Рецензии на произведение «Этюд в пастельных тонах - о скромности»

Рецензия на «Этюд в пастельных тонах - о скромности» (Юлия Баяндина)

Здравствуйте, Юлия! По существу вопиющим проявлением нескромности Пушкина можно считать "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." и т.д., а данная его "нескромность" всего лишь проявление профессионализма. Настоящий художник никогда не ошибется в качестве своего произведения: плохо - так плохо, хорошо - так хорошо, гениально... Так не грех в последнем случае и завопить в совершенно праведном восторге: "Ай-да сукин сын я, грешный!!!"
Исторический Иисус Христос (в его существование я твердо верю) сделал попытку реформировать заскорузлые догмы иудаизма, за что и пострадал, в изрядной степени по милости своих учеников, и в Евангелиях очень много стихов, свидетельствующих о его человеческой скромности, но книги Нового Завета сотни и сотни лет переписывались и переписчики не считали за нескромность влепить что-нибудь от себя, умного. Достаточно вспомнить о проклятии Иисусом ни в чем не повинной смоковницы ("Евангелие" от Марка), а читая "Евангелие" от Иоанна вообще проблематично говорить о его скромности. Но это мое личное мнение, не настаиваю.
Юлия, я вам написал письмо, но у нас были какие-то интернетовские сбои и я даже не знаю, дошло ли оно до Вас. Будьте добры ответить хотя бы в формате ОТВЕТ.
С уважением - Николай.

Николай Аба-Канский   09.10.2012 17:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Этюд в пастельных тонах - о скромности» (Юлия Баяндина)

Здравствуйте!
Понравился Ваш этюд, и не только потому, что Ваши мысли оказались созвучны моим, а ещё и потому, что Вы их выскзали "вслух". Посто сейчас те качества человека, которые встречаются в определении гордости (близкой родственницы гордыни) числятся в достоинствах современного человека, или являются теми качествами, без которых сыто не проживёшь, а сытость - это, в общем-то, такая новая современная цель.
Вот относительно Пушкина я, со своей точки зрения, с Вами, пожалуй, не соглашусь. Если он это и сказал, то не на площади, потрясая своими достоинствами как флагом, за которые ему причитаются дивиденды, а выразил удовлетворения от сделанного. По-моему, невозможно создавать произведения литературы и искусства, думая, что, нет, не достоин, нет, не совсем получилось. Тут вообще скромность не должна вмешиваться, потому что процесс совершенно другой, в отличие от тех, где скромность необходима как воздух (но мы, по своей природе редко об этом задумываемся). Вот видите, вроде бы я тоже нескромность проявилась, влезла со своим мнением, но тогда бы и возможности разговора не было. По-моему, ко всем базовым понятиям нужно ещё и понимание, чтобы не доводить любое жизненно необходимое качество до абсурда - и это уже мои размышления вслед за Вашими, а не полемика.
С большим уважением

Лидия Курчина   13.01.2011 11:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лидия!

Сразу же должна повиниться – этот этюд не является моим отношением к скромности. Однажды в разговоре с коллегой мы пытались найти определение такого качества, как скромность, и я решила, сама для себя сформулировать некие тезисы, которые смогли бы как-то объяснить основные его черты.
Я же, скорее, недолюбливаю скромность, чем отношусь к ней уважительно, поскольку человек скромный, в моём понимании скромности – это либо святой, либо "серая мышь", либо же неискренний человек. Хотя скромность и деликатность, в той или иной мере, должна присутствовать в личности, но ни в коем случае, не являться доминирующим качеством, поскольку оно может привести человека к полной потере индивидуальности.

Вы знаете, мне кажется, то о чём Вы пишите – это не гордость, а, модная ныне, сумма качеств, гордо именуемая "уверенностью в себе". Причём, под уверенностью в себе понимают: наглость, эгоизм, и, в общем, отсутствие, любого типа сомнений, так свойственных человеку, а вот чувство собственного достоинства (гордость), почему-то в эту сумму не входит, тогда как, именно оно может, должно направлять, наставлять на путь истинный. Но, боюсь, это же самое чувство, никогда не сможет дать человеку "сытую жизнь", а скорее, помешает – поскольку истинный путь не ведёт к сытости, в любом её проявлении, он может лишь направлять к истине – этой асимптотической цели, подпускающей к себе, сколь угодно близко, но всё равно ускользающей. Истина же и сытость – это что-то уж, слишком несовместное, как гений и злодейство у Пушкина.
Думаю, если Александр Сергеевич и произнёс эти замечательные слова, на что имел полное право (да, что далеко ходить: когда выходит какое-то дело, долго не получавшееся, разве не хочется воскликнуть: "Ай-да, Я! Ух, молодец!" – это же так по-человечески), то было в них больше самоиронии, и насмешки, чем гордости. Хотя это, конечно же, целиком и полностью, мои домыслы.

И что в итоге? – в ответ на Ваши рассуждения получилась полемика, и огромное-преогромное СПАСИБО, Вам, за это!
С тёплым уважением

Юлия Баяндина   13.01.2011 15:13   Заявить о нарушении
Интересно порассуждать с Вашей подачи … В моём понимании гордость – это действительно близкая родственница гордыни, которая занимает своё место среди семи смертных грехов. Я как-то задумалась, а почему смертные? И в моём довольно кустарном понимании ответ заключался в том, что они дают начало многим другим мелким грешкам, которые как сеть опутывают человека и не дают ему развиваться, увлекая его на дно. А чувство собственного достоинства, наоборот, служит человеку опорой, подсказывает ему, что он человек со всеми вытекающими из этого понятия аспектами поведения. Обладающий чувством собственного достоинства человек больше корректирует своё поведение, чем восприятие себя окружающими, которое для него в этом случае вторично. Скромность не противоречит чувству собственного достоинства, она вообще занята в другом аспекте личности, но требует от человека мужества и развитого ума. Если «вооружить» скромностью дурака, то получится то же самое, как если его заставить молиться Богу. Хотя, в принципе, ум востребован везде, но лучше, конечно, в сочетании с моралью. Возвращаясь, к скромности, хочу сказать, что в современном мире она больше вредит жизни здесь и сейчас. Обладать ею – это то же самое, что говорить нежным шёпотом в обществе глухих великанов. И всё равно, трудно мне представить себе воспитания ребёнка без понятия скромность, потому что если о нём не знать с детства, то даже предполагать дальше не решаюсь, что может из этого получиться …
Спасибо за предложенную тему.
С уважением

Лидия Курчина   13.01.2011 16:08   Заявить о нарушении
После того, как прочла Ваш ответ, решила узнать точное словарное значение слова "гордый", и вот что говорят словари:
Ушакова –
ГО'РДЫЙ,
1. Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство.
2.Высокомерный, презрительно относящийся к другим.
3. Торжественно-важный, величавый;

Владимира Даля –
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих.Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек. Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие;

Синонимов –
Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие.

А насколько интересна этимология!
Школьный этимологический –
ГОРДЫЙ. Общеслав. Происхождение неясно. Большинством ученых считается родственным лат. gurdus «глупый», греч. bradys «ленивый». Требует дальнейших разысканий достойное внимания сближение некоторыми этимологами прил. гордый с горб и гора.

По Фасмеру –
Ближайшая этимология: укр. гоґрдий, ст.-слав. гръдъ "foberТj" (Супр.), болг. гръґд, сербохорв. гр?д, гр?да ж., гр?диЇ, словен. gr?d "гадкий", чеш. hrdyґ, слвц. hrdy, польск. диал. gardy, в.-луж. hordy, н.-луж. gjardy.
Дальнейшая этимология: Стоило бы, возможно, сохранить сравнение с лат. gurdus "тупой, глупый" (Саблер, KZ 31, 278; Бернекер 1, 370), вопреки Вальде -- Гофм. (1, 370); см. также Младенов 106; Преобр. 1, 146. Брюкнер (135) предполагает родство слав. *gъrdъ и *gъrbъ (см. горб), которые он относит к гораґ, но это неубедительно. Еще иначе см. Остен -- Сакен, IF 28, 418 и сл.

Так что, Вы совершенно правы, считая гордость и гордыню очень близкими родственницами, настолько близкими, что последнего слова, "гордыня", в вышеперечисленных словарях, попросту нет. Однако, этимология наводит на очень своеобразные размышления: гордый этимологически связано с такими словами, как – глупый, гадкий, гора (ну это-то, по крайней мере, вполне логично) и даже горб!

А вот почему гордыня смертный грех, не знаю. Может, действительно из-за того, что даёт начало множеству пороков, а может, потому что гордыня – это косвенное посягательство на власть Божью – я этакий великий, мне всё подвластно. Я бы к смертным и главным грехам отнесла малодушие, трусость – вот корень вселенского зла, дающий побеги в виде зависти, подлости и многого другого, но церковь считает иначе.

Но вернусь к скромности. Думаю, что скромность скромности рознь, бывает поведеньчиская, то есть человек ведёт себя скромно, не выпячивая везде свою незаурядность, если она у него есть или он думает, что есть; а бывает скромность личностная, та о которой я написала в своём этюде – вот, именно она вызывает у меня особую нелюбовь. Тогда, как первая должна быть у человека, кем бы он ни был, или не считал себя. И именно ей и надо обучать, маленького человечка, просто потому что деликатность, скромность, украшает, как бы это ни банально звучало, абсолютно любого человека. А вот, то, что она будет мешать жить, это, к сожалению, даже и доказывать не надо – жизнь сразу же поставит и очень быстро множество подножек, но ведь идти всё равно надо по пути наибольшего сопротивления, поскольку там, где легко – серость и мрак, а что-то интересное, можно найти, лишь продираясь через заросли невзгод, и набивая на лбу множество шишек!

Видите, какое развитие темы получилось!

Спасибо Вам, натолкнули меня на очень интересные размышления.

С уважением

Юлия Баяндина   14.01.2011 11:34   Заявить о нарушении
Согласна с Вами, когда дело касается личностных характеристик, однозначности быть не может. Я для себя поняла свой принцип, по которому я различаю разного рода качества человека: идут ли они от ума или от сердца. Это совершенно не означает, что за каждым типом «пожизненно» закреплено «хорошо» или «плохо», но сердце врёт гора-аааа-здо меньше. Если человек поступает искренно, то у любого его качества шансов на обретение достоинства большие. Если человеком движут придуманные им логические цели и построения, и он исходит из исключительно своей системы координат, то здесь и начинается всё непонимание. Ещё могут помочь традиционные «хорошо» и «плохо», но, боюсь, в век толерантности и либерализма от этих категорий остаются одни воспоминания, а сами они растворяются в потоке ни-да-ни-нет. И вот против этого, как и любого другого движения большинства нужно уметь идти, иначе нас может как щепку понести в выбранном не нами направлении.
С уважением

Лидия Курчина   14.01.2011 12:50   Заявить о нарушении