Рецензии на произведение «Расстрел»

Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Отлично написано!
Хороший вопрос: "...можно ли оставлять безнаказанными мародёров, насильников и убийц?"
Я думаю, многие последнее время задают себе этот вопрос в свете происходящего вокруг. Чем можно искупить такие действия? И как сделать, чтобы такого не происходило?
Желаю Вам творческих успехов, Лука!

Инга Аракелянц   31.01.2024 02:01     Заявить о нарушении
И снова спасибо, Инга, за тёплую и неравнодушную рецензию!
Вопрос, который поставили Вы, имеет для меня однозначный ответ: НЕТ!
Правда, в моей миниатюре скорее разбирается другой вопрос: можно ли испытывать чувство жалости к мародёрам и убийцам, если они "свои", а их жертвы - "чужие"?
Собственно, сам рассказ является попыткой ответа на этот вопрос. А мои рассуждения на эту тему Вы можете узнать из моих ответов на рецензии к рассказу.
С уважением

Лука Сатин   31.01.2024 14:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Прочитал два Ваших рассказа!
Такое впечатление, что Вы непосредственный
участник тех событий!
Понравилось! Очень!
С уважением
Леонид.

Леонид Мисюченко   27.11.2023 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за тёплые слова, Леонид! Рассказы эти мне очень дороги, потому что прототипом их героев был мой тесть - фронтовик, которого я очень уважал и любил, как второго отца. Это всего лишь дань моего уважения и благодарности ему и всему его поколению, которое вынесло на своих плечах все тяготы и ужасы той войны. Лёня - а это настоящее имя моего тестя, как и героя рассказов - был 1922 г. рождения. А из ребят 1922-23 г.г. рождения с войны вернулось не более 3%!...
С уважением

Лука Сатин   27.11.2023 22:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Умеете Вы заинтересовать читателя: кратко, объёмно и интригующе. Респект!

Ефим Шаулов   26.11.2023 16:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Ефим! Рад, что Вам понравилось.
С уважением

Лука Сатин   27.11.2023 01:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Мир вашему сердцу, Лука!
Честно прочитала все 44 отзыва и ваши ответы на них. Поняла вашу растерянность относительно расстрелянных ребят. Сама такая жалостливая.
Но с самого детства помню напутствие мамы - не дорого начало, а похвален конец. -
Они знали, что делали и сами пришли к такому концу, как это ни печально.
Слышала историю о расстреле детей амишей. Родители пришли на суд и сказали, что прощают убийцу. Суд принял их прощение, но сказал, что они должны наказать убийцу по закону.
Извините, что-то разговорилась. 🤗
С теплом. Милка

Милка Ньюман   09.10.2022 04:19     Заявить о нарушении
Понимаете Милка, мне этих КОНКРЕТНЫХ насильников и убийц не жалко! У меня щемящее чувство от НЕЛЕПОСТИ их гибели! Пройти всю мясорубку жесточайшей войны и так нелепо погибнуть!
С уважением

Лука Сатин   09.10.2022 21:32   Заявить о нарушении
К сожалению в жизни так много нелепостей 🤔

Милка Ньюман   09.10.2022 21:38   Заявить о нарушении
К счастью, трагические нелепости, ведущие к смерти, встречаются не так уж часто...Представьте себе человека, победившего тяжелейшую форму рака, и в скором времени умершего от отравления грибами!

Лука Сатин   09.10.2022 22:16   Заявить о нарушении
Читала историю одного ракового больного. Сказали, что жить ему осталось 3 месяца. Предложили какое-то неиспытанное лекарство. Он согласился. Всё продал и поехал в путешествие. Приехал через год. Здоровый, загорелый и счастливый. Встретился с врачом: тот его огорчил тем, что это лекарство ни на ком не сработало. Через 3 месяца он умер. Когда проверили его, он оказался здоровым.
Так что люди часто умирают от своих упаднических мыслей.

Милка Ньюман   09.10.2022 22:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Я не верю в эту историю.. Объясню почему..
Скотство насилия над женщиной (тем более над ребенком) не может не вызывать отвращения у солдата. Леха, если он нормальный человек, это отвращение почувствовал бы очень ярко и не было бы у него таких недоумений. Я читал неприлизанные мемуары ветеранов ВОВ, которые публиковал Артем Драбкин. Там описан подобный случай и реакция солдат была соответствующей..
Кроме этого, у меня за плечами почти полностью две чеченские компании. Там было много жестокости и зверств. Но есть некая грань, которую никто не переходил - сексуальное насилие. Если же такое, все таки случилось где-либо, нисколько не сомневаюсь, что расправа с насильником произошла бы мгновенно. Нормальный человек не может не испытывать брезгливости и отвращения пари таком отношении к женщине.
Все вышесказанное подталкивает меня к мыслям, что поведение Лехи неестественно. Либо он сам подонок, либо это надуманная и манипулятивная история..

Алекс Разумов   15.07.2022 00:46     Заявить о нарушении
Верить или не верить - это ваше право. Только сдаётся мне, что если бы речь шла не о русских солдатах-насильниках, вы бы без проблем в это поверили. Я не удивлюсь, если вы и чудовищные деяния в Буче будете отрицать, утверждая, что всё это сделали сами украинцы. Не так ли?
Теперь по существу.
1. Что касается Лёхи, это близкий мне человек, которого я очень хорошо знал. Кристальной и добрейшей души был человек. Так что, будьте так любезны, не надо за меня додумывать, как этот Лёха на что реагировал.
2. Вы, как литератор, наверняка читали "Хаджи Мурат" Л. Толстого. Если подзабыли, почитайте в этой ветке отрывок, приведённый уважаемым мной автором. Написанное Л. Толстым тоже будете ставить под сомнение?

Лука Сатин   15.07.2022 15:05   Заявить о нарушении
Я поделился мыслями по поводу прочитанного. Вы их поняли, как поняли.. Мы все здесь публикуемся, чтобы получить обратную связь от читателей. Спорить и доказывать что-либо не буду.
Приплетать сюда Украину, думаю не стоит..
С уважением..

Алекс Разумов   15.07.2022 17:16   Заявить о нарушении
Алекс, я не хотел вас задеть или обидеть. Но сомневаться в достоверности рассказа очевидца только на основании того, что в других солдатах должна была бы проснуться совесть, и они бы насилие над женщиной или ребёнком обязательно бы остановили, согласитесь, по меньшей мере, странно. Вы найдите информацию о том, сколько было изнасиловано немецких женщин в Восточной Пруссии, до того, как вышел приказ о суровом наказании за эти деяния. И вам многое станет ясно. Потому что это не единицы, и не тысячи, а многие десятки, если не сотни тысяч. Вы знаете, что немецкие женщины подкладывали себе в трусы, извините, свежее говно, но даже это часто не спасало их? Да что далеко ходить, жена бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля 12-летней девочкой была изнасилована и выброшена из окна 2-го этажа. Всю свою жизнь она страдала от психической травмы - у неё была светобоязнь.
И наконец, самое главное: я в своём рассказе не пытаюсь анализировать причины насилия советских солдат по отношению к немкам в условиях той жесточайшей войны, и не пытаюсь дать моральную оценку действиям расстрелянной четвёрки. Мой рассказ это попытка разобраться с чувством жалости к этим молодым ребятам, с растерянностью от ощущения нелепости их смерти в момент, когда война для них была практически позади...

Лука Сатин   15.07.2022 23:33   Заявить о нарушении
В комментариях нередко случаются недоразумения.. Мне кажется, что я верно понял вашу мысль и отреагировал именно на нее.. Случаи насилия во время ВОВ случались, но они были единичны.. Лживость западных свидетельств о зверствах советской армии имеют понятный политический тренд и не вызывают доверия..
Я же, как вы понимаете не теоретик. Обе чеченские я провел в грубой среде и в военной своей прозе пишу очень откровенные и нелицеприятные вещи. Но есть поступки неприемлемые с точки зрения любого бойца.
Вы написали, что я бы поверил в изнасилования с противоположной стороны. Нет не поверил бы. С той стороны, все работает точно так же. Только подонки и отморозки способны на насилие. В основном под наркотиками и алкоголем. Нормальные люди (которых абсолютное большинство), хотя бы из чувства самосохранения таких изуверов попытаются нейтрализовать..
Еще раз.. Я не ставлю под сомнения переживания вашего знакомого. Вы ставите очень интересные и сложные вопросы. Но в реализации этой темы, по моему мнению, что то пошло не так. Акценты смещаются с душевных терзаниях Лехи на общий, аморальном и противоестественный фон происходящего. Я ни на чем не настаиваю - просто поделился восприятием вашего текста..
С уважением..

Алекс Разумов   16.07.2022 00:34   Заявить о нарушении
Алекс, я вас услышал, спасибо.
Единственно, что мне непонятно: почему вы так настаиваете на единичности изнасилований во время ВОВ? Это как раз "естественно", что солдатики после стольких лет военной мясорубки, после писем от родных из тыла о зверствах немцев, после воздействия пропаганды (что фашисты -нелюди) в озверении насиловали всё, что движется! Вы думаете, тов. Сталин стал бы издавать приказ о смертной казни за мародёрства и изнасилования, если бы эти случаи были единичными?! В конце концов, почитайте книгу участника войны писателя Рабичева "Война всё спишет" - у вас волосы на голове дыбом встанут!
Я всё это пишу не для того, чтобы со сладострастным злорадством очернить действия советских солдат. Я за объективность. А ваше "единичные случаи" - это, извините, типичное "отбеливание". Причём, мне непонятны ваши мотивы. Вы же, судя по всему, неглупый, адекватный и вменяемый человек, а не какой-то безмозглый ура-патриот. Что постыдного в том, чтобы признать, да, были зверства против гражданского населения Германии, причём в массовых масштабах?! По-моему это намного честнее и продуктивнее, чем повторять как мантру слова о "исключительных единичных случаях". Вы согласны?
С уважением

Лука Сатин   16.07.2022 13:55   Заявить о нарушении
Нет, я несогласен.. Нет никакой естественности, которая превратит человека в насильника. Один раз превратившись в подонка - человек им и останется. Во всяком случае, это не пройдет бесследно. Если вы сегодня, верите, что наши солдаты массово насиловали немок, то в вашей картине мира, любое собрание ветеранов ВОВ превращается в сборище упырей. Среди этих упырей есть лишь две категории. Это те кто насиловал и те, кто это видел и молча соглашался с происходящим. Я вспоминаю своего деда, ветерана ВОВ.. Я вспоминаю встречи с ветеранами ВОВ в свои школьные годы.. Лицемерные писаки могут что угодно выдумывать про наших предков, но я не настолько глуп, чтобы не верить своим глазам, а верить этим бесчестным людям.
Кроме этого, еще раз повторяю - я долго был на настоящей войне. Никакие зверства противника не могут из человека сделать сексуального насильника. Я помню горечь, которую испытал летом 95-го. Мы были далеко в горах Шатойского района, когда Басаев захватил роддом в Буденовске. Никто из разозленных бойцов не побежал насиловать чеченок.. Вообще, в Чечне мне не приходилось сталкиваться со случаями сексуального насилия над женщинами..
Я не собираюсь вас переубеждать. Мне очень сложно представить, какими глазами вы смотрите на наших ветеранов ВОВ. Жить в этой картине мира, наверное, нелегко. Думаю, это не ваш выбор, не ваша вина, или же, не ваша, если угодно, заслуга. Мы живем в мире жестоких манипуляций и напряженнейшего информационного давления. Те кто формирую информационную повестку, те и имеют определенное общественное мнение. Ни один человек не может сопротивляться информационному давлению. Отчасти, можно сказать, что у всех людей в какой то степени промыты мозги. Мы в разных информационных потоках и поэтому иначе смотрим на все происходящее. Но у меня, кроме пропаганды СМИ, есть еще личный опыт военных действий и память об общении с ветеранами ВОВ. Поэтому, я не просто не верю в то, что защитники нашей родины - это какие то подонки и упыри, я знаю, что это не так..

Алекс Разумов   16.07.2022 19:05   Заявить о нарушении
"Мне очень сложно представить, какими глазами вы смотрите на наших ветеранов ВОВ."
Алекс, это по меньшей мере очень странный и психологически НИЧЕМ не оправданный аргумент! Почему я из-за нескольких десятков или даже сотен тысяч упырей -
насильников должен плохо относиться к МИЛЛИОНАМ ветеранов?!
Кроме того, ваша аргументация сводится к вашему, подчёркиваю, ЛИЧНОМУ, а значит для нашей темы косвенному опыту совсем другой войны, а моя - к опыту очевидцев и прямых участников ВОВ. Как вы думаете, какая аргументация для меня весомее? Ваш аргумент по поводу разнузданных СМИ тоже не "катит", поскольку я родился почти сразу после ВОВ и начал интересоваться этим вопросом очень давно, когда эти самые СМИ были ещё совсем не такими разнузданными. Так что моё мнение сформировалось ТОЛЬКО под влиянием устных рассказов знакомых ветеранов, или под влиянием прочитанного. Кстати, о прочитанном: я так понимаю, что все мои отсылки к соответствующей литературе прошли мимо вас. Из чего я делаю вывод, что вы просто НЕ ХОТИТЕ менять сложившееся у вас мнение. Что ж, это ваше право.
Но для меня дискуссия с вами на эту тему исчерпала себя. С результатом: вы остались при своём, я - при своём.
Желаю вам всяческих успехов

Лука Сатин   16.07.2022 22:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Навеяло своё.
Прадед моей жены погиб в апреле сорок пятого. А прабабушка, ждавшая его всю войну, так до конца жизни и не вышла замуж.

Сергей Соломонов   11.07.2022 21:41     Заявить о нарушении
"Ах, война, что ж ты сделала, подлая?!" (Б. Окуджава)
Сергей, я из послевоенного поколения, и не было в моём детстве более прочувствованной фразы, чем "лишь бы не было войны!"
За рецензию спасибо.
С уважением

Лука Сатин   11.07.2022 22:05   Заявить о нарушении
Я тоже из послевоенного.
Родился через 17 лет после Победы.
Сюжет рассказа, конечно, очень грустный.

Сергей Соломонов   11.07.2022 22:09   Заявить о нарушении
Ну, я намного ближе к "после"...

Лука Сатин   11.07.2022 22:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

А как тяжело было стрелять!

Юрий Игнатюгин   11.06.2022 23:49     Заявить о нарушении
А это могло бы стать темой отдельного рассказа.
Но думаю, что после прохождение через пот и кровь этой военной мясорубки, стрелять было не тяжело. Если конечно, солдаты из расстрельной команды не были друзьями с расстрелянными...

Лука Сатин   12.06.2022 00:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Лука, была вне дома, поэтому читала Вас под неизвестным.

Пишете мастерски, очень зримо. Рассказ об инвалиде и женщине с грядки даже не написан - нарисован такими точными емкими штрихами - готовый видеоролик.

Что касается этого рассказа ( уверена, что он не придуман, что это документальный факт) - не было мне жалко этих солдат. К ним даже не подходит слово "солдат". Это насильники, убийцы и садисты. Сначала поглумиться над ребенком, потом убить ее и ее отца. И нет никакой разницы, что шла война, а эти двое относились к национальности неприятеля. Они были людьми и они были беззащитны.

Солдаты же могли пойти на подобное преступление уже в своих краях. Если сумели перейти черту, отделяющую человека от зверя.

Вспомнила бондаревский "Берег", как главный герой спас девочку и ее брата. "Они же немцы!" И это - причина убивать и насиловать?

Хорошо написано, вдумчиво, читатель сам делает выводы и оценки.

Ваша Лена   06.06.2022 15:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лена. Очень рад продолжению нашего диалога. Так приятно встретить адекватного и умного собеседника. В подобных случаях я всегда повторяю цитату из "Книги джунглей": "Мы с тобой одной крови!"
Огромное спасибо за внимательное и доброжелательное прочтение моих литературных попыток и за их высокие оценки.
Теперь конкретно о "Расстреле". Действительно, сей факт имел место, о нём поведал мне мой любимый, ныне покойный тесть. Интересно, что его рассказ не был окрашен никакими эмоциями или оценками действий четвёрки насильников. Но это в общем понятно: тесть прошёл всю войну, причём в пехоте, видел и не такое! Что касается меня...Ваша и моя оценки происшедшего не отличаются принципиально. Но..."дьявол кроится в деталях". Конечно, эти насильники и убийцы заслужили смерти. Но не покидало меня какое-то странное беспокойное чувство...Нет, не жалость, а какое-то смутное ощущение НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ происходящего. Несправедливости не в бытовом смысле этого слова, а в смысле какой-то чудовищной нелогичности СУДЬБЫ этих расстрелянных НАШИХ солдат. Война для них ведь практически закончилась, они прошли сквозь пот и кровь 4-х лет пехоты, и избежав смерти от пули, осколка или штыка, погибли такой позорной смертью! Вот у меня и возникло чувство жалости, но не по отношению непосредственно к этой четвёрке, а к не укладывающейся в голове нелогичности концовки их БЫТИЯ. И здесь я возвращаюсь к Вашему исходному посылу: в отношении этих насильников и убийц нет места жалости! Повторяю, согласен абсолютно! Но...как я попытался объяснить выше, оно есть. И мне никуда от этого не деться. Поэтому и написан этот рассказ...
Всегда рад Вам на своей странице.
С уважением

Лука Сатин   06.06.2022 20:17   Заявить о нарушении
Лука, очень понятны Ваши чувства. Великая несправедливость есть. Но и великая справедливость судьбы, что она воздала должное подонкам хотя бы в конце войны и, возможно, уберегла этим не одну человеческую (женскую, девичью, детскую) жизнь.

Ваша Лена   07.06.2022 10:22   Заявить о нарушении
Да, Лена, по большому счёту так и есть...
Спасибо.

Лука Сатин   07.06.2022 13:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Расстрел» (Лука Сатин)

Расстрелять, проще всего. Сейчас психологов развелось, всё объяснят.Ну да, и парни мужики молодые, много лет женщин встречали чаще ВПЖ, чужих и недоступных. Девушка в 13 лет могла выглядеть на 18, отца в состоянии аффекта убили. Изнасилование страшная штука, но сколько женщин на земле, просто о таких вещах предпочитают никому, даже близким людям не рассказывать. Мужиков не оправдываю, но они пока гнали немцев обратно, насмотрелись и на смерти и на изнасилования. Ассоциацию, тоже со счетов сбрасывать нельзя. Минутная слабость. Что же они пока до Австрии шли, насиловали детей и их отцов убивали? Вчера показывали трёх пацанов ВСУ, офицер подошёл и убил солдата неправильно выкопавшего окоп. Мальчишки, молодые, испугались,пытались высшему командованию доложить. Три дня в посёлке скрывались, и перешли на русскую сторону. Плен закончится, домой вернутся, и четверо ребят, отсидели бы своё и вернулись к ждущим всю войну мамам. Так много написала, ну жалко мне оступившихся молодых парней, и их родных.

Лариса Гулимова   29.05.2022 10:19     Заявить о нарушении
Вот и мне ребят жалко. А не должно бы. Потому что девочку то они не только изнасиловали, но и убили. Так что попытки оправдания не катят. Просто они НАШИ! Но так можно дойти до оправдания самых чудовищных злодеяний. Вот смотрите, Лариса. Представьте себе, что четыре немецких солдата изнасиловали и убили бы 13-летнюю русскую девочку и убили бы заступившегося за неё отца. Стали бы Вы искать для этих насильников и убийц оправдания типа: изголодались по женскому телу, девочка могла выглядеть на 18, отца в состоянии аффекта и т.п.? Уверен, что не стали бы Вы этих НЕМЕЦКИХ солдат оправдывать и одобрили бы их казнь.
Вот и я в своём рассказе попытался разобраться с противоречивым чувством жалости и "несправедливости" по отношению к молодым НАШИМ ребятам, при том, что никуда не деться от того, что они насильники у убийцы!

Лука Сатин   29.05.2022 14:36   Заявить о нарушении
Мне жаль всех.Как говорит один мой знакомый, всегда были войны, и нельзя жалеть всех погибших на земле.И голодающих. Всё равно жаль. И немцев тоже.

Лариса Гулимова   30.05.2022 05:23   Заявить о нарушении