Рецензии на произведение «Печаль»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Спасибо Вам большое за этот текст! Вы открыли мне глаза... Храни Вас Господь!
Лизавета Чижикова 21.04.2012 21:02 Заявить о нарушении
Никуда мы на земле не денемся от печали. даже незаметно для себя всякий к чему-то да привязан. и только христос при Втором пришествии эти привязанности разрушит. иначе как нам вознестись к Нему. в смом деле?.И смерть не всех полностью от привязанности и печали освобождает.Надо к этому освобождению стремиться при жизни.Только и подумать об этом мы не всегда успеваем... привязанности мешают.Порочный круг разрывает одна Божья благодать.
Евгения Сулаева 30.12.2011 03:29 Заявить о нарушении
Печалиться тоже великая мудрость...
Спасибо.
С уважением...
Елена Панферова 30.10.2009 16:45 Заявить о нарушении
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
[Цой В ]
Какой печалью был болен Виктор Цой? О чем или о ком тосковала его душа?
Было ли это "грызеньем сердца и смятением"? Или не удовлетворенное "желание отсутствующего блага". А может, тоска по Небу?
"Поэт в России больше,чем поэт"...Можно ли отнести эти слова к Виктору Цою, которого нет уже почти двадцать лет,но которого чтут и помнят,что для нашего времени подёнок совсем не мало.
Виктор Хохлов 29.10.2009 15:42 Заявить о нарушении
Протоиерей Павел Великанов 29.10.2009 17:03 Заявить о нарушении
Нет, г-н Великанов, наиболее глубокомысленый из колымских заключённых сталинского времени, Варлам Тихонович Шаламов строит совсем иную причинно-следственную цепочку, нежели Вы: не "выживали, поскольку верили во что-то", но "верили, поскольку имели физические силы жить". Цитирую прямо: "Именно в это время я стал понимать суть великого инстинкта жизни - того самого качества, которым наделен в высшей степени человек. Я видел, как изнемогали и умирали наши лошади - я не могу выразиться иначе, воспользоваться другими глаголами. Лошади ничем не отличались от людей. Они умирали от Севера, от непосильной работы, плохой пищи, побоев, и хоть всего этого было дано им в тысячу раз меньше, чем людям, они умирали раньше людей. И я понял самое главное, что человек стал человеком не потому, что он божье созданье, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что был он (физически) крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому" <…> "… жизнь арестанта – сплошная цепь унижений с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна. Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды. Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное. Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить. Всякое самоубийство обязательный результат двойного воздействия, двух, по крайней мере, причин".<…> "Возможностей было мало. Но здесь он будет умнее, будет больше доверять телу. И тело его не обманет. Его обманула семья, обманула страна. Любовь, энергия, способности – все было растоптано, разбито. Все оправдания, которые искал мозг, были фальшивы, ложны, и Андреев это понимал. Только разбуженный прииском звериный инстинкт мог подсказать и подсказывал выход. Именно здесь, на этих циклопических нарах, понял Андреев, что он кое-что стоит, что он может уважать себя. Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх. Не то что б он ничего вовсе не боялся, нет, моральные барьеры определились яснее и четче, чем раньше, все стало проще, ясней. Ясно было, например, что нельзя выжить Андрееву. Прежнее здоровье утеряно бесследно, сломано навеки. Навеки ли? Когда Андреева привезли в этот город, он думал, что жизни его две-три недели. А для того, чтобы вернулась прежняя сила, нужен полный отдых, многомесячный, на чистом воздухе, в курортных условиях, с молоком, с шоколадом. И так как совершенно ясно, что такого курорта Андрееву не видать, ему придется умереть. Что опять-таки не страшно. Умерло много товарищей. Но что-то сильнее смерти не давало ему умереть. Любовь? Злоба? Нет. Человек живет в силу тех же самых причин, почему живет дерево, камень, собака". Но все сказанное означает, по И.Канту, что человек бессмертен не объективно и даже не субъективно, - он бессмертен трансцендетально. С ув.,
Александр Ракоши-Шулецкий 29.10.2009 14:22 Заявить о нарушении
Протоиерей Павел Великанов 29.10.2009 17:00 Заявить о нарушении
Александр Ракоши-Шулецкий 29.10.2009 17:15 Заявить о нарушении
И, пардон, читали ли Вы Франкла, и ещё тысячу раз пардон, знаете ли, кто это такой?
Допустим, знаете. Но если кто несведующий забредёт в эту точку пересечения, вкратце:
Виктор Франкл - великий психотерапевт и один из величайших мыслителей ХХ века, ученик Фрейда, во многом - не стану говорить "превзошедший", но - развивший систему своего учителя, основатель Третьего Венского направления в психиатрии, которое сам он называл Логотерапией (т.е. буквально "лечение смыслом").
Во Вторую мировую Франкл три года провёл в Освенциме и Дахау - как Вы понимаете, не в качестве психиатра, поскольку был евреем. Он не только выжил сам, но и помог выжить десяткам других людей - прежде всего выжить морально, остаться людьми, не сломаться, не броситься на проволоку под током и т.п.
Его книга "Психолог в концлагере", которую он первоначально издал не за собственным именем, а под своим лагерным номером, с первого издания разошлась по всему миру и по сей день является одной из самых читаемых книг.
Там в частности Франкл опровергает один из тезисов своего учителя о том, что если поместить человека культурного и грубого в одни и те же нечеловеческие условия, оба они, будучи озабочены лишь одной проблемой - проблемой выживания, очень скоро станут одинаковыми.
Франкл пишет, что - да, было немало случаев, когда вроде бы интеллигентные (в цивильной жизни) люди зверели, черствели, опускались, но не меньше было случаев и обратных, когда те, от кого, казалось бы, никогда не ожидал, отдавали последний кусок умирающему от истощения соседу и т.п. И делает вывод: да, концлагерь срывал маски со зверей - но и со святых...
И, кстати, насчёт отрефлексированности. Знаете, я даже вполне могу согласиться с Вами. Очень даже может быть, что концлагерный опыт Варлама Тихоновича Шаламова много лучше отрефлексирован, чем концлагерный же опыт Виктора Франкла. Потому что Франкл (как он и сам признаёт) выжил во многом благодаря ещё и тому, что старался меньше заниматься собой, любимым, а больше внимания уделять всё-таки окружающим. И один из основных принципов логотерапии - ДЕрефлексия.
Мы слишком много рефлексируем, в каждом сидит свой Вассисуалий Лоханкин. Собственно, это одна из форм эгоизма, эта бессовестная совестливость, безжалостная жалостливость, безумное мудрствование и т.п. - весь "джентльменский набор" российского интеллигента... Большинство русских интеллигентов потому и сгинули очень быстро в ГУЛАГе, что слишком были зациклены на себе - менталитет у нас такой...
Впрочем, последнее ни в коем случае не относится к Варламу Шаламову, человеку исключительно честному, мужественному и мудрому. Если бы он занимался исключительно собой, то не выжил бы, а кабы выжил - не донёс бы до нас таких ярких портретов, таких сильных картин, таких глубоких мыслей. Кстати, и в приведённом Вами отрывке я бы выделил вот это: "Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх..." - разве это животное начало? и разве не оно даёт Андрееву моральные силы для того, чтобы выживать дальше - хоть ему и кажется, что по-животному?..
С уважением
Николай Пинчук 30.10.2009 16:44 Заявить о нарушении
Сравнение этих двух опытов - Шаламова и Франкла - едва ли правомерно. Во-первых, ввиду того, что в Европе не бывает долгих зим с морозами под минус пятьдесят и всегда есть реальная надеждада на успешный побег, так как от населенных мест, а значит и от возможных групп сопротивлеия режиму, лагерь не отделён пятисот километровой полосою безлюдной и дкой таги или тундры, как оно имеет место в России. Во-вторых, немцы, в силу своей патологической опрятности, всегда борлись с вшивостью свох заключёных. Отец мой сидел сперва там, а затем здесь, говорил, что условия сталнского гулага были значительно тяжелее немецких концлагерей. С ув.,
Александр Ракоши-Шулецкий 30.10.2009 17:53 Заявить о нарушении
Глубоко преклоняясь перед Вашим отцом, я позволю себе заметить: он как человек сильного духа может оперировать сравнениями вроде - да, в немецком концлагере было легче, чем в гулаге, потому что там теплее и вшей меньше. Но для подавляющего большинства из нас любой концлагерь - запредельная нагрузка, причём нагрузка не столько физическая, сколько психическая. Вы как инженер наверняка хорошо знаете математику, и отлично понимаете, что бесконечность, умноженная на два (три, десять, да хоть тысячу), равна той же бесконечности. И то, что для Вашего отца поддаётся сравненительному анализу - для нас одинаково катастрофично, бесконечно катастрофично.
Наверное, глупо теперь говорить, что, дескать, если бы Франкл оказался не в Освенциме, а на Колыме, он бы и там выстоял (не обязательно выжил, но - выстоял). Наука, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Но лично я нисколько в этом не сомневаюсь.
Потому что дело всё-таки не в месте, а в Человеке. Кто-то проходит нацистские и сталинские концлагеря, а кто-то вешается от того, что живёт в коммуналке без удобств, и никаких перспектив на улучшение жилусловий не предвидится. Хотя на самом деле на табуретку его ставит не отсутствие персонального санузла как таковое, а тотальное ощущение полной безнадёги и бессмысленности дальнейшего бытия. Ницше писал: "Человек, у которого есть ЗАЧЕМ, может вынести любое КАК".
Николай Пинчук 30.10.2009 19:59 Заявить о нарушении
Вы не находите, что ситуация в нашем с Вами дисскурсе сложилась патовая? Поскольку, если две или более бесконечности не подлежат сравнению, и сослагательное наклонение применительно к событиям прошлого, ни коим образом не научно, то скажите, как можно доказать, что это "зачем" Ницше именно объективно, а не трансцендентально в кантовском смысле термина "трансцендентальный"? С ув.,
Александр Ракоши-Шулецкий 30.10.2009 20:35 Заявить о нарушении
Во-вторых, по Вашему вопросу. Я полагаю, что это самое "ЗАЧЕМ" может быть и трансцендентальным (я живу, потому что так надо, чтобы я жил - не я это придумал, не мне отменять), и субъективным (я живу, потому что мне нравится жить, несмотря ни на что - "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"), и объективным (я живу, потому что должен поставить на ноги ребёнка, написать роман, построить дом, посадить дерево и т.д.). Лично я не вижу противоречия между этими тремя категориями. Вопрос лишь в том, какая из них для каждого конкретного человека является наиболее актуальной.
В приведённом Вами примере - да, пожалуй, именно трансцендентальный мотив определяет выживание героя (поскольку все объективные перспективы в концлагере теряются, а субъективные ощущения - резко отрицательны).
Но, кстати, Франкл помог многим выжить именно через поиск и нахождение объективных причин для этого. Поскольку не в каждом одинаково сильно чувство трансцендентального, а конкретные, объективные "зачем", будучи найденными, способны оказать значительную моральную поддержку.
Николай Пинчук 31.10.2009 04:06 Заявить о нарушении
"Как глаз на расползающийся мир
Свободно налагает перспективу
Воздушных далей, облачных кулис
И к горизонту сводит параллели,
Внося в картину логику и строй,—
Так разум среди хаоса явлений
Распределяет их по ступеням
Причинной связи времени, пространства
И укрепляет сводами числа.
Мы, возводя соборы космогоний,
Не внешний в них отображаем мир,
А только грани нашего незнанья.
Системы мира — слепки древних душ,
Зеркальный бред взаимоотражений
Двух противопоставленных глубин.
Нет выхода из лабиринта знанья,
И человек не станет никогда
Иным, чем то, во что он страстно верит.
Так будь же сам вселенной и творцом,
Сознай себя божественным и вечным
И плавь миры по льялам душ и вер.
Будь дерзким зодчим вавилонских башен
Ты, заклинатель сфинксов и химер".
(Максимилиан Волошин. Космос)
С огромным уважением к Вашему уму,
Александр Ракоши-Шулецкий 31.10.2009 12:47 Заявить о нарушении
Моему уму Вы сделали комплимент, но и за это спасибо.
Ну а что касается несовершенства наших моделей - это вне всяких вопросов. Любая модель - найденная нами "истина" - отражает (с большей или меньшей точностью) лишь часть Единой Истины, и поэтому область применения любой модели весьма ограничена.
С уважением и благодарностью за содержательную дискуссию
Николай Пинчук 31.10.2009 14:37 Заявить о нарушении
Спасибо. Ваши слова заставили еще раз посмотреть в свое сердце. И просить Господа избавить от пристрастия к земному. Именно приСТРАСТИя. Возлюбить Христа ВСЕМ своим сердцем.
Олеся Гончарова 29.10.2009 12:35 Заявить о нарушении
Олеся Гончарова 29.10.2009 12:36 Заявить о нарушении
Очень интересное и нужное разъяснение.Стало понятнее, почему даже в печали дается спокойствие. Спасибо Вам!
С поклоном,
Раиса Коротких
Раиса Коротких 29.10.2009 10:32 Заявить о нарушении
С уважением Ольга Голубь.
Ольга Голубь 29.10.2009 12:22 Заявить о нарушении
Уважаемый Отец Павел, прежде всего хочу отметить, что Вы находитесь в списке избранных авторов.
Меня глубоко возмущает фраза 'Красный террор' и вся рекламная шумиха вокруг этого брэнда.
В Советское время количество заключенных во всём СССР было меньше, чем сейчас в России. Это несколько лет назад по ртр была сводка госкомстата. И я ей вполне верю, потому что знаю лично многих людей того времени. И Вы, уверен, тоже знаете.
Такого количества криминальных преступников, как сейчас, в Советское время не было.
А какой террор идёт сейчас? Пенсионеров сживают со света, детей превращают в быдло и проституток! И вместо того, чтобы говорить про 'сейчас', Вы коллаборационируете хору предателей и воров, которые сейчас под осанны высших иерархов РПЦ и РПЦЗ ругаете Советскую власть! Да, было много плохого в то время, но то, что сейчас- в тысячи и тысячи раз хуже!
Вам должно быть стыдно, Вы же священник!
Марк Игоревич 29.10.2009 08:31 Заявить о нарушении
"Итоги капитализма 2008 года в Санкт-Петербурге:
Рождаемость:
47 475 новых человеческих жизней за год.
Смертность:
66 900 умерших людей за год.
Неопознанные трупы:
2 000 человеческих тел за год (в основном - бывшие бездомные люди)
Наркомания:
1 082 зарегистрированных человека за год.
СПИД:
38 000 ВИЧ-инфицированных всего.
Безработица:
14 400 зарегистрированных человек за год.
Преступность:
81 865 зарегистрированных преступлений за год.
Коррупция:
982 поступивших сообщения за год, по которым возбуждено 179 уголовных дел (148 лиц привлечено к уголовной ответственности).
Бездомные:
730 человек зарегистрировано за год, из них 153 ребенка до 14 лет. Всего в благотворительном фонде «Ночлежка» зарегистрировано около 10 000 бездомных людей, из них 10 процентов с высшим образованием, 57 процентов со средним и средним специальным. В 1996 году, по данным фонда "Ночлежка", в городе Санкт-Петербурге было около 54 тысяч бездомных людей (по переписи 2002 года около 28 тысяч).
Еще не бездомные:
705 обманутых участников долевого строительства - "дольщиков", которые могут пополнить ряды бездомных". О.Юрьев - http://proza.ru/2009/03/10/733
...направленную на кого???
Олег Юрьев 29.10.2009 10:12 Заявить о нарушении
Ольга Кострыкина 29.10.2009 11:04 Заявить о нарушении
Я считаю необходимым не злопыхать, как Вы выразились, а обратить внимание не на то, что было плохо, а то, что есть хуже.
И брэнд Красный Террор сейчас используют для отвлечения внимания от бедственного, чудовищного положения России СЕЙЧАС И ЗДЕСЬ. Всякая последующая власть стремится опорочить предыдущую. Цель такого действия - возвысится в мнении народа не путём констуктивных действий, а путём порока и обмана, унижения предшественников. И каждый, кто поднимает модную и востребованную идею о 'плохой Советской власти' поддерживает происходящее без-образие. Коллабориционизм.
Вот если бы Отец Павел одинаково описал и прошлое и настоящее, моя рецензия была бы другой.
Марк Игоревич 29.10.2009 12:28 Заявить о нарушении
Ещё раз хочу подчеркнуть следующие факты:
1. ДА, в Советское время были проблемы.
2. Сейчас всё гораздо хуже
3. Говорить про 1. и не говорить про 2. значит помогать тем, кто делает 2.
Сейчас построили и храмы и священники общаются с людьми и лично, и по телевидению, и интернету. Духовности пока меньше, чем в Советское время...
Зайдите часов в 8-9 в Московское метро. Там Вам покажут...духовный мир в красках и лицах...
Необходимо говорить и обсуждать и 1. и 2. без перекосов в сторону 1. Не витать в облаках, оставляя без внимания ситуацию сейчас.
Я не ожидал такого от протоиерея.
Марк Игоревич 29.10.2009 12:40 Заявить о нарушении
Марк Игоревич 29.10.2009 21:12 Заявить о нарушении
Ольга Кострыкина 29.10.2009 22:51 Заявить о нарушении
Ольга Кострыкина 29.10.2009 22:58 Заявить о нарушении
Тряпка,швабра... Эх, Сова, ну что ж за фантазия...
У придворного шута шутки должны быть интереснее. У Вас - могут быть. Но нету. Почему? Аудитория - плебс, не достойный внимания? Добиваетесь аудиенции? Смыл? Гордость, самолюбие, тщеславие? Или что-то ещё? Вы здесь прям поселились? Весело.
Марк Игоревич 29.10.2009 23:10 Заявить о нарушении
Ольга Кострыкина 29.10.2009 23:17 Заявить о нарушении
А сейчас нас дразните...
Кстати, я Марк. А Вы?
Марк Игоревич 29.10.2009 23:51 Заявить о нарушении
Верит ли человек в Бога или нет, но в тяжелейшие моменты жизни он находит Его частичку в своем сердце...
Александр Матющенко 29.10.2009 08:06 Заявить о нарушении