Рецензии на произведение «У дяди Вани»

Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

ЖИЗНЬ каждого индивидуума прекрасна во ВСЕХ ее проявлениях. Она для него ЕДИНСТВЕННАЯ! А рецепт ухи необычен и достоин осмысления. Я 25 лет прожил на Волге и крутые бракуши, а реально госрыбаки, на своих станах при готовке ухи говаривали - лаврушка! В уху! Так это веник запаренный, а не уха!
Ну у каждого свои заморочки. Чего уж тут!

Владимир Островитянин   02.08.2018 15:12     Заявить о нарушении
Про заморочки - это точно. У каждого они свои.
Вернулся в свою берлогу, в Чайковский, из Перми. Теперь буду отвечать аккуратно.
А жизнь... Да, прекрасна. По-любому лучше, чем смерть.

Василий Тихоновец   02.08.2018 19:45   Заявить о нарушении
Начал "Предательство". И сразу столько чувств-ответов-реций рветься наружу... А оно т е повествование длинное. Но попробую как нить вклиниться.

Владимир Островитянин   02.08.2018 19:51   Заявить о нарушении
Там страниц 25 в распечатанном виде. Но сама вещь тяжёлая и малоприятная.

Василий Тихоновец   02.08.2018 20:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Не буду комментировать, думаю это не нужно.
Хорошая, лаконичная проза. Настоящая проза, хочу особо добавить.

Дядя Ваня - чудесный. И хорошо, что его прошлое остается в тени. Читатель может только гадать об этом прошлом - во всяком случае пара вариантов напрашиваются сами собой.

Приятно удивлен. Настроение поднялось, как от ухи дяди Вани.

Андрей.

Андрей Маркиянов   22.03.2016 08:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей.
В этом рассказе ещё есть, к сожалению, вопиющие "красссивости". Десять лет назад писано, чувство меры только формировалось.
С почтением,
Василий.

Василий Тихоновец   22.03.2016 12:07   Заявить о нарушении
Все "красивости" к месту. Не вздумайте их "трогать".
Андрей.

Андрей Маркиянов   22.03.2016 15:15   Заявить о нарушении
Как меня умиляют люди, у которых, переломанных, настроение повышается от рассказа. Прямо душа поет. Роман его читайте, роман!

Марина Еремеева   22.03.2016 16:05   Заявить о нарушении
Роман пока не потянуть, мозги еще не встали на место.

Андрей Маркиянов   22.03.2016 16:49   Заявить о нарушении
Да, у меня, кажется, с 2011 года так и не встали. Но скорее притворяюсь))

Марина Еремеева   22.03.2016 16:52   Заявить о нарушении
А меня радует, что "подобное тянется к подобному". Сегодня на ваших примерах и на примере Елизаветы Григ показывал своей ученице образцы совершенно разной, но очень достойной современной прозы. Так что у всех вас добавится ещё один пока безымянный, но очень придирчивый поклонник.
Рад вам. Очень рад.
С поклоном,
Василий.

Василий Тихоновец   22.03.2016 18:29   Заявить о нарушении
Еще Евгений Немец очень хорош.

Марина Еремеева   22.03.2016 18:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина. Взял на заметку, потому как вкусу вашему доверяю. И очень благодарен за "открытие" Андрея, на которого вышел через вас.

Василий Тихоновец   22.03.2016 18:43   Заявить о нарушении
Я рада. Для того и избранные, чтоб делиться.

Марина Еремеева   22.03.2016 19:06   Заявить о нарушении
Только с Кокона не начинайте

Марина Еремеева   22.03.2016 21:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Гениально! Как и фраза: "...больше всего опасен тот, кто живёт «для других» и готов отдать в жертву себя. Он, паскуда, с той же лёгкостью будет принимать жертвы от других и распоряжаться чужими жизнями." Браво, Василий!

Андрей Сенчугов   10.11.2015 14:09     Заявить о нарушении
Не думаю, что это - "гениально". Мне до этого ещё очень и очень далеко.

Василий Тихоновец   20.11.2015 16:22   Заявить о нарушении
Скромничаете. Вот мне до Вас действительно далеко!

Андрей Сенчугов   21.11.2015 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Прочитал и представил себя в роли персонажей рассказа. На месте "дяди Вани", на месте "Виктора Иваныча". А ведь это НОРМАЛЬНОЕ человеческое участие! Дружеская поддержка человека человеком, безотносительно социального статуса. Когда видишь перед собой Человека - душу его, а не оболочку.
Смог бы я в реальности, встать на место "дяди Вани"? Не знаю. Но, мне кажется, хорошо его понимаю.
Спасибо за Ваше творчество!

Алексей Холмов   09.07.2014 16:33     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Алексей. Нормальное человеческое участие в наше время становится анормальным явлением. Соответственно, любой подобный "дядя Ваня" воспринимается как чудак или городской сумасшедший.

Василий Тихоновец   10.07.2014 09:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Интересный поворот получился! Лихо интеллигентный «базар» перешел в тупое молчание «бакланов»(или наоборот) . Красиво, слов нет! Но получился «переборчик» по моему усмотрению ( сразу извиняюсь, потому как многие авторы здешние к критике болезненные) Монолог Витьки Глаза напрасно сдобрен матерными восклицаниями, Виктор Иванович обязан был произнести свою речь в том великосветском тоне, которым Вы наделили его речь . Невероятное перевоплощение ханыги за великолепным столом и вдруг, возвращение в лоно опустившейся личностей. Мне понравилось, удачный прием. Спасибо.

Александр Гринёв   24.06.2014 00:15     Заявить о нарушении
Я нормально отношусь к критике. Вряд ли вернусь к этому рассказу, ибо слишком много воды утекло с момента его написания. Я уже другой...
С уважением,

Василий Тихоновец   25.06.2014 07:18   Заявить о нарушении
Да, и не стоит, Василий. Здесь нет моей критики, здесь натуральная зависть во мне открылась, узрев так мастерски исполненный поворот!

Александр Гринёв   25.06.2014 07:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Помню,что в прошлые времена делали редакторы с произведениями писателей.
Спаси и сохрани!
Мне кажется, чем меньше чужой критики,тем ценнее произведение.
С любовью и благодарностью
Наталия

Натали Соколовская   23.01.2014 22:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Натали.
Я нормально воспринимаю критику.
Иногда она бывает весьма полезной.
С почтением,
Василий.

Василий Тихоновец   24.01.2014 09:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Мне кажется, Василий, что подобная проза сама по себе - как наваристая, аппетитная, бурлящая уха, ее чувствуешь не только глазами, но всем остальным. И вопрос о том, стоит кормить бомжей, не стоит - далеко не первого порядка, для меня, во всяком случае. "Поглощая" написанное не спеша, вчитываясь, наслаждаешься тем - КАК это "сварено", а уж потом начинаешь замечать и задумываться над всем остальным.
Спасибо за доставленное удовольствие.
С уважением, Алексей Мальцев

Алексей Мальцев 2   20.06.2013 07:11     Заявить о нарушении
Это Вам - спасибо, Алексей.
Честно сказать, очень бы хотелось, чтобы Вы ознакомились с "крупной формой". Это короткий роман "Деформация" http://proza.ru/2012/09/17/414 , а дале нажимать на ссылки в конце глав.
Он не отнимет много времени, но Ваше мнение было бы для меня очень полезно.
С благодарностью,

Василий Тихоновец   20.06.2013 11:51   Заявить о нарушении
Алексей Васильевич, здравствуйте. Сегодня принято решение о регулярном выпуске "Чайковского лукоморья" (4 полосы А3 один раз в месяц) в нашей газете (тираж 10 тыс. экз.). Прошу отправить стихи или рассказ, фотографию и пару слов в виде обращения к жителям Чайковского.
С почтением,
Василий.
Моя почта ivasava@yandex.ru

Василий Тихоновец   05.07.2013 17:35   Заявить о нарушении
Доброго здоровья, Василий Николаевич!
Вышлю непременно все, что Вы просите, сегодня или завтра.
Во вчерашней "Звезде" (пятничной толстушке) вышло "Лукоморье" с моей подборкой и очень интересной фотографией "Три поэта", куда бы я с удовольствием вставил прилагательное "подвыпивших".
Удачи!
С уважением,

Алексей Мальцев 2   06.07.2013 13:52   Заявить о нарушении
Поздравляю. Подробности в письме.
С уважением,

Василий Тихоновец   07.07.2013 07:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Прочитал, Василий, ваш рассказ внимательно. Скажите Василий, а вот случись, что в городке не было б бани, устраивал бы дядя Ваня кормления "для малоимущих и бомжей"? Или без бани никак нельзя?


Олег Малашенко   03.06.2013 00:09     Заявить о нарушении
Можно и без бани. Или в форме статьи. Можно как угодно, но мне захотелось именно так.

Василий Тихоновец   03.06.2013 12:56   Заявить о нарушении
Извините, Василий, -- еще один вопрос: а в чем обыкновенная жизненная причина такого поведения дяди Вани? Что его толкает "устраивать ужины" для "малоимущих и бомжей". Я, к сожалению, не увидел ее прописанной в рассказе. Ведь каждое живое существо на свете действует в результате какой-то причины и какой-то цели, исходящей из нее. Что у него нет зубов, увидел, что он в определенной мере артистичен --увидел, что щедр -- тоже, а вот действия его даже намеком не оправдываются. Или, может, я чего-то не заметил?

Олег Малашенко   03.06.2013 13:15   Заявить о нарушении
Лучше всего на эти вопросы ответила Нина Роженко-Верба:

"Прочитала рассказ раз, прочитала - другой. И мысленно все искала аргументы для спора с предыдущим рецензентом - Марком Лифшицем.

Бомжей на халяву не кормят, а если бы такое случилось, то они бы за 15 минут нажрались и разворовали столовое серебро, - вот основной посыл предыдущей рецензии.

Наверное, так и случилось бы в реальной жизни, если б автор задался целью сотворить еще одну, миллион шестую по счету, зарисовку из жизни бомжей. Или, может, автор жизни не знает? В стеклянной башне живет? Да уж, вряд ли у кого повернется язык упрекнуть Василия Тихоновца в незнании жизни. Тогда что же написал автор? Сказку? Фантастический опус? Ни то и ни другое.

И мне понятно, почему у некоторых читателей возникли сомнения и даже неприятие рассказа. Причины две, на мой взгляд.С одной стороны снобистский взгляд "благородной" рыбы на "сорную" рыбешку. Бомж - не человек. С другой стороны, абсолютная утрата образа Божьего в душе при всей ориентированности нашей жизни на Бога. Ориентация есть, а Бога в душе, как не было, так и нет. Поэтому и не понять, как это бомж тоже может быть по образу и подобию...

А у Василия Тихоновца отбросы общества - за белоснежными скатертями с дорогим фарфором и серебром, ушицу кушают, о Боге да о душе мысленный разговор ведут. И вы думаете автор чего-то не то набуровил?))) Эх, ребята...

Обратите внимание: рассказ почти лишен примет времени. Ну, разве что одежда хозяина кафе подсказывает нам, что дело происходит в наши дни. И эта неафишируемая, но явная вневременность не случайна. Ведь речь в рассказе идет о вечном, о смысле жизни. Ведь это скорее притча о человеке, о его предназначении, о его месте в жизни.

А сам дядя Ваня... Который варит и подает своим посетителям знатную ушицу. Ох, не прост дядя Ваня! Приглядитесь! Словно сам Господь Бог он не делит посетителей кафе на людей и людишек. Для него все равны. Он сам прислуживает нищим, бомжам. И это белоснежное полотенце, переброшенное через левую руку очень символично. Сразу напрашивается аналогия с Христом, омывающим ноги своим ученикам. Вспомните! “Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после..." И если помните, Господь омывает ноги ученикам не для того чтобы показать, что Он раб людей, а для того, чтобы поднять их до своего уровня. По словам Святого Афанасия Великого “Он (Иисус Христос) очеловечился для того, чтобы мы (люди) обожились”. То есть вспомнили о Боге.

О чем же мысленно рассуждают странные посетители этого странного кафе? Ни много ни мало - о смысле жизни. О Боге в душе. А уж читателю самому делать выводы - есть у него, у читателя, Бог в душе, и умрет ли он вместе с Богом, или без Бога.

В рассказе звучит, на первый взгляд, парадоксальная мысль о том, что "больше всего опасен тот, кто живёт «для других» и готов отдать в жертву себя. Он, паскуда, с той же лёгкостью будет принимать жертвы от других и распоряжаться чужими жизнями. Чем занята его душа? В таком человеке только ливер пополам с говном, но уж Бога там точно нет».

Нам, с нашим-то советским воспитанием, трудно принять эту мысль. Именно потому, что мы не готовы к ее восприятию. Нас учили не жалеть себя ради процветания государства, ради мировой ревоюции. Человек не был человеком ради себя, а всего лишь средством достижения великой цели. Всего лишь поленом в костре, который должен был согреть все человечество. Полено, оно и есть полено. Ну какой Бог в полене?

Конечно, трудно перестать быть поленом и хотя бы начать строить храм в своей душе. Время нужно и желание. И много еще чего... Ну, хотя бы малость - белая скатерть для бомжа, бесплатная уха по понедельникам для нищих и осознание того, что для вкусной ухи, настоящей ухи, нужны и благородные рыбы, и сорная рыбешка... И что все мы , все в этом вареве жизни равны... А уж что мы построим в своей душе, от нас и зависит".

Василий Тихоновец   03.06.2013 13:42   Заявить о нарушении
Василий, в отзыве Лифшица нет ответа на мой вопрос к вам. Повторю свой вопрос еще раз: прописана ли конкретная жизненная причина поведения дяди Вани? Если нет, то какой она может быть, если сделать допуск?
Меня ваше личное мнение интересует.

Олег Малашенко   03.06.2013 13:56   Заявить о нарушении
Допуск простой: дядя Ваня сам был в шкуре бомжа и прошёл эту школу. Я, как автор, много поработал в Сибири с бичами. Многие из них - прекрасные люди и великие трудяги. Большинство из тех, с кем я работал, относились к категории "без определённого места жительства", что в сокращённом варианте читается "бомж".

Василий Тихоновец   03.06.2013 15:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. По "зубам" дяди Вани было это видно. Мне кажется, если бы вы где-то бросили фразу, что дяде Ване самому доводилось быть в той шкуре, то читателю было б яснее. Случайному читателю (а их большинство) нет времени догадываться. Рассказ от этого только бы выиграл.
У Чехова есть похожий по смыслу рассказ "Мороз".Но в нем нет богоскательства и прочей дури.Там все проще и популярней, и характеры потрясающе вывернуты на обозрение.
Кроме того, Вержба (кажется так) совершенно не поняла Лифшица. Я не знаю, кто это, но обязательно зайду на его страничку. Дело в том, что в его точке зрения просматривается знание "Виридиады" гениального Луиса Бунюэля и судьба Дж. Лондона, который покончил собой по единственной причине: устроил "бомжам" кров и стол за собственные деньги, а они там все изломали-изгадили, причем, сознательно, из ненависти к своему благодетелю. Такая же история просматривается в известной райской колонии Петрашевского, у Фурье тоже и т.д. Да вспомните фильм "Веселые ребята", там тоже стадо пришлось бичем изгонять из античных форм.

Олег Малашенко   03.06.2013 17:18   Заявить о нарушении
Василий, а ведь этот рассказ можно сделать гораздо более значимым, тогда не придется ни перед кем оправдываться, что он, мол, написан давно,чем обусловлены заусенции.
Смотрите, что тут происходит:бывший бомж устраивает роскошную жизнь нынешним бомжам,первоплощаясь в лакея, в нем живут какие-то неизвестные читателю благодарные чувства дяди Вани.
Эта идея, на мой взгляд, не стоит составных вашего рассказа, она примитивна, от нее -- случайность деталей. Но рассказ чем-то все-такие пахнет, это видно по определенной его художественности. Но в нем нет значимой "первооткрывательской" мысли ,которая подвязала бы и те нитки, которые увязаны, и те, которые висят и заставляют читателя раздражаться, задавать автору порой неприятные вопросы.Если бы такая мысль была (у великих писателей она всегда есть, причем в высшей степени однозначная), то рассказ потребовал бы от автора вполне определенных (избранных, а не хаотичных) наполнений.
Я, например, увидел, какая значимая (интересная, новая) мысль может быть положена в основу этого материала.Могу ее изложить, если захотите. Не излагаю сейчас лишь потому, что меня покоробила ваша фраза. "Можно как угодно, но мне захотелось именно так". Она звучит аналогично классической фразе: "Не учите меня жить, парниша".
Изложить эту мысль, или не надо?

Олег Малашенко   05.06.2013 13:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, но я точно не вернусь больше к этому рассказу. Для меня он давно морально устарел. Во многом изменились взгляды на жизнь, и я не вижу смысла капитально ремонтировать одну из первых ступенек в своём творчестве. Надеюсь, что на ней никто не свернёт себе шею:)).
С уважением,

Василий Тихоновец   05.06.2013 15:41   Заявить о нарушении
Василий, а какой рассказ, чтобы мне вновь не ошибиться,у вас морально не устарел? С интересом бы прочитал.

Олег Малашенко   05.06.2013 20:44   Заявить о нарушении
Если есть время, то почитайте "Деформацию" - http://proza.ru/2012/09/17/414
хотя это не рассказ.

Василий Тихоновец   05.06.2013 21:00   Заявить о нарушении
Спасибо. Обязательно.

Олег Малашенко   06.06.2013 00:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «У дяди Вани» (Василий Тихоновец)

Уважаемый Василий! Прочитал быстро, думал долго. Всё фантастически, замечательно. А жизнь убежала. С одной стороны, Горький, с другой, Станиславский. В нереальном мире хочется жить? Да, наверное, но это еще хуже обмана. Простите, вот такие мыслишки закрадываются... Голосую за Вас с удовольствием, ибо Вы на порядок выше многих знакомых мне литераторов. С глубоким уважением, Юрий Михайлов.

Михайлов Юрий   05.02.2013 12:44     Заявить о нарушении
Голосование, Юрий, для меня особого значения не имело даже тогда, когда я стал невольным участником конкурса на звание "народного".
Что касается реалий жизни и их отражения (читай, искажения)...
Сложный это вопросец со множеством вариантов ответа (что ни творец - так сразу и новый вариант).
Трудно, а, может, и невозможно, постичь даже собственную сущность в текущий момент и ответить на вопрос "кто ты есть".
С грехом пополам можно разобраться в прошлом и понять: кем ты был, опираясь на неумолимые факты. Если, конечно, смелости хватит. Я однажды понял, что всю жизнь строил (и строю) своё прошлое. А результатом не восхищён и гордиться нечем. Но строительство продолжается. И, возможно, что-то удастся исправить.
А Вам - спасибо.

Василий Тихоновец   05.02.2013 13:17   Заявить о нарушении