Рецензии на произведение «Невеста»

Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

По мере чтения привыкаешь к перегруженности метафорами и деталями. Их хватило бы на несколько произведений. Потом за ними начинает проступать суть. Итог. Расплата. Всё вытесненное всплывает в памяти перед смертью, бывшее и небывшее, преступления и любовь, и даже мальчик, "жених и невеста" - так дразнятся дети. Густо пишете, Андрей!

Марина Стрельная   17.03.2012 01:53     Заявить о нарушении
Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

Потрясающий рассказ, Андрей! Очень сильное воздействие производит. Долго не могла придти в себя, - столько разных ощущений и впечатлений.
Отрадно знать, что существует такая талантливая молодежь. Но в наше интернет-время пишут-то все, а настоящих писателей очень мало! И, как правило, такие вот золотники обходят стороной и не печатают. А очень жаль… Я бы хотела, чтобы в моей большой домашней библиотеке были книги Андрея Шульгина. Это глубокая литература.
С уважением,

Светлана Тимофеевна Никольская   19.08.2011 18:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

Фантасмагория! Интересные находки литературные. Мне показался сюжет немного перегруженным. Но неординарно, интересно, талантливо.
С Вашего разрешения, буду читать все произведения.
Творческих удач!

Ольга Лапшина   15.08.2011 20:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

Здравствуйте, Андрей. Ваш рассказ – гениальный. И, как любое гениальное произведение искусства, не поддается объяснению, ибо с ним необходимо побыть наедине. Остановлюсь на тех моментах, которые в состоянии была комментировать в силу своего уразумения:

Баба Надя путаясь в своих старческих морщинах, тяжело и одышливо начала спускаться вниз по лестнице. Захарканные ступеньки брезгливо ёжились под её дрожащими ногами. Распахнутая дверь подъезда обдала бабу Надю тоскливым дыханием осени. Баба Надя не обратила на осень никакого внимания, так как давно уже не замечала месяцев, недель и часов, по-прежнему считаясь лишь с минутами. Почувствовав, что норовистые ступеньки остались позади, она чуть выпрямилась, и смело заковыляла по направлению к трамвайной остановке. (с) – начало яркое, оч понравилось.

Ожидающие жадно сопели и скалились в её сторону спинами. (с) – понравилось.

Мусор же, был рассыпан по асфальту тонким слоем грязной бумаги, смятых стаканов и разбитых бутылок. В нём чувствовалось умиротворение. Он напоминал бабе Нади давно не навещавших внучатых племянников. (с) – сравнение с внучатыми племянниками понравилось, а вот *тонкий слой* «грязной бумаги, смятых стаканов и разбитых бутылок» не убедил, может просто *слой*?

Всё так же скалились они на бабу Надю бежевыми прямоугольниками своих прогорклых спин. Было противно. Ей даже захотелось спрятаться от всех них в безутешном плаче. (с) – *спрятаться в безутешном плаче* – потрясающе! А в предложении лучше опустить слово *всех*.

Баба Надя, язвительно протолкнувшись между двух трансцендентного вида инвалидов, жующих беззубыми ртами свою увечность, разместилась на трамвайном сиденье. От сиденья пахло тоской по любимым и похмельными фантазиями. (с) – наслаждаюсь вашим слогом!

На их лицах была запечатлена виноватая улыбка умерших сразу после родов младенцев. И только дети отчего-то смотрели на мир глазами озябших от прожитых лет стариков. (с) – нет слов!

Небо же, нагнувшееся так низко, что некоторые из прохожих цепляли его своими воспоминаниями, наоборот пугало старую женщину. (с) – удивительно! Прохожие цепляют небо воспоминаниями, оттого что оно так низко нагнулось!

Тем временем, трамвай, миновав новые районы многоэтажек, словно нож в масло погрузился в старую часть города. (с) – понравилось.

… мимо трамвая потекла грязно-бурая зелень городского парка. (с) – понравилось.

Похожие на мечты девственника деревья успокоили бабу Надю. Они пели песню без слов, покачивая в такт стволами и протягивали к бабе Наде свои длинные корни. В них чувствовалась несгибаемое упорство, какое присуще в мире людей, разве что молодым и совершенно бездарным поэтам. (с) – интересное наблюдение-переживание.

Её прохудившиеся старушечьи ноги с трудом поспевали за бодрой походкой мальчика. (с) – *прохудившиеся старушечьи ноги* – понравилось. А также встреча с мальчиком, точнее – их диалог.

За стеной послышались кашляющие шаги, (с) – понравилось.

Дальше – прямо фантасмагория какая-то… с мальчиком, его отцом. Короткий диалог между ними такой же неожиданно-исчерпывающий, как и диалог мальчика с бабой Надей.

Осень корчилась в судорогах вокруг бабы Нади, но та продолжала идти незнакомой улицей, неведомо куда. Неожиданно улица упёрлась в маленький сквер. Сквер походил на рыбу, вынутую из воды и брошенную на песчаный берег. В нём чувствовалась какая-то безысходность. (с) – понравилось.

И снова неожиданный поворот сюжета, погружающий читателя в события Великой Отечественной войны (а именно – плен, пытки), у меня холодок пробежал по коже… А дальнейшее повествование комментировать просто невозможно, у меня не хватает на это душевных сил.

Марево сна цеплялось за бабу Надю ловкорукой обезьяной. Под мерный стук трамвайных колёс её голова начала неспешно клонится к груди. Череда сонных образов заскользила перед её разворошённой памятью. Один из образов вертлявой шавкой приплясывал вокруг старухи, все намереваясь ухватится за её грёзы зубами. (с) – нет слов…

В своём видении баба Надя шла по длинному коридору, покрытому мягкими ворсистыми дорожками, навстречу высокому белокурому офицеру, на чёрной, прекрасно сидящей форме которого, на рукаве, распластал крыла орёл, сжимавший когтями заключённую в круг свастику. Офицер, глядя на приближающуюся Надю, отворял на своём продолговатом лице широкую улыбку и протягивал к девушке руки. Баба Надя вздрогнула и прогнала дремоту. Липкое чувство вины, заскользило обратно в недра души, оставляя после себя только лёгкую прохладу позора. (с) – необычно, мне понравилось.

Удивлённый взгляд бабы Нади, толкнул в спину женщину, и та обернулась. (с) – отличная метафора!

Диалог бабы Нади и девушки-кондуктора читать лучше полностью, у вас неслыханный талант, Андрей!

– А совесть у вас есть, без денег в трамвай садиться? – никак не унималась кондуктор.
Баба Надя закивала в такт её словам, подтверждая наличие совести.
– Хорошо хоть совесть-то у вас есть, – в тоне девушки заслышались нотки применения. – Тогда ей и платите.
– Как это? – баба Надя ощутила как разум её начинает лихо отплясывать тарантеллу.
– Очень просто, – сказала девушка заурядным голосом. – Вон у вас в руке левой, что не совесть разве? Отдавайте половину, как раз за проезд хватит.
Баба Надя опустила свой узловатый стариковский взгляд, на левую ладонь и действительно обнаружила там нечто, похожее на свалявшуюся грязь. <…> Баба Надя всё ещё озадачено смотрела на свою ладонь, когда девушка в свой карман плаща ([положила/сунула/спрятала] – какое-то слово пропущено) её совесть, оторвала от пачки белый прямоугольник талона, положила его в свободную правую руку старухи и направилась к своему месту.
Баба Надя перевела взгляд с левой ладони на правую. Она так давно не видела трамвайных талонов, что ей показалось интересным рассмотреть выданный девушкой билет. Буквы были совсем мелкие, и бабе Нади пришлось поднести его в (самый) притык к дряблым стариковским глазам. На талоне была напечатано:
БИЛЕТ ДЛЯ ПРОЕЗДА НА ТРАМВАЕ В АД.
БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ПОЕЗДКИ В ОДНУ СТОРОНУ. (с)

Читаю дальше, напряжение нарастает все больше… Бабушка проситься выйти. Ее не пускают:

– Просишь, значит! Хочешь, чтоб отпустили тебя! Милочкой меня называешь! А когда я скребла по мокрым стенкам твоего брюха и просила, чтобы ни вырывала ты меня на свет божий, раньше времени! Просила, чтобы жизнь ты мне дала! Послушалась ты? Оставила меня? А? Отвечай! Зачем? Зачем душу ещё неродившуюся погубила? Зачем рукам потным и гадким позволила тельце моё вытащить да выбросить! А, мама! Зачем? Иль не узнала ты нерожденную дочь свою! (с) – такие неожиданные метаморфозы на протяжении всего повествования, я просто сижу в оцепенении, и думаю, откуда такие таланты на земле рождаются…

Андрей, композиция рассказа – виртуозна! (не говоря уже о слоге, образности, метафорах). Вы закончили его свадьбой бабы Нади с мальчиком, как и задумано вначале, но при этом протащили сюжет буквально сквозь чистилище. Я так потрясена, что не нахожу слов... Я прочитала не просто рассказ, я увидела творение, которое относят к шедеврам (пропущенные слова в тексте не умоляют его достоинства).

Мальчик неожиданно крепко обхватил бабу Надю за плечи и, притянув к себе, впился поцелуем в её поцарапанные старостью губы. Баба Надя ощутила на своём лице приятное тепло узких детских губ. (с) – насколько я понимаю, мальчик – образ смерти, которая пришла за бабой Надей. И недолгое ее пребывание в невестах – время, когда перед глазами проносится вся жизнь, и душа видит за что судима будет, а поцелуй символизирует состояние, при котором душа покидает тело и уходит в иной мир.

Низкий поклон за рассказ.
Почитательница вашего таланта,

Соня Никольская   03.07.2011 16:58     Заявить о нарушении
Дублирую комментарий, оставленный на Самиздате (на случай, если вам не вышлют пароль):
Андрей, ваш рассказ гениальный. И, как любое гениальное произведение искусства, не поддается объяснению, ибо с ним необходимо побыть наедине.
Композиция рассказа - виртуозна! (не говоря уже о слоге, образности, метафорах). Вы закончили его свадьбой бабы Нади с мальчиком, как и задумано вначале, но при этом протащили сюжет буквально сквозь чистилище. Насколько я понимаю, мальчик - образ смерти, которая пришла за бабой Надей. И недолгое ее пребывание в невестах - преддверие. Время, когда перед глазами проносится вся жизнь, и душа видит за что судима будет, а поцелуй мальчика символизирует состояние, при котором душа покидает тело и уходит в иной мир. Я так потрясена, что не нахожу слов... Я прочитала не просто рассказ, я увидела творение, которое относят к шедеврам.

Соня Никольская   07.01.2012 17:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

Отлично Вы живописуете.
Сейчас мало кто так пишет.
Понравилось.

Николай Шунькин   24.03.2010 10:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Невеста» (Шульгин Андрей)

Хорошие рассказы. Ничего лишнего. Интересно читаются и еще интереснее после прочтения.

Глеб Вдовин   21.05.2009 02:55     Заявить о нарушении