Рецензии на произведение «Могут и митрополит»

Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Уважаемый Сергей! Как-то необычно читать историческо-философский трактат в стихотворной форме.
По мне, так привычнее в виде прозаического произведения.
Не всё понятно, возможно у меня соответствующих знаний не хватает. Но прочитал с интересом не только сам текст, но и комменты к нему.
С уважением.

Ян Кауфман   21.05.2015 21:11     Заявить о нарушении
Кому знаний не хватает, а кому и совести. Можно забыть, что был князь Ярослав Мудрый, при котором Иларион стал митрополитом. Но это можно тому, кто на эти темы не пишет. Не говорю уж о клевете на историка Соловьёва (не путать с телевизионщиком, которого едва ли оклевещешь).

Михаил Струнников   13.07.2019 09:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Признаюсь, читал на одном дыхании, но с каким-то страхом: вдруг произойдет неожиданный поворот, который разрушит радость первого впечатления. И только дочитав до конца - вздохнул с некоторым облегчением... А почему пробегал неприятный холодок по спине? Встречал "русских патриотов",отрицающих все и вся в нашей истории и с особой неприязнью отзывающихся о христианстве. Мол, не нужен нам, русским, еврейский Бог... Вот до крещения Руси - славное было время... И у этой идеологии проглядываются длинные заокеанские уши. И еще, Сергей. В уста митрополита Вы вложили непонятные и даже настораживающие слова: А изнутри сей черный маскарад собой разрушу.
Поверь, Могут, я клятвы не нарушу
И доведу свой подвиг до конца.
Я не забыл, я помню своего отца
И помню мать, Бог упокой их душу.
Но также ясно понимаю я,
Что лбом я стену не разрушу,
Что надвигается на нас
Не только и не столько лишь с мечом в руках,
Но и с крестом.
Их цель – не русские тела,
А цель страшнее по коварству – души.
Взяв силу, мощь в словах Христа.
Присущая им мудрость, простота
Понятна каждому.
И этой мудрой простотой и бьют они не в бровь, а в глаз,
Стремясь скорей создать из нас
Рабов без воли и ума.
Поэтому и строятся дома
Для этих целей, чтоб сильней вязать.
Чтоб мы не успевали взор свой обращать
На светлое, живое.
Именно в этом отрывке буквально каждая строка требует разъяснений: а что имел автор ввиду? Что за стена с мечом и крестом надвигается на нас? Со страшной, коварной целью покорить души и сделать нас рабами без воли и ума. Да еще дома какие-то непонятные строятся для этой цели... Крестоносцев в то время или еще не было или до нас не доходили. А кто еще может с крестом? Ведь не половцы или сарматы. А может это коварная церковь, которую митрополит же и возглавляет? Тогда точно Штирлиц получается... И в его суждениях как-то проскальзывает, (ну мне так показалось), что вера, Отец, Сын и Дух Святой - это хорошо или хорошо, пока работает на русское самосознание и поможет нам, русским, одолеть всех врагов и создать здесь, на земле рай. И "в ими же ПРИДУМАННОЕ царство стали верить люди". Некорректная фраза, потому что из текста "ими же" - это про Отца и Сына и Святаго Духа... Бог не придумывает. Повелевает и создается. Хотелось бы точности, определенности в авторских определениях, суждениях и оценках. Принимаю и поддерживаю нормальную, без истерики, патриотическую русскую направленность Вашей, Сергей, работы. Боюсь только, что если раздать ее в школы или разнести по всем почтовым ящикам, как разносят сейчас рекламки, большинство детей и взрослых - со скукой просмотрят и забудут. Потому что время упущено. Нами занимались профессионально и с успехом, потому и кричат все "Виват, Америка!". Будь добр, поработай над текстом, расставь "точки над I". Конечно, не так все плохо в нашей России,и наверняка есть еще люди, на которых у Бога надежда... Желаю успеха. С уважением,

Геннадий Обрезков   29.07.2010 04:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Геннадий, здравствуйте,
Вы правильно отметили эти строчки:
«…Но также ясно понимаю я,
Что лбом я стену не разрушу…
…Их цель – не русские тела,
А цель страшнее по коварству – души…»
Они и у меня вызвали не только чувство какой-то неопределенной опасности, но и тревогу жгучую. Тем более, что похожие смыслы, как мне показалось, и у других авторов встречаются.
Поэтому Ваша заключительная мысль:
«Конечно, не так все плохо в нашей России, и наверняка есть еще люди, на которых у Бога надежда...» - звучит как взаимная надежда, а значит – тоже сила!
Спасибо Вам.
С уважением,

Татьяна Аверьянова   29.07.2010 10:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за Вашу реплику. Раз мы оба,(а может и еще кто-нибудь), заметили некоторую двусмыслицу в возможных толкованиях отдельных, но весьма важных строк в целом прекрасно написанного повествования, то было бы очень даже неплохо, если бы Сергей высказался более определенно и рассеял наши сомнения. С уважением,

Геннадий Обрезков   29.07.2010 11:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте Геннадий и Татьяна.
Не могу не засвидетельствовать Вам своего почтения.
Очень рада, что заметили это произведение. Мне до боли обидно, что такие Вещи лежат на сайте незамеченными.
Спасибо!
С уважением, Юлия

Юлия Ёлка 1   30.07.2010 14:41   Заявить о нарушении
Уважаемая Юлия, спасибо. Вечером постараюсь ответить -
резкая смена погоды мешает :))
Когда долгое время было +35 - это очень плохо. Но видно недостаточно.
Сейчас + 25 - стало еще хуже...
С уважением,
Татьяна

Татьяна Аверьянова   30.07.2010 16:22   Заявить о нарушении
Уважаемые Геннадий и Татьяна. Благодарю, что нашли время не только прочесть эту работу, но и высказаться по поводу её содержания. Если есть вопросы, значит не все так плохо. Для того чтобы дать исчерпывающее разъяснение по "буквально каждой строке" мне будет необходимо пересказать не только историю России Карамзина Соловьева, но всемирную историю, историю религии. В своих суждениях Вы отталкиваетесь от программы по истории средней и высшей школы. И это не удивительно. Я тоже свято верил в правдивость и компетентность специалистов в вышеуказанных учебных заведениях, но Вы забыли, что история - это прежде всего мощный инструмент идеологии. Идеологии партий любых "цветов" и лозунгов.
Но все же давайте по-порядку. В древнейшей истории России нет ни единого упоминания о том что за народ на самом деле жил на этой богатейшей земле, и жил в согласии настолько, что мог противостоять любой военной машине того времени. Скифы, сарматы, Геродот, "Повесть временных лет"...неужели в сии сказки можно верить?Официальная историческая наука вполне конкретно заявляет, что документов старше 13 века по истории России не существует. Задайте себе вопрос "Почему"? Почему Вас и меня пичкали знаниями о фараонах, римских диктаторах,всевозможных войнах и "выдающихся" полководцах, а территория от Черного до Белого моря - огромное "белое пятно" на фоне стремительно "развивающегося" и воюющего мира. Вы думаете римляне были такими дураками, что захватив весь цивилизованный мир от Средиземного моря до Атлантического и Северного ледовитого океана могли пропустить такой лакомый кусок как Россия?
Далее. Прочтите Новый Завет Матф.10:5;6 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не ходите; А идите к погибшим овцам дома Израилева. Какого тогда рожна эти двенадцать оказались и в Индии, и в Греции, и в Риме, и в Росии...., но только не доме Израилевом где они по наставлению Христа должны "Остерегаться тамошних людей : ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас"Матф. 10:16,17,19,20.
С.М.Соловьев Т.3 стр.251 " Языческое общество не вдруг и не сразу уступило новой власти свои права, оно боролось с нею, и боролось долго; долго требования христианства имели силу только в верхних слоях общества и с трудом проникали вниз, в массу. Язычник - русский не имел не имя ни храма, ни жрецов, без сопротивления допустил строиться новым для него храмам..."
Я не агитирую Вас за "советскую власть" и не говорю, что христианин плох, а язычник хорош. Я предлагаю читателю самому поразмыслить и дать всему оценку. Немаловажным является и тот факт, что Папа Римский попросил прощения за зверства Святой Инквизиции, а то, что на Руси до 16 века пылали костры на которых "святые отцы" сжигали инакомыслящих с таким размахом, что Инквизиция по сравнению с ним детские шалости. И что? Чего молчишь митрополит Всея Руси? А ведь горели на них наши с вами матери и отцы. Или и это прикажете мне забыть?
Если же вас не удовлетворил сей мой краткий ответ прочтите на моей страничке "В начале было слово..", а также рекомендую почесть труды настоящих, на мой взгляд, русских святых отцов :А.Мень, П.Флоренский, физиолог Ухтомский,а также историка С.М.Соловьева.
Спасибо Вам. Не верьте изрядным речам.Не верьте, если хотите и моим. Читайте между строк и историю и современную политику. Думайте, ищите свои ответы... Я никого не сужу, никого не оправдываю. Я уважаю веру любого человека, какой бы она ни была. Пусть каждый верит во что хочет. Я верю в наш народ, верю в Россию, верю в Бога, который не заставляет отцов убивать своих сыновей в доказательство своей любви и преданности ему, верю в Любовь...
С уважением, Сергей.

Сергей Шеховцов   30.07.2010 20:46   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за разъяснения. Все-таки сердце не подвело... Наши с тобой позиции сходятся пожалуй в одном - в любви к своей Родине, к ее истории и, конечно, к ее многострадальному народу. А в чем расходятся? Во первых: до принятия христианства языческие племена русичей жили просто и незатейливо, по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись. Дрались, мирились, ссорились, обнимались. А когда общие враги приближались - объединялись, давали отпор. И опять дрались-мирились... Городов было мало, культуры никакой, ни театров, ни амфитеатров, ни поэзии, ни прозы.ру... И так год за годом, век за веком... Скучно. Даже в мировой истории места не нашлось. Римляне не дураки были - цивилизованных не только легче завоевать. Там было, что взять. И удержать в повиновении - нет проблем. А варвары - они и есть варвары, по цивилизованному не понимают. Да и где столько воинов взять, чтобы такую территорию удержать. И главное, зачем? Ради огурцов соленых и капусты квашеной? Во вторых, Сергей, уточняю: в дохристианской Руси различным богам приносились человеческие жертвы, отцы - сыновей, матери - дочерей... Однажды в Киеве смелому воину, христианину, Феодору варягу, принесли новость - жребий пал на сына его, Иоанна быть жертвой для умилостивления богов. Возмутился Феодор, так его вместе с сыном в его же доме и сожгли. Но народ языческий смутился и князь великий задумался - что-то не то в нашей вере... Так что христианство пришло на Русь как раз вовремя, когда "верхи не могли, а низы не хотели", и насаждалось оно не огнем и мечом, а убеждением, и потому народ "без сопротивления допустил строиться новым для него храмам...". Даже князья, одни и без оружия шли к людям, убеждая их в преимуществах новой веры... Кстати, Бог не повелел, а предложил Авраму принести в жертву сына, и убедившись в высочайшем доверии Аврама к Божьей мудрости и к Божьему решению, отвел руку отца, указав на другую жертву. В третьих: на начальном этапе Своего благовествования, Господь, по очень веской причине, посылал апостолов на проповедь именно к соплеменникам. Но когда последние, в своей массе, отвергли новое учение Он сказал, что многие придут с востока и запада, с севера и с юга и возлягут рядом с Авраамом... в Царствии Божием. И потому последние наставления звучат куда масштабнее: "Дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идете, научите ВСЕ народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" /Мф.28;18-20/ И еще: "и сказал им: идите по ВСЕМУ миру и проповедуйте Евангелие ВСЕЙ твари..." /Мк.16;15/. В четвертых: у Римских Пап было немало поводов просить у народов прощения. И еще не за все выпрошено... Православие на Руси, в целом принятое всеми слоями общества добровольно, начало объединять разрозненные племена русичей в единый народ,пусть даже еще не объединенный в едином государстве. Потому что было очевидно, что перед растущей внешней угрозой всем по отдельности не устоять. Но процесс объединения шел трудно, преодолевая болезненные амбиции недавно вышедших из язычества князей. И чтобы вразумить упрямцев Господь попустил на нас Чингиз Хана, и только через 150 лет стало доходить, что лучше держаться всем вместе и под одной головой. Демократия с ее инакомыслием, как фактор, разрушающий государственность народа, его самобытность, историю, культуру, традиции, обороноспособность и веру, наконец, здравомыслящими руководителями не поощрялась, и народом это одобрялось. И если и было сожжение на кострах таких "накомыслящих" как ведьм или главарей т.н. "ереси жидовствующих" в начале 16 века, так это чтобы землю не сквернить телами казненных. Надо просто понять, какое время было. Сейчас другое. Тем, кто души людей калечит - лучшее время на ТВ. Сергей, я далек был от мысли тебя поучать, прости, что многословен. Мне кажется, ты находишься в такой беде, о которой когда-то сказал в своем "3 слове" свт.Григорий Богослов: "что сказать о тех людях, которые по невежеству... с жадностью кидаются на всякое учение и попирают прекрасные бисеры истин? А потом... нагруженные и подавленные учениями всякого рода начинают осмеивать и презирать самую веру нашу, как нечто не твердое и не имеющее в себе ничего здравого, делая невежественное заключение... Посему-то легче вновь напечатлевать истину в душе. которая подобна еще не исписанному воску, нежели по старым письменам. То есть после принятых худых правил и догматов начертывать слово благочестия... Лучше писать на душе. которую еще не избороздило негодное учение..." Конечно и в Церкви, кознями врагов видимых и не видимых, случались негативные моменты, но с Божией помощью она всегда самоочищалась. И нет другой силы на свете, чтобы оживить Россию и ее народ, кроме Христа, за всех нас распятого, и Его Церкви. Желаю тебе поскорей это понять. С уважением,

Геннадий Обрезков   31.07.2010 05:26   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!

На мой взгляд, поэма затянута. Это сложная, философская, многоплановая требующая терпения и работы ума вещь. И нельзя такой текст "растекать по древу".
Извините за прямоту, но, на мой взгляд, если даже дать её на изучение слушателям семинарии, людям более подготовленным, чем простой мирянин, и то заскучают.
Я думаю, что если сократить поэму на одну треть, она от этого только выиграет.
На вопрос, какой рассказ у меня лучший, трудно ответить. Все дети одинаково дороги отцу, а которые слабее, тех и "жальчее".
"Роза" - один из сильных, конечно. Но "Сенокос" и "Песенная няня", на мой авторский взгляд, написаны крепче.

С уважением,
В. Э,

Владимир Эйснер   31.05.2011 12:34   Заявить о нарушении
Спасибо за конструктивную критику и замечания.Постараюсь извлечь полезное для себя.
С уважением.

Сергей Шеховцов   31.05.2011 13:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Прекрасно, превосходно!
Оценки 'понравилось' явно недостаточно.
Спасибо Вам!
С уважением,

Марк Игоревич   28.07.2010 11:45     Заявить о нарушении
Марк, я рада, что Вы прочли. Эта жемчужина лежит тут почти никем незамеченной.
Благодарна от души Неизвестному, выставившему её на "главную".

Прочтите "Кто если не ты?", если будет время - не разочаруетесь.
С уважением, Юлия.

Юлия Ёлка 1   30.07.2010 14:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия, рад снова видеть Вас и читать. Я подумаю, что сделать, чтобы текст увидело больше людей.
Размещу ссылку где-нибудь у себя на странице. Надо подумать.

Марк Игоревич   30.07.2010 16:47   Заявить о нарушении
Спасибо за столь высокую оценку.По мере сил служу Отечеству. Не сочтите сие за высокопарные слова. Это действительно так.
С уважением.

Сергей Шеховцов   30.07.2010 20:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Дорогой, Сергей!

Прекрасное произведение, не устаю его перечитывать!
Исключительная вещь по своей искренности, силе и ненаносному патриотизму!
Да, и еще раз, Да!!!
"Спасти сегодня от оков, способных мыслить – значит Родину спасти."!

С благодарностью, Ваша Юлия

Юлия Ёлка 1   19.05.2010 09:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Глубокоуважаемый Сергей Шеховцов,

я прочитала Вашу работу не один раз. Не два и не три… И слово «понравилось» (как Вы надеялись) здесь не уместно. Впечатление мое приблизительно можно выразить словами: потрясение и ошеломление. Я онемела. И долго не могла для себя определить, с чего начать. Видно, мне мешала ответственность, может быть.
И сейчас больше всего боюсь, как бы не навредить (хоть это и невозможно!) своим лепетом Вашей работе.

И вот, что я могу сказать.
Вопрос – все ли ладно в России – заботит народ. И то – хорошо.

И на Прозе многие авторы в своих произведениях анализируют, вскрывают, обличают проблемы современной России, от житейских до судьбоносных.
Объединим все проблемы и получим: быть или не быть России. Шли-шли «к светлому будущему», и пришли. На краю стоим. И назад вроде незачем, и вперед – разве что на крыльях.

У каждого автора свое отношение и своя мера ответственности за происходящие у нас в стране перемены, свое видение Жизни и Мира. Многие проводят сравнительные параллели, смысл которых сводится к словам: «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской». Но это не спасет страну. Увы! Нужны деяния, соответствующие сильной воле и духу непреклонному.

Но! Далеко не многим авторам удается СЛОВОМ воскрешать ОБРАЗЫ событий, героев, мыслей, чувств, веры, истины.

А Вашу работу среди этих немногих я выделяю особо.
Она очень своевременная. Поражает не только силой воздействия образов.
От начала и до конца присутствует животрепещущий вопрос:
Скажите, Люди Русские, в чем Любовь ваша к Родине своей?!!
Яркий былинный слог раздумий усиливает впечатление.

Отсылая читателей к историческому факту принятия христианства, крещения Руси, как к узловому, переломному моменту истории, Вам удалось не оставить нас там, среди трех героев, в речах каждого из которых своя правда, и они готовы отдать за нее жизнь. А пригласить и подвести к моменту истины сегодняшнего дня, когда ты чувствуешь, свою сопричастность, свою ответственность за судьбу России.

Таким образом, выносим за скобки все главное из исторического прошлого – силу русского духа, своеобразие русской души, ответственность за честь народа, идеалы и традиции предков – так необходимые нам сейчас для объединения и созидания, спустя тысячу лет, в нашем сложном настоящем ключевом моменте.

Если бы от меня зависело, я бы эту Вашу работу отправила
с (медицинским) грифом «Cito citissime»:
1 – во все школы России;
2 – настоятелям всех храмов России;
3 – главам всех администраций, от местного уровня - до главы государства;
4 - и, наконец, «власть имущим», только с другим грифом – «Опомнитесь!»

С огромной благодарностью и уважением,
Татьяна Аверьянова

P.S. Помните, в фильме «Начало» молодая актриса Паша Строганова (в блестящем исполнении Инны Чуриковой), играюшая Жанну д’Арк, ну, никак не могла найти нужную «тональность» в одном ключевом эпизоде. Руки ей мешали. И тогда режиссер принес пилу и крикнул свирепо ей «Давай руки!» - «Зачем?» - «Отпилим!». Она так испугалась, что сразу «вошла в роль».
Это просто – к моему состоянию после прочтения Вашего произведения.
Простите, если что-то не так поняла.
Т.А.

Татьяна Аверьянова   20.04.2011 13:01     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна.
Благодарю Вас за рецензию. Такие слова в свой адрес мечтает получить каждый автор. Я безмерно рад, что я смог сделать что-то для нашей Родины, если зажглась одна пара глаз. Значит все было не зря. P.S.На страничке есть "Кто если не ты". Это попытка поднять" глыбу" по-серьезней. Цель была превзойти "Могута". Но сил, наверное, не хватило. Текст можно рассматривать как черновик. Редактирую, но получается не так быстро, как хочется.
Еще раз спасибо, Таня.


Сергей Шеховцов   18.05.2010 21:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Сергей, потрясена Вашим трудом! И как ко времени эта тема. Опять пошло активное наступление на русское мировоззрение. Хотя, конечно, оно не прекращалось никогда, тихой сапой и в 15-17м и в 19-20м веках, путая правду с ложью, идет наступление на русскую духовность. И мы уже, кажется, забыли об ее истоках. Слава Богу, что забыли не все, чем и восхищает Ваше творение. Я тоже, в меру сил, касаюсь этой темы: http://www.proza.ru/2009/12/19/922 Продолжайте будить Вашим творчеством спящих и заблудших. С уважением,

Наталья Благушина   22.02.2010 18:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, что нашли время, прочли и написали мне, столь приятные, слова. По мере сил я стараюсь сделать хоть что-нибудь для нашей прекрасной страны. И если Вы нашли, что это мне немного удалось, то я этому несказанно рад. Я человек и, как любому другому, хочется читать строки, подобные Вашим.

Сергей Шеховцов   23.02.2010 12:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

Уф. Прочитала. Тут есть над чем задуматься. Мне нравиться!!
С уважением.ю

Лилия Грозз   22.02.2009 19:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

"Спасти сегодня от оков, способных мыслей- значит Родину спасти..."Замечательно! Прочитала с большим интересом. Спасибо!С уважением,

Галина Михалева   12.07.2008 01:35     Заявить о нарушении
Приятно,что Вам понравилось.
Рад знакомству.
С уважением, Сергей.

Сергей Шеховцов   12.07.2008 10:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могут и митрополит» (Сергей Шеховцов)

"...И коль проснулся ты, то, значит будет жить и Русь...". Здорово сказано и хорошо написано... Еще больший респект, за форму - белый стих. Молодец, мне понравилось!

Алексей Монахов   01.06.2008 19:44     Заявить о нарушении
Благодарю.Без прошлого нет будущего.Удивительно то, что эта тема возникла предо мной ровно через тысячелетье от описанных в летописи событий.
Ещё раз благодарю,Алексей.

Сергей Шеховцов   03.06.2008 00:01   Заявить о нарушении