Рецензии на произведение «Знаменитая атака века подводной лодки К-21»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Герман! Прочитал с большим интересом.Спасибо.
С теплом
В.
Вахтанг Рошаль 14.02.2017 05:57 Заявить о нарушении
Очень интересно. Особенно Ваше и других мнение по атакам века, которые были совершены во время войны. Вы пишите, что "Сам Н.А.Лунин свою атаку так никогда не называл. Прерогатива этих двух громких слов среди советских подводников больше подходит к подводной лодке Балтийского флота «С-13», потопившей фашистский лайнер «В.Густлов»". Подвигу командира подводной лодки Маринеску я посвятил стихотворение, которое написал после прочтения книги Крона:"Капитан дальнего плавания". Стихотворение "Биография героя" опубликовано на моей страничке по адресу:http://www.stihi.ru/2008/01/10/510
Хотелось бы узнать Ваше мнение об этой атаке века, особенно, о судьбе самого героя, которая сложилась у него после войны. Спасибо. С уважением, владимир Агарев.
Владимир Агарёв 25.12.2016 22:56 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 26.12.2016 16:31 Заявить о нарушении
Интересно, тем более, что Ваше мнение об "Атаках века" полностью сходится с моим, салажно-исследовательским, которое я высказал лет 10 назад в одной из статей. Только я на первое место поставил атаку Веддигеном "Абукира", "Кресси" и "Хога". А вообще-то, не дай Бог служить на ПЛ! А я, когда мне приписное свидетельство выписывали, хотел служить на АПЛ! Бог миловал: служил в ПВО Сух. войск.САЛЮТ!
Виктор Новицкий 2 25.02.2016 21:05 Заявить о нарушении
Герман, материал интересный. Спасибо. Творите дальше - по мере возможности буду читать вашу прозу. О всяческого рода номинациях вы поняли и рассудили совершенно правильно.Удачи вам.
Аркадий Куратёв 03.01.2016 09:11 Заявить о нарушении
Не совсем конечно в тему, и все же. Бегаю по Калининграду, ищу памятник Маринеско, он где-то тут, рядом. Идет мужчина средних лет. Подбегаю к нему: где здесь памятник Маринеско? - Памятник чему?!!
Сергей Гусев 27 15.10.2015 23:52 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 16.10.2015 22:03 Заявить о нарушении
Не доказано попадание... но ведь и не доказано, что торпеды прошли мимо. Линкор-то по возвращению в базу на ремонте был, читал я, прощения прошу, но не помню где...
С уважением...
Владимир Мигалев 25.06.2012 13:27 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 11.07.2012 12:11 Заявить о нарушении
Иван Сидоров 11 07.01.2013 22:11 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 08.01.2013 15:43 Заявить о нарушении
С уважением, Андрей Домин 3
Кросс Роуд 06.09.2015 19:49 Заявить о нарушении
но ведь попадание или нет в Тирпиц должно было отразиться на его последующих действиях? Ведь он очень заметен в мире
Николай Старорусский 25.06.2012 10:16 Заявить о нарушении
ошибку исправьте
Сергей Козлов 2 25.06.2012 08:40 Заявить о нарушении
А про знаменитого капитана Маринеску у вас нет рассказов? Ведь это он потопил самый большой транспорт Германии?
Симион Волков 26.02.2012 00:33 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 26.02.2012 11:56 Заявить о нарушении
Симион Волков 26.02.2012 12:50 Заявить о нарушении
Симион Волков 10.04.2012 06:56 Заявить о нарушении
Я вот тоже кое-что написал об атаке века, а может быть даже всей современной цивилизации:http://www.proza.ru/2012/05/12/1021
К огромному счастью для неё (цивилизации), атака не состоялась! Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
С ув.
Лев Израилевич 24.06.2012 06:11 Заявить о нарушении
Вот что пишут Мирослав Эдуардович МОРОЗОВ и Константин Леонидович КУЛАГИН в монографии "«КАТЮШИ» в бою. Подводные лодки типа «К» в Великой отечественной войне."//МорКол.2008,№2. :"...Пятый боевой поход К-21, ставший, пожалуй, одним из самых знаменитых в истории советского подводного флота.
Его первую часть — с 18 по 28 июня — ПЛ провела на позиции северо-западнее Вардё. Встреч с противником не было, если не считать внезапную атаку вражес¬кого самолета в ночь на 19-е. В результате близких разрывов двух авиабомб получи¬ли повреждения магистраль заполнения уравнительной цистерны №1 и кингстон цистерны быстрого погружения, из-за чего они заполнились водой. Компенсировать это удалось откачкой воды из уравнитель¬ной №2 и дифферентных цистерн. Вторая атака, произведенная утром 27 июня, не имела негативных последствий, но еще раз напомнила, что с организацией службы на субмарине не все в порядке — вахтен¬ный командир при обнаружении самолета вместо срочного погружения пригласил командира на мостик. На следующие сутки Лунин получил приказ занять позицию на выходе из шхер между островами Рольвсе и Магере, что и было выполнено. Через пять дней патрулирования, 5 июля в 16.22 гидроакустик донес об обнаружении шумов, которые, как оказалось позднее, принад¬лежали германской эскадре во главе с линкором «Тирпиц».
Детали этой знаменитой атаки достаточно подробно описаны в литературе. При ее анализе важно понять, что с одной стороны командир точно знал, что его экипаж не подготовлен для выполнения такой сложной задачи, а с другой — не имел информации об истинных возможностях немецкой гидроакустической аппаратуры и противолодочного оружия. Ведь до этого Лунину приходилось сталкиваться только с конвоями, охранявшимися мобилизованными траулерами, а тут целая эскадра, эскортировавшаяся семью эсминцами, двумя миноносцами и гидросамолетом. Как следствие, неизбежно возникали опасения за судьбу своего корабля, что вынуждало поднимать перископ лишь на короткие промежутки времени и не позволяло организовать должное наблюдение за целью. Это, в частности, подтверждается и тем, что один из трех крупных немецких кораблей (по-видимому, наиболее удаленный от «К-21» «Шеер») на протяжении всей атаки так и не был обнаружен, а другой — «Хиппер», наоборот, был опознан как «Шеер».
Условно атаку «К-21» по времени можно разделить на пять фаз:
17.00 -17.18. Маневрирование для атаки эсминца охранения. Фаза завершилась в момент обнаружения мачт крупных боевых кораблей.
17.18 - 17.36. Выход подлодки на генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны левого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением смены курса эскадры с 60° на курс 330° (значения курсов приводятся в соответствии с донесением Лунина; немецкими материалами подтверждается лишь единственная смена курса в течение всей атаки — с 30° на 90° в 17.25). Неверные результаты этих наблюдений в конечном итоге привели к тому, что подлодке пришлось производить залп из весьма невыгодного положения — из кормовых торпедных аппаратов на расходящихся курсах.
17.36 —17.50. Выход «К-21» на «новый» генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны правого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением «смены курса» эскадры с 330° на старый курс 60°. В результате наблюдения в 17.50 Лунин определил, что лодка оказалась почти прямо по курсу «Тирпица» (курсовой угол цели 5-7° левого борта) на дистанции35 — 40 кбт. Атака носовыми аппаратами невозможна.
17.50 — 18.01. Уход подлодки с курса «Тирпица» для атаки кормовыми аппаратами со стороны левого борта цели. При этом около 17.55 «К-21» совершила прорыв передовой линии охранения эскадры. Фаза завершилась торпедным залпом.
18.01 — 19.05. Выход из атаки — отрыв от эскадры движением контркурсом. В 19.09 — 19.27 «катюша» передала сообщение о месте обнаружения, составе и курсе вражеской эскадры.
Особого внимания заслуживает торпедный залп. Согласно донесению Лунина, он производился из всех четырех кормовых аппаратов с дистанции 18 — 20 кбт, временным интервалом 4 с, при угле упреждения 28°, угле встречи — 100°. Скорость цели определялась в 22 уз., а ее истинный курс — в 60°. Из сопоставления с немецкими материалами известно, что в момент атаки эскадра шла со скоростью 24 уз. курсом 90°. Столь значительная погрешность в определении элементов движения цели (ЭДЦ) объяснялась вышеизложенными факторами, а также тем обстоятельством, что из-за очень кратковременных подъемов перископа ЭДЦ определялись командиром «К-21» глазомерно. Залповая стрельба с временным интервалом обеспечивала перекрытие погрешностей в определении ЭДЦ только в тех случаях, когда ошибка в определении курса не превышала 10°, а скорости — 2 уз. Следует отметить и то, что в соответствии с действовавшими таблицами Лунину следовало стрелять с интервалом не в 4, а в 14 с. Выбрав меньший интервал, командир, очевидно, старался сократить время нахождения на боевом курсе и быстрее уйти на глубину. Ведь после залпа он не остался под перископом, а, приняв воду в уравнительную и кормовую дифферентную цистерны, развил полный ход и ушел на глубину 30 м.
Вторым отрицательным моментом являлась большая дистанция, с которой производился залп. Если бы в момент залпа лодка и линкор шли примерно перпендикулярными курсами, а дистанция составляла 18 — 20 кбт, как это считал Лунин, то торпедам предстояло пройти около 18,5 — 19 кбт. На самом деле из-за грубой ошибки с определением истинного курса цели «К-21» и «Тирпиц» шли расходящимися курсами, и угол встречи должен был составить не 100, а около 130°. При этом торпедам требовалось пройти около 23,8 кбт. Максимальная дальность хода торпед 53-38 с той установкой режима, которую использовали при подготовке выстрела, составляла 4000 м (21,6 кбт). Стрельба с такой дистанции стала прямым следствием неверного выбора боевого курса, что, в свою очередь, объяснялось той поспешностью, с которой Лунину пришлось менять решение на атаку в 17.50 —17.53.
Следует подчеркнуть, что введенными в действие приказом НК ВМФ №0219 от 10.3.1942 «Правилами стрельбы торпедами с подводных лодок» стрельба с дистанций 16-20 кбт по движущемуся кораблю при углах встречи свыше 90° запрещалась как бесполезная. Несомненно, что в сложившейся ситуации Лунин был обязан использовать любой шанс, но одного рвения командира мало, чтобы обеспечить успех атаки. Стоит упомянуть и тот факт, что две из четырех выпускавшихся торпед находились в необслуживаемых аппаратах легкого корпуса, и об их состоянии можно было только догадываться, а одна из двух торпед, находившихся в аппаратах прочного корпуса, с начала похода сильно травила воздух, что неизбежно сокращало дальность ее хода. Все кормовые торпеды были установлены на глубину хода 2 м и даже в случае попадания, скорее всего, не могли нанести серьезных повреждений, поскольку поразили бы «Тирпиц» в броневой пояс.
В сумме все допущенные просчеты и погрешности не могли не привести к отрицательному результату — торпеды «К-21» должны были, пройдя предельную дистанцию, затонуть без пересечения курса цели. Те взрывы, что слышали на лодке в 18.04, по-видимому, стали результатом срабатывания ударников торпед при ударе о каменистое дно после прохождения предельной дистанции или распространившимися по подводному звуковому каналу взрывами на судах каравана PQ-17, которые в те самые минуты истреблялись немецкими подводными лодками и авиацией. Исходя из направления и скорости движения германской эскадры, можно утверждать, что взрывы торпед на дне (глубина моря в районе атаки составляла около 300 м) не могли быть зафиксированы на немецких кораблях ни визуальным, ни гидроакустическим наблюдением. Поэтому информация об атаке «К-21» была получена на «Тирпице» только в 20.25 (по московскому времени) в результате перехвата и дешифровки сообщения Лунина подразделением немецкой радиоразведки, находившимся на борту линкора.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях, к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это, Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль Кригсмарине, имевший мощное противолодочное охранение. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размерами крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности для этого имелись.
Утром 7 июля «катюша» была отозвана в базу, куда прибыла спустя двое суток. Ее встречали как победительницу — ведь Лунин доложил о «достоверном» попадании двух торпед в линкор, хотя и допускал, что их перехватил на себя эсминец, в момент выстрела вышедший на линию залпа. В штабе бригады его доклад трансформировался в потопленный эсминец и поврежденный линкор. Таким значительным списком побед в то время не могла похвастаться ни одна советская подлодка, и потому в октябре 1942 г. «К-21» была награждена орденом Красного Знамени."
Главным успехом Лунина является возврат Германского конвоя в порт!!! Причина возврата германского конвоя в порт - "информация об атаке «К-21» была получена на «Тирпице» только в 20.25 (по московскому времени) в результате перехвата и дешифровки сообщения Лунина подразделением немецкой радиоразведки, находившимся на борту линкора." Немцы, зная тип лодки, вполне небезосновательно могли опасаться, что К-21 могла не только проявить наглость и атаковать (пусть и неудачно), но и выставить минное заграждение в районе оперирования конвоя.
Роман Есиков 06.11.2011 19:27 Заявить о нарушении
Герман Андреевич Ануфриев 07.11.2011 11:08 Заявить о нарушении
Удачи!!!
Роман Есиков 07.11.2011 12:20 Заявить о нарушении