Рецензии на произведение «Православные старцы xx века»

Рецензия на «Православные старцы xx века» (Свет)

Очень нужные свидетельства.Единственное пожелание. Набор очерков нуждается в небольшом пояснительном вступлении. Необходимо четко очертить явление старчества, чтобы отличать старца от старика.Дать описание смысла этого явления, его цели и задачи, чтобы не путать свидетельства проявления Чуда в Человеке, с чудачествами человекообразных.И тогда Ваши иллюстрации принесут еще большую пользу.Желаю счастья.

Солнца Г.И.   25.03.2005 18:16     Заявить о нарушении
СПАСИ БОг!

Старцы - это опытные в духовной жизни подвижники, молитвенники – наставники, которые, по словам Св. Силуана Афонского, в том случае, когда к ним обращались за духовным советом, говорили не от своего ума... «Бог всеведущ и премудр и воля Его всеблагая и всесовершенная. И поэтому, обращаясь за советом к старцам, и доверясь им, мы должны быть уверены, что старцы достигли в эту меру совершенства и возвещают нам непогрешимо волю Божию. Если духовные руководители не пришли в эту меру, то свои наставления они должны давать скромно, как человеческий совет, опасаясь повредить человеку и боясь ответственности пред Богом за свои слова».
Безусловно старцам были чужды тщеславие и самомнение, их украшали смирение и кротость, получив дары Святаго Духа, они не только учили всех соблюдению заповедей Божиих, призывали к покаянию, соблюдению постов, учили молитве, но и всей своей жизнью являли пример безмерной любви к Богу, бескорыстного служения ближнему.
«Старец - непосредственный проводник воли Божией. Общение со старцем всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости и неописуемого мира в душе». (И.М. Канцевич)

Свет   25.03.2005 22:49   Заявить о нарушении
Да, примерно чем-то подобным надо предварить Ваши описания.К тому же, учитывая популяризаторский оттенок Вашего намерения, надо разъяснить встречающиеся в тексте специфические термины, смысл которых не всяким сегодняшним может быть понят. Типа, блаженная (чем блаженный отличается от юродивого), праведник и т.п. Желаю счастья.

Солнца Г.И.   25.03.2005 23:45   Заявить о нарушении
Безусловно, вы правы, спасибо. Но несколькими словами здесь не обойтись, а на серьёзное введение, нужно время и уменье.
Вообще оба эти понятия близки по значению, если посмотреть в словарях, то найдём следующие объяснения:
Слово блаженный имеет два значения:
1) положительное «в высшей степени счастливый», «выражающий блаженство».
2) Отрицательное (разг.) «глуповатый, чудаковатый» (первоначально «юродивый». В значении существительного).
Юродивыми, называют людей, на вид – глупых, безумных, которые брали на себя подвиг видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения (см. 1 Кор. 3, 19).
Если вы успели прочесть рассказы о блаженных старицах, то обратили внимание, что одни из них с детства были обречены на смиренное «лежание» или «сидение», другие - слепые от рождения. Страдальцы безропотно несли свой крест - всегда с молитвой на устах. Убогие, вырванные болезнью молитвенники, часто становились обладателями духовных дарований: дара прозорливости, дара рассуждения, по их молитвам исцелялись больные…
В 3 части почитайте о Блаженной Екатерине (Пюхтицкой), там есть её высказывание:
«Глупость есть грех, потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб». «Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю. Принесла жизнь свою в дар Богу. А Бог дарует человеку благодатный дар высшего рассуждения и прозрения. Откровение же Божие, получается через молитву».
А вот когда мы читаем житие нашего современника Блаженного Святителя Иоанна (архиепископа Иоанна Максимовича), обращаем внимание на то, что строгий аскет, после пострига в монахи никогда не спал лёжа, его можно было увидеть босым на улице (он спокойно расставался с обувью, встретив разутого нищего)… Мог служить Панихиду по убиенному (на месте убийства) на проезжей части (служил, а машины его объезжали). Многих, не знавших его раздражали его внешние проявления – растрёпанный вид . Знающие его близко, понимали, что он всегда был погружён в молитву и жил нуждами страждущих, он не стремился к внешней благовидности, для него главным было служение Богу и ближнему. (В данном случае, вероятно, подходит определение слова «блаженный», как чудаковатый).

Успехов вам во всех благих начинаниях!

Свет   27.03.2005 00:35   Заявить о нарушении
Современные словари, к сожалению, более уводят от смысла и дают некий отпечаток, тем более , не позволяющий приблизится к истине, т.е. к Свету. Есть и такое понимание - блаженство – состояние человека ставшего сутью. Это человек, который приобщившись к духовным началам, со стороны земли видит только небо и не замечает – земного, то есть, как бы, отрывается от материальности. Сопровождается спокойствием духа, уравновешенностью, раскрепощенностью, ощущением изобилия, отсутствием границ и препятствий, космического единства и т.п. Порождает доверие, открытость и смирение. За блаженством, порой, следует идея отречения и охлаждения к материальному, переходящая в юродство. А юродство - поведение человека, приобщившегося к духовным началам, но при сохранившейся привязанности (прикованности, приклеенности) к земному. Сопровождается поношением всего материального (человек как бы смотрит с неба на землю и видит все ее несовершенства) и чувством беспомощной безысходности, неполноценности, отчаяния и т.п.. Что касаетс праведности, (правдой ведать), то это построение своего жизненного пространства, при ориентации и следовании высокой цели и светлым идеалам. «Истина, выраженная в деле» (Владимир Соловьев), «высшая ступень нравственного развития человека» (Даниил Андреев), « правдивость на деле, безгрешность» (Владимир Иванович Даль. Отражено пословицей: «У праведна мужа душа красавица». Неправедность - проявляется при отходе или потере цели, сопровождаемые влечением к нанесению страданий и обид.
Очень мы нуждаемся в понимании, даже, сначала на словесном уровне.А введение Вам написать нужно. Желаю счастья.

Солнца Г.И.   27.03.2005 12:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православные старцы xx века» (Свет)

Спасибо Вам за то, что Вы пишите такие нужные для России повествования о основе Земли Русской, о наших Святых. Именно этим и держится наша земля несмотря на трудные времена и эпохи, коих у нас бывало немало.
Повольте и Вас пригласить посмотреть мои рассказы о Святых, - вела рубрику "Российские Чудотворцы" в газете, и несколько рассказов есть и здесь, на прозе. Поскольку газета была для большого количества читателей, то в рассказах дан светский вариант, и конечно хотелось бы написать больше, но есть сжатый газетный формат и он заставляет писать коротко, однако старадалсь сделать с любовью...а уж как получилось...

«Самый почитаемый чудотворец земли Русской» (Святой Сергий Радонежский)

http://www.proza.ru/2004/12/10-28

«Пламенный старец» (Святой Серафим Саровский)

http://www.proza.ru/2004/12/17-43


«Белая птица с человеческим лицом» (Святая Матрона Московская)

http://www.proza.ru/2004/12/15-26


«Когда умирает любовь, или, Сердце окаянного города» (Блаженная Ксения Петербургская)

http://www.proza.ru/2004/10/20-38


Старцы Оптиной пустыни - писала и о них, и еще - про Раиф, но пришлось делать очень коротко, и поэтому еще раз скажу Вам спасибо за то, что Вы делаете, что даете возможность прочитать о них большому количеству посетителей сайта прозы.

Рада видеть Вас на первой странице сайта, это здесь такая редкость!

Виолетта Баша   25.03.2005 07:28     Заявить о нарушении
Рада вам,Виолетта!
СПАСИ БОг!
Загляните пожалуйста на наш сайт, там много новых очерков, есть и полезные ссылки на другие сайты.
http://svet7777.beplaced.ru/
http://svet77-77.narod.ru/index.html
Бог в помощь!

Светлана

Свет   25.03.2005 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православные старцы xx века» (Свет)

Огромное спасибо Вам за труд. Читая, пережил (и не раз) реальное ощущение близости Чуда, а это огромная радость. Когда читаешь Жития "классических" святых, живших этак в III-VII веках, конечно, веришь в то, что про них написано, однако не покидает такая мыслишка, что, дескать, это всё было давно, а сейчас времена иные, и таких чудес, поди, уже не бывает, потому как и сами времена, и мы, люди, "поизмельчали" :о/
Но вот читаешь о людях, живших уже, что называется, "при тебе" (некоторые отошли ко Господу уже в 80-е, 90-е, 2000-е годы) - это совсем другое впечатление, это всё настолько живо...
Уж не стану говорить, насколько это важно верующему читателю, но и атеисту (если таковой, конечно, не зашоренный товарищ) собранный Вами цикл будет весьма полезен.
Спаси, Господи!

Николай Пинчук   06.12.2004 11:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Православные старцы xx века» (Свет)

Иллюстрации к очерку можно найти здесь

http://svet77-77.narod.ru/index.html

Свет   23.12.2009 23:11     Заявить о нарушении