разу, ни полунамёком автор не выдаёт своего отношения к героине. Этим часто грешат даже известные литераторы, заранее информируя читателя о своей позиции в отношении поступков героя (чтобы не путали с персонажем?). Такая отмежёванность автора от своего героя создаёт психологический дискомфорт. Однако, здоровой психике свойственно полное и безоговорочное приятие и оправдание своих поступков и образа жизни.

Тонкий изящный юмор, хорошей основой для которого ложится одесская манера речи героини:
"Нужно быть только внимательной и не упустить своего счастья. Я тысячу раз была внимательной..."
"так часто никому не дают стипендию, я им ясно дала это понять, и они навсегда пропали"
"Ночью в квартале дрожали стёкла, а это чудовище выло мне серенаду."
"прижималась к нему всеми фибрами"
"заявился ко мне ни свет, ни заря без пятнадцати полночь"
Игры слов, неологизмы - "свободнолюбимая", "аморетизаторы".

Поэзия диктует автору юмор, интонации, ритм. Во второй части произведения одесский акцент пропадает - и мы не замечаем этого, захваченные другой эмоцией, диаметрально противоположной началу рассказа. Стон женщины, потерявшей свою любовь, повергает в растерянность неподготовленного читателя. Контраст усиливает эмоцию и на расслабившегося незащищённого читателя обрушивается вся боль героини. В этом виртуозном умении играть на струнах души - я узнаю Поэта.

Спасибо автору за радость и боль, за этот кусочек настоящей жизни.

Камелия Санрин   24.02.2009 22:02     Заявить о нарушении
Камелия, спасибо за много красивых и приятных слов в мой адрес.

До Вас моего Рафика почти никто не замечал...

С уважением

Александръ Дунаенко   26.02.2009 00:42   Заявить о нарушении