Рецензии на произведение «Бакунин и Антонина»

Рецензия на «Бакунин и Антонина» (Шаман Яхром)

Заезжал на новогодние студенческие каникулы в ТГУ из Акалемгородка к друзьям в 1972 году - Томск, несмотря на сибирские морозы и ледяные снега, -понравился! Спасибо за описание замечательное жизни Мишеля в Томске - живой он у вас!
Сапог в руке Бакунина - рассказы, 13.01.2007 16:55

Концовка рассказа хороша -...«Я жив, я здоров, я крепок, я женюсь, я вас люблю и помню и вам, равно как и себе, остаюсь неизменно верен».
У меня несколько другая в ПослесловииПослесловие - рассказы, 04.03.2008 01:53: "...В старости, выплевывая последние зубы, Бакунин смеялся над своей судьбой. «Смерть? - восклицал Мишель. - Она мне улыбается!».

Каринберг Всеволод Карлович   09.11.2012 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Всеволод. Ваша концовка великолепна, взаимная улыбка Бакунина и смерти на века. Трудно в словах дать образ человека, получившего на Земле вечную прописку. Подобное познаётся подобным, а бесподобное - бесподобным. Всю жизнь я пытался в поэтическом своём творчестве воскресить Михаила Александровича, но тщетно. В стихах "Воскресенская гора", он лишь мелькнул. Это всё, что я успел схватить словом. Но в "Речениях чулымского шамана Яхрома" дан образ истинного, природного анархиста, каковым и себя хотел бы видеть. Он живёт на максимальном удалении от государства, чистосердечно, совестливо. Бакунин со мною и во мне с юношеских лет. С другом моим Анатолием Борисовичем Перервенко мы назначали встречи на улице Бакунина в родном моём Томске, в самом начале Воскресенской горы, на Обрубе. Там мы бродили по булыжнику середины позапрошлого века,читали стихи, прочувственно размышляли, философствовали. И с нами рядом шёл Михаил Бакунин. Как-то мы вычислили место, с которого он, смоля пахитоски, разглядел Антонину, выходящую из костёла и, резко оттолкнувшсь от мостовой, последвал тихонько за девушкой до Лагерного сада, где на скосе к реке Томи был ее родительский домишко. Я вынул из земли булыжник, на которой ступила нога Бакунина, и вот уже четыре десятка лет не расстаюсь с ним. Он и сейчас на подоконнике, темный, с щербинами времени. Михаил Бакунин вразумил нас, что любое госудаство - зло, причем, абсолютное. А посему нет и не может быть особой разницы в форме власти: правители, чиновники, суды, тюрьмы и прочее, и прочее. В античную эпоху перепробовали всё и всё отвергли. Исторически государства появляются тогда, когда в людях исчезает совесть и нравственные регуляторы не в силах сдерживать вражды и разбоя. Бакунин в безвластии видел возрождение внутренней человеческой совестливости. Его ученик Петр Кропоткин построил целое учение о нравственном мире, под которым он и понимал материнское начало, анархию.
Мне представляется, что нравственная чистота самого Бакунина была на такой высоте, что нам и не снилось. О его пребывании в японских борделях я не знал, но если это и так, то он был в них, как в суде или тюрьме, то есть как в порождении государства, сущность которого распознал до потрохов. В юности Бакунин был не просто религиозен, судя по его письмам, он являлся чуть ли не православным мыслителем. Его поразил исторический факт: когда в лице Римской империи государство достигло своего апогея, явился Христос, рассеялись по империи общины ранних христиан, организующих нравственную жизнь тайно от государственных властных структур. Подальше от государства! Святые уходят в скиты и возвращаются молитвами и иконами, указывая людям путь к свободе. Церковь, срощенную с государством, он, действительно, не принимал и на дух... Всеволод, я бы не стал нанизывать слова, если бы не почувствовал вашей энергии и искренней любви к Михаилу Александровичу. Желаю вам успеха и завершаю советом Бакунина: "Не резеньироваться!" С уважением, Виктор Петров.

Шаман Яхром   18.11.2012 10:53   Заявить о нарушении
спасибо за столь подробное письмо.
Однако, как по вашему совместить Православие, стариковскую веру и ...мое Послесловие:"Бакунин был воинствующим богоборцем, считавшим Бога персонифицированным тираном, а религию - обоснованием земного деспотизма и вечного человеческого несовершенства и конформизма"?

Каринберг Всеволод Карлович   18.11.2012 13:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бакунин и Антонина» (Шаман Яхром)

Вить,ПРЕКРАСНО!!!Но почему нет твоих шаманских стихов,почему нет поэтического камлания - разве можно это скрывать от читателей?
С дружеским приветом,
Дарин.

Дмитрий Дарин   20.01.2009 17:03     Заявить о нарушении