Рецензии на произведение «Печаль»

Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Спасибо Вам большое за этот текст! Вы открыли мне глаза... Храни Вас Господь!

Лизавета Чижикова   21.04.2012 21:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Никуда мы на земле не денемся от печали. даже незаметно для себя всякий к чему-то да привязан. и только христос при Втором пришествии эти привязанности разрушит. иначе как нам вознестись к Нему. в смом деле?.И смерть не всех полностью от привязанности и печали освобождает.Надо к этому освобождению стремиться при жизни.Только и подумать об этом мы не всегда успеваем... привязанности мешают.Порочный круг разрывает одна Божья благодать.

Евгения Сулаева   30.12.2011 03:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Печалиться тоже великая мудрость...
Спасибо.
С уважением...

Елена Панферова   30.10.2009 16:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
[Цой В ]
Какой печалью был болен Виктор Цой? О чем или о ком тосковала его душа?
Было ли это "грызеньем сердца и смятением"? Или не удовлетворенное "желание отсутствующего блага". А может, тоска по Небу?
"Поэт в России больше,чем поэт"...Можно ли отнести эти слова к Виктору Цою, которого нет уже почти двадцать лет,но которого чтут и помнят,что для нашего времени подёнок совсем не мало.

Виктор Хохлов   29.10.2009 15:42     Заявить о нарушении
Без всякого сомнения, печаль по Небу...

Протоиерей Павел Великанов   29.10.2009 17:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Нет, г-н Великанов, наиболее глубокомысленый из колымских заключённых сталинского времени, Варлам Тихонович Шаламов строит совсем иную причинно-следственную цепочку, нежели Вы: не "выживали, поскольку верили во что-то", но "верили, поскольку имели физические силы жить". Цитирую прямо: "Именно в это время я стал понимать суть великого инстинкта жизни - того самого качества, которым наделен в высшей степени человек. Я видел, как изнемогали и умирали наши лошади - я не могу выразиться иначе, воспользоваться другими глаголами. Лошади ничем не отличались от людей. Они умирали от Севера, от непосильной работы, плохой пищи, побоев, и хоть всего этого было дано им в тысячу раз меньше, чем людям, они умирали раньше людей. И я понял самое главное, что человек стал человеком не потому, что он божье созданье, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что был он (физически) крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому" <…> "… жизнь арестанта – сплошная цепь унижений с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна. Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды. Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное. Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить. Всякое самоубийство обязательный результат двойного воздействия, двух, по крайней мере, причин".<…> "Возможностей было мало. Но здесь он будет умнее, будет больше доверять телу. И тело его не обманет. Его обманула семья, обманула страна. Любовь, энергия, способности – все было растоптано, разбито. Все оправдания, которые искал мозг, были фальшивы, ложны, и Андреев это понимал. Только разбуженный прииском звериный инстинкт мог подсказать и подсказывал выход. Именно здесь, на этих циклопических нарах, понял Андреев, что он кое-что стоит, что он может уважать себя. Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх. Не то что б он ничего вовсе не боялся, нет, моральные барьеры определились яснее и четче, чем раньше, все стало проще, ясней. Ясно было, например, что нельзя выжить Андрееву. Прежнее здоровье утеряно бесследно, сломано навеки. Навеки ли? Когда Андреева привезли в этот город, он думал, что жизни его две-три недели. А для того, чтобы вернулась прежняя сила, нужен полный отдых, многомесячный, на чистом воздухе, в курортных условиях, с молоком, с шоколадом. И так как совершенно ясно, что такого курорта Андрееву не видать, ему придется умереть. Что опять-таки не страшно. Умерло много товарищей. Но что-то сильнее смерти не давало ему умереть. Любовь? Злоба? Нет. Человек живет в силу тех же самых причин, почему живет дерево, камень, собака". Но все сказанное означает, по И.Канту, что человек бессмертен не объективно и даже не субъективно, - он бессмертен трансцендетально. С ув.,

Александр Ракоши-Шулецкий   29.10.2009 14:22     Заявить о нарушении
В. Франкл в "Человек в поисках смысла" утверждает прямо противоположное – из личного опыта.

Протоиерей Павел Великанов   29.10.2009 17:00   Заявить о нарушении
Да, но личный опыт В.Т.Шаламова много лучше отрефлексирован, как любил выражаться недавно ушедший из жизни Александр Моисеевич Пятигорский (а будет земля ему пухом!). С ув.,

Александр Ракоши-Шулецкий   29.10.2009 17:15   Заявить о нарушении
С чего Вы, уважаемый, взяли, что опыт В. Шаламова (очень мною уважаемого) много лучше отрефлексирован, чем опыт Франкла?

И, пардон, читали ли Вы Франкла, и ещё тысячу раз пардон, знаете ли, кто это такой?

Допустим, знаете. Но если кто несведующий забредёт в эту точку пересечения, вкратце:

Виктор Франкл - великий психотерапевт и один из величайших мыслителей ХХ века, ученик Фрейда, во многом - не стану говорить "превзошедший", но - развивший систему своего учителя, основатель Третьего Венского направления в психиатрии, которое сам он называл Логотерапией (т.е. буквально "лечение смыслом").

Во Вторую мировую Франкл три года провёл в Освенциме и Дахау - как Вы понимаете, не в качестве психиатра, поскольку был евреем. Он не только выжил сам, но и помог выжить десяткам других людей - прежде всего выжить морально, остаться людьми, не сломаться, не броситься на проволоку под током и т.п.

Его книга "Психолог в концлагере", которую он первоначально издал не за собственным именем, а под своим лагерным номером, с первого издания разошлась по всему миру и по сей день является одной из самых читаемых книг.

Там в частности Франкл опровергает один из тезисов своего учителя о том, что если поместить человека культурного и грубого в одни и те же нечеловеческие условия, оба они, будучи озабочены лишь одной проблемой - проблемой выживания, очень скоро станут одинаковыми.

Франкл пишет, что - да, было немало случаев, когда вроде бы интеллигентные (в цивильной жизни) люди зверели, черствели, опускались, но не меньше было случаев и обратных, когда те, от кого, казалось бы, никогда не ожидал, отдавали последний кусок умирающему от истощения соседу и т.п. И делает вывод: да, концлагерь срывал маски со зверей - но и со святых...

И, кстати, насчёт отрефлексированности. Знаете, я даже вполне могу согласиться с Вами. Очень даже может быть, что концлагерный опыт Варлама Тихоновича Шаламова много лучше отрефлексирован, чем концлагерный же опыт Виктора Франкла. Потому что Франкл (как он и сам признаёт) выжил во многом благодаря ещё и тому, что старался меньше заниматься собой, любимым, а больше внимания уделять всё-таки окружающим. И один из основных принципов логотерапии - ДЕрефлексия.
Мы слишком много рефлексируем, в каждом сидит свой Вассисуалий Лоханкин. Собственно, это одна из форм эгоизма, эта бессовестная совестливость, безжалостная жалостливость, безумное мудрствование и т.п. - весь "джентльменский набор" российского интеллигента... Большинство русских интеллигентов потому и сгинули очень быстро в ГУЛАГе, что слишком были зациклены на себе - менталитет у нас такой...

Впрочем, последнее ни в коем случае не относится к Варламу Шаламову, человеку исключительно честному, мужественному и мудрому. Если бы он занимался исключительно собой, то не выжил бы, а кабы выжил - не донёс бы до нас таких ярких портретов, таких сильных картин, таких глубоких мыслей. Кстати, и в приведённом Вами отрывке я бы выделил вот это: "Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал ни на следствии, ни в лагере. Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх..." - разве это животное начало? и разве не оно даёт Андрееву моральные силы для того, чтобы выживать дальше - хоть ему и кажется, что по-животному?..

С уважением

Николай Пинчук   30.10.2009 16:44   Заявить о нарушении
Уважаемый г-н Пичук!
Сравнение этих двух опытов - Шаламова и Франкла - едва ли правомерно. Во-первых, ввиду того, что в Европе не бывает долгих зим с морозами под минус пятьдесят и всегда есть реальная надеждада на успешный побег, так как от населенных мест, а значит и от возможных групп сопротивлеия режиму, лагерь не отделён пятисот километровой полосою безлюдной и дкой таги или тундры, как оно имеет место в России. Во-вторых, немцы, в силу своей патологической опрятности, всегда борлись с вшивостью свох заключёных. Отец мой сидел сперва там, а затем здесь, говорил, что условия сталнского гулага были значительно тяжелее немецких концлагерей. С ув.,

Александр Ракоши-Шулецкий   30.10.2009 17:53   Заявить о нарушении
Вот не поверите, но я предполагал, что Вы мне примерно так и ответите.

Глубоко преклоняясь перед Вашим отцом, я позволю себе заметить: он как человек сильного духа может оперировать сравнениями вроде - да, в немецком концлагере было легче, чем в гулаге, потому что там теплее и вшей меньше. Но для подавляющего большинства из нас любой концлагерь - запредельная нагрузка, причём нагрузка не столько физическая, сколько психическая. Вы как инженер наверняка хорошо знаете математику, и отлично понимаете, что бесконечность, умноженная на два (три, десять, да хоть тысячу), равна той же бесконечности. И то, что для Вашего отца поддаётся сравненительному анализу - для нас одинаково катастрофично, бесконечно катастрофично.

Наверное, глупо теперь говорить, что, дескать, если бы Франкл оказался не в Освенциме, а на Колыме, он бы и там выстоял (не обязательно выжил, но - выстоял). Наука, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Но лично я нисколько в этом не сомневаюсь.

Потому что дело всё-таки не в месте, а в Человеке. Кто-то проходит нацистские и сталинские концлагеря, а кто-то вешается от того, что живёт в коммуналке без удобств, и никаких перспектив на улучшение жилусловий не предвидится. Хотя на самом деле на табуретку его ставит не отсутствие персонального санузла как таковое, а тотальное ощущение полной безнадёги и бессмысленности дальнейшего бытия. Ницше писал: "Человек, у которого есть ЗАЧЕМ, может вынести любое КАК".

Николай Пинчук   30.10.2009 19:59   Заявить о нарушении
Уважаемый г-н Пинчук!
Вы не находите, что ситуация в нашем с Вами дисскурсе сложилась патовая? Поскольку, если две или более бесконечности не подлежат сравнению, и сослагательное наклонение применительно к событиям прошлого, ни коим образом не научно, то скажите, как можно доказать, что это "зачем" Ницше именно объективно, а не трансцендентально в кантовском смысле термина "трансцендентальный"? С ув.,

Александр Ракоши-Шулецкий   30.10.2009 20:35   Заявить о нарушении
Во-первых, доброе утро (у нас с вами 7 часов разницы во времени).

Во-вторых, по Вашему вопросу. Я полагаю, что это самое "ЗАЧЕМ" может быть и трансцендентальным (я живу, потому что так надо, чтобы я жил - не я это придумал, не мне отменять), и субъективным (я живу, потому что мне нравится жить, несмотря ни на что - "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"), и объективным (я живу, потому что должен поставить на ноги ребёнка, написать роман, построить дом, посадить дерево и т.д.). Лично я не вижу противоречия между этими тремя категориями. Вопрос лишь в том, какая из них для каждого конкретного человека является наиболее актуальной.

В приведённом Вами примере - да, пожалуй, именно трансцендентальный мотив определяет выживание героя (поскольку все объективные перспективы в концлагере теряются, а субъективные ощущения - резко отрицательны).

Но, кстати, Франкл помог многим выжить именно через поиск и нахождение объективных причин для этого. Поскольку не в каждом одинаково сильно чувство трансцендентального, а конкретные, объективные "зачем", будучи найденными, способны оказать значительную моральную поддержку.

Николай Пинчук   31.10.2009 04:06   Заявить о нарушении
Уважемый господин Пинчук! Я отвечу Вам цитатою из замечательного стихотворения одного из немногочисленных своих любимых поэтов, что прочёл вчера вечером перед сном:

"Как глаз на расползающийся мир
Свободно налагает перспективу
Воздушных далей, облачных кулис
И к горизонту сводит параллели,
Внося в картину логику и строй,—
Так разум среди хаоса явлений
Распределяет их по ступеням
Причинной связи времени, пространства
И укрепляет сводами числа.

Мы, возводя соборы космогоний,
Не внешний в них отображаем мир,
А только грани нашего незнанья.
Системы мира — слепки древних душ,
Зеркальный бред взаимоотражений
Двух противопоставленных глубин.
Нет выхода из лабиринта знанья,
И человек не станет никогда
Иным, чем то, во что он страстно верит.

Так будь же сам вселенной и творцом,
Сознай себя божественным и вечным
И плавь миры по льялам душ и вер.
Будь дерзким зодчим вавилонских башен
Ты, заклинатель сфинксов и химер".

(Максимилиан Волошин. Космос)

С огромным уважением к Вашему уму,

Александр Ракоши-Шулецкий   31.10.2009 12:47   Заявить о нарушении
Спасибо за стихотворение. Максимилиан Волошин - мой любимый поэт.

Моему уму Вы сделали комплимент, но и за это спасибо.

Ну а что касается несовершенства наших моделей - это вне всяких вопросов. Любая модель - найденная нами "истина" - отражает (с большей или меньшей точностью) лишь часть Единой Истины, и поэтому область применения любой модели весьма ограничена.

С уважением и благодарностью за содержательную дискуссию

Николай Пинчук   31.10.2009 14:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Спасибо. Ваши слова заставили еще раз посмотреть в свое сердце. И просить Господа избавить от пристрастия к земному. Именно приСТРАСТИя. Возлюбить Христа ВСЕМ своим сердцем.

Олеся Гончарова   29.10.2009 12:35     Заявить о нарушении
Как радостно находить на прозе.ру авторов, любящих нашего Спасителя!!!!

Олеся Гончарова   29.10.2009 12:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Очень интересное и нужное разъяснение.Стало понятнее, почему даже в печали дается спокойствие. Спасибо Вам!
С поклоном,
Раиса Коротких

Раиса Коротких   29.10.2009 10:32     Заявить о нарушении
Не люби никого, не жалей, не привязывайся даже к самым близким и тогда не будет страдания- так кажется в индийской философии? Очень трудно принять Ваше рассуждение. Печаль может быть и по Богу.
С уважением Ольга Голубь.

Ольга Голубь   29.10.2009 12:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Уважаемый Отец Павел, прежде всего хочу отметить, что Вы находитесь в списке избранных авторов.

Меня глубоко возмущает фраза 'Красный террор' и вся рекламная шумиха вокруг этого брэнда.
В Советское время количество заключенных во всём СССР было меньше, чем сейчас в России. Это несколько лет назад по ртр была сводка госкомстата. И я ей вполне верю, потому что знаю лично многих людей того времени. И Вы, уверен, тоже знаете.
Такого количества криминальных преступников, как сейчас, в Советское время не было.
А какой террор идёт сейчас? Пенсионеров сживают со света, детей превращают в быдло и проституток! И вместо того, чтобы говорить про 'сейчас', Вы коллаборационируете хору предателей и воров, которые сейчас под осанны высших иерархов РПЦ и РПЦЗ ругаете Советскую власть! Да, было много плохого в то время, но то, что сейчас- в тысячи и тысячи раз хуже!
Вам должно быть стыдно, Вы же священник!

Марк Игоревич   29.10.2009 08:31     Заявить о нарушении
Поддерживаю...Ему, о. Павлу, выгодно говорить про ту войну, направленную против эгоизма, а не про эту -

"Итоги капитализма 2008 года в Санкт-Петербурге:
Рождаемость:
47 475 новых человеческих жизней за год.
Смертность:
66 900 умерших людей за год.
Неопознанные трупы:
2 000 человеческих тел за год (в основном - бывшие бездомные люди)
Наркомания:
1 082 зарегистрированных человека за год.
СПИД:
38 000 ВИЧ-инфицированных всего.
Безработица:
14 400 зарегистрированных человек за год.
Преступность:
81 865 зарегистрированных преступлений за год.
Коррупция:
982 поступивших сообщения за год, по которым возбуждено 179 уголовных дел (148 лиц привлечено к уголовной ответственности).
Бездомные:
730 человек зарегистрировано за год, из них 153 ребенка до 14 лет. Всего в благотворительном фонде «Ночлежка» зарегистрировано около 10 000 бездомных людей, из них 10 процентов с высшим образованием, 57 процентов со средним и средним специальным. В 1996 году, по данным фонда "Ночлежка", в городе Санкт-Петербурге было около 54 тысяч бездомных людей (по переписи 2002 года около 28 тысяч).
Еще не бездомные:
705 обманутых участников долевого строительства - "дольщиков", которые могут пополнить ряды бездомных". О.Юрьев - http://proza.ru/2009/03/10/733

...направленную на кого???

Олег Юрьев   29.10.2009 10:12   Заявить о нарушении
Вы взяли себе псевдоним Уриилъ, очевидно,зная, кто это.Но вы его не оправдываете. Кроме злопыхательства и разжигания вражды я пока от вас ничего не слышала. Даже если один невинный осуждённый стенал и страдал в то время, уже статья О.Павла имеет смысл. Она учит даже в настоящее страшное время(а по многим признакам оно последнее),когда беззакония переполнили мир,не обличать и кидаться грудью на амбразуру, как вы,а не позволять унынию и печали взять верх над человеком,а вполне уповать на Того, кто силен избавить от невзгод, но медлит, не потому, что не хочет, а долготерпит. Я это написала, ни капли не сомневаясь, что вы не прислушаетесь, потому что,как стая цепных псов, вы отслеживаете каждое выступление о.Павла. А ведь сегодня даже Хельги Нордкап молчит, потому, что эта статья чисто житейская, затрагивает потаённые струны человеческого бытия, и от печали и горя никто не убережётся. Не Огонь очищающий и наполняющий душу знанием вы несёте, а только дым, что застит свет. А Архангел Уриилъ по Библии несёт этот Божественный Огонь.

Ольга Кострыкина   29.10.2009 11:04   Заявить о нарушении
Уважаемая Ольга, я со вниманием отношусь к творчеству Отца Павла Великанова. Что-то мне нравится, что-то нет. Соответственно я и пишу. Если Вы, как и я, внимательно читаете дискуссии посетителей, то помните сову2002...
Я считаю необходимым не злопыхать, как Вы выразились, а обратить внимание не на то, что было плохо, а то, что есть хуже.
И брэнд Красный Террор сейчас используют для отвлечения внимания от бедственного, чудовищного положения России СЕЙЧАС И ЗДЕСЬ. Всякая последующая власть стремится опорочить предыдущую. Цель такого действия - возвысится в мнении народа не путём констуктивных действий, а путём порока и обмана, унижения предшественников. И каждый, кто поднимает модную и востребованную идею о 'плохой Советской власти' поддерживает происходящее без-образие. Коллабориционизм.
Вот если бы Отец Павел одинаково описал и прошлое и настоящее, моя рецензия была бы другой.

Марк Игоревич   29.10.2009 12:28   Заявить о нарушении
Прошу прощения за опечатку. Коллаборационизм.
Ещё раз хочу подчеркнуть следующие факты:
1. ДА, в Советское время были проблемы.
2. Сейчас всё гораздо хуже
3. Говорить про 1. и не говорить про 2. значит помогать тем, кто делает 2.

Сейчас построили и храмы и священники общаются с людьми и лично, и по телевидению, и интернету. Духовности пока меньше, чем в Советское время...
Зайдите часов в 8-9 в Московское метро. Там Вам покажут...духовный мир в красках и лицах...
Необходимо говорить и обсуждать и 1. и 2. без перекосов в сторону 1. Не витать в облаках, оставляя без внимания ситуацию сейчас.
Я не ожидал такого от протоиерея.

Марк Игоревич   29.10.2009 12:40   Заявить о нарушении
Да, чуть не забыл. Относительно долготерпения и не бросания на амбразуру - скажите это миллионам погибшим на войне, скажите это Иисусу, когда он опрокидывал торговые ряды в храмах...

Марк Игоревич   29.10.2009 21:12   Заявить о нарушении
Если, дорогой Совушка, это доставит тебе радости, и ты станешь чуть менее истеричным, что ж, я согласна и попозориться. Так ворвался, что я уж подумала "Пожар"!Поберегись,а то на этой неделе магнитные бури,как бы чего не вышло.

Ольга Кострыкина   29.10.2009 22:51   Заявить о нарушении
А вы, Уриилъ, только имя его произнесли, он тут как тут, Ванька-Встанька.Есть такой смешной эпизод в каком-то фильме. Все вокруг шикали, чтобы кого-то не разбудить. И вот неосторожно разбудили. Он с воплем:"Меня будить?" как даст по башке самому главному. Вот так и Сова, мне так сейчас смешно. Точно похоже.

Ольга Кострыкина   29.10.2009 22:58   Заявить о нарушении
А, Сова, дарова-дарова...
Тряпка,швабра... Эх, Сова, ну что ж за фантазия...
У придворного шута шутки должны быть интереснее. У Вас - могут быть. Но нету. Почему? Аудитория - плебс, не достойный внимания? Добиваетесь аудиенции? Смыл? Гордость, самолюбие, тщеславие? Или что-то ещё? Вы здесь прям поселились? Весело.

Марк Игоревич   29.10.2009 23:10   Заявить о нарушении
Помню, в 3 классе со мной за одной партой мальчик сидел Коля Сачков, такой был тихий,спокойный, девочек никогда не обижал, а я ему списывать давала. Его мама чудные пирожки пекла. так вот я за письмо и математику по пирожку ела. Счастливое время. Где ты, Коля Сачков? Сова, а у вас ус отклеился.

Ольга Кострыкина   29.10.2009 23:17   Заявить о нарушении
Нет, Сова, совсем даже к месту. Вспомнил изменения ощущений при переходе от Вашего диалога с посетителями к диалогу с Павлом Великановым. И как ни странно, сейчас уже рад Вас видеть... А вежливость - такая же маска, как у Вас - ироничного шута. Небось девчонок в школе дразнили и за косички дергали? ;)
А сейчас нас дразните...
Кстати, я Марк. А Вы?

Марк Игоревич   29.10.2009 23:51   Заявить о нарушении
Прекрасно! Рад знакомству, Владимир!

Марк Игоревич   30.10.2009 18:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Печаль» (Протоиерей Павел Великанов)

Верит ли человек в Бога или нет, но в тяжелейшие моменты жизни он находит Его частичку в своем сердце...

Александр Матющенко   29.10.2009 08:06     Заявить о нарушении