Рецензии на произведение «Попытка размышления о критериях истины в поэзии»

Рецензия на «Попытка размышления о критериях истины в поэзии» (Ирина Фещенко-Скворцова)

Готов не согласиться с Вами, Ирина !
Вы так убежденно говорите о специально
заложенном автором в произведение :
" ... противоречиИ, внутреннеМ несоответствие между материалом и формой...", что мне подумалось -
неужели в этом и состоит цель написания этого самого
произведения ?
Помните : - И вся-то наша жизнь и есть борьба ... ?

И я вовсе не хочу отказываться ... от своей индивидуальности, когда читаю Ваши стихи ! :)
А просто пытаюсь понять, что Вы говорите читателю
и любуюсь таки формой Вашего произведения.

С уважением

Сергей Белый   17.07.2003 14:26     Заявить о нарушении
Sergej! Ogromnoe spasibo za otklik! Eto pervaja vest s Podini. Ja tolko chto priehala v Portugal, gde rabotaet my husband. S bolshim trudom pitajus vijti na znakomie saiti.
Prostite, poka doma net computer, a v kafe net russian klaviaturi. Poka ne mogy otvetit podrobno, nadejus na dalnejshee znakomstvo.
S blagodarnostju, Irene.

Ирина Фещенко-Скворцова   17.07.2003 18:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Попытка размышления о критериях истины в поэзии» (Ирина Фещенко-Скворцова)

Спасибо, как всегда написано интересно. Но и спорнные моменты есть, конечно же (сухие бесспорные истины скучны).

Аки Зело Кро   31.05.2003 14:42     Заявить о нарушении
Спасибо! Наконец-то дождалась отклика, думаю, кто бы это был... Смотрю - знакомый! Мир тесен : )))
Очень рада, что Вам нравится. Немножко "зашилась", устала, раскручусь с делами, обязательно схожу к ВАм.

Ирина Фещенко-Скворцова   01.06.2003 09:33   Заявить о нарушении
Неа, не надо заходить.
Я просто снес все кроме этой анти-поэмки под влиянием настроения. Другого ничего не осталось.

Есть несколько спорных моментов, о которых я написал в "правилах кукловода". Если вам интересно.
-психотерапевтический эффект поэзии
-создание мифологии. То есть не только миф позволяет понимать поэзию, а скорее еще и поэзия (которая новость) позволяет создавать новые мифы. Об остальном щас лень писать что-то.

Кстати, посмотрите статью Маркова про творчество Хлебникова в "Грани" номер по-моему 22 от 1954 года. Очень своеобразная и интересная вещь. Там хорошо написано не только про творчество Хлебникова (правда, с положительной стороны отчасти). Там дается прогноз современного упадка поэзии, характеризующегося "приятным эпигонством". Вещь очень сильная и интересная, но спорная)))

А я щас с трудом удерживаю крышу продолжаю наезд на традиции русской литературы. Предполагаю, что если ее не победить или себя, дело закончится лечением у психиатра шизофрении.

Аки Зело Кро   01.06.2003 16:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Попытка размышления о критериях истины в поэзии» (Ирина Фещенко-Скворцова)

Невесело. К чему в названии слово «поэзия» - вопрос. Как правило, автор говорит об искусстве вообще и «выводит» критерии, применимые к прозе так же, как к поэзии; то есть речь не идет о специфике поэзии в аспекте «истины». Но поэзия в данной сугубо теоретической статье присутствует – это поэзия самого автора, внезапно, без упоминания имени, но со ссылкой до страницы, возникающая в не очень приспособленных для этого местах. Небольшой пример: «Единящая сила бытия по Флоренскому – вера, любовь, отречение от самости: «любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».
В пене кружения
Острое жжение –
Боль поражения.
Свет унижения,
Свет умаления –
Преодоление.
Дар умиления,
Дар отражения –
Преображение (11, с.84).»
Далее. Там что-то решительно странное творится с критериями истины, которые все время превращаются в критерии истинности, а поскольку в статье нет определения понятий и нет логических переходов от одной мысли к другой, разобраться, что к чему можно с трудом. Но главное: самостоятельное размышление в этом нагромождении чужого, частью ненужного, материала разглядеть нелегко - а несамостоятельное называется по-другому. В основном автор пересказывает и цитирует других, более известных авторов, и добавляет пару своих комментариев; роль автора, т.о., заключается в сведении воедино некоторых моментов чужих работ. Это, конечно, тоже требует труда, но труд этот называется: компиляция. Я не хочу сказать, что подобного рода статьи вообще не имеют права на существование – почему же, к примеру, вступительные статьи (или первые главы) монографий делаются именно так – создается трамплин для собственной концепции. Но когда в статье собственная «концепция» строится из несобственных кирпичиков – мне кажется, по-настоящему серьезного значения такая работа иметь не может.
Однако дело, как у нас тут водится, не в авторе – ну написал себе и написал. Другой - менее путано - напишет «Попытку размышления о проблеме хронотопа», насобирает чего-нибудь у Бахтина, Лотмана, др. Но зачем же вывешивать это на главную страницу под заголовком: «Критика»? Пытаться вывесить.

Frances F   06.05.2003 11:43     Заявить о нарушении
Уважаемый критик! Хотела почитать сначала Ваши собственные произведения, чтобы сделать выводы, но нашла только рецензии. После почитаю их подробнее, пока только прогляделва по диагонали, убедилась, что, в основном, достаточно доброжелательные, авторы благодарят. Странно, что Вы так резки со мной, возможно мы не совпадаем очень сильно в чём-то. Заранее прошу прощения, если мой ответ, который я написала заранее, не видя ещё Ваши отзывы на другие работы, будет тоже несколько резок. Как говорится, как аукнется...Итак, вот мой ответ:
Уважаемый критик!
Ваша рецензия производит весьма странное впечатление. Первое, что поражает в ней – наивность её автора по некоторым вопросам. А именно: неужели Вы предполагаете, что серьёзные результаты диссертационных исследований уместны на любительском сайте?! Даже, если бы кто-то захотел их опубликовать, не опасаясь, что его материалы потом всплывут где-то под другим именем, что-что, а воровство у нас процветает…
Далее: Вы долго не решаетесь ( щадите меня! : ))) произнести убийственное слово «компиляция». Потом, разжигая себя в процессе обличения, наконец его выдаёте и считаете, что уничтожили автора статьи : )))
Разрешите привести трактовку этого термина ( раз Вы так уж настаиваете на определении всех дефиниций в тексте) по большому толковому словарю русского языка – Санкт-Петербург «Норинт», 2001, гл.ред. С.А. Кузнецов. – 1536 с. – С. 446: « Компиляция( от лат. – кража, грабёж) – составление каких-либо сочинений путём заимствования ВСЕХ ДАННЫХ из чужих исследований БЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ». Вы же при всём предвзятом отношении к моей статье признались, что автор хотя бы «добавляет пару своих комментариев», что уже явно не соответствует приведённому определению понятия «компиляция». Я в корне не согласна с Вашим утверждением о «паре комментариев» всего-то, но об этом речь дальше.
Далее, Вы утверждаете: «Там что-то решительно странное творится с критериями истины, которые все время превращаются в критерии истинности, а поскольку в статье нет определения понятий и нет логических переходов от одной мысли к другой, разобраться, что к чему можно с трудом». Из этого с таким же правом, как и Ваше утверждение, можно сделать вывод, что ВЫ не уловили логику автора ( скорее, не пытались этого сделать), а значит, ничего и не поняли в работе. После этого можно было бы и прекратить дискуссию с Вами, за бесполезностью, ЗА ОТСУТСТВИЕМ ПРЕДМЕТА – Т.К. Вы не выдвинули НИ ОДНОГО КОНТРАРГУМЕНТА, не оспорили НИ ОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, НИ ОДНОГО ВЫВОДА АВТОРА. Не поняв, в чём суть статьи, Вы пытаетесь представить дело так, будто сути-то вообще нет, а есть надёрганные у великих фразы, совершенно не связанные дураком-автором статьи по смыслу. Я понимаю Ваши мотивы, обидно сознаваться в непонимании, а, как известно, лучшая защита – это нападение.
В отношении КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ, которые, по Вашим словам, у меня всё время превращаются в КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ, ввиду чего бедный критик и не смог уловить суть статьи.
Так вот, автор полагал, что каждый культурный человек обязан знать, что такое «критерий», не хотел обижать читателей недоверием, разъясняя такие простые понятия. Только для ВАС: «Критерий – от греч. kritếrion – средство для суждения, решения; ПРИЗНАК, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОГО ПРОИЗВОДИТСЯ ОЦЕНКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕГО-ЛИБО, МЕРИЛО» - Большой толковый словарь русского языка – Санкт-Петербург «Норинт», 2001, гл.ред. С.А. Кузнецов. – 1536 с. – С. 471.
В логическом словаре-справочнике слово «Критерий» берётся сразу в словосочетании «Критерий истины» – мерило для определения достоверности, соответствия наших знаний предметам, явлениям объективной действительности. Там же рядом приводится «Критерий истинности» Евклида, который определяется как один из ПРИЁМОВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, из чего можно сделать вывод, что понятия «критерий истины» и «критерий истинности» можно рассматривать как идентичные. Если Вам этого недостаточно, приведу определение понятия «Истинность»: оно в логическом словаре приводится вместе с понятием «правильность», чтобы подчеркнуть отличие от этого понятия. Понятия приводятся в применении к рассуждениям. «Правильность – соответствие рассуждения законам и правилам формальной логики, истинность – соответствие его объективной действительности». Конечно, я не имела ввиду в понятии «Критерии истины» охватить всю бесконечную и непознаваемую истину, а лишь критерии истинности в поэзии, но выбранный мною термин чаще применяется, что я показала выше.
Единственное, с чем я соглашусь в утверждениях критика, что приведённые мною в выводах критерии истины могут быть использованы не только в поэзии. Но, т. к. сам автор статьи – поэт, и чаще использует примеры из этой области, которая является главной областью его интересов, он счёл за лучшее адресовать полученные выводы о критериях к поэтическим произведениям, на которых наиболее ярко можно увидеть их в действии. Я, не являясь специалистов в области живописи, не беру на себя смелость говорить, например, о «безóбразности» в живописи, а исследования филологов в этой области мне немного знакомы ( См. также мою статью-эссе «Диалектика формы в поэзии»).
Хочу подчеркнуть, что современный исследователь, если он не шарлатан, по моему глубокому убеждению, должен строить свои концепции на плечах предшественников, нисколько не смущаясь этим. Для чего же иначе человечество копит опыт поколений? Вспомните хотя бы «Опыты» Мишеля Монтеня. Скольких римских и греческих авторов он постоянно вкрапляет в ткань своего повествования. И не только их примеры, но и их доказательства, рассуждения. Вот работы, в которых присутствуют давно высказанные учёными выводы, без ссылок на этих учёных, думаю, гораздо более заслуживают резкой критики, чем попытка переосмысления чужого опыта с корректными ссылками на первоисточники.
И последнее: странно, что в пылу полемики критик не заметил, что автор «сводит воедино» филологов, психологов и философов, что, кстати, не настолько часто встречается в литературе, и не настолько просто сделать. Видимо, он не знает, что попытка использовать знания, полученные в одной области ( например, психологии, в совершенно другой области ( например, литературоведение) – считается чрезвычайно продуктивным творческим приёмом.
Кстати о моих стихах: Вы о них ни слова не сказали, почему? Не считаете себя компетентным в этой области? Ваше замечание касательно стихов ограничилось примером неуместности их вкрапления в текст. Так вот, приведённый Вами стихотворный фрагмент как раз и иллюстрирует отречение человека от самости, рождение Веры, Любви: поражение в жизненной борьбе, удар по гордыне, унижение человека в собственных глазах, самоумаление – пересмотр своей самооценки, в результате чего она становится более адекватной, человек преодолевает ( в меру сил) свою гордыню, предоставляет себя вести Высшей Силе, которой и предаётся. Получает Дар умиления и Дар отражения – преображается духовно. Ненавидящий душу свою в мире сем( здесь – самость как гордыня, есть различные трактовки этих понятий, но я не имею времени вдаваться в подробности)сохранит её в жизнь вечную...
Прошу прощения у оппонента, если в пылу полемики и я зашла дальше, чем хотела, и оскорбила чувства критика… Трудно быть любезной в ответ на огульное отрицание, да ещё и совсем не по сути работы…

Ирина Фещенко-Скворцова   07.05.2003 21:04   Заявить о нарушении
Я прошу прошения за то, что мой отзыв был резковат и, главное, - краток. Сейчас времени ответить подробно у меня нет. Чуть позже, вероятно.

Frances F   10.05.2003 11:00   Заявить о нарушении
И Вы меня простите. Я должна благодарить Вас за внимание, а вот, тоже была не очень корректна : )))
Думаю, мы сможем понять друг друга, если будем чуточку снисходительнее к слабости человеческого разума : )))
Буду ждать возможности и с удовольствием продолжу беседу с ВАМИ.

Ирина Фещенко-Скворцова   10.05.2003 14:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина. Нет, я сдаюсь. (Нет сил и желания спорить.) Извините, пожалуйста, за беспокойство.

Frances F   25.05.2003 14:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Попытка размышления о критериях истины в поэзии» (Ирина Фещенко-Скворцова)

Оставляю эту рецу в качесте закладки... )))

Ирин, Вы не обижайтесь только, но название - очень смешное. "Попытка размышления" звучит примерно как "Попробовала подумать - понравилось" :)))

С ув., Алексей.

Алексей Караковский   26.04.2003 10:53     Заявить о нарушении
Алёш, это я осторожничаю после публичной порки на номинации :)))
Где уж мне на Вас обижаться, я себе позволила такую глупую выходку, как девчонка, очень ВАм благодарна, что Вы не обижаетесь. Тогда была нездорова очень.
Боюсь, этот материал тоже достаточно сумбурный, ведь не хотела Вам его показывать :)))
Ну, да ладно, на ошибках буду учиться. Скопировала Ваши 2 рассказа. Прочитаю, отзовусь.
С уважением и благодарностью, Ирина.

Ирина Фещенко-Скворцова   26.04.2003 18:17   Заявить о нарушении