Рецензии на произведение «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой»

Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Спасибо Вам, Виолетта! Я имела счастье однажды побывать У Новеллы Матвеевой за городом, ещё был жив Иван Семёнович.

Галина Ларская   17.02.2015 23:26     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2010/10/15/1421

Посылаю Вам мой скромный документальный опус о Н. Матвеевой

Галина Ларская   17.02.2015 23:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Здравствуйте, Виолетта! С большим интересом прочитала интервью с одной из моих любимейших поэтесс - Новеллой Матвеевой. Сразу вспомнилось, как в далёкие студенческие годы записывала на слух звучащие по радио песни.
Особенно выделяла для себя "Песенку о гвозде", даже плакала под неё. Уже много позже из, ставшими доступными, альманахов бардовской песни узнала, что эта песня называется "Девушка из Харчевни". Завидую лёгкой белой завистью, что Вам довелось пообщаться с таким замечательным человеком, как Новелла М. Тонкая лирика, романтизм её поэзии, прекрасное исполнение собственных произведений подтолкнули, не побоюсь признаться в этом, и меня - к собственному сочинительству именно в те - шестидесятые... Спасибо ей за её великий талант, и вам, Виолетта, за то, что позволили окунуться в тёплые воспоминания, где царила Её Величество - Любовь, и рядом - истинная поэзия! С уважением.

Людмила Ермакова   10.03.2009 22:00     Заявить о нарушении
Да, она для многих была тем, что и вы о ней пишите. Самой любимой и замечательной.

Спасибо, Люда!

С теплом,

Виолетта Баша   23.03.2009 03:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

«Мы - поколение детей войны, поколение, не успевшее на войну», - так говорил о шестидесятниках Юрий Назаров. Новелла Матвеева говорила о своем детстве: "Я была очень взрослой, когда была маленькой...".

Анастасия Крымова   19.07.2007 04:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

- А потом, знаете, говорят, это у нас такой народ, от природы бездеятельный, не протестующий, покорный. Вовсе нет! А просто безоружный. Хоть бейся об стену лбом, а если твой оппонент вооружен, а ты безоружен - что тут сделаешь? Говорят, что народ пассивен. Он не пассивен, он безоружен. А другие вооружены. Вот в этом контрасте очень много коварства. Я ни в коем случае не за всеобщее вооружение. Но если один вооружен, а другой нет – когда и как мы уравняемся в положении?
- Убеждением…
- Да. Слово кое-что решает. Вы правы.

Евгения Добровольская   07.04.2007 04:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Уважаемая Виолетта Викторовна!
Да простится мне использование Ваших страниц для своих «философствований», которые, конечно же, не назовёшь рецензией в истинном значении этого слова, но, тем не менее, ниже размышляя над вашим «интервью с НОВЕЛЛОЙ МАТВЕЕВОЙ», конечно же, несколько обобщаю вопросы творчества, личности и общественного движения.
Не могу не задумываться о сегодняшнем общественном состоянии. Не покидает и меня чувство тревоги за судьбу детей и родины (и с большой буквы в том числе). «Вселенское» непостижимое устремление к потребительству, вызывающая вседозволенность – что это? На самом ли деле мир таков, или это только субъективное понимание его изменений моим консервативным сознанием? Понимаю, старшее поколение, к которому начинаю относить и себя, видит и желает видеть мир всегда немного другим, менее динамичным и менее мобильным. И управление обществом было другим, построенное на других законах, в других условиях. И, конечно же, происходящие изменения порождают противоречия в моём видении мироустройства и тем самым вызывают страх и тревогу. Новые отношения кажутся более жёсткими и менее человечными, и, кажется, ведут к разрушению жизни вообще. Но сознанием понимаешь многогранность и бесконечность жизни и начинаешь подозревать, что так было всегда на изломе эпох. И вот эта разность восприятий изменяющегося социума в сегодняшней ситуации порождает и разные картины будущего. С одной стороны это гибель и разрушение, а с другой позиции это закономерное проворачивание (опять же в бесконечном…) людских отношений.
Мир стал более поляризован и в экономике и в политике на уровне индивидов, но ушла жёсткая полярность на уровне стран и народов. Хотя я, может быть, здесь ошибаюсь и не понимаю, кто сейчас занимает полюс, заряд которого нёс социалистический лагерь. И тут же понимаю сохраняющуюся и увеличивающуюся полярность между богатыми и бедными странами, точно такую же растущую пропасть вижу между людьми. Тут же, при сохранении существующих форм и темпов производства якобы есть возможность роста материального благополучия в обществе и в мире вобще, при условии рационального регулирования процессами производства и распределения. Но в это же самое время более трёх миллиардов населения планеты живут на один доллар в сутки. И это ведь усреднённая цифра, а на самом деле громадные массы находятся на грани выживания вообще (и в России в том числе). А на другом полюсе роскошь и ничем не объяснимые излишества. И именно это говорит о неразумности (нерациональности) и производства и распределения, и именно понимание этого будет толкать многих и многих «искать справедливость» и «правильно делить». А в «поиске и дележе» всегда присутствует вероятность драк и кровавых переделов. Хотя, то, что я назвал выживанием есть одна из форм жизни людей. Плохая ли, хорошая – это как посмотреть. Можно ведь жить, обходясь «ковшом воды и куском хлеба», возделывая небольшой участок земли. И этого действительно хватит на всех. А можно… каждый день принимать ванну, душ и бассейн одновременно, но для этого уже понадобится труд многих и многих на громадных территориях. И вот тут-то проявляется абсолютная несостоятельность «бассейнов для всех» по одной простой причине ограниченности природных ресурсов. Вот тут-то приходит самое смешное: « и все будут богатыми кроме… бедных…».
Уходят какие-то одни формы отношений, приходят новые и часто непонятные. Но разве прежние отношения были справедливыми? Они были привычными, вернее они стали в определённый момент привычными…! Посмотрим в начало двадцатого века, когда страна приступила к построению социализма. Новизна и непривычность новых отношений одним несли «гибель и распад мира», а другим обещали «новое счастливое завтра». Разве обобществление средств производства, гражданская война (Туркестанский фронт официально существовал до 1933г, и потом ещё три года неофициально ликвидировалось басмачество), концентрация рабочей силы в мегаполисах, индустриализация и электрификация не были такими же беспощадными насилием и эксплуатацией человека и природных ресурсов, каковыми сегодня видятся приватизация, локальные войны, автомобиль, химия, атом и космос? «Революционные преобразования» в коллективизацию были для российского крестьянина тем же самым, что сегодня для советского селянина отказ от колхозных форм хозяйствования. Та же гибель, тот же распад привычного уклада жизни для одних, а другие в это же самое время видят возможность новой жизни и развития. В таких условиях на первое место в обществе от его природы не может ни выступать психология рвачества («после нас хоть потоп»), неприкрытого хамства и вседозволенности, на этом расцветает и определённая культура, искусство, определённое видение мира. Отсюда шатания, поиск, вывихи и т.п. И это истины, подмеченные не только нами, и не только в наши времена. Понимаю, что какое-то время необходимо для «привыкания» к новым условиям, для того чтобы в обществе в противовес упомянутой психологии в новых условиях уже под влиянием сознания людей возросли и укрепились достоинство, разум и обязательно умеренность, воздержанность, скромность во всём – в потреблении, в труде (да, да! и в этом тоже), в поползновении человека на главенство в природе и т.п. Это происходит до тех пор, пока не сложится некая система отношений, вбирающая в своё действующее состояние большее число людей в обществе, так или иначе задействованных в эту систему отношений, с точки зрения людей не всегда и не во всём справедливых, но, тем не менее, позволяющих какое-то время жить обществу без всеобщей «войны всех против всех». До сих пор в природе человека, так или иначе, периодически уравновешивались все эти противоречия, несмотря на пессимистические прогнозы, на рецидивы «повсеместного» проявления зла. По всей вероятности в это же самое время крепнет и множится добро. Хочу всем своим УРАЗУМЕНИЕМ ВЕРИТЬ (как бы не проглядывало явное противоречие в этих понятиях) наперекор собственному колебанию и пессимизму в ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ блага и зла. И это не примиренчество, не конформизм…. Это вывод из собственной жизни, становящийся вероятно теперь уже принципом на остаток лет, заставляющий посильно множить добро, может быть и тем вот, что пробую писать…
И тут на сей счёт ещё потянулась нить несколько иных размышлений. Кажется, оруэлловское определение «Зачем пишу» основывалось на пяти основных мотивациях, побуждающих человека обращаться к перу. В каком порядке англичанин располагал эти мотивы, я не припоминаю, и потому расставил их по-своему, как Бог на душу положил.
Первое это желание жизненной правды, стремление отыскать (раскрыть) эту правду и передать людям.
Ко второму отношу политику – это вероятно мотив сродни первому, но в более широком смысле – попытка влиять на общественное устройство.
Третий мотив поэтического восприятия мира. Это то, что мы обычно называем красотой, искусством, восторженностью и т.п. это, в том числе и умение владеть языком, как его фонетическим рядом, так и смысловыми оборотами и логикой.
Четвёртое это способ зарабатывать на жизнь – довольно прагматичный и вполне объяснимый мотив.
На последнее место ставлю тщеславие – настойчивое, неиссякаемое желание быть первым, умным, незаменимым и т.п. (во второй половине жизни мотив сей постепенно, несомненно, теряет своё значение).
Четвёртый мотив у нас вероятно сразу же можно опустить. Покажите мне того, кто сумел сносно заработать на жизнь литературной деятельностью? Один-два и обчёлся…. Тщеславных, правда, и у нас много. А где есть место тщеславию, там всегда есть надежда на успех, а значит, есть и надежда на заработок. Так вот, я бы, шутя, последние два пункта объединил и сказал, что одним из мотивов писать на Руси есть ТЩЕТА ЗАРАБОТАТЬ лишний кусок. В этом, думаю, будет заключаться и тщеславие, и надежда, и работа, и, главное, неиссякаемое желание хоть что-то значить в этом мире. Здесь главное попасть в нужное время в нужном месте, как говорится, «в обойму», и оказаться нужным системе. Ну, а не случилось…, так тому и быть. Но Слово остаётся в любом случае.
Зато очень серьёзным у нас всегда считался и считается мотив поэтического восприятия жизни, не говоря уже о первых двух мотивациях. Искать правду это наше. «Вот покамест наше предназначение. Русские имеют особенную способность и особенную нужду мыслить...” – как бы сказал из девятнадцатого века Евгений Баратынский. Потому-то у нас всегда хватало политиков и поэтов, «пророков и бродяг»…
Вот как много слов льётся в рассуждениях о нынешней жизни. Во благо бы только…. (Признанием значимости Слова и Вы заканчиваете разговор с Матвеевой).
С пожеланием здоровья и всего доброго остаюсь Ваш покорный слуга…

Николай Тертышный   16.07.2005 12:57     Заявить о нарушении
Николай Николаевич! Спасибо за глубокий анализ и откровенность в высказывании своих сомнений и взглядов. Мне они близки. Но подробнее я отвечу, немного подумав. Кое что вы поймете, прочитав мою статьою "Полигон-Россия".

Виолетта Баша   17.07.2005 04:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Спасибо за встречу с любимой поэтессой, как будто слышала ее голос - дрожащий и трогательный - грустный голос взрослого ребенка.
В шестидесятые проходило мое детство, но и мне хватило света и энергетики тех лет. Понравилось про"размер ума. Размер души" и про то, что те, кто любит и слушает поэзию и песни авторов, подобных Новелле Матвеевой - "сложившееся поколение, за которое не страшно". Разделяю ее тревогу за новое поколение молодых, которое видит и слушит гадости и пошлости, которыми полно наше телевидение сегодня.
С уважением

Наталья Шауберт   28.06.2005 09:29     Заявить о нарушении
spasibo za ponimanie, Natasha!
zdes uvi - tolko traslit, tak chti otvechu podrobnee uje iz Moskvi

Виолетта Баша   04.07.2005 01:57   Заявить о нарушении
У каждого времени свои песни. Это факт, но Н. Матвеева -эталон.
С уважением. Валерий.

Валерий Старовойтов   05.07.2005 06:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Этот разговор о культуре и времени вообще. Времена бываю разные. И культуры тоже. Некоторые гибнут, некоторые развиваются. Что я думаю о нашей культуре. Государство сейчас настоящую культуру поддерживает слабо. Чиновники и здесь все пустили на самотек. Слой людей, которые могут помочь развитию культуры помимо государства, сами ею в большинстве своем не обладают. Но не все так плохо. Варианты есть. Во многих странах этому вопросу уделяется заметное внимания. Это вопрос престижа. А наши «элиты» постепенно начинают понимать это, общаясь со своими партнерами за рубежом. Второе. Дети состоятельных родителей, у которых есть проблески таланта, имеют гораздо больше возможностей их развить и реализовать. Но скорее всего это будут внуки.
Третье. Россия имеет такой мощный исторический культурный слой, что всегда на эту почву будут попадать семена и всходить. Даже сейчас такие всходы есть. Четвертое. Практически в любом обществе людей, которые воспринимают настоящую культуру не более трех процентов. Если из сотни вы найдете трех человек, то это уже неплохо. А у многих из нас таких знакомых намного больше. Я думаю, что нужно не столько стонать по поводу времени, сколько делать. Говорить о людях, о слое людей стремящихся к культуре, а не только об визуализированных повсеместно. А таким многие тысячи во всех местах России и не только в ней. Мы это делаем на своем сайте АртСфера. Я думаю, что количество студий, клубов, просто творчески активных людей будет на нем расти. Через неделю должна у нас должна появиться еще одна студия. Совершенно замечательная.
Как поэт говорил: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке!»

Леонид Криницин   14.06.2005 12:34     Заявить о нарушении
Питеру привет, Леонид! И Выборгу, часть моих предков там жила.
Теперь по поводу вашей реплики.
Хорошо бы, но не все так просто.
Исторические и культурные традиции помогут - несомненно.

Но выросло поколение, родившееся на заре перестройки, детство которых пришлось на эпоху слома.

И здесь два основных фактора: с одной стороны мода на суицид (как протесная мера, и больше шантаж, чем реальное отчаяние, что отражено и в молодежной культуре), недоверие к собственной стране и ее культуре, а следовательно - взгляд вне ее.

Второй фактор - изменение ценностей в молодежной среде по сравнению с нашим поколением:
провал нашего кино ( по материальным и не только причинам) привел к потоку американских боевиков, супермен из которых - культовый герой наших дней. Как и засилие отечественных малобюджетных "бандитских" сериалов или "саг о новых русских" ( кстати, хорошая халявка для професииональных писателей наших дней!).


Итог в молодежной среде. Индивидуализм и аполитичность, агрессия в карьере и не только в ней - стереотип не нашей культурной традиции. Это поколение - другое.

Есть и там отдельные светлые личности, дай бог, чтобы их голос услышали. Но они пока не "делают погоду".

Погода? Постмодернизм ( кто бы мне объяснил, что это за хренов монстр?!), коммерческая поп-культура ( а никакая она не культура!).

И еще - какое образование получают на западе дети новых русских? Деловое! Почти нет тех, кто изучает культуру. Это или менеджмент, или юриспруденция, или экономика.

Я не верю в позитивные изменения в среде внуков новых русских.

Но верю в Россию, потому что главное - это то, что вы сказали, но только один из всех ваших пунктов - душа нарола, культурный пласт.

Виолетта Баша   15.06.2005 08:42   Заявить о нарушении
Виолетта, мне почти нечего возразить Вам. За исключением того, что я знаю очень много детей состоятельных родителей, которые учатся в наших гуманитарных гимназиях и которые намного ближе к настоящей культуре, чем их родители. Но есть и такие, о которых говорите вы. Есть избалованные и неспособные продолжать не только культурные традиции, но и семейный бизнес.
Истина где-то посередине. А вообще – это не статичная картинка, а процесс. И мы можем на него влиять, если не будем кивать на власть, на других.

С симпатией,

Леонид Криницин   16.06.2005 10:34   Заявить о нарушении
Да наверное истина посредине.
Знаете, я сейчас делала вторую версию этого материала уже для солидного одного журнала. Стала читать литературную критику о Новелле Матвеевой. И поразилась: хотя именно она придумала термин "шестидесятники", она не только к ним не принадлежит ( по мнению критиков ее традиции - это середряный век и далее - мировая культура), но и не воспринимает многих шестидесятников. Она - особая, ее называют ( как я своем новом материале) "Русская Ассоль". И она видит все несколько болезненнее, и наверное, как поэт (каждый из которых - в своем роде пророк из ряда "юродивых на площади") - более верно, что-то такое свое.

А истина ...посмотрим.
Грустно другое - романтикам живется плохо, причем во все времена.

Виолетта Баша   17.06.2005 10:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нас как будто подменили. Интервью с Новеллой Матвеевой» (Виолетта Баша)

Честно говоря, я тоже был убежден, что Новеллы Матвеевой уже нет с нами, и поэтому это интервью меня очень обрадовало. От всей души я желаю ей долгих лет, и силы духа, и увидеть ростки на пеплище...
--------

Тут все спорят, машут руками, кого-то куда-то относят, умные слова говорят. А что от этого меняется и много ли это значит?

У Новеллы Матвеевой - настоящие Стихи. Детские - нет. Ни в коем случае. Они просто доступны и понятны всем и каждому.
И это признак высшего мастерства.

Политику не люблю и не вмешиваюсь, но сейчас, пожалуй, выскажусь:

У нас нет оружия как здесь говорили. И даже если оно появится.
Люди не хотят слышать. Люди хотят денег. И грязи. С экранов телевизоров нам напоминают, что мы в большинстве - это кучка грязных обезъян.
И пока будут расти рейтинги телешоу, ничего не изменится.
ИМХО.
С уважением,

B0bby   13.06.2005 02:01     Заявить о нарушении
Бобби, все верно и спасибо за отклик!
Все верно, но вот что удивляет. Многие, очень многие говорят: нам не нравится то, чем нас кормят в СМи и по ТВ, нам не нравится дешевая коммерческая пресса и такие же бестселлеры. Но если это не нравится такому большому количеству людей, почему же мы все это поглощаем?
Наверное, все-таки есть обыватель, который все это "жрет" ( как цинично выражаются шоу-диллеры - "пипл хавает"). Вот когда мы дружно прекратим "хавать" эту "пенку", включая и продукцию того холдинга , где я проработала 5 лет и из которого сознательно ушла ("Моя семья" с ее "Окнами", пошлыми "Дом" и "Дом-2"), пенка сама загнется.

Виолетта Баша   13.06.2005 02:34   Заявить о нарушении
Не нравится это как раз очень маленькому количеству людей.
Обывателей-то больше, это закон природы.
Обывателя можно научить читать и любить Новеллу Матвееву, например, а можно кормить Моей Семьей и Окнами.
И второе гораздо проще и приносит сиюминутные деньги, хотя в итоге скорее всего приведет к коллапсу и мы станем госуларством третьего мира под пятой кого-нибудь более развитого.
А чтобы обыватель полюбил истинное искусство, надо потратить много времени и сил совершенно бескорыстно.
Где б нам взять народников? Были же когда=то, ходили по деревням, пытались что-то объяснять.

А вообще иногда мне кажется, что Питер и Москва - это чистой воды снобизм. Людям жрать нечего, а мы тут о искусстве.
Просто вернулся недавно из спонтанной поездки по русской глубинке. Тихий ужас.

Долгий и бесконечный спор... Даже если и родится в нем истина - поможет ли она? Не будет ли слишком поздно?
С Уважением,

B0bby   13.06.2005 14:14   Заявить о нарушении
Бобби, вот и я о том же, Питер и Москва - эта другая планета. Я вообще с трудом здесь общаюсь ссо многими. Мне ближе русская провинция. И не только мы об искусстве. Вот сейчас готовлю материалы для одного журнала, и это публицистика, а точнее - о России.
Всего вам самого хорошего.
А народники есть. И даже в Москве. К ним и иду работать.

Виолетта Баша   13.06.2005 15:18   Заявить о нарушении