Рецензии на произведение «Рассказ о фронтовом учении»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Был я в командировке на Шумерлинском комбинате автофургонов (это в Чувашии). Там и изготавливают такие кунги. А во время войны делали планеры для десанта.
Владимир Островитянин 14.10.2016 00:30 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 31.10.2016 21:53 Заявить о нарушении
Всегда сомневался, бывал ли какой-то толк от подобных учений, но галочка поставлена, а значит план выполнен.
А КУНГ («кузов унифицированный нормальных габаритов») хорошо помню; когда служил в Белоруссии, на КУНГе мы ежедневно по утрам из жилого городка ехали в позиционный район, а вечером на нем же возвращались. В пути, чтобы убить время, играли "в слова". Не доезжая до военного городка, в поселке, часть офицеров покидала КУНГ под предлогом посещения почты, парикмахерской, ателье, а фактически, чтобы остограммиться в шинке.
Вот видишь, Юра, какие воспоминания навеял на меня КУНГ.
Пока
Вадим
Вадим Прохоркин 16.11.2012 10:49 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 16.11.2012 06:47 Заявить о нарушении
Хороший опыт.
И требует распространения.
В Российской армии.
( с дружеской улыбкой)
Валерий Ковалевъ 18.10.2012 20:39 Заявить о нарушении
Хорошо, вспоминаются молодые годы. Всех благ.
Валерий Сизов 10.02.2012 21:44 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий. С большим интересом прочитал Ваш рассказ. Я в детстве очень хотел стать моряком, занимался в военно-морском клубе, вместе с другом Юрием Павловичем (?) Замятиным хотел попасть в Клайпедское мореходное училище, учиться на штурмана дальнего плавания. Он попал, а меня не пропустили медики. Это было в 1952 году. Вскоре след его потерялся. Вам не приходилось слышать о нем или встречаться с ним? И еще вопрос. За ответом на него мне посоветовал обратиться к Вам наш коллега по Проза.ру - Ванико. В нашем городе Полевском Свердловской области родился будущий вице-адмирал Виктор Михайлович Храмцов. Прочтите о нем на моей странице очерк "Дорога на полюс". В позапрошлом году его прах привезла из Санкт-Петербурга в Полевской его вдова Галина Васильевна и мы похоронили его в одной могиле с матерью. Мне хочется написать о нем хотя бы небольшую книжку. В 1963 г., почти сразу после окончания училища, штурман В.М. Храмцов вывел советскую АПЛ на Северный полюс. На ТОФ он командовал дивизией АПЛ. Если Вам доводилось встречаться с ним или с его погибшим сыном - кап-3, командиром АПЛ Александром Викторовичем Храмцовым, напишите мне о них, пожалуйста. Всего доброго Вам в 2012 г. С искренним уважением -
Алексей Кожевников 3 03.01.2012 21:05 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 04.01.2012 08:57 Заявить о нарушении
Я нашел этот материал в Интернете http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/34131
Скопируйте ссылку в браузер и щелкнете Enter
Юрий Ткачев 04.01.2012 09:27 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 04.01.2012 09:30 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 04.01.2012 09:37 Заявить о нарушении
О гибели его сына Александра я узнал от друга Виктора Михайловича - капитана первого ранга Саенко Павла Андреевича. Точной причины он не назвал, намекнул только, что в связи с аварией на АПЛ, командиром которой он был. Юрий, объясните, пожалуйста, поподробней, как мне скопировать указанный Вами документ. А то я в этом деле профан. Всего Вам доброго. С искренним уважением -
Алексей Кожевников 3 04.01.2012 13:02 Заявить о нарушении
Город Реж удален отнашего на 80 км. До 7 декабря в нем служил наш внук.
Алексей Кожевников 3 04.01.2012 13:11 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 04.01.2012 19:07 Заявить о нарушении
"...Вспоминает вице-адмирал Храмцов:
— Я в этот день возвращался из Москвы, был на сборах у Главкома. В 15 часов наш самолет сел на аэродроме под Владивостоком, и тут же бежит дежурный офицер:
— Командующего четвертой флотилии контр-адмирала Храмцова к телефону!
Сердце у меня сжалось, бегом к телефону, мне докладывают:
— В Чажме произошел тепловой взрыв реактора!
Я чуть успокоился: думаю, тепловой взрыв — это не самое страшное, это не катастрофа. Конечно, могло кого-то обварить. Прыгнул в машину и рванул туда. Только в 16.30 доехали. Бегу на завод — нигде никого. Никого, ни одной живой души нет и на подводных лодках. И вдруг вижу — навстречу спешит капитан-лейтенант, дежурный по К-42. К сожалению, не помню его фамилии. Этот удивительный человек, настоящий герой, не бросил службу, не убежал, как все. Он один метался по территории завода, потому что аварийная лодка стала тонуть, корма осела, нос задрался. Глубина у пирса там — 15 метров, осадка лодки — 7. Если бы К-431 ушла на дно, вся радиоактивная зараза и по сегодняшний день лежала бы на дне бухты.
Но как спасти погружающуюся махину водоизмещением под шесть тысяч тонн вдвоем? И тут мы увидели, что к лодке спешит буксир, причем не военный, а гражданский. Его привел простой мужик, не заканчивал он военных училищ, просто понял, что в огне брода нет. Мы с капитан-лейтенантом схватили с пожарного щита топоры и стали рубить швартовые концы, кабели питания, воздуховоды вентсистем — все, что связывало лодку с берегом. Подхватили ее буксиром под уздцы и потащили к отмели, главное было — посадить на мель, не дать утонуть. Запомнился мне еще мой заместитель по электромеханической части Надточий. Он во главе аварийной партии высадился на К-431, когда мы ее тащили к отмели. Им удалось прорваться в кормовые отсеки. Они пытались запустить главный осушительный насос, чтобы откачивать воду. Электричества на лодке не было, с берега притащили кабель и все выкачивали, выкачивали воду, не давая лодке уйти кормой на глубину.
Потом надо было убрать плавмастерскую на рейд, все лодки, стоявшие рядом, растолкать к другим пирсам. Обязательно надо установить фамилии того капитан-лейтенанта и храбреца с буксира, это были настоящие герои.
Какие там были уровни гамма-излучения? В тот момент я был начальником, ответственным за все. И мне было уже все равно, сколько рентген я хватаю! Через несколько часов, уже к вечеру, капитан II ранга Полуян, заместитель начальника службы радиационной безопасности, организовал замеры. Полезли с приборами в реакторный отсек, где уже работали аварийные партии из состава моей флотилии. Стали замерять радиационную обстановку на причалах. Цифры были колоссальные, ведь были выброшены частицы топлива, они светили по 400 рентген в час. А нужно было спускаться в «светящуюся» лодку за автоматами, все они были радиоактивными, потом пришлось радистам спускаться и демонтировать спецаппаратуру секретной связи. Участвовала вся флотилия. А август выдался жаркий, люди работали в спецзащите, черных таких костюмах. И падали в обмороки от тепловых ударов. Тогда пригнали пожарные машины и пожарные, получая дозы, охлаждали моряков, которые все шли и шли работать в радиоактивное пекло.
Ситуацией на акватории занималась Приморская флотилия и химические службы флота, были задействованы целые химические полки. Я руководил аварийными работами на К-431, а командование флота организовало работы на заводе и в зоне следа. Снимали асфальт, грунт, от цехов остались только столбы, потом к ним крепили новые бетонные плиты. Светились не только эти стены, но и пирсы, крыши цехов, облучились и рабочие, и жители поселка. И, насколько я знаю, лишь немногие потом получили документы, дающие право на льготы. Основная масса облученных Чажмы не получила никаких документов, это значит, они ничем не смогут доказать, что пострадали от этой аварии.
Расследование
Правительство СССР об аварии ничего не узнало. Вся информация осела в недрах Тихоокеанского флота. Так утверждает вице-адмирал Храмцов. Опять режимом сверхсекретности прикрывали флотские начальники свои погоны, теплые места, на которых пригрелись. Ведь если доложить всю правду о катастрофе в Чажме — надо будет отвечать.
На основании чего сделал свой вывод о сокрытии информации Храмцов? Председателем комиссии по разбору аварии был назначен адмирал Новиков, начальник главного Техупра ВМФ. Он-то и сделал вывод: во всем случившемся виноват контр-адмирал Храмцов. Он за неполных два месяца, на которые техническая база вошла в состав четвертой флотилии, должен был навести идеальный порядок, все исправить, проверить и доложить. Стрелочник был найден.
Парткомиссия ТОФ тут же объявила контр-адмиралу строгий выговор с занесением в учетную карточку, а Новиков написал проект о снятии Храмцова с должности и назначении с понижением. Проект был согласован с командованием ТОФ. Оставалось только согласовать приказ у начальников Главного и Генерального Штабов Министерства обороны. Новиков положил проект приказа на стол начальнику Генштаба маршалу Ахромееву. Тот прочитал проект и спросил: «Подождите, а с каких это пор командармы стали отвечать за котлы? Их же техники должны блюсти, это же сугубо технический вопрос. А кто у вас в ВМФ начальник Главного технического управления? Вы? Так почему же вы Храмцова подставляете? Вы себя в этот приказ впишите, обозначьте, что вы виновник! А Храмцов пусть в походы ходит, пусть стреляет, обеспечивает боевую готовность флотилии и безопасность родины».
А дальше Ахромеев спросил у побледневшего адмирала Новикова о том, сколько ему лет. А Новикову уже давно было пора идти на пенсию. И маршал посоветовал ему написать об этом рапорт.
Контр-адмиралу Храмцову объявили неполное служебное соответствие, и он остался на своем месте. Потом он доказал, что в ЧП виновен не был, взыскание с него сняли, сняли строгий выговор. Он получил звёзды вице-адмирала, еще пару лет прокомандовал флотилией и ушел в Военно-Морскую Академию.
Из К-431 вырезали взорвавшийся реактор, долго вели работы по дезактивации. Останки реактора поместили в спешно построенный саркофаг из бетона, остальные могильники пришлось вскрывать бульдозерами, чтобы поместить огромные объемы грязного грунта, асфальта, бетона, одежды. Понадобились огромные деньги, чтобы построить новый могильник. Авария стала толчком для того, чтобы их начали строить. А про жидкие радиоактивные отходы опять «забыли». Их по-прежнему заливали в баки на специальных судах, потом разбавляли чистой морской водой и вывозили в море — оно все стерпит.
К-431 стоит и сейчас на основной базе флотилии — в бухте Павловского у нулевого пирса, который уже до того был «грязным». До сих пор эта лодка «светит» и загрязняет акваторию. Ее надо разрезать и захоронить, но никто такого решения не принимает. В России ждут утилизации больше ста атомных подводных лодок, когда еще дойдет очередь до К-431!
Чажму засекретили.
И тогда грянул Чернобыль
Я спросил у Виктора Михайловича Храмцова:
— Если бы всему ВМФ и Министерству обороны рассказали всю правду о катастрофе в Чажме, о том, чего стоило ее ликвидировать, это могло бы стать каким-то уроком, могло предотвратить Чернобыльскою катастрофу?
— Это принципиальный вопрос. Ведь авария на К-431 произошла из-за недисциплинированности и авантюризма самих специалистов — перегрузчиков реактора. А на Чернобыльской АЭС кто виновен в катастрофе? Те же самые «великие специалисты», которые возомнили, что с реактором можно делать все что угодно, отключая все системы защиты. Правда о катастрофе в Чажме нужна была не только всему Военно-Морскому Флоту СССР и его Вооруженным Силам. Это было важно для всей страны и планеты. Дали бы информацию для всех специалистов Минатома, наверное, и на Чернобыльской АЭС трижды подумали, прежде чем начинать свой трагический эксперимент. Минатом, возможно, принял бы мощные меры профилактики. Но ведь до сих пор об аварии в Чажме нет никакой информации. До сих пор все скрыто под завесой государственной тайны"...
Юрий Ткачев 04.01.2012 19:28 Заявить о нарушении
Алексей Кожевников 3 04.01.2012 20:26 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 05.01.2012 14:18 Заявить о нарушении
Алексей Кожевников 3 05.01.2012 18:40 Заявить о нарушении
К счастью, и сейчас на подобных учениях, до поры до времени, штабные не пьют-с!..
Серафим Григорьев 06.10.2011 05:12 Заявить о нарушении
Да бывает Юрий!Хохоча и вспоминая:
ГСВГ. Фронтовые учения. Управление штаба армии, расположенное в лесу.
– Химики тоже люди!- крикнул, открыв дверь кунга (машины химиков), майор Лобанов, танкист.
А там сидел Начальник Химических Войск ВС СССР.
И тогда танкист понял, что он неправ…
Иван Паршиков 04.08.2011 15:31 Заявить о нарушении
Суровые учения у вас были...
Все эти "взаимодействия" у нас, увы, всегда были профанацией.
Округом не Третьяк ли тогда командовал?!
Жестокий был полководец, спуску никому не давал.
Или Язов Д.Т -?! Тоже легендарная фигура.
А на БФ, часом, Вам служит не доводилось?
С уважением,
Сергей Дроздов 06.03.2011 20:52 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 06.03.2011 21:05 Заявить о нарушении
С интересом прочитал Ваши воспоминания. Сразу вспомнился товарищ, Серёга Иванов кап 2 с ТОФа. Глотнул он там лиха.
С уважением.
Александр Исупов 10.06.2010 10:36 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 10.06.2010 13:37 Заявить о нарушении
С уважением.
Александр Исупов 10.06.2010 15:22 Заявить о нарушении
Юрий Ткачев 10.06.2010 17:53 Заявить о нарушении
А Сергеев Ивановых действительно много. Среди них -один мой хороший товарищ, а с другим вместе работаем.
С уважением.
Александр Исупов 22.07.2010 09:18 Заявить о нарушении
Славно написано.Как будто сам там побывал...
Станислав Сахончик 30.05.2010 11:03 Заявить о нарушении