Рецензии на произведение «Этюд в пастельных тонах - о скромности»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте, Юлия! По существу вопиющим проявлением нескромности Пушкина можно считать "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." и т.д., а данная его "нескромность" всего лишь проявление профессионализма. Настоящий художник никогда не ошибется в качестве своего произведения: плохо - так плохо, хорошо - так хорошо, гениально... Так не грех в последнем случае и завопить в совершенно праведном восторге: "Ай-да сукин сын я, грешный!!!"
Исторический Иисус Христос (в его существование я твердо верю) сделал попытку реформировать заскорузлые догмы иудаизма, за что и пострадал, в изрядной степени по милости своих учеников, и в Евангелиях очень много стихов, свидетельствующих о его человеческой скромности, но книги Нового Завета сотни и сотни лет переписывались и переписчики не считали за нескромность влепить что-нибудь от себя, умного. Достаточно вспомнить о проклятии Иисусом ни в чем не повинной смоковницы ("Евангелие" от Марка), а читая "Евангелие" от Иоанна вообще проблематично говорить о его скромности. Но это мое личное мнение, не настаиваю.
Юлия, я вам написал письмо, но у нас были какие-то интернетовские сбои и я даже не знаю, дошло ли оно до Вас. Будьте добры ответить хотя бы в формате ОТВЕТ.
С уважением - Николай.
Николай Аба-Канский 09.10.2012 17:33 Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Понравился Ваш этюд, и не только потому, что Ваши мысли оказались созвучны моим, а ещё и потому, что Вы их выскзали "вслух". Посто сейчас те качества человека, которые встречаются в определении гордости (близкой родственницы гордыни) числятся в достоинствах современного человека, или являются теми качествами, без которых сыто не проживёшь, а сытость - это, в общем-то, такая новая современная цель.
Вот относительно Пушкина я, со своей точки зрения, с Вами, пожалуй, не соглашусь. Если он это и сказал, то не на площади, потрясая своими достоинствами как флагом, за которые ему причитаются дивиденды, а выразил удовлетворения от сделанного. По-моему, невозможно создавать произведения литературы и искусства, думая, что, нет, не достоин, нет, не совсем получилось. Тут вообще скромность не должна вмешиваться, потому что процесс совершенно другой, в отличие от тех, где скромность необходима как воздух (но мы, по своей природе редко об этом задумываемся). Вот видите, вроде бы я тоже нескромность проявилась, влезла со своим мнением, но тогда бы и возможности разговора не было. По-моему, ко всем базовым понятиям нужно ещё и понимание, чтобы не доводить любое жизненно необходимое качество до абсурда - и это уже мои размышления вслед за Вашими, а не полемика.
С большим уважением
Лидия Курчина 13.01.2011 11:23 Заявить о нарушении
Сразу же должна повиниться – этот этюд не является моим отношением к скромности. Однажды в разговоре с коллегой мы пытались найти определение такого качества, как скромность, и я решила, сама для себя сформулировать некие тезисы, которые смогли бы как-то объяснить основные его черты.
Я же, скорее, недолюбливаю скромность, чем отношусь к ней уважительно, поскольку человек скромный, в моём понимании скромности – это либо святой, либо "серая мышь", либо же неискренний человек. Хотя скромность и деликатность, в той или иной мере, должна присутствовать в личности, но ни в коем случае, не являться доминирующим качеством, поскольку оно может привести человека к полной потере индивидуальности.
Вы знаете, мне кажется, то о чём Вы пишите – это не гордость, а, модная ныне, сумма качеств, гордо именуемая "уверенностью в себе". Причём, под уверенностью в себе понимают: наглость, эгоизм, и, в общем, отсутствие, любого типа сомнений, так свойственных человеку, а вот чувство собственного достоинства (гордость), почему-то в эту сумму не входит, тогда как, именно оно может, должно направлять, наставлять на путь истинный. Но, боюсь, это же самое чувство, никогда не сможет дать человеку "сытую жизнь", а скорее, помешает – поскольку истинный путь не ведёт к сытости, в любом её проявлении, он может лишь направлять к истине – этой асимптотической цели, подпускающей к себе, сколь угодно близко, но всё равно ускользающей. Истина же и сытость – это что-то уж, слишком несовместное, как гений и злодейство у Пушкина.
Думаю, если Александр Сергеевич и произнёс эти замечательные слова, на что имел полное право (да, что далеко ходить: когда выходит какое-то дело, долго не получавшееся, разве не хочется воскликнуть: "Ай-да, Я! Ух, молодец!" – это же так по-человечески), то было в них больше самоиронии, и насмешки, чем гордости. Хотя это, конечно же, целиком и полностью, мои домыслы.
И что в итоге? – в ответ на Ваши рассуждения получилась полемика, и огромное-преогромное СПАСИБО, Вам, за это!
С тёплым уважением
Юлия Баяндина 13.01.2011 15:13 Заявить о нарушении
Спасибо за предложенную тему.
С уважением
Лидия Курчина 13.01.2011 16:08 Заявить о нарушении
Ушакова –
ГО'РДЫЙ,
1. Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство.
2.Высокомерный, презрительно относящийся к другим.
3. Торжественно-важный, величавый;
Владимира Даля –
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих.Гордые приемы, обращение, свойственные гордому человеку. Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек. Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие;
Синонимов –
Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие.
А насколько интересна этимология!
Школьный этимологический –
ГОРДЫЙ. Общеслав. Происхождение неясно. Большинством ученых считается родственным лат. gurdus «глупый», греч. bradys «ленивый». Требует дальнейших разысканий достойное внимания сближение некоторыми этимологами прил. гордый с горб и гора.
По Фасмеру –
Ближайшая этимология: укр. гоґрдий, ст.-слав. гръдъ "foberТj" (Супр.), болг. гръґд, сербохорв. гр?д, гр?да ж., гр?диЇ, словен. gr?d "гадкий", чеш. hrdyґ, слвц. hrdy, польск. диал. gardy, в.-луж. hordy, н.-луж. gjardy.
Дальнейшая этимология: Стоило бы, возможно, сохранить сравнение с лат. gurdus "тупой, глупый" (Саблер, KZ 31, 278; Бернекер 1, 370), вопреки Вальде -- Гофм. (1, 370); см. также Младенов 106; Преобр. 1, 146. Брюкнер (135) предполагает родство слав. *gъrdъ и *gъrbъ (см. горб), которые он относит к гораґ, но это неубедительно. Еще иначе см. Остен -- Сакен, IF 28, 418 и сл.
Так что, Вы совершенно правы, считая гордость и гордыню очень близкими родственницами, настолько близкими, что последнего слова, "гордыня", в вышеперечисленных словарях, попросту нет. Однако, этимология наводит на очень своеобразные размышления: гордый этимологически связано с такими словами, как – глупый, гадкий, гора (ну это-то, по крайней мере, вполне логично) и даже горб!
А вот почему гордыня смертный грех, не знаю. Может, действительно из-за того, что даёт начало множеству пороков, а может, потому что гордыня – это косвенное посягательство на власть Божью – я этакий великий, мне всё подвластно. Я бы к смертным и главным грехам отнесла малодушие, трусость – вот корень вселенского зла, дающий побеги в виде зависти, подлости и многого другого, но церковь считает иначе.
Но вернусь к скромности. Думаю, что скромность скромности рознь, бывает поведеньчиская, то есть человек ведёт себя скромно, не выпячивая везде свою незаурядность, если она у него есть или он думает, что есть; а бывает скромность личностная, та о которой я написала в своём этюде – вот, именно она вызывает у меня особую нелюбовь. Тогда, как первая должна быть у человека, кем бы он ни был, или не считал себя. И именно ей и надо обучать, маленького человечка, просто потому что деликатность, скромность, украшает, как бы это ни банально звучало, абсолютно любого человека. А вот, то, что она будет мешать жить, это, к сожалению, даже и доказывать не надо – жизнь сразу же поставит и очень быстро множество подножек, но ведь идти всё равно надо по пути наибольшего сопротивления, поскольку там, где легко – серость и мрак, а что-то интересное, можно найти, лишь продираясь через заросли невзгод, и набивая на лбу множество шишек!
Видите, какое развитие темы получилось!
Спасибо Вам, натолкнули меня на очень интересные размышления.
С уважением
Юлия Баяндина 14.01.2011 11:34 Заявить о нарушении
С уважением
Лидия Курчина 14.01.2011 12:50 Заявить о нарушении