Рецензии на произведение «Коллектор»

Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Уважаемый Николай, начала читать Вашу вещь, уже сейчас могу сказать, что это классно. Хорошо бы это увидеть в театре...
С уважением и благодарностью

Аврора Сонер   27.05.2012 03:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Аврора. Я тоже очень хотел бы увидеть это в театре :о)

Николай Пинчук   27.05.2012 13:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Почти неделю читал. Не потому, что тяжело читается. Если бы тяжело - напротив, закруглился бы в полчаса. Просто сценарий нельзя читать по диагонали. Пропустишь слово-фразу - потеряешь нить, начинай сначала. А со свободным временем, особенно сейчас, в предновогодней горячке - напряг.
Итак, понравилось. Я очень люблю театр. Раз в два месяца к нам наезжают "подзаработать" москвичи (в том числе нар. артисты, мастера) группами 3-5 человек с незайтеливыми, облегченными спектаклями. Минимум декораций, минимум действующих лиц,.. все по минимуму. Однако на все спектакли хожу, не пропускаю.
Люблю, нравится.
Пьесы, как правило, дрянь, пустые, незатейливые, а то и пошловатенькие. Но театр - такой вид искусства, где текст, конечно, важен, но важней - режиссура, актерская игра и вовлечение в эту игру зрителя. Рампа - граница мнимая, а в хорошем спектале (при хорошей игре) - нету её и мнимой.
А у Вас и текст неплохой. Драматургический текст. Какой, наверное, актеру легко играть, интересно. Ведь чем скучней и примитивней текст - тем больше актеру приходится изощряться. Ну да это Вы сами знаете.

Одно насторожило: концовка. Искусство - не зеркало жизни, не слепок с неё, не фото. По мне, концовка должна быть (в театре) оптимистичной, надежду людям давать, свет в конце тоннеля показывать. Тем более - пьеса рождественская. Так почему б не случиться чуду? Взялись бы, к примеру, откуда ни возьмись родственники - старые друзья - внебрачные дети и разобрали бы бомжиков по домам.
Зал аплодирует стоя. Женщины платочки к глазам подносят. Актеры в десятый раз выходят на поклон, а зрители не отпускают...
Театр - (он как) храм. А спектакль (должен быть) праздник.

С уважением и наилучшими пожеланиями (с Новым годом! с новым счастьем!)
театрал-провинциал

Ерин Игорь Геннадьевич   29.12.2011 23:04     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Игерин.
К нам тоже регулярно наезжают антрепризные спектакли, где в афише одна (редко две) громкая фамилия, плюс 2-3 партнёра. Какое-нибудь концертное агентство берёт их и окучивает целые регионы. На профжаргоне называется это "чёс". Я не хожу. И по причине, Вами указанной - дерьмовой драматургии, и по причине халтурной работы заезжих "звёзд". Я видел Калягина у нас во Владивостоке (он качественно, технично, но явно не напрягаясь и вообще не вкладывая ничего, кроме техники) отработал свой гонорар, и я видел его же в "Ленкоме", где они в паре с Караченцевым в спектакле "Чешское фото" так работают, что мороз по коже.
Я не знаю, в каком городе Вы живёте, а у нас во Владике и без гастролёров есть что посмотреть, хотя "масса" ходит и на "звёзд". Ну да ладно - их время, их деньги...
Финал у меня и так раздвоенный получился - хотите, чтобы я ещё натрое разделил? :о)
На самом деле Вы ж и сами отлично знаете, каковы они, законы творчества - любое насилие, даже в самых благих намерениях, над развитием произведения может напрочь выбить художественную правду, и тогда хоть бери, да выкидывай...
Спасибо за поздравления. И Вас - с Наступающим! Много творческой радости, ура-ура-ура!

Николай Пинчук   30.12.2011 03:14   Заявить о нарушении
Живу я на диаметрально противоположном конце страны, на границе с Украиной и Белоруссией, в городе Клинцы Брянской области. Городе, пострадавшим при аварии на ЧАЭС, дотационном, с убывающим населением.

Приезд полноценной труппы к нам невозможен. Экономически убыточно. По тысяче народ платить за спектакль не готов, а по триста - даже доехать до нас дороже стоит. Наиболее неприхотливые белоруссы (гомельский облдрамтеатр) отказались от гастролей к нам много лет тому назад.

Хм. Вот и моя концовка сама собой, "в соответствии с правдой жизни", не сказать, чтоб жизнерадостна вышла...

Ерин Игорь Геннадьевич   30.12.2011 08:40   Заявить о нарушении
В вашей же области, в славном городе Зятьково, живёт мой хороший друг, замечательный мастер пантомимы Дмитрий Гончаров. Мы с ним 7 лет проработали в одном совместном проекте. Как его занесло на другой конец света - отдельная история, но вот теперь он работает в тамошнем доме пионеров. Так что и в подобных Вашему городках могут обретаться мастера сцены.

Николай Пинчук   30.12.2011 15:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Трудно читать.
Хотя, может быть, и надо.
Кто знает?

Лев Раскин   25.12.2011 12:05     Заявить о нарушении
Просто драматургия - это специальная литература, её надо уметь читать :о)

Николай Пинчук   25.12.2011 15:00   Заявить о нарушении
Я вообще-то с пяти лет всё подряд читаю и всё никак не надоест.
И если думаете, что мне 15?
Да хоть бы уж и 45!

Лев Раскин   28.12.2011 01:40   Заявить о нарушении
Не обижайтесь.
Вы же не читаете с 5 лет, например, статьи по квантовой химии, и если Вам сейчас предложить прочесть нечто в этом роде - тоже будет трудно, потому что это специальная литература. Драматургия для неспециалиста - та же квантовая химия. С непривычки очень непросто.
На самом деле, если говорить конкретно об этой пьесе, то это очень лёгкая для чтения пьеса :о) есть куда более трудные :о)

Николай Пинчук   28.12.2011 03:11   Заявить о нарушении
Ух!
Нет. По квантовой химии я ничего не читаю.
Разве что - по квантовой механике.
Но вот какое это имеет отношение к драматургии,
абсолютно не понимаю,
и даже по теории относительности.

Да ладно. Шучу.
С наступающим!

Лев Раскин   28.12.2011 04:45   Заявить о нарушении
Вместо квантовой химии мог бы быть упомянут справочник по акушерству или каталог микропроцессоров. Дело в специфике - тот, кто занимается тем или иным направлением всерьёз, тому не проблема читать специальную литературу. А драматургия - та же специальная литература, ведь пьесы пишутся не для широкого читателя, а для специалиста - режиссёра, актёра. Пьеса пишется не для того, чтобы её читали, а для того, чтобы её увидели и услышали. Отсюда специфическая форма, которая с непривычки читается не очень (или очень не...)
Спасибо за наступающий, и Вас с ним же :о)

Николай Пинчук   28.12.2011 11:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

На удивление самому себе, прочитал БОЛЬШОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, да ещё и ДРАМУ с удовольствием. Согласен с Андреем Огрызко, на счёт окончания Драмы. Пруля от смерти, что-то должно спасти. Книга, может быть отличным Спасителем от Смерти. Молодец!!! Драма "Рождество в преисподней" на пять с плюсом. Оцениваю.

Юрий Алексеевич Бармин   24.12.2011 18:17     Заявить о нарушении
Там два варианта финала, и режиссёр волен выбрать любой - "хэппи" либо "анхэппи". Спасибо за отданное время и внимание, успехов!

Николай Пинчук   25.12.2011 04:09   Заявить о нарушении
PS: "Сатурн" - очень хороший магнитофон, у меня таких 2 было :о)

Николай Пинчук   25.12.2011 04:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Народ! Все дружно читаем эту вещь! Такой хорошей драматургии давненько не было! Все перечитываю и перечитываю! Даже на электронку скачал и с собой вожу.

Андрей Огрызко   28.09.2013 08:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за - даже не скажу "внимательное" - н е р а в н о д у ш н о е чтение моего опуса. Для драматурга (а я по литературной своей специальности именно драматург) ведь какая оценка самая важная? Самое важное - соучастие, сопереживание зрителя героям и действию. Ну а если пока никто не сподобился пьесу поставить, то и сопереживание читателя сгодится :о) И Ваша живая реакция уже сама по себе - самый лучший отзыв.

Должен честно признаться, что не все перлы в данной пьесе - мои. Например, "Остановите Землю, я сойду" - это один из девизов движения хиппи 60-х годов прошлого столетия. Да и про то, что кто-то "вылитый Исусик", мне доводилось слышать от сердобольных бабушек в реале :о)
Короче, как и подобает драматургам, активно используем живой народный язык.

Ещё раз премного благодарен. Дочитывайте, интересно будет узнать Ваше мнение в целом.

Николай Пинчук   02.02.2011 12:45   Заявить о нарушении
Читаю Ваше "Рождество". К сожалению, урывками. "Великана" скачал, но прочитаю позже. Борьба за "металл" отнимает очень много времени.
С уважением, Андрей

Андрей Огрызко   09.02.2011 00:07   Заявить о нарушении
Прочитал "Рождество в преисподней". Сначала урывками, а потом все сразу залпом.
Это, несомненно, сильная вещь.
Сюжет - захватывающий. Монологи и диалоги - отточены. Ни одного фальшивого звука. Слух не режет ничего.
Временная (ударение на последний слог) компановка - в норме. Все подогнано. Не затянуто (в смысле растянуто), ни скомкано. Катится как шар. Единым духом. Не замечаешь, как время проходит.
С юмором - полный порядок. Улыбался часто. А поначалу, как я уже Вам писал, расхохотался, когда Сергеич появился.
Ни одного фальшивого персонажа.
Что еще сказать?
Я когда-то давно часто в театр ходил. Потом перестал. Потому что хороших вещей очень мало. А в основном - фальшиво. А фальшь я чувствую сразу. Сам фальшиво могу написать. Не чувствую, а вот когда читаю других, сразу чувствую, где фальшиво, а где нет. Это, как у Моэма, "Луна и грош". Как тот художник, который сам писал "кичь", а в живопись чувствовал, как никто другой. Так вот перестал ходить в театр, потому что за редким исключением, там бегают по сцене, стучат по доскам, что-то выкрикивают. Не смешно и не грустно. Сидишь в пыльном кресле, пыль глотаешь и думаешь: И чего я сюда приперся". А еще думаешь: "Не верю!"
Стараюсь ходить на проверенные вещи. Временем.
На Вашу вещь пойду сразу. Очень хотелось бы ее увидеть на сцене. А потом по телевизору на канале "Культура". Да еще был бы хороший режиссер. Да еще чтобы артистов подобрал.
Поздравляю. Не понимаю, какого рожна нужно, чтобы реально сильную вещь поставили на сцене? Может, денег что ли для начала дать?
По поводу концовки. Раз уж позволено высказаться, я бы сделал так.
Сизый выхватывает нож и бьет Пруля. Тот падает. Менты орут. Сержант говорит: "Все, готов!" Суета и т.д. Потом тишина. Пруль лежит. Все молчат. Потом Пруль медленно подымается, отряхивается. Достает из-за пазухи какую-то потрепанную книжку. Ковыряет пальцем в дырке. Вздох облегчения в зале. Потому что Пруль все-таки симпатичная личность. Да и это было бы в его духе. Он вечно всех разводит. А здесь "развел", но не по собственному желанию. Потому что Сизый РЕАЛЬНО хотел его зарезать.
Так не будет трагичного конца с перебором, как в первом варианте, здесь и без того все трагично. Но "перчик" останется.
Кстати, и у Чехова, и у Горького, если кто и умирает, так за сценой.
Каждый раз, когда я читаю хорошую вещь, я чувствую себя намного лучше. Физически. Хорошую вещь могу перечитывать помногу раз. Иду по улице и про себя ее вспоминаю. Цитирую. Поскольку в глубине души я, наверное, в хорошем смысле эстет. Хотя в той среде, где я пока довольно успешно кручусь, - это бизнес, когда я открываю рот и что-нибудь цитирую (память у меня хорошая, читаю много и могу процитировать наизусть хоть Шота Руставели, хоть Пелевина, хоть Тацита, хоть Тита Ливия, хоть Пушкина, хоть Зощенко и т.д. А Пушкина я вообще до дыр зачитал и вхожу в фанклуб Пушкина - есть такой), народ смотрит на меня и недоумевает. "Какой ты начитанный!" Тьфу! Да никакой я не начитанный! Я-то обыкновенный. Это вы неначитанные. Недочитанные, правильно будет сказать.
Так что вот! Вас похвалил. И себя родимого.
Огромное спасибо. Горжусь Вами. Желаю, чтобы во Мхате. Интересно, а каковы механизмы, чтобы запустить постановку? Будет время, просветите.
С уважением, Андрей.

Андрей Огрызко   09.02.2011 10:00   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Даже не стану кокетничать - мол, "да ладно, да что уж там..." Просто спасибо.

Эта пьеса не то чтобы совсем уж осталась незамеченной - вошла в шорт-лист Международного конкурса драматургов "Свободный театр" (Минск-2006), опубликована в "Современной драматургии" (это как бы круто, ибо главный профильный журнал). Но до сцены пока так и не дошло. Почему?

Я сам 5 с половиной лет проработал в театре завлитом, поэтому знаю эту кухню. Все театры я бы поделил не несколько категорий.

1. "Кондовые" (как правило академические, на мощном подсосе у регионального бюджета). У руля там старые (впрочем, не обязательно старые) пердуны, которых пучит от осознания собственного местного величия, ну и они, вестимо, никакого более достойного чем классика материала для себя не находят. Они говорят, что-де являются хранителями истинного искусства, верными последователями Станиславского, а Станиславский ставил Горького, Чехова, Андреева, Меттерлинка и прочую "серьёзную" драматургию... только почему-то (видно, институтский курс истории театра давно выветрился у них из башки) как-то забывают, что ставил Станиславский Горького, Чехова и прочих тогда, когда те были НОВЫМИ авторами, и для своего времени МХТ был самым прогрессивным, передовым театром, жадно искавшим новых интересных драматургов. Но этим удобнее говорить, что классика есть классика и в 50-й раз залимонить тяжеловесную скучную постановку "Вишнёвого сада" (кстати, прекрасной пьесы, если перечесть её свежим взглядом).

2. "Кассовые". У этих три цели - деньги, деньги и деньги. Отсюда репертуар в своей основе - ржачные пошлые комедии (всякие там Рэи Куни и тэпэ), либо что-нибудь скандалёзное. Любую пьесу они рассматривают прежде всего с позиции этого "формата", и вообще их репертуарная политика мало отличается от политики попсовых телеканалов. Тот же рассчёт на дешёвый успех у как можно более "массового" зрителя. Спектакли обычно ставятся быстро и не очень качественно, т.к. понятно, что такая пьеска не сможет долго привлекать внимание почтеннейшей публики, и как только элемент новизны иссякает, её через 2-3 месяца безболезненно изымают из репертуара, заменив другой подобной штамповкой. То, что от такой политики тупеет и зритель, и актёры - мало кого волнует.

3. "Режиссёрские". Нередко это очень даже интересные театры, да вот беда: режиссёр (он же худрук) там обычно знает, что и как он будет ставить на 10 лет вперёд, у него свои амбиции, своя концепция, своё вИдение театра, его портфель забит подходящим для этого материалом, и впихнуть туда что-то ещё - великий труд. Я работал завлитом как раз в таком театре, и при всём при том, что главреж - мой друг, вполне доверяющий моим художественным вкусам (он сам же меня и позвал в завлиты, как только стал главным), за годы совместной работы из нескольких десятков прочитанных мной новых интересных пьес мне с превеликим скрипом удалось протолкнуть в репертуар лишь 3 или 4...

4. "Никакие". Эти просто влачат жалкое существование "без руля и без ветрил", ставят что попало и как попало, им лишь бы выжить, им не до творческого поиска и новой драматургии.

5. "Живые" - я бы их так назвал. Это и МХТ своего золотого века, и "Современник" 60-70-х г.г. прошлого столетия, и очень немногие нынешние театры. Там присутствует сильное режиссёрское творческое начало, но режиссёр не зациклен на однажды провозглашённых приоритетах, он гибок и подвижен, постоянно в творческом поиске, внимателен ко всему новому, ему интересно всё, что происходит вокруг, а не только в его "необъятном внутреннем мире". Но таких театров очень мало, очень. Они просто физически не в силах освоить все интересные современные пьесы...

Вот такая вот картина. Поработав завлитом, я стал гораздо спокойнее относиться к тому, что мои пьесы "не спешат" ставить, для меня теперь это вопрос философский. Писать я буду и впредь, ибо не могу этим не заниматься, и предлагать, конечно, тоже буду (дабы, если повезёт, поиметь не только моральное, но и хоть какое-то материальное удовлетворение... пока повезло только дважды), но разражаться гневной риторикой на эту тему уже не вижу смысла (хотя, каюсь, срываюсь порой).

Такой вот "ликбез", Андрей :о)

Ещё раз спасибо, и - до новых встреч в нашей песочнице :о)

Николай Пинчук   09.02.2011 12:14   Заявить о нарушении
Но таких театров очень мало, очень. Они просто физически не в силах освоить все интересные современные пьесы...
Неужели интересных пьес больше, чем таких театров?
Да я интересных пьес 30 лет не встречал! Назовите хоть одну. Чтобы скачать. Но я довольно-таки вредный и придирчивый, так уж если назовете, чтобы, как говорится, было! (ударение на последний слог).
Кстати, не могли бы Вы прочитать следующие рассказы "Яшкины кошки" страница Иванов Андрей Владимирович (только ради бога не подумайте, что это я раздваиваюсь - это не я) и "Забегаловка". Грустная Тэт".
Ваше мнение мне ценно.

Андрей Огрызко   09.02.2011 16:53   Заявить о нарушении
Макс Курочкин, Олег Богаев, Владимир Жеребцов, Константин Костенко - очень интересные и очень разные драматурги. И это только те, кто первыми пришли на память, потому что с ними доводилось общаться лично или в переписке. Здесь, на ПрозеРу, с драматургами потуже, но мне очень по душе пьесы Ростислава Чентемирова http://proza.ru/avtor/rchentemirov - посмотрите на досуге его "Исход" (версия), "Буратино. Эпилог" и "Юлька" - эти пьесы настолько меня захватили в своё время, что я пытался продвинуть их в театрах города нашенского, да тщетно, увы...
То, что рекомендуете Вы, прочту... не "прям щас", ибо у нас тут уже второй час ночи, но возьму на заметку :о)
Всего добрейшего!

Николай Пинчук   09.02.2011 17:22   Заявить о нарушении
Спасибо. Андрей.

Андрей Огрызко   09.02.2011 20:59   Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Николай! Опубликовал рассказик "Пушкин в Михайловском". Приглашаю почитать на досуге. Заранее благодарен.
С уважением, Андрей.

Андрей Огрызко   20.02.2011 19:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

"Постмодернисты дебильные!" Что с пьессой Горького сотворили! Но Барин хорош! А его монолог по мобильнику - это просто чудо! Какое у Вас чувство языка! Это надо так точно изобразить современную российскую (и не только)элиту! И с шахидом придумка хорошая. Да что Вам, всю пьессу пересказывать? Как будто на сцене просмотрел. Я далёк от драматургии и не рискну давать свои замечания, но если у Вас двойной финал, наверное, как-то надо отделить один от другого световыми или звуковыми эффектами, чтобы зрители раньше времени не начали вставать и не испортили бы весь эффект второго финала. Но мне больше нравится первый финал, а второй как-то опрощает. А может быть в этом и есть сермяжная правда? Тут подумать надо. Очень понравилось, без балды! Вы уже ставили её на сцене? Должна произхвести фурор. Привет новому гению драмы! ;-)

Черепах Тортилло   16.12.2009 21:15     Заявить о нарушении
Гений драмы отвечает :о)

На сцене не ставили ещё, но опубликовали в "Современной драматургии" (по итогам международного конкурса "Свободный театр"), а это тоже считается круто.

Оба финала играть и не надо. Просто режиссёр сам выбирает, историю с каким концом он хотел бы поставить. В начале 2000-х я посмотрел в МХАТ им. Чехова замечательную пьесу Милорада Павича "Вечность и ещё один день", так вот в ней тоже два финала, режиссёр поставил оба, а перед спектаклем зрителю голосуют, какой именно финал ("мужской" или "женский") они хотели бы увидеть. Между вторым и третьим звонком листочки с голосами быстренько подсчитывают и перед самым поднятием занавеса объявляют, какой именно финал сегодня увидит почтеннейшая публика.

Ну а насчёт всего остального - просто спасибо!

Николай Пинчук   18.12.2009 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Прочитал с удовольствием. удачи в творчестве.

Александр Михельман   23.08.2009 07:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Надеюсь, когда-нибудь кто-нибудь мне напишет: ПОСМОТРЕЛ с удовольствием...

Николай Пинчук   23.08.2009 14:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

По читала рано утром, и окончательно проснулась. Правда, Здорово. Спасибо. Наташа.

Наталия Брынских   03.08.2009 04:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа.

Николай Пинчук   03.08.2009 06:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Вполне готово для постановки. Можно начать в любительском, молодежном или "зековском театре", хотя... кто знает, все з-т - понравится главрежу или нет.
это я "со стороны". спасибо. понятно, доступно, глубоко. Напоминает "На дне" кое-кого, но с другой подачи - более гуманно.

Глеб Вязов   06.01.2009 14:29     Заявить о нарушении
Нет, это пьеса для кукольного театра. При условии, что главреж - Петрушка.

Я уже пять лет работаю в театре завлитом и знаю, как принимаются в работу пьесы. Но не будем о грустном.

Спасибо за диагональ.

Николай Пинчук   06.01.2009 16:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коллектор» (Николай Пинчук)

Да, большая литература для больших людей - творческих, тонких, чутких... Вами так тонко переданы образы героев... пьесу не читаешь, а словно смотришь на экране или на сцене - мрачное, тёмное подземелье, населённое такими же людьми. Интересное, но жизненное сочетание грустного и весёлого, смешного и печального...

Николай, Вы знаете, что я в мире писателей - НИКТО и имя моё НИЧТО, не сочтите за некий эпитет или лесть - мне пьеса как читателю и как зрителю понравилась.

С уважением и почитанием,

Владимир Войновский   15.08.2006 11:40     Заявить о нарушении
Ух, Владимир, сказал бы я Вам по поводу Вашего "никто" и "ничто", да лучше это сделать приватно, а Камчатка от Приморья далековата.

Впрочем, Вы знаете, что я с большим уважением отношусь к Вашему творчеству (особенно к роману "Ява, вперёд!", даже при всех его ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИХ недостатках), и Ваше мнение о моих опусах для меня действительно существенно.
Спасибо!

Николай Пинчук   16.08.2006 12:14   Заявить о нарушении
"Если Магомед не идет к Горе, то Гора идет к Магомеду"... Полагаю можно Камчатку пододвинуть к Приморью и провести приватную встречу без галстуков в лёгкой и непринуждённой обстановке...

После десятого сентября буду во Владивостоке, как Вас и где там найти? Я буду в районе улиц Фадеева и Борисенко.

С уважением,

Владимир Войновский   18.08.2006 13:27   Заявить о нарушении
Вы будете на улице Воропаева, знаем мы эту Таможенную академию :о), я ж когда подрабатывал сторожем в "Дальтехколоре", регулярно наблюдал её из ворот вверенного мне предприятия.

8-914-670-75-41 - это мой мобильный, звоните, договоримся.

До встречи!

Николай Пинчук   23.08.2006 15:34   Заявить о нарушении
Телефон получил. Спасибо. Обязательно созвонимся.

Академия на Стрелковой, а филлиалы и корпуса на Фадеева:о))

С уважением и до скорой встречи,

Владимир Войновский   25.08.2006 13:53   Заявить о нарушении