Рецензии на произведение «Критика критики»

Рецензия на «Критика критики» (Александр Грайцер)

Интересно почему Вы лично не написали даже одного отзыва?

Вита Лемех   23.10.2010 10:07     Заявить о нарушении
Вита, я отвечу, потому что именно я веду страничку Александра Грайцера (пополняю новыми работами автора), потому что считаю их достойными внимания. Сам же он сюда заходит лишь изредка.

Галия Байкан   24.10.2010 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Критика критики» (Александр Грайцер)

А у меня такое мнение -

Для того, чтобы ИМЕТЬ ПРАВО критиковать художественные произведения, нужно обладать некоторыми качествами:

1. Иметь вкус, слух, ощущение языка, ритма, нерва. Иметь развитое образное, ассоциативное мышление.

2. Быть сдержанным и тактичным. Принцип - "не навреди" - должен быть основополагающим, базовым, инстинктивным.

3. Критик должен быть в меру скромным, чтобы не увлечься выпячиванием собственного Я, не использовать критикуемое произведение в качестве трамплина для собственного "взлёта".

4. Критик должен понимать, что его задача - помочь автору исправить ошибки, а не запинать его под лавку, не оглушить окриком, не сломать неокрепшие крылья.

Некоторые очевидные следствия из этих тезисов таковы:

- Если произведение настолько слабо и беспомощно, что улучшить или исправить его просто невозможно, то никакого отзыва или рецензирования НЕ ТРЕБУЕТСЯ вообще. Ибо - нецелесообразно.

- Если автор очевидно не обладает литературными способностями и абсолютно не чувствет языка, то его произведения не нужно (даже вредно!) дочитывать до конца.
Вредно так же, как сивуха для дегустатора хороших вин - отравляет и отбивает вкус. Который, кстати, может потом и не восстановиться. :(

Именно поэтому я иногда со страхом читаю рецензии людей, считающих себя критиками, на совершенно, абсолютно бездарные произведения.
Нельзя, ну нельзя "выпивать" весь стакан, опасно!
После первого же глотка нужно всё выплюнуть и тщательно прополоскать рот.

Ну и так далее... Полагаю, что пока достаточно.

Что же касается оценки конкретно Вашего произведения, то я сообщаю, что прочитал его внимательно и даже дважды.
Однако всё изложенное Вами представляется мне совершенно очевидным и, извините, банальным.

"Критикам", не обладающим перечисленными мною качествами, оно никак не поможет, а для Критиков оно неинформативно.

Потому - "без оценки".

Игорь Борский   04.06.2010 12:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Однако в вашем благородном стремлении к качеству критики, нужно, как говориться, не выплеснуть вместе с водой и ребенка. Дело в том, что право на критику есть у каждого человека, как реализация его права на свободу слова. Поэтому не верно будет утверждение,что правом на критику обладают лишь избранные.
Все с чего-то начинают - и поэты,и прозаики и критики. И начинают как правило,с невысокого уровня.Но разве можно за это бить их по рукам?
Вообще самое неприятное для меня явление в искусстве и культуре (которое даже хуже,чем невежество и безграмотность)- это снобизм.Когда люди,причисляющие себя к элите, высокомерно относятся к остальным, лишая их права на то, к чему они причастны сами.
С уважением, Александр Грайцер.

Александр Грайцер   12.06.2010 13:12   Заявить о нарушении
Под термином "право на критику" я подразумеваю не юридическое, а моральное право.
А это право я признаю вовсе не за каждым дееспособным членом общества, а только лишь за редкими его представителями.

Что же касается снобизма, то вот я считаю, что сам не обладаю в достаточной степени перечисленными мною качествами, а потому и "право на критику" у меня весьма ограниченное.

Игорь Борский   12.06.2010 13:22   Заявить о нарушении
Хочу подкрепить свои слова примером тактичной и - самое главное! - конструктивной критики.

Вот - http://www.proza.ru/board/list.html?start=2&rec_text=2010/06/05/24.

Это рецензия Светланы Зинченко на очень хороший рассказ Андрея Гаврикова "Джаз на Перекрёстке".

На мой взгляд - идеальная, первосортная рецензия.
Но, к сожалению, других критиков такого уровня я на Прозе ещё не встречал. :(

Игорь Борский   13.06.2010 01:04   Заявить о нарушении
Ссылка получилась несколько неудачная. :(

Давайте так:

Вот это произведение - http://www.proza.ru/2010/06/05/24, а рецензия на него - вторая по списку.
Наверное, так будет легче искать.

Игорь Борский   13.06.2010 01:09   Заявить о нарушении
Я тоже говорю в первую очередь о праве моральном. Требовательность - хорошее качество, но мудрость (умение видеть разные стороны проблемы и соотносить их между собой) - лучше.
Требовательность иногда может погубить в человеке творца (впрочем, как и лень). Один мой знакомый, замечательный человек, учитель по профессии, все никак не может начать писать прозу или публицистику, хотя ему есть что сказать. На мой вопрос - почему он не пишет - всегда отвечает, что, когда у него возникает желание писать, он его отбрасывает, потому что знает, что совершенного творения он не напишет. А писать несовершенное не хочет. И невдомек ему, что совершенства в литературе можно достичь лишь когда что-то пишешь.

Вообще, есть много примеров, когда люди с высокими требованиями, становились гонителями истинного таланта. Сальери убил Моцарта, потому что тот, по мнению Сальери не соответствовал... Религиозные авторитеты распяли Христа, обвинив в ереси и т.д. Сколько знаменитых ныне актеров, музыкантов, художников, поэтов рассказывали, как их забраковывали при поступлении в художественные и театральные училища, лит институты и пр.
Я же вам хочу сказать, что некачественная литература и критика тоже необходима, потому что она является своего рода навозной средой на поле, где вырастает все качественное. Состязаются многие, но побеждает один. И этому одному необходимо соперничество и конкуренция. Без нее он не достигнет своих рекордов.

Отсюда вытекает естественный вывод - необходимость критико-литературной среды, в которой будет происходить лит.процесс.И в этом процессе нужны в равной мере как высокие достижения, образцы, на которые нужно ориентироваться, так и необходимое количество литераторов и критиков, которое как известно, по законам диалектики переходит в качество.
Так что пусть критиков будет больше, но, конечно, критиков, а не критиканов.

Александр Грайцер   13.06.2010 19:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Критика критики» (Александр Грайцер)

Доброе утро!
Спасибо за статью.Последние дни на Прозе много шума, "выяснения" отношений. Внутренне это не приемлю.
Задалась целью поразмышлять, что же есть критика??
Ваша статья по мнгим аспектам мне близка, созвучна.
Критика, как слово о слове, конечно же, определяет ценностный статус
произведения, но она, хочет ли или нет пишущий замечания, раскрывает и
его самого.Вот здесь и возникают, во всяком случае на Прозе, обмен "любезностями",или стойкое молчание.
А так хочется, что бы был обмен мнениями...
Когда с этим встречаешься, тогда получаешь огромное художественное и человеческое удовольствие.
С признательностью и уважением,

Дина Иванова 2   04.06.2010 08:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Мы с вами едины в желании конструктивного обмена мнениями.

Александр Грайцер   12.06.2010 13:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Критика критики» (Александр Грайцер)

Александр!
Ваши заблуждения должны висеть в рамочке перед каждым, кто считает, что он имеет право, поднимаясь над всеми "размышлять" о прочитанном, а особенно учить писать других.
Если бы выполнялась хотя бы половина из перечисленного, то жить стало бы легче, боюсь, они не заметят слово "заблуждение" в начале и каждый пункт примут как инструкцию к действию, что успешно и делают...
А написанно все точно и разложено по полочкам, лучше и не придумаешь руководство для тех, кто жить без критики не может..
Любовь

Любовь Сушко   04.06.2010 08:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Однако не стоит, мне кажется, из моих "заблуждений" делать икону.

Александр Грайцер   12.06.2010 13:17   Заявить о нарушении