Рецензии на произведение «Об огнестрельном оружии украинских казаков»

Рецензия на «Об огнестрельном оружии украинских казаков» (Вадим Добрянский)

Вадим!

Только что наши пацаны с металлоискателями раскопали в поле какое-то примитивное короткоствольное огнестрельное оружие и попросили меня идентифицировать его, так как на сайте копателей все в недоумении и нет комментариев, только лайки. Все понимают, что нашли что-то интересное, но нет специалистов по такому древнему оружию.

Щас я спрошу у пацанов информацию для поиска фото. Вот она:

Фейсбук. Александр Ткачёв. (Херсон) Фото выложено на его стене.

Вадим, будьте другом, ответьте мне, пожалуйста, а если есть возможность, то и Александру Ткачёву. По фото и Вашим описаниям - это кий железный.

П,С, В личке можем обменяться телефонами.

Рой Рябинкин   29.01.2020 19:02     Заявить о нарушении
Вадим,ВЫ здесь?

Рой Рябинкин   29.01.2020 19:04   Заявить о нарушении
Вадим, отзовитесь! Есть интересная инфа от копателей!

Рой Рябинкин   06.02.2020 15:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Об огнестрельном оружии украинских казаков» (Вадим Добрянский)

Спасибо за экскурс! Бросилась в глаза забавная деталь - сейчас калибр больше 23 мм официально считается артиллерией. Вот так! С уважением,

Иван Таратинский   13.07.2015 18:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Об огнестрельном оружии украинских казаков» (Вадим Добрянский)

- Задача охранника - охранять пистолет!
- Зачем число "пи" охранять и почему так долго?!

Семён Юрьевич Ешурин   15.02.2012 21:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Об огнестрельном оружии украинских казаков» (Вадим Добрянский)

А я-то думала, что казаки до начала 20 века с шашками наголо носились, истребляя все на своем пути. "Пуля-дура, штык молодец", и все такое...
А левантийский пистолет чем-то отличается от мушкета? Выглядят одинаково...

Ульяна Варт   12.02.2012 13:38     Заявить о нарушении
Да, Ульяна, отличается и существенно: любой пистолет это короткоствольное оружие, а мушкет – это уже полноценное ружье (c длинным стволом) .

Вадим Добрянский   13.02.2012 04:53   Заявить о нарушении
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/111697/ - по этой ссылке можно увидеть изображение мушкета.

Вадим Добрянский   13.02.2012 04:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Об огнестрельном оружии украинских казаков» (Вадим Добрянский)

Интересная статья.
Но вывод напрашивается сам собой - как и у любого развитого банд-формирования оружие казаков было трофейным и очень разнообразным (пока они не перешли в категорию реестровых - но это случилось намного позже).

С уважением.


Евгений Солнцев   12.02.2012 10:00     Заявить о нарушении
Сформулируй мне сейчас юридическое определение термина "банд- формирование" , Солнцев, чтоб вот так кидаться словами, оскорбляя национальное достоинство Украины.
Абсолютно без уважения,

Владимир Узюма

Владимир Узюма   12.02.2012 11:25   Заявить о нарушении
Обижаются на правду. Это аксиома.

С уважением.))))

Евгений Солнцев   12.02.2012 14:35   Заявить о нарушении
Спасибо за положительный отзыв, Евгений. Но я вынужден немного не согласиться с Вами. Определенное разнообразие с оружием было и у реестровиков тоже. Унификация огнестрельного и холодноного оружия по образцам происходит вначале в регулярной армии да и то, в основном с 18 века... Запорожские казаки с этим еще не успели столкнуться вплотную, а вот казачьи войска Российской империи в 19-20 вв - да. Еще мне кажется, что Вы несколько категоричны в проведении параллелей между казаками и банд-формированиями... С уважением

Вадим Добрянский   13.02.2012 05:28   Заявить о нарушении
И в современных армиях не запрещено (особенно во время ведения боевых действий) пользоваться трофейным оружием, но оно не является штатным. У казаков такого понятие как штатное вооружение небыло в принципе.
Казаки воевали со всеми - русскими (Богдан Хмельницкий с польским войском чуть ли не Москву ходил брать)))), поляками, османами и так же заключали с ними военные союзы. В Европе (куда казаки тоже не раз забредали) их функцию выполняли скорее всего ландскнехты.
Можно ли назвать их банд формированием? Думаю, что да, а насчет жестокости казаков прочтите хотя бы книгу "Уманская резня", да и в легендарном "Тарасе Бульбе" есть весьма характеризующие моменты... Даже в то жесткое время они..., как бы это поделикатнее сказать - перегибали палку))))

Это мое мнение. Поклонникам украинской государственности оно может не нравиться - и это их законное право. Я его уважаю.
Мы живем в толерантном мире - разве не так?))))

С уважением.

Евгений Солнцев   13.02.2012 10:47   Заявить о нарушении
Евгений! Я уважаю Ваше мнение и местами даже и согласен с ним. Но некоторые замечания или уточнения у меня все же есть… Вот Вы пишите, что «в современных армиях не запрещено (особенно во время ведения боевых действий) пользоваться трофейным оружием, но оно не является штатным. У казаков такого понятие как штатное вооружение небыло в принципе». Я и не отрицаю этого, говоря об «определенном разнообразие с оружием …у реестровиков» я это и имел ввиду, но если мы говорим о казачьих формированиях 19-нач. 20 вв, то у них штатное оружие уже было (например шашки образцов 1838 и 1881 гг).
Можно ли назвать казаков бандформированием? Я считаю, что как бы мы к казакам не относились сегодня, идеализировали их или же, напротив, ненавидели, но назвать их бандформированием все равно нельзя по ряду причин. Во-первых, сам термин «бандформирование» - современный и применялся (и применяется) для нынешних реалий. Во вторых, этот термин подразумевает «незаконное вооружённое формирование». А разве запорожцы были незаконным формированием? Нет, они в разное время формально подчинялись королю и царю и официально назывались «Войском Его Королевской Милости Запорожским», а с сер. 17 в и «Войском его царского величества Запорожским». Казацкий предводитель первой половины 17 в документах назывался даже starszym Jego Krolewskiej Milosci Wojska Zaporozkiego.
То, что казаки «воевали со всеми - русскими (Богдан Хмельницкий с польским войском чуть ли не Москву ходил брать)))), поляками, османами и так же заключали с ними военные союзы» - это все верно. Но эти все вещи не происходили стихийно и спонтанно: с русскими казаки воевали и даже на Москву ходили потому, что на тот момент признавали власть польского короля, с османами они воевали так, как это было одно из направлений внешней политики польского и русского правительств, которым казаки в разное время формально подчинялись (правда, для походов против турок и татар с ногайцами у казаков были и иные мотивы). Кстати, под Богданом Хмельницким Вы, наверно, гетмана Сагайдачного имели ввиду, который действительно в составе польской армии воевал с Московским государством.
По поводу жестокостей казаков не буду кощунствовать – было. Перегибали ли они при этом палку – я не знаю, сведения источников весьма противоречивы. Да и вообще я не понимаю, что значит перегибали палку или не перегибали – жестокость, есть жестокость, ее в любом случае сложно оправдать. Но справедливости ради скажу, что и польская шляхта сложа руки не сидела и поступала также – времена были такие, видимо жестокость тогда была обычным явлением… Кстати, Евгений, «весьма характеризующие моменты» есть не только в литературном произведении "Тарас Бульба". Еще при жизни Богдана Хмельницкого в 1653 году в Венеции была издана книга «Пучина бездонная». Автор этой книги, раввин Натан Ганновер, подробно рассказывает в ней о том, как Освободительная война под предводительством Хмельницкого отразилась на еврейском народе. В этой книге даже сами разделы носят характерные, говорящие сами за себя названия: «Вот какие бедствия причинил Наливайко (да будет стерто его имя)», «Вот какие бедствия причинил Павлюк (да будет стерто его имя)», «А теперь я перейду к описанию бедствий, причиной которых был Хмель (да будет стерто его имя) на Руси, Литве и Польше в 5408, 5409, 5410, 5411 и 5412 гг. (1648–1652)» и т.д. В книге довольно подробно (с перечислением количества жертв) рассказывается о жестокостях казаков и православного украинского населения в конкретных еврейских общинах Речи Посполитой. Например, рассказывая о бедствиях Немировской еврейской общины Ганновер пишет такое: «в крепость ворвались казаки с обнаженными мечами и с ними горожане, вооруженные саблями, копьями и косами, а частично только пиками, и убили множество евреев. Женщин и девушек они насиловали по произволу своему. Некоторые женщины и девушки, желая себя спасти от осквернения нечестивыми, прыгали в водяные рвы, что возле крепости, и топились. Так же и многие мужчины, умеющие плавать, бросались в воду, и плавали в ней, надеясь таким образом спастись от резни, однако православные бросились за ними вплавь с саблями и копьями, и убивали их в воде, а часть православных стреляла в них из ружей — и убивали их до тех пор, пока вода не стала красной от крови убитых». Да, непривычно и неприятно читать такое о казаках, в особенности после Яворницкого, Апанович и Голобуцкого, которые идеализировали их в своих работах… Но это было: были и славные страницы казацкой истории (противостояние турецко-татарской агрессии и т.д.), а были и такие вот - бесславные… Я считаю, что мы сегодня в любом случае должны быть максимально объективны при оценке того или иного события, явления, а не вдаваться в разные крайности.
Я тоже очень надеюсь на то, что мы действительно живем в толерантном мире.
С уважением

Вадим Добрянский   14.02.2012 16:59   Заявить о нарушении
Вадим, все верно, но проведем параллель.
Вторая мировая война. Войска СС официально - это отборные части нацистской Германии. Но кроме того это карательные отряды, выполнявшие абсолютно бесчеловечные приказы своего командования. Но у ни БЫЛИ приказы, которые они ОБЯЗАНЫ БЫЛИ выполнять (Казакам никто и никогда таких приказов не давал). Несмотря на это СС признана преступной организацией во всем мире.
Над казачеством никто не проводил подобных процессов, а может и зря? По части жестокости, бесчеловечности и вероломства тем самым СС было у них чему поучиться...

С уважением.

Евгений Солнцев   14.02.2012 18:04   Заявить о нарушении
Евгений! Цитируя Ганновера и соглашаясь с тем, что жестокости были, я вовсе не хотел подталкивать Вас к иной крайности – к сравниванию казачества с СС (SS). Я просто хотел быть максимально объективным, но как вижу переусердствовал в этом своем стремлении. Что касается SS, то я полностью солидарен с той оценкой, которую Вы дали этой организации. Но при этом я совершенно не вижу никакого повода проводить параллели между SS и запорожским казачеством!!! Во первых, это некорректно хотя бы потому, что обе структуры существовали в разных исторических эпохах, во вторых, запорожские казаки никогда не считались элитой в Речи Посполитой, не выполняли функций королевской гвардии и тем более не использовались в качестве карателей против цивильного населения. И в третьих, если говорить об Уманской резне (упомянутой Вами в предыдущем сообщении от 13.02.2012) и о Хмельниччине (упомянутой уже мною), то в этих эпизодах есть множество разных нюансов, которые также следует принимать во внимание. В первом случае в насилии над гражданским населением виновно не Войско Запорожское, а конкретно гайдамаки. Да, в состав гайдамацких отрядов входили и запорожцы, но само руководство Сечи не поддерживало гайдамацкое движение. Даже Семен (Шимон) Дубнов в своей «Краткой истории евреев» пишет, что движущими силами, участниками «Коліївщини» были «гайдамацкие дружины и взбунтовавшиеся крестьяне», но не Войско Запорожское. Официально Запорожская Сечь была против Гайдамаччины, хотя, конечно, сечевая голота сочувствовала гайдамакам . К тому же гайдамацкое движение иногда задевало интересы и самой Сечи. Так, например, в 1750-х гг запорожцы вынуждены были даже воевать с гайдамаками: по приказу кошевого атамана тогда еще войсковой осавул Калнышевский совершил рейд против гайдамацких отрядов в район р. Буг. Кстати, в самой Запорожской Сечи «гайдамаками» называли тех, кто не подчинялся власти кошевого атамана. Возвращаясь же к жестокостям гайдамаков и украинского населения замечу, что всплеск народного гнева был спровоцирован и вызван далеко не желанием просто пограбить, был еще целый ряд объективных причин. Но это уже отдельная тема для разговора… Если же говорить конкретно об Уманской резне, то и сегодня еще хватает неясностей и противоречий по этому поводу. Например, в авторитетном источнике «Opisanie kleski Humanskiej i calej Ukrainy, w roku 1768 poniesionej» в рассказе о взятии гайдамаками Умани написано: «Здесь погиб пан губернатор уманский Младанович с женою и детьми; одну дочь eгo четыре раза поразили копьем». Но мы сегодня точно знаем, что один из гайдамацких вождей, Гонта, спас от расправы двоих детей Младановича: дочь Элеонору (в замужестве Кребс) и сына Павла. Это только один из примеров того, как источники освещали гайдамацкое движение. Полагаю, что неточности и преувеличения могут касаться и других эпизодов «Коліївщини». Кстати, о Гонте: помимо детей Младановича он спас от расправы еще несколько семейств Умани. Но когда Гонта приказал пощадить эконома Скаржинского (по словам Тучапского), то произошло непредвиденное: крестьяне не послушались приказа и убили эконома выстрелами из толпы. Как видим, не был Гонта извергом, этот образ из него сознательно лепили – причем все, даже наши: вспомним, например, знаменитый эпизод убийства Гонтой своих детей из поэмы Тараса Шевченко. Что же касается приговора Гонте, то он просто поражает своей жестокостью: «Казнь должна продолжаться 14 дней; в течении первых десяти палач должен ежедневно снять с его спины полосу кожи, в 11-й день отрубить обе ноги, в 12-й обе руки, в 13-й вырвать сердце и наконец в 14-й отрубить голову. Затем части его тела должны быть прибиты к виселицам, воздвигнутым в 14 городах Украины». Я не знаю какую фантазию нужно было иметь, чтоб такое придумать, даже для того времени это было бесчеловечно. Видимо Гонту решили казнить за все преступления гайдамаков вместе взятых, иначе это просто не объяснить никак… Кстати, Ксаверий Браницкий, которому было поручено руководить расправой над гайдамаками, никакого удовольствия от этой своей обязанности не испытывал. Он даже написал королю по этому поводу: «окрестные помещики и евреи постоянно меня осаждают, советуют четвертовать, жечь, сажать на кол, вешать без милосердия, только и слышу: «казни! распни»! Я объясняю, что только часть виновных прикажу казнить, остальных же отправлю для крепостных работ и для устройства мостовых в городах; но они продолжают настаивать».
Если же говорить о временах Хмельниччины, то и здесь тоже есть свои нюансы. Восстание Зенобия Богдана Хмельницкого всколыхнуло всю Украину: в это время к запорожским казакам примкнуло множество разного люда. И они тоже называли себя казаками, хотя действовали зачастую сами по себе. Особенно сильно они активизировались после заключения Белоцерковского договора. Источники сообщают о том, что гетман Хмельницкий боролся с этим явлением намереваясь остановить насилие. Известно, что пытаясь навести порядок Хмельницкий приказал казнить несколько человек. Точно установлено, что cреди них были корсунский полковник Лукьян Мозыря, миргородский полковник Матвей Гладкий и паволочский наказной полковник Адам Хмелецкий. По словам Костомарова, помимо казни этих полковников по приказу гетмана “в ріжних місцях України, почасти засудом … комісії, почасти волею гетьмана рубали голови, вішали, сажали на палю”.
Так что, как видим у казачества и времен Хмельниччины и времен Гайдамаччины да и вообще нет ни малейшего сходства с эсесовцами…

С уважением

Вадим Добрянский   17.02.2012 04:33   Заявить о нарушении
"...Так что, как видим у казачества и времен Хмельниччины и времен Гайдамаччины да и вообще нет ни малейшего сходства с эсэсовцами…"

Полностью с Вами согласен. Ни малейшего.
Эсэсовцы выполняли приказы. Это были преступные приказы, но им их отдавало государство. На момент исполнения приказов войска СС не были преступной организацией, и стали таковой только после поражения в войне. Поэтому войска СС можно назвать преступниками (хотя и это спорно - ведь судили их по праву сильного), но не бандитами, в отличии от казаков которые изначально действовали исходя ненависти или поиска наживы. Сравнение этих двух формирований далеко не в пользу казаков.

С уважением.

Евгений Солнцев   17.02.2012 23:28   Заявить о нарушении