Рецензии на произведение «Библия и ее критики»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
У вас - чрезвычайно объективное толкование Библии, г-н (?), товарищ (?) Объективный Критик. Ваш уровень на порядок выше небезызвестного Лео Таксиля.
Но, поскольку Вы - критик, смею Вам предложить для критики свою работу - повесть "Посёлок на реке", служащую плодотворным объектом для критики. Тем более, что я время от времени переписываю её. Вот и в данный момент я готовлю новую версию этой повести.Ну, а к Вашему толкованию Библии я, конечно, вернусь (когда расправлюсь со своим Посёлком), тем более, что я некогда посещал Воскресную Церковную Школу.
И не толькоТаксиля, но и Найдиса я читал, и сделал Давиду ряд уточняющих замечаний.
С уважением -
Лев Ольшанский 16.12.2009 17:36 Заявить о нарушении
А Вашу повесть постараюсь в самом ближайшем времени прочесть...
Объективный Критик 17.12.2009 08:27 Заявить о нарушении
С уважением -
Лев Ольшанский 17.12.2009 21:37 Заявить о нарушении
//Надо принять, как аксиому, что Библия написана языком образов, метафор, иносказаний
:-))) При таком подходе личность Иисуса тоже превращается в метафору и иносказание. Равно как и все христианство, которое становится не учением, а набором разнообразных мнений, ни у одного из которых нет причин считаться более верным, чем другие.
Сергей Анатольевич Григорьев 30.10.2009 03:58 Заявить о нарушении
Объективный Критик 30.10.2009 05:29 Заявить о нарушении
Для этого должен быть критерий отбора. Вы готовы его предложить? Если это только мнение Отцов Церкви, то этого мало. К сожалению, Отцы расходились друг с другом по очень серьезным вопросам. Например, Григорий Нисский придерживался универсалистской сотериологии. Да и вообще... Отцы не были чужды иносказаний и метафор. Равно как и их толкователи. Линия истины в итоге уходит в бесконечность, а Откровение становится таким расплывчатым, аморфным и метафоричным, что уже и не скажешь в чем собственно оно заключается...
Кстати, представление о том, что сам Иисус есть метафора, имеет определенное распространение среди некоторых христианских богословов.
Сергей Анатольевич Григорьев 30.10.2009 05:46 Заявить о нарушении
Объективный Критик 31.10.2009 05:11 Заявить о нарушении
Никео-Царьградский символ веры равно принимается православными, католиками, кальвинистами, баптистами, англиканами, лютеранами и многими другими христианскими конфессиями. Да, есть одно отличие - у западных христиан добавлено филиокве (исхождение Святого Духа от Отца и Сына), что отличает их от восточных церквей. Но католики сжигали анабаптистов, а англикане кальвинистов и католиков совсем не из-за различий в Символе Веры... Да и если вспомнить историю православия - Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис был четырежды анафематствован вовсе не за то, что отступил от Никео-Царьградского Символа Веры.
Доктрины разных христианских конфессий отнюдь не исчерпываются тем, что написано в Символе Веры. Поэтому, к сожалению, Символ Веры - не критерий.
Сергей Анатольевич Григорьев 31.10.2009 09:04 Заявить о нарушении
Объективный Критик 31.10.2009 11:35 Заявить о нарушении
В те времена, когда жгли на кострах, считалось необходимым обосновывать политику богословскими причинами :-) Иначе не поняли бы. И если сейчас это не так, то это говорит только о том, что религия не играет в жизни общества прежней роли...
//Кирилла Лукариса обвинили в связи с приписанным ему сочинением, где оправдывались какие-то взгляды еретиков, т.е. опять же - отступников от Символа веры.
Кирилл Лукарис акцентировал внимание на предопределении. За что и был записан в сторонники кальвинизма. Обратите внимание, что вопрос предопределения никак не озвучен в Никео-Царьградском Символе Веры...
Сергей Анатольевич Григорьев 31.10.2009 11:45 Заявить о нарушении
Объективный Критик 31.10.2009 21:48 Заявить о нарушении
Насчет филиокве могу сказать однозначно, что вопрос исхождения Святого Духа от Сына никогда никем не увязывался с вопросом о понимании предопределения. Связи тут, конечно, нет.
Чтобы больше не мучить Вас своей писаниной, я хотел бы сделать резюме. На мой взгляд, отношение к Откровению как к метафоре - очень зыбкий и опасный путь, который в конце концов приводит к дезавуированию текста. Конечно, нам никуда не уйти от того, что Писание действительно содержит отдельные метафоры. Например, когда говорится о Деснице Божией, вряд ли будет правильным представление, что эта Десница как-то схожа с рукой человека. Приходится принимать подобные вещи как поэтический антропоморфизм. Но когда мы начинаем видеть метафоричность там, где она вовсе неочевидна, сразу же возникает вопрос - до какой степени мы готовы считать текст иносказательным и где нам нужно остановиться. Кроме того, есть еще один момент. Нередко случается так, что иносказательными и метафоричными называют те вещи, которые не укладываются в рамки чьих-то богословских концепций.
Проблема иносказательности священного текста существует не только у христиан. В Исламе и иудаизме, например, она тоже присутствует. В крайних случаях, это приводит к тому, что священный текст теряет свое значение, а догматически значимым становится чей-то комментарий к нему. Или даже комментарий к комментарию :-)
Для православных же существует еще один сложный момент. Дело в том, что Православная Церковь не имеет своего канонического Исповедания Веры (в отличие, скажем, от реформатов, лютеран и англикан). В совокупности со стремлением произвольно считать часть текста Библии метафоричным, это способно приводить к догматической неопределенности по ряду очень важных вопросов.
Сергей Анатольевич Григорьев 31.10.2009 23:43 Заявить о нарушении
Насчёт понимания Библии в иносказательном и метафорическом смысле. Эта проблема хорошо освещена в книге Серафима Роуза "Православное понимание книги Бытия" http://creatio.orthodoxy.ru/rouz_genesis/index.html.Почитайте.
Насчёт Августина. Не смотря на то, что православная церковь чтит его в лике святых, отношение к его творческому наследию ой какое неоднозначное. И именно из-за его учения о предопределении.
И ещё, я не писал о прямой и очевидной связи между учением о предопределении и филиокве. Я писал о том, что неверное направление в богословской мысли, как католическое учение о предопределении, если от него не отказаться, рано или поздно способно привести к тому, что и в Символе веры людей, придержигющихся подобных взглядов, что-то начнёт не устраивать. Ведь Вы не станете отрицать, что в среде православных, где не нашло себе поддержки учение о предопределении, не возникло даже и мысли о том, чтобы как-то менять Символ веры. Отцы Церкви в своём понимании отталкиваются от Символа веры, ориентируются на него. Исходя из Символа веры и вся библия понимается ими как книга о спасении людей через Иисуса Христа. Ведь Символ веры, не в том виде, как он нам известен ныне, был в церкви со времён апостольских. Даже тогда, когда не было евангелий.
Объективный Критик 01.11.2009 03:54 Заявить о нарушении
Объясняю. Есть Символ Веры, а есть Исповедание Веры. Например, у реформатов есть Вестминстерское Исповедание Веры, у лютеран - Аугсбургское Исповедание Веры, у англикан - "39 статей". Есть подобные документы у баптистов, евангелистов и иных христианских конфессий.
Исповедание Веры подробно и в развернутом виде описывает конфессиональные религиозные воззрения. Чтобы понять о чем конкретно идет речь можете почитать отрывки из Вестминстерского исповедания веры, например, здесь: http://calvin.tvcom.ru/2/23.htm
Сергей Анатольевич Григорьев 01.11.2009 18:55 Заявить о нарушении
Это, в общем-то, проблема всех "измов" с приставкой "а" или "анти". Атеизм, инквизиция (="антиересь"), антисемитизм, антиглобализм, антиамериканизм, антиславянизм - это все с чем-то борется, потому и подразумевает агрессию.
По теме - а почему для развенчания Библии нужны какие-то аргументы? Аргументы нужны, наоборот, чтобы ее "венчать", иначе опять "изм" получается. Фанатизм, ага. Таким же образом я могу выйти на площадь и сказать "я Христос, докажите, что это не так". И успешно опровергать аргументы (вплоть до последнего - удара дубиной по голове).
Иван Скалаух 28.10.2009 16:31 Заявить о нарушении
А я этим и занимаюсь - подбираю аргументы для защиты Библии от её критиков.
Объективный Критик 29.10.2009 09:21 Заявить о нарушении
А действительно, почему атеистическая позиция звучит всегда так агрессивно и глумливо? Покажите мне атеиста с человеческим лицом. При том, я совершенно не против атеизма, как такового, и вовсе не считаю церковь образцом религиозного поведения.
Евгений Викторович Милявский 28.10.2009 12:14 Заявить о нарушении
Н-да...
Это Вы называете критикой?
Это даже субъективно не критика. Это некое объяснение, повторение чужих фраз и интерпретаций.
Ах уж эти интерпретации... Говорят целый народ разделился на две ветви: караимы и евреи - из-за того что караимы не признавали интерпретаций.
Если уж Вы начали критиковать, то потрудитесь изучить основы логики. Цитаты авторитетов - не являются фактами, и уж тем более доказательствами!
Это мне понравилось:
"Библия самым невероятным образом умудряется оставаться книгой актуальной и востребованной, в которой каждый может разглядеть тот смысл и извлечь ту пользу, что необходима именно ему, отвечает именно его требованиям и чаяниям, соответствует именно его умственному и нравственному развитию."
Замечал, что просто вытянутый палец (указательный)- тоже полон сакрального смысла и каждый может разглядеть тот смысл и извлечь ту пользу, что необходима именно ему и.т.д. Наличие ассоциаций - это просто наличие ассоциаций, но оно не доказывает какого-то возвышенного смысла. Взять роман "Война и Мир", да заставить прочитать его кучу нарда! Уверяю Вас - кое-кто найдет в нем кучу смысла, который автор даже не вкладывал.
Насчет Лео Таксиля. Ваша фраза:
"Как пошло, натянуто и без какой-либо фантазии всё это звучит, в отличии от толкований богословов!"
"Как здоровои смело он смеется над средневековой дикостью !" - моя оценка.
Мое слово против Вашего. Слова - ничего не доказывают!
Хотите положить атеистов на лопатки - оперируйте фактами, а не рассусоливаниями.
Мир объективен и наполнен причинно-следственными связями. Атеисты тем и сильны, что пытаются, хоть и не все оперировать логикой и здравым смыслом.
И кстати. Не замечали, чем фанатичнее человек верит, тем слабее у него мыслительный аппарат?
И еще. Ветхий завет - основа национальной еврейской религии. В нем евреи признаются богоизбранными. Вы тоже так считаете? А они кстати Новый завет до сих пор не признают, считают ересью! Забавно правда?
Владимир Черномаз 28.10.2009 11:48 Заявить о нарушении
В предложении "чем фанатичнее человек верит, тем слабее у него мыслительный аппарат" нарушена логика. Следует выстраивать причинно-следственную связь наоборот, - чем слабее аппарат тем фанатичнее верит".
А почему в этих замечаниях всегда такой агрессивный эмоциональный фон?
А при чем тут евреи? Нам предлагается верить или не верить, знать или не знать правду в зависимости от ущемленной национальной гордости?
Мне показалось что Объективный критик не собирается никого ложить на лопатки. ОК просто хотел немного объективно покритиковать. САм не заметил как попал на соревнования по борьбе.
А спорить с мастером по борьбе, может как известно, только мастер по стрельбе. Так что нам с Вами, уважаемый ОК, тут не светит. Стрелять мы тоже не собираемся.
Евгений Викторович Милявский 28.10.2009 12:09 Заявить о нарушении
А насчет Критика - что-то не вижу объективности, не убедителен он. Увы. Насчет эмоционального фона - по-моему я не злобствую, так пытаюсь понять его размышления...
Владимир Черномаз 28.10.2009 21:16 Заявить о нарушении
Н-да, если таковы ваши познания в истории, что же творится в ваших головах относительно знаний о христианской вере?..
Объективный Критик 29.10.2009 09:14 Заявить о нарушении
Несколько поспешен и фамильярен Ваш вывод о наших головах. История велика, знать все факты невозможно. Вас должен бы радовать хотя бы наш интерес к теме. Не так ли?
Евгений Викторович Милявский 29.10.2009 10:27 Заявить о нарушении
"Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе".
Как видите, он не родился атеистом, а в свое время был и верующим, ну хотя бы в детстве.
Евгений Викторович Милявский 29.10.2009 10:33 Заявить о нарушении
Но наше невежество, увы, никак не доказывает, Вашу правоту, и уж тем более не доказывает, что существует бог.
Библия - великолепно сохранившийся памятник древней культуры. думаю спорить с этим никто не станет, но если мы не знает деталей, то не значит, что мы априори неправы.
Но я знаю, например, что некоторые части нового завета изымались армянской церковью из за их сомнительного содержания. Странно... тоже ж святая книга.
Владимир Черномаз 29.10.2009 11:10 Заявить о нарушении
Но наше невежество, увы, никак не доказывает, Вашу правоту, и уж тем более не доказывает, что существует бог".
Доказать, что Бог существует, - нельзя, а указать человеку на то, что он чего-то не знает, но при этом рассуждает, как знающий, и, отталкиваясь от ложной информации, делает ложные выводы, - можно.
"Библия -великолепно сохранившийся памятник древней культуры. думаю спорить с этим никто не станет, но если мы не знает деталей, то не значит, что мы априори неправы.
Но я знаю, например, что некоторые части нового завета изымались армянской церковью из за их сомнительного содержания. Странно... тоже ж святая книга".
Насчёт армянской церкви и изъятия ею частей Библии - не знаю ничего.
Объективный Критик 29.10.2009 20:51 Заявить о нарушении
В общем, скучно, право.
Владимир Черномаз 29.10.2009 22:09 Заявить о нарушении
например информация исследователей, что религиозность - обусловлена генами - тоже ложная информация?
Владимир Черномаз 29.10.2009 22:10 Заявить о нарушении
Объективный Критик 29.10.2009 22:31 Заявить о нарушении
Евгений Викторович Милявский 30.10.2009 00:58 Заявить о нарушении
Объективный Критик 30.10.2009 03:31 Заявить о нарушении