Рецензии на произведение «Рассказ о фронтовом учении»

Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Был я в командировке на Шумерлинском комбинате автофургонов (это в Чувашии). Там и изготавливают такие кунги. А во время войны делали планеры для десанта.

Владимир Островитянин   14.10.2016 00:30     Заявить о нарушении
Да, такие кунги - удобное пристанище для офицеров на учениях и командировках.

Юрий Ткачев   31.10.2016 21:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Всегда сомневался, бывал ли какой-то толк от подобных учений, но галочка поставлена, а значит план выполнен.
А КУНГ («кузов унифицированный нормальных габаритов») хорошо помню; когда служил в Белоруссии, на КУНГе мы ежедневно по утрам из жилого городка ехали в позиционный район, а вечером на нем же возвращались. В пути, чтобы убить время, играли "в слова". Не доезжая до военного городка, в поселке, часть офицеров покидала КУНГ под предлогом посещения почты, парикмахерской, ателье, а фактически, чтобы остограммиться в шинке.
Вот видишь, Юра, какие воспоминания навеял на меня КУНГ.
Пока
Вадим

Вадим Прохоркин   16.11.2012 10:49     Заявить о нарушении
Толк у армейцев был, это нас тут подключили, как представителей от флота (вот тут точно, для галочки).Вот мы дурака и валяли, расслаблялись. С улыбкой,

Юрий Ткачев   16.11.2012 06:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Хороший опыт.
И требует распространения.
В Российской армии.
( с дружеской улыбкой)

Валерий Ковалевъ   18.10.2012 20:39     Заявить о нарушении
Точно, Ванико! Будем внедрять!

Юрий Ткачев   19.10.2012 07:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Хорошо, вспоминаются молодые годы. Всех благ.

Валерий Сизов   10.02.2012 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий.

Юрий Ткачев   11.02.2012 10:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Здравствуйте, Юрий. С большим интересом прочитал Ваш рассказ. Я в детстве очень хотел стать моряком, занимался в военно-морском клубе, вместе с другом Юрием Павловичем (?) Замятиным хотел попасть в Клайпедское мореходное училище, учиться на штурмана дальнего плавания. Он попал, а меня не пропустили медики. Это было в 1952 году. Вскоре след его потерялся. Вам не приходилось слышать о нем или встречаться с ним? И еще вопрос. За ответом на него мне посоветовал обратиться к Вам наш коллега по Проза.ру - Ванико. В нашем городе Полевском Свердловской области родился будущий вице-адмирал Виктор Михайлович Храмцов. Прочтите о нем на моей странице очерк "Дорога на полюс". В позапрошлом году его прах привезла из Санкт-Петербурга в Полевской его вдова Галина Васильевна и мы похоронили его в одной могиле с матерью. Мне хочется написать о нем хотя бы небольшую книжку. В 1963 г., почти сразу после окончания училища, штурман В.М. Храмцов вывел советскую АПЛ на Северный полюс. На ТОФ он командовал дивизией АПЛ. Если Вам доводилось встречаться с ним или с его погибшим сыном - кап-3, командиром АПЛ Александром Викторовичем Храмцовым, напишите мне о них, пожалуйста. Всего доброго Вам в 2012 г. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   03.01.2012 21:05     Заявить о нарушении
Добрый день, Алексей! Во-первых поздравляю с наступившим Новым Годом. Дай Бог, чтобы каждый его день приносил Вам только хорошее. И, конечно, успехов в творчестве. На Ваш вопрос по поводу вице-адмирала Храмцова, скажу одно - это был очень честный и порядочный человек. Я не подводник, а надводник. То есть на атомных лодках не служил. В то же время приходилось их спасать. Виктора Михайловича я знаю по атомной аварии в бухте Чажма, когда по разгильдяйству перезагрузочной команды (царство им всем небесное!) взорвался реактор на АПЛ К-431.Это было 10 августа 1985 года. Я в то время был флагманским химиком 34 бригады спасательных кораблей и судов, поэтому принимал непосредственное участие в ликвидации последствий этой радиационной катастрофы - ходил на лодку мерять через каждые четыре часа радиоактивный фон, развертывал санпропускники и посты дозиметрического контроля. В Чажму я попал 12 августа - пришел из Владивостока на спасательном судне "Машук". Дальнейшее своё участие я описал у себя на Прозе.ру "Флот-это не только байки". А вот Виктор Михайлович был там через час после аварии, и первым стал организовывать спасательные работы. Если бы не его четкие команды, то лодка бы затонула прямо у пирса в заводе. Под ней было более 10 метров воды. С ней бы утонули разрушенные при взрыве реакторы и радиацифя была бы долго т тех местах, как сейчас зона Чернобыля. Лично с ним я не встречался. У меня был свой фронт работ, у него более глобальный. Как командующий дивизией Храмцов руководил спасательными работами. Видимо он получил большую дозу облучения, но сколько вряд ли сам это знал, как и все мы. В первые два дня факт аварии скрывали от всех, говорили, что там произошел пожар. От общественности вообще этот факт скрыли.А Храмцова обвинили в этой аварии, надо же было кого-то наказать. Только в 1991 году об этой "неизвестной" аварии опубликовали в газете "Труд". Обязательно прочитаю о нём ваш рассказ "Дорога на полюс". К сожалению его сына я не знал. А почему погиб его сын? На К-431 в списках погибших его нет. С уважением,

Юрий Ткачев   04.01.2012 08:57   Заявить о нарушении
Если Вы собираетесь писать о Викторе Михайловиче книгу, то Вам, Алексей, можно заглянуть и сюда. Это о его участии в ликвидации аварии в Чажме.
Я нашел этот материал в Интернете http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/34131
Скопируйте ссылку в браузер и щелкнете Enter

Юрий Ткачев   04.01.2012 09:27   Заявить о нарушении
В первом классе я учился на Урале, город Реж. Там работал мой отец. До сих пор помню много снега, мороз, раскалённую баньку в огороде. И хвойный лес, куда отец брал меня на охоту. Для этого он сделал специально для меня маленькие лыжи.Сейчас живу на Кубани. Январь, снега нет и плюс восемь тепла :((

Юрий Ткачев   04.01.2012 09:30   Заявить о нарушении
Удостоверение ветерана ПОР я получил через два года после Храмцова и через 10 лет после той аварии. А первыми получили 75 человек штаба флота в 1993 году. Многих из них я вообще на аварии не видел.

Юрий Ткачев   04.01.2012 09:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Юрий (напишите мне свое отчество). Я очень благодарен Вам за воспоминания о В.М. Храмцове. Полевчане, что служили в ВМФ, создали организацию "Морское братсво", музей его имени, на его доме установили мемориальную доску, а на могиле - тоже, но с изображением маршрута их АПЛ на Северный полюс в сентябре 1963 г. Сейчас они просят руководство г. Полевского назвать его именем одну из улиц. В фондах музея есть немало подаренных мною копий документов, фотоснимков, присланных мне лично В.М. Храмцовым и книг морской тематики из моей домашней библиотеки.
О гибели его сына Александра я узнал от друга Виктора Михайловича - капитана первого ранга Саенко Павла Андреевича. Точной причины он не назвал, намекнул только, что в связи с аварией на АПЛ, командиром которой он был. Юрий, объясните, пожалуйста, поподробней, как мне скопировать указанный Вами документ. А то я в этом деле профан. Всего Вам доброго. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   04.01.2012 13:02   Заявить о нарушении
Забыл отметить, что мы с Вами коллеги. Последние 25 лет на заводе я вел дозиметрический контроль. Трижды проходил в Москве двухмесячную учебу во Всесоюзном институте стандартизации и метрологии и получал удостоверения даже международного значения.
Город Реж удален отнашего на 80 км. До 7 декабря в нем служил наш внук.

Алексей Кожевников 3   04.01.2012 13:11   Заявить о нарушении
Чтобы скопировать с веб страницы, щелкните левой кнопкой мышки по ссылке которую я вам прислал, а когда текст откроется, то выделите его (левой кнопкой мыши протяните слева по диагонали вниз не отпуская кнопки, пока весь документ не выделится. Затем отпустите кнопку и нажмите на выделенном тексте правую кнопку мыши. В контексном меню нажмите "копировать". Потом открывайте WORD и нажимаете правую кнопку мыши. В меню выбираете "вставить".

Юрий Ткачев   04.01.2012 19:07   Заявить о нарушении
Вот что там написано. Я Вам отправляю, на случай, если не сможете скопировать.
"...Вспоминает вице-адмирал Храмцов:
— Я в этот день возвращался из Москвы, был на сборах у Главкома. В 15 часов наш самолет сел на аэродроме под Владивостоком, и тут же бежит дежурный офицер:

— Командующего четвертой флотилии контр-адмирала Храмцова к телефону!
Сердце у меня сжалось, бегом к телефону, мне докладывают:
— В Чажме произошел тепловой взрыв реактора!

Я чуть успокоился: думаю, тепловой взрыв — это не самое страшное, это не катастрофа. Конечно, могло кого-то обварить. Прыгнул в машину и рванул туда. Только в 16.30 доехали. Бегу на завод — нигде никого. Никого, ни одной живой души нет и на подводных лодках. И вдруг вижу — навстречу спешит капитан-лейтенант, дежурный по К-42. К сожалению, не помню его фамилии. Этот удивительный человек, настоящий герой, не бросил службу, не убежал, как все. Он один метался по территории завода, потому что аварийная лодка стала тонуть, корма осела, нос задрался. Глубина у пирса там — 15 метров, осадка лодки — 7. Если бы К-431 ушла на дно, вся радиоактивная зараза и по сегодняшний день лежала бы на дне бухты.

Но как спасти погружающуюся махину водоизмещением под шесть тысяч тонн вдвоем? И тут мы увидели, что к лодке спешит буксир, причем не военный, а гражданский. Его привел простой мужик, не заканчивал он военных училищ, просто понял, что в огне брода нет. Мы с капитан-лейтенантом схватили с пожарного щита топоры и стали рубить швартовые концы, кабели питания, воздуховоды вентсистем — все, что связывало лодку с берегом. Подхватили ее буксиром под уздцы и потащили к отмели, главное было — посадить на мель, не дать утонуть. Запомнился мне еще мой заместитель по электромеханической части Надточий. Он во главе аварийной партии высадился на К-431, когда мы ее тащили к отмели. Им удалось прорваться в кормовые отсеки. Они пытались запустить главный осушительный насос, чтобы откачивать воду. Электричества на лодке не было, с берега притащили кабель и все выкачивали, выкачивали воду, не давая лодке уйти кормой на глубину.

Потом надо было убрать плавмастерскую на рейд, все лодки, стоявшие рядом, растолкать к другим пирсам. Обязательно надо установить фамилии того капитан-лейтенанта и храбреца с буксира, это были настоящие герои.

Какие там были уровни гамма-излучения? В тот момент я был начальником, ответственным за все. И мне было уже все равно, сколько рентген я хватаю! Через несколько часов, уже к вечеру, капитан II ранга Полуян, заместитель начальника службы радиационной безопасности, организовал замеры. Полезли с приборами в реакторный отсек, где уже работали аварийные партии из состава моей флотилии. Стали замерять радиационную обстановку на причалах. Цифры были колоссальные, ведь были выброшены частицы топлива, они светили по 400 рентген в час. А нужно было спускаться в «светящуюся» лодку за автоматами, все они были радиоактивными, потом пришлось радистам спускаться и демонтировать спецаппаратуру секретной связи. Участвовала вся флотилия. А август выдался жаркий, люди работали в спецзащите, черных таких костюмах. И падали в обмороки от тепловых ударов. Тогда пригнали пожарные машины и пожарные, получая дозы, охлаждали моряков, которые все шли и шли работать в радиоактивное пекло.

Ситуацией на акватории занималась Приморская флотилия и химические службы флота, были задействованы целые химические полки. Я руководил аварийными работами на К-431, а командование флота организовало работы на заводе и в зоне следа. Снимали асфальт, грунт, от цехов остались только столбы, потом к ним крепили новые бетонные плиты. Светились не только эти стены, но и пирсы, крыши цехов, облучились и рабочие, и жители поселка. И, насколько я знаю, лишь немногие потом получили документы, дающие право на льготы. Основная масса облученных Чажмы не получила никаких документов, это значит, они ничем не смогут доказать, что пострадали от этой аварии.

Расследование
Правительство СССР об аварии ничего не узнало. Вся информация осела в недрах Тихоокеанского флота. Так утверждает вице-адмирал Храмцов. Опять режимом сверхсекретности прикрывали флотские начальники свои погоны, теплые места, на которых пригрелись. Ведь если доложить всю правду о катастрофе в Чажме — надо будет отвечать.

На основании чего сделал свой вывод о сокрытии информации Храмцов? Председателем комиссии по разбору аварии был назначен адмирал Новиков, начальник главного Техупра ВМФ. Он-то и сделал вывод: во всем случившемся виноват контр-адмирал Храмцов. Он за неполных два месяца, на которые техническая база вошла в состав четвертой флотилии, должен был навести идеальный порядок, все исправить, проверить и доложить. Стрелочник был найден.

Парткомиссия ТОФ тут же объявила контр-адмиралу строгий выговор с занесением в учетную карточку, а Новиков написал проект о снятии Храмцова с должности и назначении с понижением. Проект был согласован с командованием ТОФ. Оставалось только согласовать приказ у начальников Главного и Генерального Штабов Министерства обороны. Новиков положил проект приказа на стол начальнику Генштаба маршалу Ахромееву. Тот прочитал проект и спросил: «Подождите, а с каких это пор командармы стали отвечать за котлы? Их же техники должны блюсти, это же сугубо технический вопрос. А кто у вас в ВМФ начальник Главного технического управления? Вы? Так почему же вы Храмцова подставляете? Вы себя в этот приказ впишите, обозначьте, что вы виновник! А Храмцов пусть в походы ходит, пусть стреляет, обеспечивает боевую готовность флотилии и безопасность родины».

А дальше Ахромеев спросил у побледневшего адмирала Новикова о том, сколько ему лет. А Новикову уже давно было пора идти на пенсию. И маршал посоветовал ему написать об этом рапорт.

Контр-адмиралу Храмцову объявили неполное служебное соответствие, и он остался на своем месте. Потом он доказал, что в ЧП виновен не был, взыскание с него сняли, сняли строгий выговор. Он получил звёзды вице-адмирала, еще пару лет прокомандовал флотилией и ушел в Военно-Морскую Академию.

Из К-431 вырезали взорвавшийся реактор, долго вели работы по дезактивации. Останки реактора поместили в спешно построенный саркофаг из бетона, остальные могильники пришлось вскрывать бульдозерами, чтобы поместить огромные объемы грязного грунта, асфальта, бетона, одежды. Понадобились огромные деньги, чтобы построить новый могильник. Авария стала толчком для того, чтобы их начали строить. А про жидкие радиоактивные отходы опять «забыли». Их по-прежнему заливали в баки на специальных судах, потом разбавляли чистой морской водой и вывозили в море — оно все стерпит.

К-431 стоит и сейчас на основной базе флотилии — в бухте Павловского у нулевого пирса, который уже до того был «грязным». До сих пор эта лодка «светит» и загрязняет акваторию. Ее надо разрезать и захоронить, но никто такого решения не принимает. В России ждут утилизации больше ста атомных подводных лодок, когда еще дойдет очередь до К-431!

Чажму засекретили.
И тогда грянул Чернобыль
Я спросил у Виктора Михайловича Храмцова:
— Если бы всему ВМФ и Министерству обороны рассказали всю правду о катастрофе в Чажме, о том, чего стоило ее ликвидировать, это могло бы стать каким-то уроком, могло предотвратить Чернобыльскою катастрофу?

— Это принципиальный вопрос. Ведь авария на К-431 произошла из-за недисциплинированности и авантюризма самих специалистов — перегрузчиков реактора. А на Чернобыльской АЭС кто виновен в катастрофе? Те же самые «великие специалисты», которые возомнили, что с реактором можно делать все что угодно, отключая все системы защиты. Правда о катастрофе в Чажме нужна была не только всему Военно-Морскому Флоту СССР и его Вооруженным Силам. Это было важно для всей страны и планеты. Дали бы информацию для всех специалистов Минатома, наверное, и на Чернобыльской АЭС трижды подумали, прежде чем начинать свой трагический эксперимент. Минатом, возможно, принял бы мощные меры профилактики. Но ведь до сих пор об аварии в Чажме нет никакой информации. До сих пор все скрыто под завесой государственной тайны"...

Юрий Ткачев   04.01.2012 19:28   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Юрий. Виктор Михайлович мне тоже подробно описал это страшное событие и даже нарисовал места стоянок рядом ремонтируемых АПЛ, поселка и завода Он очень переживал, что и жители. и заводчане остались без льгот. Назвал в письме он и всех виновников случившегося. Когда я писал о Храмцове очерк, в это время на Дальнем Востоке судили морского офицера-журналиста (забыл его фамилию) за разглашение гостайны, по-видимому, этой и я не стал в очерке упоминать о случившемся - ведь я не был очевидцем. Величина радиационного фона, названного Вами, мне, специалисту, помогает представить страшную катастрофу на АПЛ и ее последствия на огромное по площади окружающее пространство. Упоминаемый мною сегодня в рецензии к Вам кап-1 П.А. Саенко опубликовал в областной газете "Уральский рабочий" об этом статью и даже с приложением такой же схемы, какую прилал мне Виктор Михайлович. Одна наша заводчанка много лет ежегодно навещала семью Храмцовых в С.-Петербурге и она говорила мне, что в последние годы Виктор Михайлович очень страдал от болезни и вместе с любимой собакой целыми днями пропадал на Рижском взморье. Я дважды встречался с ним и мы и мы подолгу беседовали. Участвовал и в его похоронах, на которые приехало из Екатеринбурга и других городов несколько капитанов 1-го ранга. Ч сделал тогда много снимсков и штук десять отправил его вдове Галине Васильевне. Юрий, я Вам очень благодарен за помощь. Если бы я знал Ваш домашний адрес, то отправил бы Вам несколько снимков с похорон. Я видел, что Вы прочли мой очерк "Дорога на полюс". Я подарил В.М.Х. его копию и он прислал мне несколько дельных замечаний. А у Вас они возникли? Напишите, пожалуйста. Я ведь не моряк. В сего доброго. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   04.01.2012 20:26   Заявить о нарушении
Многие участники ликвидации последствий той ядерной аварии уже перестали бороться за свои льготы. Наша страна - не Япония, а Чернобыль - не Фукусима. Так же и с Чажмой, многие умерли не дождавшись льготного удостоверения ( кстати многих льгот за прошедшие годы нас лишили). Удостоверения выдали незаслуженным людям. На меня в 2000 году военкомат отправил наградные документы на Орден Мужества. Прошло уже 11 лет с тех пор. Кому-то в Совете ветеранов ПОР в Питере, а может, в Москве, мой орден пришелся впору на парадную тужурку.Так, что несправедливость торжествует, как тогда при социализме, так и сейчас в "демократическом" обществе. А Ваш очерк об адмирале Храмцове действительно хороший, даже добавить или подправить нечего. С уважением,

Юрий Ткачев   05.01.2012 14:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за ответ. У меня в Полевском есть друг, который участвовал в ликвидации Чернобыльской трагедии. Мужик - что надо! Компанейский, трудолюбивый. Только болезни мучают и госпиталь не спасает. Боли заливать вином стал, лечился. А в ад попал так. Служил в армии, их оттуда по тревоге и отправили в Чернобыль. Показал мне снимок, на котором он недалеко от разрушенного здания АЭС с марлевой повязкой на лице. Жаль его. Очень обижен на существующие ныне для их льготы. Всего доброго.

Алексей Кожевников 3   05.01.2012 18:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

К счастью, и сейчас на подобных учениях, до поры до времени, штабные не пьют-с!..

Серафим Григорьев   06.10.2011 05:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Да бывает Юрий!Хохоча и вспоминая:

ГСВГ. Фронтовые учения. Управление штаба армии, расположенное в лесу.
– Химики тоже люди!- крикнул, открыв дверь кунга (машины химиков), майор Лобанов, танкист.
А там сидел Начальник Химических Войск ВС СССР.
И тогда танкист понял, что он неправ…

Иван Паршиков   04.08.2011 15:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Суровые учения у вас были...
Все эти "взаимодействия" у нас, увы, всегда были профанацией.
Округом не Третьяк ли тогда командовал?!
Жестокий был полководец, спуску никому не давал.
Или Язов Д.Т -?! Тоже легендарная фигура.
А на БФ, часом, Вам служит не доводилось?
С уважением,

Сергей Дроздов   06.03.2011 20:52     Заявить о нарушении
До сих пор с удовольствием вспоминаю это фронтовое учение. Сначала мандраж бил, что я там, химик, докладывать буду генерадам? Но, ничего, вывернулся. Точно не помню, кто тогда командовал округом. По - моему Третьяк. Язов к тому времени кажется уже министром обороны был. 1989 год. На Балтике не служил, только курсантскую практику проходил в химдыме в Лиепая. С уважением,

Юрий Ткачев   06.03.2011 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

С интересом прочитал Ваши воспоминания. Сразу вспомнился товарищ, Серёга Иванов кап 2 с ТОФа. Глотнул он там лиха.
С уважением.

Александр Исупов   10.06.2010 10:36     Заявить о нарушении
Я служил в 165 бригаде ракетных катеров с Сергеем Ивановым. Не тот ли самый?

Юрий Ткачев   10.06.2010 13:37   Заявить о нарушении
С Серёжей судьба сводила в начале далёких 90-х. Он тогда на т\х "Космонавт Гагарин" военной турбазой командовал. Точно помню, база у них в Петропавловске К-м была, но сейчас сомнение, не подводник ли.
С уважением.

Александр Исупов   10.06.2010 15:22   Заявить о нарушении
Александр, как понимать "на т\х "Космонавт Гагарин" военной турбазой командовал". Я что-то не понимаю. А вообще Сергеев Ивановых наверно очень много. Наверно вашего я не знаю.

Юрий Ткачев   10.06.2010 17:53   Заявить о нарушении
Юрий, у него училишный друг в ГУФе служил, К-А, видимо, помог с ТОФа вынырнуть. В целом, ребята вполне адекватные, без амбиций и закидонов.
А Сергеев Ивановых действительно много. Среди них -один мой хороший товарищ, а с другим вместе работаем.
С уважением.

Александр Исупов   22.07.2010 09:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рассказ о фронтовом учении» (Юрий Ткачев)

Славно написано.Как будто сам там побывал...

Станислав Сахончик   30.05.2010 11:03     Заявить о нарушении