Рецензии на произведение «Роль»

Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

"Искусство – незаменимый орган самопознания общества через познание мира души. И заменить его нечем. Гибель искусства – преддверие гибели цивилизации. Художник входит в познание этого мира, безусловно, через момент самовыражения. Но дальше он начинает поверять и структурировать реальность в соответствии со своими личностными особенностями вокруг этического вектора. То есть он начинает свою охоту за правдой и ложью. И тем собирает свою картину мира, управляет движением времен. Из прошлого в будущее, и даже – наоборот."
/Андрей Можаев - сценарист, лауреат международных кинофестивалей, доцент кафедры кинодраматургии ВГИК "Особенности российского сценария" /
----
Андрей, а я всё гадала, откуда такое тонкое и профессиональное знание темы.
Могу только сказать: с глубочайшим уважением к вам.

----
"Я видела Елену Майорову в роли Маши, и забыть этого нельзя. Как гвоздь сидит в памяти ее мука, тонкие руки, прижатые к животу, лицо в почти рвотной судороге. Не роль, а принародная исповедь. Очень опасная вещь для исполнителя.
Актеры в руках режиссера есть глина в руках скульптора, краска на кисти художника. Зритель видит конец работы, итог. Восхищается: «Господи, какие краски!» Часто краски путаются, мешаются, слабеют. Иногда перестают играть на холсте. Краске нужна другая краска, чтобы засиять. Одиночество гибельно.
Лена Майорова сожгла себя. Он не пришел на ее похороны. Скрылся от людей. Видимо, был в ярости на собственную судьбу. Был в ужасе."
---
Нашла Петрушевскую "Девятый том". Читаю. Благодарю именно вас.

Елена Слаутина Сибирь   18.12.2007 20:46     Заявить о нарушении
Вот я даже не знаю, как сказать, насколько мне дорог этот ваш отзыв. Этот сценарий - особенный. К тому же, чищу сейчас для альманаха. Вот и захотелось проверить.

А вот из инета зря вытащили все эти представительские штуки. Не очень мне ловко. А статья на странице есть.

Петрушевская очень-очень правильно и сильно всё написала. Да...

Спасибо ещё раз такое неохватное, как Сибирь!!!

Андрей Можаев   18.12.2007 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

написано хорошо - но меня удивляют такие характеры...
если хочешь необыкновенной единственной любви - в партнера нужно всю жизнь вложить,в горе и в радости, согласно христианской традиции...
а НЕ МОЖЕШЬ - наслаждайся прелестями флирта и секса и никого - в том числе и себя - не обманывай...
середины здесь не бывает, и так намного честнее, мне кажется ...
ИЗВИНИТЕ, АНДРЕЙ!!! если я опять НЕ ТО сказала+++===...
подскажите, пожалуйста, если знаете - где можно скачать Бунюэля "Золотой век" и Пола Моррисея "Плоть" без дубляжа - для личного просмотра.
с уважением

Татьяна Чечельницкая   11.01.2007 02:29     Заявить о нарушении
наете, мне были важнее типические характеры и отношения времени, взросление их во временах и обстоятельствах иных. Тут как раз в Вере полностью проявляется то, о чём Вы говорите.

Где скачать, я, честно, не знаю. Но вот на ВВЦ очень хороший выбор именно зарубежных мастеров. Бунюэль там недавно весь был. Знаю, потому что мне там Сауру купили.

Спасибо за отзыв.

Андрей Можаев   11.01.2007 02:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

Смерть Е. Майоровой нелепа, глупа. Уйти в рацвете актерского таланта - не наивысшая ли это глупость?..
«Леночка-Лена, соловьиная песня…"
Молодец, что не даешь нам забыть.
- «Ну что за женщина вплелась в судьбу? То налетит жар-птицей, опалит до самого сердца, и тут же обернётся, канет русалочкой. И жить им вместе не жилось, и расстаться навсегда – не расстанутся. Не могут отчего-то обидеться друг на друга до равнодушия. Оттого стягивает их временами некая сила, странная невозможность довысказать свои натуры порознь». Не психолог ли ты, случаем? ))))
Не пожалела, что зашла на это произведение. Ты пока ни разу не сбил меня с литературного толку ))))
С теплом

Ракушка   11.09.2006 15:20     Заявить о нарушении
Рад получить от тебя такие слова под самой дорогой и больной для меня работой.

Нет, я не психолог. Так - бумагу перевожу.

Трагично то, что с Е.М. всё надвигалось достаточно закономерно и на глазах у очень многих. А остановить оказалось некому.

Андрей Можаев   11.09.2006 20:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

На мой взгляд отличный театральный постановочный материал, чем кинодрама. Широченные возможности для главных героинь.
С мужской (по бытовому) т.зр., неоднозначное впечатление создает Сергей, как «герой нашего времени», подчас мы не принимаем то, на что очень похожи. Почему то вспомнил его полную противоположность Маканинского «человека-удара» из его «Андеграунда…»
Сцена с зажжением лампадки при Татьяне, просто фантастика. Вы мастер Андрей по психологизму действия. Спасибо, Ваш

Вольд Невский   25.03.2006 11:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за точные и проницательные размышления. Формулировка абсолютная. Более того, я хотел из того романа сначала вытащить некую основу именно для пьесы. Но что-то незаладилось в моих мозгах, не сумел найти сценического решения. И вдруг придумалась новая героиня-Вера именно для киносценария. В романе ее вообще нет и всё это "восхождение" в отношениях идёт с Татьяной, как бы возвращение через годы к истоку чувства. А вот теперь Вы сказали, и навели меня на мысль: а не попробовать ли раскрутить этот треугольник из сценария именно для пьесы?

Спасибо огромное за подсказку!

Андрей Можаев   25.03.2006 18:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

Именно заключительная часть оказалась такой простой и настоящей: когда Вера наконец делает верный выбор в жизни. Она хочет быть настоящей, любимой, ей нужно быть женщиной а не только входить в ее образ. Внутри пробирает и в памяти остается.

Не умею профессионально делать отчеты и комментировать. Пишу от сердца, беспристрастно. Спасибо вам.

Ирэн Шелл   17.01.2006 10:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирэн, за отзыв. Вы правы, именно в финале - вся суть, когда всё пережито, входит в чувства. До того - работа со всеми её заморочками, самообманами, мечтами и т.д. Очень тяжёлая, честно говоря, работа, если задачи сложные. И очень много всяких уводящих приманок. Отсюда, судьбы актерские, и не только актёрские, такие изломанные, как правило. Ещё раз, спасибо Вам.

Андрей Можаев   17.01.2006 12:54   Заявить о нарушении
Знаете, это вообще-то работа о становлении актрисы прежде всего. Есть тонкость. Если она к двадцати пяти годам не перейдёт на качественно высший драматический уровень, то останется типажом, амплуа и т.п. Будут эксплуатировать - и для секс-штучек, в том числе. Будет мелькать на экранах и даже быть "жутко популярной". А когда войдёт в зрелый возраст - все забудут, перестанут снимать. Так, будет в чём-то поигрывать. Но полноценного художника из такого актера не получится. Потому Вера так въелась в роль, жертвуя собой. А вырастание в роли невозможно без вырастания личности. Для себя, для самой. Будь, что будет дальше. Надо сжигать себя и возродиться! Так вымысел, чувства других становятся содержанием твоей жизни. Это страшно больно и это иногда обворожительно. И дальше всё решает - есть ли в тебе стержень характера. Есть - всё переборешь, устоишь. Этим путём все проходят. Так, допустим, когда-то Висконти протащил через острые роли совсем юную Кардинале и она развернулась в великую драматическую актрису. Ну и т.д. Ещё раз, спасибо. Я, просто, очень люблю этих мужественных и совсем беззащитных в глубине души девчонок. Настоящих, конечно.

Андрей Можаев   17.01.2006 13:46   Заявить о нарушении
А Вы имеете прямое отношение к киноиндустрии? Простите, за вопрос. Так может писать только человек, отлично знающий, понимающий: внутренний мир актрис, их становление, их драму личной жизни, сокрытые от зрителей, от простых людей.
Читала, а перед глазами стоял образ Елены Майоровой. недавно был по ТВ документальный фильм о ее трагической судьбе. Мне очень нравится эта актриса.

Это не мне спасибо, а Вам.
Есть фильмы и книги, которые после просмотра забываешь через час, а в голове полное отсутствие образов, и воспоминаний. Но, есть и те, коих так мало, что оставляют в сердце след, и переживания. Вам, это потрясающе удалось.
За это и спасибо!

Ирэн Шелл   17.01.2006 14:13   Заявить о нарушении
Ирэн, ещё раз здравствуйте. Здесь открыто на сайте я не очень бы хотел о себе распространяться по определённым причинам. К киноискусству имею отношение прямое и непосредственное. "Индустрия" у нас была в кино до перестройки. Сейчас - "рожки да ножки" остались. Клепают по-дешёвке на грязные деньги сериальчики, которые и просто к кино трудно причислить. А искусства - "днём с огнём" очень долго поищешь. Хотя, кое-что в последнее время стало пробиваться - с огромным трудом. Почему? - разговор долгий и отдельный. То же самое и в театре (ещё хуже) творится, и в литературе и т.д. Ремесло актёра знаю изнутри основательно. Вера писана с четырех прототипов и там нет ничего выдуманного. Даже - комнаты в общаге. Только в реальности под окном был вход в общественный туалет. И актеры из окон постоянно созерцали торопливых его посетителей. Такова действительная жизнь. В сценарии эту деталь я посчитал излишней, грубой. Конечно, главный прототип - сама Елена. Я знал её и её первого друга, мужа, актера-однокурсника, ещё с 83 года. Знал других девчонок мхатовских, её соседок-подруг того же поколения. Увы, они не смогли раскрыться полностью как актрисы во всем их блеске, таланте. Они были последними актрисами великого МХАТА уже без самого МХАТА, который угробили Фурцева с Ефремовым в несколько приёмов. Под его вывеской - совсем другое. И в этом была трагедия этих девочек. В кино это поколение тоже попало на излом эпохи. Сидели без хотя бы сносных ролей. И ещё много прочего и личного вокруг этого накрутилось. Боюсь, таких актрис нам ещё долго не увидеть, хотя талантливых много. А в чём играть? Даже классику так извращают, что это уже опусы бесталанных постановщиков-самовыраженцев. Содержание уходит и расти актерам не на чем. А тут ещё телепошлятина с соблазнами. Всё на уровне животных инстинктов. И актеры стали "быстропортящимися". Единственно, где ещё сохраняется актерский театр - это на радио в классических инсценировках. Извините за многословие, но это от горечи. А о Майоровой много всякой кривды пускают. Даже - подружки. Тут надо быть внимательным и не очень-то доверяться ТВ. О ней очень точно написала в своей недавней книге Петрушевская. Не помню, как называется. Там о театре вообще и о своей жизни драматурга в театре. Если заинтересуетесь, найдёте быстро.

Андрей Можаев   17.01.2006 22:19   Заявить о нарушении
Я Вас прекрасно поняла, и с большим вниманием выслушала.
К сожалению, Л.Петрушевскую не читала, но теперь знаю, что смогу найти. До этого Е.Ямпольскую - "Е.Майорова и ее демоны" очень неодназачная реакция была.

Мне было очень приятно с вами побеседовать. Спасибо, что нашли время.

Ирэн Шелл   18.01.2006 00:11   Заявить о нарушении
Когда найдёте и прочтёте, дайте знать. Мне интересно будет узнать о Ваших впечатлениях.

Андрей Можаев   18.01.2006 01:02   Заявить о нарушении
А знаете, я дома храню трагический фотопортрет Е.М. Это - последние пробы на "Мосфильме" на последнюю роль, которую она уже не сыграла. А роль Татьяны была написана для Марины Могилевской. Но случилось так, что она ушла от своего мужа-теледельца. И её стали тогда бойкотировать и продюсеры сценарий "динамили". М. ушла в театры на бенефисные постановки. Вот такие вещи в этом мире с ролями...

Андрей Можаев   18.01.2006 01:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте Андрей. Вы не могли бы мне подсказать название книги Л. Петрушевской. Я никак не могу найти:(

Ирэн Шелл   19.01.2006 01:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирэн. Я попробую поспрашивать у знакомых. Кто-нибудь да подскажет. Обидно, что у меня у самого совсем выскочило название из головы. Хотя книгу сам же читал в тех главах. Даже внешний вид её помню.

Андрей Можаев   19.01.2006 13:30   Заявить о нарушении
Ирэн, найдите книгу Петрушевской "Девятый том". Это наброски о жизни в театре, о нравах, отношениях. Наброски к портретам. Может быть, это - там. Если не будет в этой книге, я сам через неделю где-то посмотрю в нашем читальном зале, где мне и попались те её воспоминания, и дам знать.

Андрей Можаев   19.01.2006 15:32   Заявить о нарушении
Хорошо! Спасибо. Пойду искать.Читать.

Ирэн Шелл   19.01.2006 16:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль» (Андрей Можаев)

«…Я и сценарист, выдумавший пьесу, и режиссер, поставивший ее, и актер на сцене, поставленной режиссером, написанной сценаристом…».
Нет, ошибаюсь! В вашем рассказе сценарист и режиссер совпадают только по возрасту и перипетиям одинаковой судьбы.
Оба играют с ушедшей эпохой, с той культурной средой молодости. Жизнь теряет цельность – уходящего навсегда.
Создатели фильма в рассказе прощаются с культурой Москвы, пытаясь натянуть ее старую одежду на унифицированную «новую» жизнь.

А женщины… они такие. Играют роль, придуманную мужчинами, воплощая образ его идеала. Для автора - верная жена сценариста, простушка, - не интересна, другое дело актриса, живущая его страстями, страстная и непредсказуемая, желанная и отталкивающая. А все почему?
Москва не способствует искренности чувств. Страсти губительны, чуть к ним приблизился - и возникает ложь.
Посему, и постоянные ссылки на ушедших поэтов, как постоянное напоминание об их творческой судьбе. Лучше так, для Сергея, как в последней сцене съемок, - сыграть любовь, - в этом суть московской интеллигенции, вечное проклятие. Чуть приблизившись к реальной жизни, испугаться открывшейся правды, - образ женщины только в отражении наших чувств - и любовь уходит, не простившись.
Жизненно. Рассказ целен, охватывает все нити сюжета.

Конечная сцена на мосту, для чего? Для сериала?
Страшно становится. Уйдет реальность в унифицированность, формальность современного искусства…
Театр – жизнь, кино – искусство, остановленная жизнь, потому рангом ниже. А сериал – смерть искусства кино! Упрощение действительности сериалом обесценивает драматическое исскуство, превращает в торжество, фарс постмодернизма))):

Каринберг Всеволод Карлович   25.11.2005 13:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Всё, видимо, так и есть. Только актриса уходит, потому что она тоже ещё женщина. И - никакой сериальности. Упаси, Боже! Вы абсолютно правы. Ещё раз - спасибо.

Андрей Можаев   25.11.2005 16:53   Заявить о нарушении