Рецензии на произведение «Язык животных»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Очень хорошо систематизированный материал, лёгкий язык, лёгкая мысль. Спасибо.
Алексей Кубик 24.02.2009 20:17 Заявить о нарушении
Сергей, спасибо! Статья хорошая, нужная и интересная.
Котовский 10.05.2007 18:01 Заявить о нарушении
Сергей Алхутов 14.05.2007 18:56 Заявить о нарушении
Общаются ли друг с другом глисты - вот в чём вопрос!
Космическая Глиста 10.02.2007 16:39 Заявить о нарушении
Сергей Алхутов 14.02.2007 08:51 Заявить о нарушении
Прошу срочно написать аналоигчную статья про язык лошадей!
ИИИ-го-го!
Гнедая Кобылка 20.01.2007 04:24 Заявить о нарушении
Сергей, зашел к Вам почитать о «Языке животных» не из праздного любопытства. У нас, сколько я помню себя, всегда были и есть собаки.
Почитал, дочитал до конца, … с трудом. Может, не стоит на литературном сайте так усложнять материал, который нелегко дается даже Вашим коллегам-биологам? И редактор, который Вам об этом же говорил, был, очевидно, прав.
Для Вас, я так понял, этот материал важен (не случайно он в разделе «Важнейшее»). Может быть, чтобы легко, доступно он читался и другими, его следовало несколько облегчить и сократить?
Я, кстати, нередко грешу тем же. И у меня есть весьма нелегкие для прочтения материалы.
Вот теперь Ваш материал, помимо, конечно же, его познавательного значения, послужит для меня поводом кое-что переделать.
Удачи Вам,
Александр Попов 10.02.2006 17:30 Заявить о нарушении
Мне кажется, некоторые материалы стоит оставлять сложными. Кому надо - прочтёт, пусть и с трудом. Вот, Вам оказалось надо.
Был такой мистик Георгий Гурджиев. И он написал книгу под названием "О чём рассказал Веельзевул своему внуку" или как-то в этом духе. Я её не читал, но со слов Гурджиева (в какой-то другой его книге), он специально писал её так, чтобы никто ничего не понял. Типа, кто одолеет - тот настоящий молодец :)
Думаю, есть тексты намеренно лёгкие - так, например, спортивные туристы всегда стремились облегчить снаряжение. И есть тексты намеренно тяжёлые - так, например, бодибилдеры всегда стремились утяжелить своё снаряжение. Просто цели у лёгких и тяжёлых текстов - разные.
При этом те и другие могут быть литературой, не так ли? :)
С уважением,
Сергей Алхутов 11.02.2006 00:10 Заявить о нарушении
Читая у Вас о Гуджиеве, я вспомнил другой пример. В одной из западных стран проводился такой эксперимент: детям в детских садах читали лекции по высшей математике. Те сидели, слушали, ничего не понимали и ковыряли у себя в носу. Проходило время и экспериментальные группы в старших классах, а затем в вузах, намного легче и быстрее осваивали эту науку.
Удачи Вам и всех благ,
Александр Попов 11.02.2006 02:43 Заявить о нарушении
И Вам того же!
С уважением,
Сергей Алхутов 12.02.2006 22:00 Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
Позвольте мне ответить на предложение прочитать Ваше произведение с разных сторон.
1. Если Вы считаете свое произведение чисто научным текстом, то я не смогу написать рецензию, так как ничего не понимаю ни в биологии, ни в любой науке об изучении свойств языка, не знаю каких-либо трудов, а тем более, научных, в этих отраслях. Если же Вы целенаправленно хотели мне указать на мое невежество в данном вопросе, то мой ответ в стихотворении «Разные судьбы» и для Вас.
2. Если Ваше произведение философско-научное, то все равно оно рассчитано на очень узкий круг читателей, форма философских изысканий выбрана, на мой взгляд, не очень удачно, так как кроме загрузки непонятными терминами и «ценнейшей научной шелухой» для обыкновенного читателя ничего больше не дает. Моими собеседниками в разное время были разные люди, от ноосферщиков и эзотериков до компьютерщиков. Козыряя сверхсложными научными терминами, некоторые из них старались унизить собеседников своими знаниями. Это, по меньшей мере, глупо, так как, если убрать это поверхностное напускное самолюбование собой, при нормальном разговоре за душой у них ничего нет. Я надеюсь, Вы к таким личностям не относитесь.
3. Так как Вы направили меня на изучение конкретного произведения, для чего-то это мне нужно. Последнее время меня занимает вопрос о собаке, что-то мне не дается, и я в очередной раз пытаюсь понять непостижимое. О знаках и языке мне пришлось очень много прочитать, это прошлый этап. Мой хороший знакомый, можно сказать друг, главный редактор газеты «Северобайкальские вести», перед смертью подарил мне это стихотворение:
Мы вечно движемся по кругу
Знакомых, но невнятных снов.
Стараясь объяснить друг другу
Смысл кем-то изреченных слов.
Их смысл немногим лишь дается.
И примитивен наш язык -
Напрасно он в гортани бьется;
Он к высшим звукам не привык.
В попытке говорить по-Божьи
Животных остановлен мир;
Он раньше человека, может,
Был Высшим зван на брачный пир,
Но не пришел и заклан низшим.
Мы пьяною толпой гудим
И жадно рвем зубами пищу,
Что приготовлена другим.
Нам невдомек, мы не вникаем,
За что нас призывают пить;
Ушел из-за стола Хозяин,
Чтобы за глупость не судить...
Может быть, оно поможет Вам прийти к какому-нибудь выводу. Меня оно привело к понятию одной из притч библии и к осознанию одной жизненной ситуации. А на свой вопрос в Вашем произведении ответа, я, увы, не нашла…
Всего Вам доброго. Татьяна.
Сибирячка Татьяна Муратова 16.12.2005 06:03 Заявить о нарушении
Статья сложная, соглашусь. Её целью было показать, что животные имеют собственный язык в строго научном смысле этого слова. Без привлечения семиотической терминологии, к сожалению, не обошлось. Сложной она показалась, в т.ч. и главному редактору энциклопедического издания, для которого писалась. Я и сам иногда пугаюсь этой сложности. Но терминология в ней - как раз самое простое.:)
А что за вопрос о собаке? Я со своей собакой общаюсь, и передо мной тоже стоит некий "вопрос о собаке", и возможно, даже не один (например, кто кого воспитывает).
С уважением,
Сергей Алхутов 17.12.2005 10:40 Заявить о нарушении
Сибирячка Татьяна Муратова 17.12.2005 15:01 Заявить о нарушении
Если вдруг будут знаки - свистну :)
А вообще статья о языке не столько личном (т.е. не о том, как лично кто-то - например, Вы - воспринимает знаки от Вселенной), а о языке социальном, установленном и общеразделяемом. Вот, например, о том русском, на котором мы с Вами тут переписываемся, или о языке, на котором перегавкиваются собаки. Ага, те самые собаки.
Сергей Алхутов 18.12.2005 00:23 Заявить о нарушении
Сибирячка Татьяна Муратова 18.12.2005 07:24 Заявить о нарушении
А статья мне понравилась с первых строк:) правда потом не удержалась и стала читать отзывы сразу:))) про терманологию согласна-без неё никак. я учусь на лингвистике и знаю примерно о чём идёт речь,но и мне было не всегда легко проследить логическую нить в сказанном. Все научные труды в целом наверное нужны человечетву.. Как же эволюция и тому подобное. Кто-то вкладывает свои силы в одну сферу Umwelt(а), кто-то в другую. Но занимаясь любимым делом всё же человек не должен забывать о своём элементарном счастье!!А что делает человека счастливым? Я 20 лет мучалась этим вопросом и вот наконец нашла ответ:))) только вот этот ответ повлёк за собой ещё кучу вопросов...и так всегда и во всём:) пожизненное познание до самой смерти!! хочется только,чтобы в конце жизни ни о чём не сожалеть и с гордаостью сказать - я прожил свою жизнь так,как захотел и был счастлив прожить этот мгновент!
Марина
Лингвистка 10.11.2006 01:45 Заявить о нарушении
Поздравляю, Сергей Михайлович!
Что ли есть основания произнести тост за новорожденного писателя? Ура-а!!! (и сразу выпил)
:)
Бубон Константин Владимирович 08.12.2005 07:48 Заявить о нарушении
Пойду тоже что ли себе налью... кофе:)
Сергей Алхутов 08.12.2005 08:54 Заявить о нарушении
Уважаемый коллега!
Всё это, несомненно, интересно, но, по-моему, говоря в таком контексте о языке животных, следует заключать слово «язык» в кавычки. В чём главное отличие человеческой речи от сигналов, существующих у общественных насекомых? Сигналы насекомых ИНСТИНКТИВНЫ, а человек должен УЧИТЬСЯ языку. Пчела с момента выхода из куколки отлично знает весь набор движений, способных указать её сородичам местонахождение нектара. Во всех ульях данного вида эти движения абсолютно идентичны. Медоносная пчела никогда не выучит «язык» китайской восковой пчелы, и наоборот. У людей всё совершенно иначе. Ребёнок рождается с пригодным для членораздельной речи голосовым аппаратом и обширными областями мозга, ответственными за формирование речи. Это всё. На каком языке он заговорит, да и заговорит ли вообще, зависит исключительно он среды, где формируется его личность.
С одной стороны, это неудобно – нужно много лет потратить на обучение, причём не только в сфере языка, но и во всех остальных областях жизни, о которых новорожденный, в отличие от молодой пчелы, понятия не имеет. Но зато у человека есть разум, а у насекомого его нет. И этим всё сказано. Тот же Фабр давным-давно прекрасно проиллюстрировал эту разницу в своих книгах.
Вывод: приравнивать «язык» животных к человеческому – всё равно, что ставить знак равенства между термитником и небоскрёбом. Сходство действительно есть, но первое – порождение инстинкта, а второе – разума.
С уважением.
А.С.Татаринов 01.05.2005 08:30 Заявить о нарушении
Я соглашусь с Вами в том, что системы межындивидуальной коммуникации у пчёл и людей резко контрастируют друг с другом.
Между тем, у целого ряда певчих птиц существуют "местные", внутрипопуляционные элементы системы коммуникации, которым им приходится обучаться. Например, многие виды дроздов, выращенные в неволе, не могут войти ни в одну из стай в качестве полноправных членов именно потому, что владеют только видовым "костяком" песни, но не овладевают "диалектными" мелодическими ходами.
Кроме того, популяционные "диалекты" певчих птиц эволюционируют - иной раз мелодический ход, возникающий в результате ошибки в песне индивида, передаётся (и не столько его биологическим потомкам, сколько соседям) в результате научения.
Поэтому позволю себе предположить: Вы и я отмечаем РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ множества биологических сигнальных систем. Вы обращаете внимание на крайние точки континуума (известные благодаря Фабру и знаменитые благодаря Марксу с Энгельсом человек и пчела), а я - на переход, на континуальность.
Истины, как водится, не бывает: нет плавного перетекания от инстинктивных систем коммуникации к культуральным, и нет жёсткой оппозиции. Видимо, существует то, что учёные, имеющие дело со статистикой, называют термином "хиатус" - разрыв между областями множества, такой, что каждый элемент множества тяготеет к одной из областей, и ни один из элементов не тяготеет к разрыву. Иначе это можно описать понятием "аттрактор" - инстинкт и научение представляют собою в эволюционном аспекте два аттрактора в поле коммуникационных систем.
Надеюсь, я выразился если недостаточно ясно, то хотя бы достаточно точно.
С уважением,
Сергей Алхутов 02.05.2005 00:48 Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Сергей Алхутов!
Судя по всему, Вы на этом сайте человек авторитетный.
Поэтому призываю Вас откликнуться на мой призыв обратить, наконец, внимание общественности на несправедливо замалчиваемые права гигиенических меньшинств.
Гигиеническиемен 30.04.2005 17:02 Заявить о нарушении
Любопытный постмодернистский наворот.
А что, Вы точно знаете, что права гигиенических меньшинств замалчиваются? Если да, то как Вы это узнали?
С уважением,
Сергей Алхутов 30.04.2005 17:11 Заявить о нарушении
Жизнь обладает двумя качествами: экспансивностью, как волей к действию, и экспрессивностью, как сигналом к действию. (Как мы рыбу ловим? Ручейник живет в каменной крепости, рыба стоит в потоке, и тот и другая в воде, оба питаются тем, что попадает в воду. Приходит человек, насаживает на крючок голенького ручейника, ловит на него рыбу. В природе рыба бы ждала, когда из ручейника появится поденка и выйдет из домика, чтобы схватить его, человек же усилил событийность среды, в которой они жили, треугольник события состоялся. Увеличив экспрессивность среды, человек уничтожил и рыбку и ручейника.)
Человек научился управлять этим свойством живого.
Каринберг Всеволод Карлович 31.01.2005 13:11 Заявить о нарушении
Сергей Алхутов 31.01.2005 14:15 Заявить о нарушении