Рецензии на произведение «Чудо Михаила»

Рецензия на «Чудо Михаила» (Виктор Зорин)

Виктор, прочитала несколько раз. Мне очень понравилось - и как, и о чем.
Ниже мои замечания и комментарии:

1) - "обронила силы" - выражение оригинальное, но образ неубедительный. Я посмотрела у Даля, -"уронив, потерять", "нечаянно уронить", пропустить.Слово обронить (нечанно проговориться) - да, но силы обронить....я бы подумала о замене этого оборота.

2) "-От меня уходят все мужчины...
- А я?!......"
Чувствуете, где подвох, Виктор?. Получается, что Ирина - тоже мужчина))

3) "-От меня уходят все мужчины, - говорила она потерянно" - лучше -сказала она потерянно (это ведь краткое, не повторяющееся действие? Или на часто об этом говорила? Или она долго говорила о том, что...?

4)"Крепкий, полный сил человек с ясными глазами и кудрявой бородой, (!!!) растворился в Новочеркасске, не оставив даже догадок". Вторая запятая нужна для обособления.
5)"не оставив даже догадок" -оборот повис в воздухе...Может быть, как-то дополнить?

6)"что Россию нужно защищать от разрушителей, от антихристов, что только мужчины должны это сделать". Несогласование видов глагола: защищать - несовершенный вид, сделать - совершенный. Может быть лучше - "защитить", или - во втором случае - - "и это долг мужчины" ?

7)"что в будущем будет день" -тавтология. (Что настанет день?)

8)"водят хороводы подарки" - не очень понравилось, ИМХО

9)"Со зрением на него обрушились сразу все чувства: запах горелого сукна, волны пронизывающего ветра, жёсткая, мёрзлая земля, противные крики галок, больные толчки пульса в голову, казавшуюся одной ссадиной". - Лучше бы -"одновременно со зрением", а "сразу" - убрать.

10) "насильно данными мамой" -насильно дать - это всучить, впихнуть....)) прилагательное "данные" читается как канцеляризм...я бы подумала над этим оборотом

11) "Не снимая перчаток, вытащил оттуда застывший кусочек хлеба, завёрнутый в платок, и стал осторожно грызть на ходу, чтобы не тревожить нывшую голову" - не понятна взаимосвязь между "грызть на ходу" и "чтобы не тревожить нывшую голову" ))). Либо "осторожно " нужно передвинуть ближе к придаточному: " и стал грызть на ходу - осторожно, чтобы не тревожить нывшую голову"

12) "Наконец вспомнилось, как шёл в атаку с примкнутым штыком (так и не снял и сейчас колол(??) снежный воздух за спиной)."
колол - это глагол? Нужно вставить хотя бы одно местоимение, иначе непонятно, кто кого колол...)

13)"Иногда, чтобы не обморозить, приходилось тереть немеющие щёки и нос" (как вариант: "Иногда, чтобы не обморозить немеющие щеки и нос, приходилось тереть их колючей шерстяной перчаткой")

14)"лесная полоска" - м.б. лесная полоса? Просто никогда не слышала- "лесная полоска"..)

15)"её волосы развеваются и шлепают по плечам" - если только мокрые....) сухие волосы не могут шлепать (а мокрые -развеваться - они же тяжелые)

16) Мои восклицательные знаки - то, чем я искренне восхитилась:

"На пороге обернулся, неловко схватил воздух ладонью" - очень хорошая находка, передающая момент!!!

"плотно сжатые в обиде на судьбу губы" (!!!)

"барабанный бой сошедшего с ума сердца" (!!!).

Сюжет - захватывает, читала с большим удовольствием.

С уважением,

Елена

Мамина   07.02.2011 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо большое, уважаемая Елена, за замечания, - буду править)

Виктор Зорин   13.07.2023 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудо Михаила» (Виктор Зорин)

Стилистически чисто, цельно по мысли, широкоохватно по содержанию.

Дмитрий Гавриленко   28.01.2011 09:46     Заявить о нарушении
Благодарствуйте, уважаемый Дмитрий.
Я очень дорожу Вашей оценкой. Глубоко тронут.
Спасибо Вам огромное!

С теплом,
Виктор.

Виктор Зорин   28.01.2011 22:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудо Михаила» (Виктор Зорин)

Виктор, Вы замечательно пишите! Так близко мне...
Успехов Вам во всем!
Сергей.

Сергей Магалецкий   25.01.2011 18:55     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Сергей!
Желаю и Вам новых находок и много удачи!!)

Виктор Зорин   25.01.2011 22:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудо Михаила» (Виктор Зорин)

Вы живете в своем мире, Виктор, но этот мир мне знаком по книгам, фильмам и мне очень нравится. Не устаю смотреть фильм по Булгакову "Дни Турбиных".
Согласна с Вашим тезкой - многое режет слух, но в таких случаях (если вещь серьезная)стараюсь войти в "авторское мировосприятие"...
"... детство /Навсегда из России ушло" - это потрясающе, потому что это ПРАВДА! Отношу это к озарению, которое бывает только у настоящих художников слова. Спасибо за рассказ. Эпоха великого надлома не отпускает не только Вас.

Марьям Вахидова   08.01.2011 21:20     Заявить о нарушении
Уважаемая Марьям.
Сердечно прошу у Вас прощения: пропал из-за поломки ноутбука.
И сейчас пишу с чужого компьютера.

Трудно передать, как мне приятно, что мы с Вами во многом совпадаем: взглядами, симпатиями, любовью к писателям.
Низкий

Виктор Зорин   17.01.2011 19:28   Заявить о нарушении
Низкий Вам поклон за высокую оценку рассказа: я глубоко тронут и немного смущён комплиментами.
Как и Вы, очень люблю Булгакова. Почему-то именно у меня он - в духовных наследниках Гоголя (хотя он любил и Мольера:)

Сочинил повесть в этом же ключе. Надеюсь, что скоро размещу (как починю ноут). Про бегство последней из Романовых -графини Зарнекау - из Ленинграда в 1929 году.

Что касается России: на многое горько смотреть. Мне кажется, это скрыто отражается и в моих рассказах на тему утраченной целостности. В первую очередь - нравственной.

С теплом и благодарностью,
Виктор.

Виктор Зорин   17.01.2011 19:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудо Михаила» (Виктор Зорин)

Рассказ мне понравился. Написан в твоей "мягкой" манере, чувствуется твоё сопереживание главному герою и то, что ты "купаешься" свободно в своей теме. И, если это очередная глава, то, на мой взгляд, удачная.

Вызвали сомнения:
"обронила силы" - допустимо из прямой речи героя, но от автора как-то не по-русски.

"визжали пули под ногами" - под ногами пуля уже не визжит. Визжит та, которая пролетает мимо. "Если пуля просвистела, значит она не твоя" (поговорка)

"иногда, чтобы не отморозить..." или всё же "чтобы не отморозить, иногда приходилось тереть немеющие щёки".

"случайно подобранной палкой" - палка может быть "случайной", но "подобрать" ее можно только специально. А иначе зачем она?
Эпизод с берлогой и медведем не выдерживает никакой "зоологической" критики. Мне приходилось разговаривать с охотниками и в Карелии, и в Сибири.

Если дерево упало, то под пяткой корней не может быть глубокой ямы. Деревья от ветра падают на каменистых почвах или на старых болотах. Но на болоте медведь берлогу себе никогда не делает.

Устраивая берлогу под корневищем дерева медведь (имеется ввиду "бурый", российский) не роет ям. (Он вообще не любит рыть ям. Иногда делает углубление в косогоре.) Он наносит туда мха, листву, и тонкие ветки. Устроившись в таком гнезде, он прикрывает себя заготовленными верхушками деревьев (или толстыми "мохнатыми" ветками).
Ждёт, пока его не занесёт снегом, постепенно изнутри своим теплом и телом уминает снег до состояния корки. Носом прорывает "чело" (отверстие для дыхания) в направлении корней поваленного дерева, чтобы на снежной поверхности не было заметно его дыхания.

Медведь в берлоге не цепенеет, а наоборот, спит очень чутко. Как говорят охотники, спит "на слуху". Для этого у него две причины. Первая - осторожность. Вторая - опасается отморозить себе подошвы лап. Они у него без шерсти. Задние он прижимает к животу, а передние держит возле морды. Так он дыханием согревает себе и лапы и нос. Поэтому, сквозь дремоту, медведь постоянно контролирует положение своих лап и тела.

Спать рядом с собой медведь не позволяет никому. Даже - самке. От того и пословица. (Два медведя в одной берлоге не уживутся.)

На любой малейший шум медведь реагирует сразу. Но ввиду своей мощи и превосходства над другими неохотно покидает своё лежбище. Если даже охотники с собаками проходят рядом. А загрызть наглую собаку, посягнувшую на его покой, не выходя из берлоги, для него - просто.

По этим причинам описание того, как Михаил падал в берлогу "как на салазках", как спал и как выбирался - не соответствуют действительности. Тем более, какую снежную пробку он выбивал, если сам провалился сквозь снег?

Всего доброго!

Виктор Марков 2   26.12.2010 02:58     Заявить о нарушении
Спасибо тебе Виктор за развёрнутую рецензию.
Это - не глава, а отдельный рассказ, написанный даже по заданию:)

"Обронила силы" вызывает сомнения, но почему-то жалко убирать.
Тут важно помнить, что фокальным персонажем являеи=тся Михаил и многое идёт через его личное восприятие окружающего.
Это же относится к "пулям под ногами". Логически ему сложно было услышать именно те, что летели по низу, но он слишком ярко видел, как они впивались в снег рядом с ним, и психологически именно так ему казалось.

Про "обморозить", вобщем-то согласен, но смысл не теряется, а ритм фразы проигрывает.

Про палку - согласен: исправлю.

Ты будешь смеяться: медведи делают берлоги на болотах, но в сухих местах. На "островках". Хотя речь не шла о болоте.
Деревья падают в любых местах, поскольку я бывал в лесу и видел сломанные, а не срубленные деревья.

Могу напомнить тебе и падения деревьев в Москве. Лес не обязательно должен быть сплошным: бывают и поляны и бывает смешанный лес. Среди низких осин встречаются ели. Я не прав?

Что касается берлоги, я читал специальную литературу: медведи роют себе берлогу в тех местах, где им удобнее. И, если вокруг упавшего дерева была мягкая почва, ничто не мешает медведю там и поселиться.
Я, если честно, не от балды писал о берлоге.

Медведь делает углубление, или иногда забирается в природные ямы. Как ты понимаешь, возле корней упавшего дерева есть какая то яма, которую можно углубить.

Что касается "полного правдоподобия" истории с медведем, то, если ты заметил, - это рассказ о чуде. Во всех смыслах.

Про "салазки" ты, видимо, не совсем понял: это было ощущение Михаила просто провалившегося в яму спиной назад. Не съехавшего, а провалившегося. Он просто нашёл в себе аллюзии на это ощущение.

Снежная пробка образуется после того, как падающий снег уплотняется от своего веса или из-за некоторой оттепели.
Возможно, снаружи был наст, который мешал Михаилу, но для него это была именно пробка.

Спасибо тебе большое за дельные замечания. Буду работать:)

Всего доброго!

Виктор Зорин   26.12.2010 10:23   Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Про болота я имел ввиду не острова, а сырость.
"медведи роют себе берлогу в тех местах, где им удобнее" - где безопаснее. И для этого, иногда, уходят от "своих" мест на 20-50 км.
Из практики охотников на медведей "на берлоге" бурые медведи не роют ям. Тем более глубоких. А могут немного утоптать готовую под поваленным деревом. И ищут такие места в непроходимых для других зарослях молодого ельника или сосновника. Очень редко в кустарнике.

Виктор! Но дело не в этом. Не мог медведь не покалечить любого, кто попал к нему в берлогу! И, тем более, после запаха человека, оставаться в ней! Такие потревоженные медведи или делают себе новое лежбище (что зимой крайне затруднительно), или становятся "шатунами". А "шатун" никогда не упустит от себя такую легкую добычу, как человек без оружия. Поэтому медведь в рассказе, со своей пассивностью, не убедителен. Прямо, сказочный "мишка"!

"простым грифельным карандашом" - ночью, когда писал рецку, я сомневался в своих сомнениях. Но удостовериться уже было лень. Сегодня заглянул в "Вики".
"Карандаш" - инструмент из пишущего материала в оправе. У нас - грифель в дереве. Поэтому "грифельный карандаш" - "масло масляное". Карандаш либо "простой" (серый), либо красный, синий и т.д. (цветной).

Всего доброго!

Виктор Марков 2   26.12.2010 19:06   Заявить о нарушении
Привет!

Карандащ исправлю, согласен:)

Опять ты не понял ассоциацию с салазками. Не падал он, как на салазках, а вспомнил, как ехал задом наперёд.

Про медведя. Не бывает правил без исключения. Теоретически может такое произойти. А потом ты опять пропустил мимо ушей мою реплику про чудо...

Виктор Зорин   26.12.2010 20:16   Заявить о нарушении
Ну, чудо, так - чудо! И у медведя в Сочельник - исключение из его медвежьих правил!
!:-)
Весёлых праздников!

Виктор Марков 2   27.12.2010 00:01   Заявить о нарушении