Рецензии на произведение «Сотрясение»

Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Служил в ГДР в 1970-е годы. Замполит батальона ст. лейтенант Селезнёв ведёт политбеседу и объявляет, что есть на Кавказе такая нация как чечены, если днём его оскорбишь, то на следующий день его найдут с кинжалом в боку. Все оглянулись на меня, как на единственного чеченца в батальоне, а я не зная, что делать от обиды и возмущения встал и молча, ушёл. Неслыханная дерзость со стороны молодого солдата со сроком службы 7-8 месяцев. Это было не только неуважение к офицеру, ведущему занятие, но и к «старичкам» сидящим в зале. Но ни один из них, даже замполит, не бросил за мной реплику, а наш полк занимал второе место в ГСВГ по боевой и политической подготовке. Я так и не понял в чём дело, к какому соусу замполит вспомнил чеченскую кровожадность.
После ни сослуживцы, ни сам замполит, ни разу не заикнулись об этом инциденте, его как бы и не было, но между мной и Селезнёвым началась и продолжалась до конца моей службы бессловесная «холодная война». Попытки вступить в компартию я похоронил сразу и устроил бойкот замполиту, не ходил на его батальонные политбеседы, при случайных встречах не отдавал чести. А однажды меня сняли, хотя и трудного, но с почётного поста №1 у знамени полка. У ротного узнаю, что это приказ Селезнева. «Ты не русский и потому плохо усваиваешь устав караульной и гарнизонной службы, решил замполит» - и сам рассказывая ротный смеялся. После, меня стали назначать на дежурный пост, где патронов на автомат не выдавали, дежурили три человека посменно, до утра и внутри гарнизона охраняли столовую, чайную. И целый день свободен. Короче говоря был дембельский пост. Селезнев понимал, он облегчает мне службу, но личная безопасность превыше всего. Как обычно принято у русских, создавать себе трудности и мужественно преодолевать их. В моём лице он создал сам себе врага и занимался собственной безопасностью, а за две недели до моего дембеля уехал в Союз, в отпуск, подальше от греха.
Его также "растили интернационалистом", а ведь у меня в руках был современный танк Т-62, а "когда суровый час войны застанет и нас в атаку Родина пошлёт".
Нажрался этого интернационального воспитания в Союзе до самых не хочу.
С уважением,

Гунки Хукиев   05.05.2015 15:01     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и интересный рассказ, Гунки! И Вам знакома дискриминация по национальному признаку в самой "интернациональной" на свете стране...
Со мной ожесточённо спорят: дескать, такого быть не могло. То есть пытаются меня убедить: то, что я пережил - того не было. "Патриоты".

Кстати, в моей роте, когда я служил поначалу в Красноуральске, было много чеченцев - хорошие ребята, работящие, без всякого гонора. Никакой кровожадности в них я не заметил! :))
И Россию как осуждал, так и осуждаю за две подлые войны в Чечне и многие десятки тысяч жертв.

С уважением,

Эдуард Бернгард   05.05.2015 16:33   Заявить о нарушении
Список, Эдуард, продолжается: в Украине, теперь в Сирии.

Нина Волегова   28.11.2015 07:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Здравствуйте, Эдуард. Ваша статья вызвала из памяти свои собственные воспоминания о школе: первый класс и начало второго училась в деревенской школе. У меня были очень хорошие отметки, потом мы переехали в город, пока устроились на новом месте, прошло некоторое время и я отстала от школьной программы по всем предметам, но особенно, по письму, не могла ровно писать на нерасклеченной разлиновке тетрадной страницы. Это и мои очень кудрявые золотистые волосы вызывали у училки особое бешенство, она тыкала меня в тетради других учеников, показывая моё ничтожество и полную неспособность овладеть такими простыми навыками, говорила перед всем классом, что у меня все извилины наверху (кудри). Её фраза:,,Ну что ты смотришь на меня, как баран на новые ворота?!" вызвала в классе смех и меня стали ненавидеть, дали кличку ,,баран". Дополнительно со мной, как с отстающей она не занималась, а я никак сама не могла догнать, потому что многое не понимала, а спросить (ужас какой!) боялась. Не знаю, что она сказала про меня на одном из родительских собраний, но меня дома бил отец, ремнём, конечно, но спина болела долго, наверное, там были синяки. Это первое и самое сильное ,,сотрясение", после которого возненавидела школу, как каторгу.
Затем мы сменили место жительства и я пошла в другую. В ней было намного легче, потому что училка не акцентировала внимания на мне и у меня появились друзья среди одноклассников. Но у неё была стена позора. Тех, кто получил двойки, выставляла в общем коридоре у стены на большой перемене, с раскрытыми и поднятыми повыше тетрадями, чтобы дети всех начальных классов могли узреть ,,позор", а заодно и поиздеваться: дёрнуть за волосы, пнуть, рожицу показать, ударить. Временами училка подходила, но только лишь затем, чтобы проследить, не опустили ли мы тетрадки. Самое страшное, это оказаться у стены одной. Мне, заклятой троечнице, везло. Со мной всегда кто-то был и мы, прижавшись друг к другу, выдерживали всю ненависть таких же, как мы, если не хуже, учеников из параллельных классов. У нашего класса были самые высокие показатели по успеваемости, а как же, ведь, училка-то наша была заслуженной. Родителям боялись сказать про эту стену позора, а я так, после первого ,,сотрясения", боялась как бы они о ней вообще не узнали, а то добавят. Остальные были мелкие ,,сотрясения", но много.
У меня была знакомая девочка, она училась в другой школе. Что бы она ни делала: играла ли, читала, кушала, -- если услышит гимн, бросала всё и стояла держа ,,салют" над головой до тех пор, пока тот не перестанет звучать. Её брат смеялся, когда она это делала, а я не понимала, потому что в нашей школе на гимне так не зацикливались. Мы были беззащитны и запуганы моральными уродами, которые убеждали других, что они, типа, отдают жар сердец детям. Учитель -- палач, насмешник, издеватель, ханжа и лицемер. Если не за что зацепиться, чтобы поиздеваться над ребёнком, то и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ его подойдёт, какой бы она ни была, главное, зацепка.
Длинное очень получилось. А пусть все читают и знают, как хорошо было детям в стране советской жить! С глубоким уважением, сердечным теплом и пониманием.

Нина Волегова   07.09.2014 06:13     Заявить о нарушении
Дорогая Нина!
Очень созвучно мне всё то, о чём Вы поведали: террор в школе и дома... В детстве и ранней юности я находился в аналогичной печальной ситуации, испытал то же, что перенесли и Вы... Ужаснее всего было то, когда после школьных и дворовых издевательств дома был ещё отец с ремнём... И это вместо утешения и поддержки! А если ещё и подробности вспомнить... ... ... Моя единственная поддержка, благодаря которой я и выжил, это мама.
Я рос болезненным ребёнком - миокардит, рахитичная впалая грудь, слабая "дыхалка"... Постоянно приходилось сталкиваться с дворовыми и школьными негодяями, вездесущей шпаной (сущность советского общества), в драке скоро терял силы, выдыхался, из-за этого часто бывал бит, хотя физической силой не обделён. Бывали и победы, но только в случаях, когда удавалось быстро одолеть противника... Если же схватка длилась долго, то проклятая "дыхалка" коварно подводила, я обессиливал и судорожно, по-рыбьи, хватал ртом воздух... Позже стал усиленно заниматься спортом, наращивал бицепсы-трицепсы, хотя принципиально это ничего не изменило.

...Ваш рассказ о садистке-учительнице потрясает, несмотря на привычность насилия в "Совке", а также на некоторую аналогию с той "Марьяшкой", из-за которой мне пришлось покинуть неплохую, в общем, школу... Оскорбления и "стена позора" просто ужасают... И никто не вмешался, не остановил ПРЕСТУПНОЕ надругательство над детьми!.. Вот в таком кошмаре мы взрастали. Причём кошмар этот основная МАССА населения предпочитала не замечать. Да и как иначе в стране бесправия, террора, дедовщины... Невыразимо противно и омерзительно, когда многие наши "коллеги" оправдывают и даже одобряют всё то жуткое, что там творилось...

Нина, у меня просьба: на основе данного своего комментария сделайте, пожалуйста, рассказ и опубликуйте. Это важно донести до людей, а кроме того, Вам станет легче! Знаю из собственного опыта.

С огромной дружеской симпатией и признательностью,

Эдуард Бернгард   07.09.2014 21:39   Заявить о нарушении
Когда писала рецензию, такая мысль мелькнула. Напишу.

Нина Волегова   09.09.2014 12:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Здравствуйте, Эдуард. Мне повезло в детские, да и остальные годы. Но не моим родственникам старших поколений.Благодаря выжившим живу я.Уже 68 лет. В 1995 году моя семья выехала из Ташкента в Германию. Жена родилась в Казахстане в немецком селе, я в Ташкенте. Но за десять лет так и не сумел einwurzeln.Heimat предков оказалась для меня чужой. Почему - не знаю, ответ тупой -darum. хотя язык освоил быстро, даже в рифму пробовал писать. В результате семья в Германии, а я в деревне под Калугой. Ирония судьбы?... Благодарен Вам за публикацию - людям лучше знать, чем не знать. С интересом и симпатией знакомлюсь с Вашими работами, то есть с Вами.

Генадий Бехтгольд   11.06.2014 21:03     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо Вам за такой тёплый, искренний отзыв.

Признаться, я озадачен тем, ГДЕ Вы обосновались, причём добровольно... Может быть, и вправду судьба? Но ведь вернуться сюда не поздно, так ведь?

С уважением,

Эдуард Бернгард   12.06.2014 11:49   Заявить о нарушении
Похоже, уже поздно переиначивать. Дети взрослые давно, сын приезжал в отпуск, навряд ли ещё приедет в деревню. Местные близкие знакомые шутя зовут меня "немец", а звучит это как "свой". Разница в интересах мне не мешает, мне не скучно сам-на- сам. Сожалею только, что здесь не нужны мои знания и умения, может, ошибаюсь. Иногда подкармливаю местных продавщиц энергией, это легко делать. А они не зная почему не обсчитывают меня и предупреждают о некачественных продуктах. Приятно... Профессионально я занимался керамикой, от эскизов и проектов до готовых вещей в материале. А писанина - хобби без претензий. Желаю Вашей музе не давать Вам покоя. С симпатией

Генадий Бехтгольд   12.06.2014 14:14   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Геннадий!

Вы - интересный человек (явление не такое уж частое).

Всяческих благ Вам!

Эдуард Бернгард   12.06.2014 14:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Ув.Эдуард! Думаю, то мальчишки в классе глумились над Вами не из-за того, что Вы немец, а скорее что Вы, видимо, были слабый,тихий и не могли дать им отпора. Надо мной в школе тоже издевались, и я думаю не из-за национальности, били меня, ставили подножки, стреляли в меня из рогатки - один раз даже попали в глаз, дразнили и т.д. А свё из-за того, что я была высокого роста, очень худая, с длинными руками и ногами, худым лицом. Была тихая, не драчунья, не умевшая за себя постоять. И родители были такими, что не хотели прийти в школу, чтобы наказать хулиганов. Всё дело в том, что отец мой работал в другой школе (молдавской), а я училась в русской. Он был заслуженным учителем и боялся, что если он за меня заступится, пострадает его авторитет. Даже девочки в классе меня не любили. Возможно, поэтому я с детства жила в мире придуманных историй,т.е. убегала от ужасной действительности. Ну и что? Девочки из моего класса сейчас обычные мещанки, а я писательница,печатающаяся во многих журналах, знакомая с известными писателями в стране, где я сейчас живу. УСПЕХОВ Вам в жизни и в творчестве. Мила Горина.

Мила Горина   23.10.2013 20:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Мила! Благодарен Вам за тёплое искреннее письмо!
Мне близко то, о чём Вы поведали. Только следует уточнить: в школе, которую я вынужден был покинуть, меня донимала одна лишь классная руководительница, но этого, как видите, хватило для капитуляции... В другой школе мою национальность "не трогали", и я так об этом и написал, но там "просто" издевались, причём сильно и постоянно.
А вот во дворе годами травили меня именно из-за национальности, и такое не забывается.

Удачи Вам и всего доброго!

Эдуард Бернгард   24.10.2013 02:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

В одном интервью Дорис Лессинг заметила, что писателей очень часто делает несчастливое детство. Дорис Лессинг - лауреат Нобелевской премии. Правда, я не читала ее произведений, но фраза запомнилась. О своем детстве - умолчу, хотя я и писателем-то себя не считаю...

Татьяна Бедарева   13.09.2013 22:50     Заявить о нарушении
Да, наверное, это верно во многих случаях.

Вот и моё детство... А впрочем, не сейчас.

Да и твой прозрачный намёк понятен.

Кстати, о жутко жестоких нравах (во дворе, в школе, в армии и т.д.), а также о деспотичном отце поведано ("намёкнуто") в произв. "О-Зеро".

Таня, большое душевное СПАСИБО!

Эдуард Бернгард   13.09.2013 22:56   Заявить о нарушении
Подумайте, зачем палачи завязывают жертвам глаза? Мешки надевают на голову? Они ЗНАЮТ, что взгляд жертвы способен их - убить.
Выход: надо иметь такой ВЗГЛЯД, чтобы любой палач - сдох!

Алла Корчак   16.09.2013 14:13   Заявить о нарушении
Было бы здОрово... И желательно.

Эдуард Бернгард   16.09.2013 22:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Удивительные вещи узнала я о школах и учителях в вашем городе детства, Эдуард!
Учителя, травившего ребенка, издевавшегося над ним, а уж, ТЕМ БОЛЕЕ, ударившего ждал суд. С лишением права преподавания на несколько лет.
Это, как говорит господин-товарищ Жириновский: "однозначно"!
Так у Вас и вторая школа была не лучше? Просто зверинец какой-то, а не город!
И ни одного друга в обеих школах?! ни одного учителя, прекратившего преследования?!
У нас в классах было много немцев. Тех школьников, кто был замечен в негативном отношении к ним, учителя быстро ставили на место. Так что наши Эккерты, Шрайберы, Гайдели чаще дружили с русскими.
Раны долго саднят. особенно-душевные. особенно-полученные в детстве.
Бог с ними, обидчиками.
Я

Наталья Малиновская   11.04.2013 14:57     Заявить о нарушении
Наталья, как раз всё наоборот: если У ВАС царила идиллия, это отнюдь не означает, что ВЕЗДЕ было так же славно. Ваш случай - скорее исключение. То, о чём поведал я - скорее правило. То же самое пишут о своей юности многие российские немцы... То же самое рассказывал мне о своей школе мой учитель музыки Гельмут Зеефрид... Ещё более тяжёлым оказалось детство моих родителей... Учительницы были в большинстве своём злые, глупые, подлые, часто провокационно акцентировали немецкое происхождение своих учеников, чтобы те потом сильнее страдали от своих сверстников...
Так что Ваша насмешливая ирония о "городе-зверинце" - вовсе не к месту. Вы уже во второй рецензии настойчиво утверждаете, будто немцев, дескать, никто не обижал. Неправда, Наталья! Немецкое детство, особенно в ГОРОДАХ советских, являет пример обратный. Правда, в СЁЛАХ было терпимее... Оно и понятно: все друг друга знают, тесно общаются...
И дело ведь не только в немцах: нравы в СССР вообще царили брутальные, криминальные, бесчеловечные... Там и к СВОИМ относились жестоко, а уж к ЧУЖИМ и подавно...
Впрочем, девочек это не очень касалось. Доставалось в основном мальчикам.

Спасибо за отзыв!

С уважением

P.S. Между прочим, пятый класс, по семейным обстоятельствам, я посещал в течение двух месяцев в другом городе, и там происходило то же самое.

Эдуард Бернгард   11.04.2013 16:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Эдуард!
Какая может быть ирония, если обижают РЕБЕНКА?
Я, конечно, больше не буду писать рецензий, чтобы не вызывать негативных реакций впредь, но отношения в школе у моих одноклассников были именно такими, как я описала. Зачем мне искажать реальность? Кому и что доказывать?
У Вас в памяти-драки и издевательства, у меня-дорогие моему сердцу друзья. В том числе-и немцы!!!
Я Вас ни в чем не обвиняю, но говорить о моей стране и народе неправду считаю неправильным.
Нас растили интернационалистами, мы вели переписку с ребятами из многих стран, в том числе и из ГДР, с нежностью вспоминаю соседей тетю Розу и дядю Франца, уже ушедших, к сожалению, в мир иной.
Очень жаль Вашего загубленного детства. Это-искренне, без ироний и сарказмов. Думаю, вы никогда уже не поверите в доброжелательное к Вам отношение, потому что Вы-НЕМЕЦ. Вы так себя позиционируете. Зря. В моей стране очень много людей, окончивших школу без побоев и издевательств со стороны педагогов.
Желаю Вам здоровья. Наилучшие пожелания Вашим родителям. пусть плохое забудется.
Прощайте.
Во всех смыслах этого русского слова.
Я

Наталья Малиновская   11.04.2013 17:21   Заявить о нарушении
Наталья, спасибо.
Замечу всё же, что Ваше мировоззрение во многом сформировано советской идеологией. А уж то, что правдивостью она не отличалась, мне не нужно никому доказывать... Так и Ваши представления соответствуют скорее замусоленным шаблонам той самой пропаганды, но - не реальности.

Кстати, в Вашем рассказе "Жисть-жестянка" очень много резко-негативных и даже полных ненависти эпитетов в адрес немцев... именно немцев, а не фашистов! Вот... А Вы ещё что-то пытаетесь мне доказать. Да и наверняка Вы знаете, ЧТО довелось нам выслушивать и претерпевать... Тем не менее, сообщаете о какой-то формальной (галочки ради) переписке с ГДР...
Неужто не известно Вам, что ПОДОБНЫМ отношением к немцам как нации было пропитано всё советское общество... А фильмы про войну не помните? А книженции на ту же тему? А учебники? А журналы и газеты? Не помните?.. Зато я - помню!

Всего Вам доброго!

С уважением

Эдуард Бернгард   11.04.2013 18:03   Заявить о нарушении
Весьма странно, если бы в этом рассказе, настоящем плаче 12-летней сироты, я воспевала немцев-фашистов. Вы, очевидно, все равно не поймете, что пережил советский народ во время войны, навязанной ему фашистами. Не немцами. Фашистами. Или не чувствуете разницы?
Вы, наверное, ни разу не были на Пискаревке.
Думаю, что Вам и не надо.
Вы помните только свои слезы, что за дело до людей другой национальности, каких-то деревенских детей, которые все-таки выжили. А знаете, сколько НЕ выжили?

Разговор не о моем облике, не о том, чем он сформирован.
Он-об общечеловеческих ценностях.
И употребление оскорбительных слов в адрес женщины, которая с Вами не согласна, считаю недостойным.
Я же не перейду к оскорблениям. Не последую Вашему примеру.
Продолжайте лить грязь на страну, из которой уехали. Думаю, если Вам случится уехать из Германии, Вы и о жизни в ней будете писать только негативные вещи.

Не пишите мне больше.
Я не буду отвечать и читать.

Наталья Малиновская   11.04.2013 19:46   Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья,
Вы уже дважды удалили мой ответ. Вы настолько нетерпимы к фактам, которые я привёл? В таком случае, это говорит не в Вашу пользу. Неудобные, неприятные факты нужно признавать, как принято в цивилизованном мире. Ах, извините, это же не для россиян...

Цитирую Вас:
"И употребление оскорбительных слов в адрес женщины, которая с Вами не согласна, считаю недостойным.
Я же не перейду к оскорблениям. Не последую Вашему примеру."

Однако, Наталья, сколько неправды... На что же Вы рассчитываете? Ведь читатель сразу заметит вопиющее несоответствие Ваших вердиктов тому, что написал я. Мои ответы Вам вежливы, аргументированны, без единого хамского слова. Видимо, это и вывело Вас из себя...

Вы пишете о страданиях Вашего народа во время войны... Только ли враги в этом виноваты? А ваши командиры, политруки бездарные и бесчеловечные, отправлявшие СВОИХ солдат просто на убой, на бессмысленную смерть - ни в чём не повинны? И найдёте ли Вы слова осуждения для людоедской советской власти, погубившей куда больше народа, чем погибло на войне, а?
Да, и подумайте о том, что СССР вместе с Германией разодрал Польшу в 1939-м, напал на маленькую Финляндию в 1940-м, тогда же оккупировал Литву, Латвию, Эстонию... И ещё вспомните: Корея 1950, ГДР 1953, Венгрия 1956, Чехословакия 1968, Афганистан 1979-1988... Чечня 1994... Чечня 1999- ...
Не говоря уже о том, что Гитлер опередил Сталина с нападением... Могло выйти и по-другому. Какого козыря бы Вы тогда лишились!

С уважением

Эдуард Бернгард   12.04.2013 00:33   Заявить о нарушении
Редчайший опыт. Такая вот разновидность конкисты.
Перечитала, остановилась на ПОРТУПЕЙНОМ ОТДЕЛЕ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ.
Какая точность в определении симптомов этнических недугов. Блестяще.
И как далеко - до выздоровления.

Алла Корчак   09.08.2013 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

Вогнать в депрессию..В каждую клеточку впрыснуть психоз.Это тактические приёмы ОБРАЗОВАНИЯ СТАД, которыми управлять неизмеримо легче. Но тех, кто уже прошёл ИНДИВИДУАЦИЮ, просто так не зацепишь.НЕТ - СТАДАМ!
Алла Корчак.

Алла Корчак   09.04.2013 16:04     Заявить о нарушении
Вот именно. НЕТ - СТАДАМ!

Спасибо, Алла.

Эдуард Бернгард   09.04.2013 18:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сотрясение» (Эдуард Бернгард)

жестоко? я из далеких советских времен, а мои дети из эпохи перестройки. и район, в котором я прожил немного хулиганский. однако воспоминания светлые, без наплыва. это же детство, где все было интересно и романтично. но понравилось, зацепило.

Владимир Гришкевич   30.03.2013 07:03     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за отклик!

В моём детстве не было ничего романтичного... Кругом жестокость... Садистская шпана во дворе, на улицах, в школе... Злобные учителя и училки... А дома, словно этого мало, крайне деспотичный отец.

Эдуард Бернгард   30.03.2013 23:15   Заявить о нарушении