Рецензии на произведение «Вл. Иларион. Христианский ответ на вызов релятивиз»

Рецензия на «Вл. Иларион. Христианский ответ на вызов релятивиз» (Борис Пинаев)

Кто притдумывает обряд, тот придумывает и попов. Вы можете ответить на вопрос: "Как соотносятся между собой принцип "не убий" и хождение вокрух церкви с хоругвями, или исповедывание?" Если я не совершаю никаких обрядов и не хожу в церковь вообще, нео при этом соблюдаю все заповеди, можно ли считать меня праведнгиком и попаду лли в рай?
Теперь относительно Илариона. Как человек он довольно гнусный, интриган, краьерист. Знаменит он стал своим скандальным приездом на работу в Англию и требованием необычайно высоккого для себя жалованья. Да это ещё полбеды. Стяжатель, жмот, ну покаятся перенд смертью и его бог простит. Но он провокатор. Вместо "возлюби ближнего как самого себя" - он своим антисоветизмом и пещерным антрикоммунизмом вносит сумятицу в головы прихожан. Где его терпенеие, к которому призывает церковь? Человек твергающий притнципы коммунизма не понимает самой сущности христианства. Но, думаю, это следующий патриарх.

Владимир Паутов   21.12.2011 20:44     Заявить о нарушении
Всё очень важные вопросы, Владимир:

"Кто придумывает обряд, тот придумывает и попов. Вы можете ответить на вопрос: "Как соотносятся между собой принцип "не убий" и хождение вокруг церкви с хоругвями, или исповедывание?" Если я не совершаю никаких обрядов и не хожу в церковь вообще, но при этом соблюдаю все заповеди, можно ли считать меня праведником и попаду ли в рай?"

1. Про "обряд". Мыслители высшего класса (напр., академик В.Н.Топоров) полагают, что в основе человеческого в человеке лежит интуитивно созданный РИТУАЛ ("обряд").
И лишь на следующей стадии возникает сознание, выражающее себя в языке.

2. Ритуал (=культ) возможен лишь в церковной общине, объединяющей людей, кои исповедуют некие СВЯТЫНИ (худшее посрамление человека и доныне выражается в словах: "Для тебя нет ничего святого!").

Община -- самая малая смысловая единица. Как одно-единственное слово не имеет смысла вне предложения или более широкого контекста, так и один-единственный человек не имеет смысла вне общины, которая объединена ВЫСШИМИ смыслами, святынями.
Заповеди (не убий, не блуди, не кради, возлюби Бога и ближнего, как самого себя...) тоже относятся к святыням, кои исповедует рел. община. Этими заповедями жива община, община дарует их каждому, кто ей причастен.

Таким образом, и заповеди, и элементы КУЛЬТА (например, крестный ход -- "хождение вокруг церкви", как Вы говорите) составляют некий единый комплекс, служащий единению людей и Бога, Высшей Святыни (Высшего Смысла -- на нерелигиозном языке).

3. Человек может соприкоснуться с высшими смыслами (святынями) лишь в Церкви. Соприкоснуться, соединиться с Ними совершенно жизненно, конкретно, а не книжно только, не по-профессорски. В богослужении "небо соединяется с землёй". Без помощи Церкви человек не способен исполнять ЗАПОВЕДИ.

Именно поэтому ни я, ни Вы не способны исполнять их во всей полноте ("Кому Церковь не мать, тому Бог не отец").
Что прекрасно иллюстрирует Ваш последний абзац, где Вы очень резко судите о ЛИЧНЫХ качествах митрополита (нарушая заповедь "не судите, да не судимы будете").
Мы можем не соглашаться с его богословскими мнениями, но личные грехи его -- в ведении Божьем.

Можно ли считать Вас праведником, ежели Вы исполняете все заповеди? В Церкви говорят так: чем праведнее человек, тем лучше он видит свои собственные грехи... тем лучше он понимает, что без Божьей помощи, подаваемой в Божьей Церкви, человек не способен эти заповеди исполнять. Но чаще всего человек вообще не видит своих грехов, но только чужие...

Так что, кроме участия в богослужениях (где нам подаётся Божья помощь), каждому из нас приходится до кровавого пота потрудиться, чтобы не потерять НАДЕЖДУ обрести райское блаженство (в конце концов).
Наше дело -- научиться верить, надеяться и любить (Бога и ближнего) -- пока мы здесь, на земле. Остальное -- как Бог рассудит...

Борис Пинаев   21.12.2011 22:19   Заявить о нарушении
Здорово, Вы, Борис, ушлм от конкретики! А ктол определил, что обязательно необходимо участие церкви? Сами церковники или это им поручил делать лично Бог?
В Еванеглии от Иоанна (котолре считается у исследователей Библии весьма спорным и даже подложным в отличии от трёх синоптических) Иисус говорит, что там где два человека, там я между ними, поддними каменгь и там найдёшь меня. Зачем посредник для общения человека с Богом? Любой посредник есть по сути бездельник, паразит, который поют мзду за услуги. Как можно получать деньги в виде зарплаты за службу Богу? Как можно брать деньги за таинства Божьи? Вы хотите сказать, что без обряда человенку отказано в Царствии небесном?

Владимир Паутов   21.12.2011 23:09   Заявить о нарушении
Владимир, Вы почему-то не захотели ВНИМАТЕЛЬНО прочесть написанное мною... Там содержится ответ и на то, что Вы так сердито написали сейчас.
Поверьте, труд священника достоин самой высокой оплаты. Это очень тяжёлый труд -- не только физически, но и духовно. Очень трудно каждый день совершать богослужения -- и не стать церковным чиновником, который ходит в храм, как в канцелярию. Здесь воистину духовный подвиг. И кто не готов к такому подвигу -- тот ответит пред Богом так, как нам с вами и не снилось...

Не сердитесь на Церковь... это тело Христа, страждущее на кресте мира сего... и самые верные служители Христовы тоже страждут. Только мы не знаем об этом, ибо они не афишируют свои страдания.

Борис Пинаев   21.12.2011 23:57   Заявить о нарушении
Политическую позицию (причём не очень активную) занимает отдельно взятый митрополит. Если она не совпадает с Вашим мнением, то всегда можно найти православного епископа, чья позиция более или менее совпадает с Вашей. Любая православная (не католическая и не протестантская) Церковь принципиально не политична, т.е. не участвует во внутренних братоубийственных разборках. Не зря патриарх Тихон отказался благословить Белую армию в то время, когда красные уничтожали священников и прочий правосл. люд тысячами.

Правосл. церковь обращена к чел. личности, каких бы полит. взглядов эта личность ни придерживалась. Церковь занята спасением нашего брата из плена князя мира сего (сатаны), спасением наших душ. Очень многие этого не понимают и понимать не хотят... Но тут ничего не поделаешь (насильно мил не будешь).

Борис Пинаев   22.12.2011 22:30   Заявить о нарушении
Опять в данный момкент мой мнрение совпало с Жуковым. Борис, я могй назвать с дксяток священников, которые вмешиваются в политические дела.
Теперь о труде причта. Право смешно гооврить о невероятно трудной деятельности попов, которые в поте лица своего усердстсвуют в молитвах во благо нам. Рассказывайте эти мифы для более наивной аудитори. Вы напротив своей защитой бездельников ставите себя в дурацкое положение. Почитайте хотя бы Пушкина или Блока.

Владимир Паутов   24.12.2011 11:40   Заявить о нарушении
Владимир, поставивши себя в дурацкое положение, пошёл читать Пушкина и Блока...

Борис Пинаев   24.12.2011 21:33   Заявить о нарушении
замечательно, Борис! А то чего спорить попусту! С наступающим Вас! Успехов, здоровья, счастья и поменьше таких рецензентов как я!

Владимир Паутов   24.12.2011 21:46   Заявить о нарушении
С наступающим!

Борис Пинаев   24.12.2011 21:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вл. Иларион. Христианский ответ на вызов релятивиз» (Борис Пинаев)

Митрополит Иларион горазд на мудрования:
http://www.blagogon.ru/digest/266/
Уж, конечно, о нравственных основаниях ему как ни написать! :) Молодец.

Людмила Либерцева   19.12.2011 22:29     Заявить о нарушении
Да, идёт богословская полемика. Причем митр. Иларион неубедителен настолько, что невольно возникает вопрос: зачем все эти предлагаемые им "новообразования"? Чтобы расколоть Церковь? Или просто он по молодости лет очень жИлает отличиться на всех поприщах -- от музыкального до литургического?
Вот по Вашей, Мила, ссылке:

"Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином
30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев
Отклик на статью митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)
«Евхаристическая чаша на соборной Литургии»
…Еще верую, яко сие самое есть пречистое

Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя…

(Из литургической молитвы перед Святым Причастием) [2]
При большом количестве причастников на Божественной литургии после завершения евхаристического канона Кровь Христова из одного потира специальным ковшом разливается по нескольким меньшим чашам. Это – удобная, известная и общеупотребительная церковная практика.

В официальном печатном органе нашей Церкви Журнале Московской Патриархии №9 за 2011 год напечатана статья митрополита Илариона (Алфеева) «Евхаристическая чаша на соборной Литургии», в которой он предлагает произвести изменение в традиционном проведении Литургии. В конце статьи автор формулирует свое предложение как «более практичный вариант: чаши с вином ставятся на престол рядом с главной чашей после великого входа, например при начале пения Символа веры» [1].

Смысл этого «более практичного варианта» проведения Литургии сводится к следующему. Над одной «главной чашей» производятся все необходимые священнодействия – молитвы на проскомидии, великий вход, благословение во время евхаристического канона. При этом другие меньшие «чаши с вином» никак не участвуют в литургических действиях – ни в проскомидии, ни в великом входе, ни в анафоре. Просто после причащения духовенства (из главного потира) к вину, содержащемуся в этих меньших чашах, добавляется Тело Христово, и они используются для причащения мiрян. Таким образом, мiрян причащают не Телом и Кровью Господа, но Телом Христовым и вином.

Мысль, ранее неслыханная. Однако обоснованию именно этого радикального литургического нововведения и посвящена рассматриваемая статья митрополита Илариона. При этом, его аргументация вызывает много возражений – как в целом, так и в деталях.

1. Неудачный «экуменический» синтез
В церковной практике встречаются следующие виды причастия.

1. Причастие Телом и Кровью Христовыми. Так причащаются православные священнослужители в алтаре и мiряне в храме. Отличие между ними состоит лишь в том, что мiрянам Святые Тайны преподаются из чаши посредством лжицы, а духовенство причащается раздельно – сперва Телом, потом Кровью.

2. Причастие Кровью Христовой. Так причащают младенцев и некоторых больных, не способных проглотить частичку Святого Тела. Этот способ причащения применяется как вынужденная полумера и не считается нормальным и полноценным.

3. На католическом Западе была вековая традиция, когда мiряне причащались лишь облатками, в которых нет Крови Христовой.

4. Наконец, в протестантской традиции при воспоминании Тайной вечери все верующие причащаются хлебом и вином.

Отметим, что на Литургии Преждеосвященных Даров в чашу вливается обычное вино, но при этом Святой Агнец содержит в себе истинное Тело Христово, пропитанное истинной Кровью Господней. Не случайно поэтому младенцев, неспособных принять сознательно частицу Святых Даров, на этой Литургии не причащают. Это обусловлено тем, что вино в данном случае является не Святыней, но лишь средой, в которую вложены Святые Дары.

Подобным образом, при причащении больных запасными Дарами Тело и Кровь Христовы погружаются в сосуд с вином. Если же больной не в состоянии проглотить частицу запасных Даров, причащение следует проводить не вином, в которое вложена Святыня, но Кровью Христовой, взятой с последней Божественной литургии.

Причащения вином Православная Церковь никогда не знала.

Митрополит Иларион предлагает именно такой принципиально новый способ причащения.

Этот новый способ, по сути, представляет собой «экуменический» синтез, причем из инославной практики взято все худшее. Как у католиков, мiряне лишаются причастия Кровью Господней. Как у протестантов, верующим вместо этого предлагают вино из чаши. Отсутствует лишь одно – причащение православных людей как Телом, так и Кровью Христовой, указывая на которую Господь сказал: Пийте от нея вси (Мф. 26,27).

При этом у католиков и протестантов обмана не происходит. Первые знают, что мiрянам Кровь Христова не предлагается (такова уж их традиция), другие не сомневаются в том, что в чаше причастия содержится вино.

Новый способ причащения основан на подлоге. В то время как над вином в малых чашах не производится никаких литургических священнодействий, их содержимое, тем не менее, почему-то предлагается верующим как истинная Кровь Христова.

Между прочим, если из такой малой чаши причастить младенца, это будет еще один вид причастия – просто вином…

Во время анафоры звучат слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». Диакон сопровождает этот молитвенный возглас, «преложь руце крестообразне, и подъемь святый дискос и святый потир» [2], но содержимому этого потира, возносимого на Литургии, не причастны никто из мiрян. Они причащаются из других чаш, в которые никто не вливал Кровь Христову.

Происходит очевидная подмена, профанация Святыни". И т.д.


Борис Пинаев   20.12.2011 19:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вл. Иларион. Христианский ответ на вызов релятивиз» (Борис Пинаев)

Бесконечно уважаю Илариона (Алфеева) и давно слежу
за его деятельностью... Даже слушаю его композиторские творения,
хоть и плохо разбираюсь в музыке.
Что-то в нем есть такое - притягательное,
хочется и смотреть, и слушать, и читать.
Правда, с моими познаниями в богословии это совсем непросто...

Ольга Сенникова   19.12.2011 18:56     Заявить о нарушении
Его относят к нашим церковным либералам-обновленцам, Ольга...
Мне они не по нраву, но вот эта его статья показалась интересной.

Борис Пинаев   19.12.2011 19:25   Заявить о нарушении
Ну, вот... Хоть в чем-то мы с Вами не "спелись". :)
И слава Богу!

Ольга Сенникова   19.12.2011 22:45   Заявить о нарушении