Рецензии на произведение «Послевоенное детство»

Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Читая о вашем детстве я погрузилась в свои воспоминания.
Они недалеко ушли и по времени, и по «классовому состоянию».
Не знаю, что за ягода - паслён?
А вот сусликов мне жаль, как и всяку живую тварь.
Хотя... мух давила без зазрения совести брр...
Приду ещё.

Елена Микитенко   21.04.2021 23:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена.
Спасибо за сопереживания при воспоминаниях о детстве! Окунаясь в эту детскую "купель" жизни, человек, наверно, молодеет.
Мух не надо давить. Надо создавать условия, при которых они перестанут вас беспокоить.
Приходите. Предложите почитать из ваших рассказов то, что вам самой нравится.

Юрий Анников 2   22.04.2021 07:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Доброе утро, дорогой Юрий! С огромным удовольствием прочла ваши воспоминания, даже было жаль, когда рассказ кончился, хотелось читать дальше еще и еще. Настолько живо, эмоционально, ярко, простым, понятным языком, подчеркивая самое важное и главное, вы рассказали, что я полностью перенеслась в послевоенное время и погрузилась в прошлое, такое, на самом деле, светлое, доброе, хотя и, конечно, во многом более трудное, лишенное многих благ нынешней цивилизации, но плохо ли это? Столько всего потерялось за эти годы вместе с сытостью, благополучием, телевизором и компьютером. Мне кажется, убери все эти блага, и дети станут веселее, счастливее, опять будут играть вместе, много общаться, ходить беспрестанно друг к другу в гости, да и добрее, безусловно, будут! А в каких замечательных краях вам пришлось жить! Искренне завидую. Еще ярче я представляла природу тех краев вместе с аскетичным, хлопотным и таким уютным бытом, потому что мой муж, который старше меня на 13 лет, родился и провел всю юность в селе под Воронежом. Он много мне об этом рассказывал. У них тоже была и корова, и телята, зимой, когда холодно, теленок спал в доме. Тоже все делали сами, и масло в том числе сбивали. Хотя жили очень трудно, потому что в семье помимо Андрея было еще 5 детей. Но детям было очень весело - и друзья, и рыбалка, зимой масса развлечений. Конечно, 60-е там были намного легче, чем послевоенные годы, но дышали они и жили они тем же, ведь почти все отцы прошли Отечественную, гордость за страну была, ответственность за будущее, радость, что все вместе одной душой! Теперь этого нет. Поэтому, когда муж вдохновенно рассказывает о телятах, ребяческих деревенских забавах того времени, хлебе из печи, парном молоке на завтрак, лазанью по совхозным садам, чтобы поозорничать и отведать страха быть застигнутым сторожем, я уже не говорю о чудесах зимы в тех краях, по-доброму завидую. Какая, несмотря ни на какие трудности, это была Романтика - Романтика Жизни! Сейчас, видя постоянно детей в компьютере за домашним заданием, или в поисках информации по интернету (на общение в сети у них нет ни времени, ни я не даю там сидеть) мне искренне жаль отсутствия той идеалогии и общности, которые были раньше. Я росла уже на развале всех социалистических ценностей, в 91 как раз закончила школу. Пионерия последние годы уже больше напоминала пародию и была чисто формальной, в комсомол уже вообще никто не вступал, организация развалилась. Но детство в пионерских лагерях запомнилось очень хорошо. Было здорово, радостно, весело! Не особо раздражали даже парадные линейки. Что-то было в отглаженной пионерской форме и красном галстуке. Он у меня как реликвия хранится дома. На нем после одной из смен росписи друзей, пожелания, даже небольшая дырочка от глажки (гладили же его часто, не дай бог в мятом придешь, стыда не оберешься), это мой последний галстук. Когда нас в 8 классе принимали в старшие пионеры, галстук можно было больше не носить, и многие одноклассники от радости рвали их, так они передавали презрение к существующей пионерской системе, да и не только к пионерской, а социалистической страны вообще. Я никогда не была фанаткой пионерии, хотя меня с 1-го класса постоянно куда-то выбирали, и я была либо председателем совета отряда, либо членом совета дружины. Было скучно, чисто формально, совершенно неинтересно, было жаль потраченного времени, да и досада и стыд за происходящее примешивались, все это так. Но чтобы рвать... Это скорее было результат стадного чувства, и поэтому, вспоминая этот эпизод, ничего кроме стыда за одноклассников, в душе не появляется. Наверное, у нас в стране во многом все не очень как раз из-за стадности - то в одну сторону бегут, то в противоположную. В ранней пионерии было очень много хорошего, утерянного потом. Сейчас в школах воспитательная работа практически отсутствует, идеалов практически нет, а, если и есть, то в большинстве случаев сомнительные. Хочется верить, что государство что-нибудь с этим сделает, но мне, почему-то не верится.
Спасибо большое за огромное удовольствие от прочтения ваших воспоминаний, читала бы и читала!
Радости Вам, замечательного дня и Творчества, которым вы так радуете читателей!
С теплом и искренним Уважением,
Оля

Ольга Корнеева 2   16.12.2016 11:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля!
Вот и жена меня укоряет: "А почему в твоё "Детство" не вошли другие твои устные рассказы?"
Детство - это чувства, впитанные широко открытыми глазами и ощущениями естества окружающего мира. В него мальчишки и девчонки входят каждый день! А когда глаза начинают прищуриваться - приходит юность с её поиском своей половины. Эта часть жизни "захвачена" восхитительной поэзией Чувства. И столь же великими потрясениями разочарований. Иногда очень опасными!
Зрелость - это Дела состоявшегося человека. Дела и Воспитание детей.

И вот, вместе с нашими детьми, мы вновь способны оказаться в детстве. И, возможно, сопереживая с ними, не только возрождаем в себе радости широко открытых глаз, но и сообщаем детям, что главная радость взрослых – в совместной радости с детьми!
Это, наверно, высший акт воспитания, утверждающий в детях необходимость продолжения жизни: «У меня тоже должны быть дети!»

Желаю вам, Оля, счастливого продолжения жизни вместе с семьёй и детьми!


Юрий Анников 2   16.12.2016 14:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий! Спасибо большое за добрые пожелания! Вы знаете, Житков стал писателем именно из-за того, что он интересно рассказывал знакомым истории из жизни, и именно они посоветовали ему все это записать. Иначе, может быть, мы никогда бы и не прочли его замечательные книги. Вы рассказчик замечательный!!! Мне бы очень хотелось, чтобы вы, как и советует вам супруга, написали еще больше рассказов-воспоминаний! Можно учить человека указкой, как и что делать, а можно вот через такие рассказы нести людям доброе, светлое, вечное! Буду ждать ваших новых рассказов-воспоминаний! Радостного и удачного дня вам и вашим близким!)
С уважением и теплом,
Оля

Ольга Корнеева 2   17.12.2016 08:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Здравствуйте, Юрий. Спасибо за интересные воспоминания о Вашем послевоенном
детстве. Вы представляете поколение , к которому принадлежали мои родители.
Но , возможно , у Вас опечатка :" Футбол , разумеется , был не ниппельный ".
С уважением и благодарностью.

Александр Евгеньевич Закатов   25.08.2016 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение, за оценку. Что было - то было! По сути, это из жизни "детей войны", о которых частенько говорят, но разговоры не доходят до ДЕЛА.
Слово "футбол" заменил на "мяч". Для нас - пацанов - это было одно и то же понятие! А остальное, вроде бы, всё правильно: ниппель пишется с двумя "п".

В резюме я просил не обращаться ко мне "по рекламному" на "Вы". Пушкин всегда обращался к своему читателю на "вы". (Где, может быть, бывали вы, или блистали, мой читатель"... (Начало "Евгения Онегина").

Всего вам доброго,

Юрий Анников 2   25.08.2016 19:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Что сказать, Юрий? Близко всё. Сейчас скажи кому - не поверят многому...Городская окраина, во дворах козы, коровы редки, навоз для кизяка не бросовое дело. Его дед привозил весной со своей работы (сторожил конюшню). И вот время делать. Все выходим босиком мять, вода ледяная из колодца за три двора, топчемся. Потом станок и дело кипит. Да мало ли...Сусликов не выливал, степь далека, а на огородах не водились. Нас река подкармливала, рыбёшек наловить было легко, и лес пойменный: черёмуха, тёрн и редко ежевика, когда дожди перепадали летом. Долго рассказывать, да вам всё известно...Одно - безотцовщина были мы, и это много меняет в детстве. Но таких было через один. Что поделать, каждому своё. Об этом и другом, где замахиваюсь на такое, что не всем нравится в "Мои былицы-небылицы". Вы их, по моему, не смотрели. Не решаюсь рекомендовать, работа большая и времени потребует. Хозяин барин. Ваше понравилось и уровень этот для меня высок, так как чувствую и образование и огромную работу по осмыслению бытия нашего. И опять моё мнение, что не найдут это в сборниках, потому и мало читают. За то читаю те, кто понять и принять может (посмотрел по отзывам) С добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   31.03.2016 17:45     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Валерий!
Значит, я прав был, когда, в самом начале, рассказывая о своём послевоенном мальчишечьем СЧАСТЬЕ, сказал: "Но самым главным для нашей семьи было то, что отец уцелел во время войны и мы с братом выжили".
Это становится особенно значимо, когда вы с тоской замечаете главное отличие своего детства: «… безотцовщина были мы, и это много меняет в детстве». В странах Европы есть категория граждан, которых выделяют в категорию: «Дети войны». Думаю, было бы очень значимо, если бы и в нашей стране выделили (путь, хотя бы особым уважением!) таких, как вы, Валерий, выросших ПОСЛЕ ВОЙНЫ БЕЗ ОТЦОВ!

Что-то после этого как-то "защемило" и добавлять ничего не хочется!

Доброго всего вам, Валерий!

Юрий Анников 2   31.03.2016 20:32   Заявить о нарушении
Юрий, добавляет горечи, что в нашей области принят закон (или как он там называется) "О детях войны", дающий "счастливым" какие-то, небольшие деньги. Но мы с братом, какие-то неправильные "дети". Нам не положено. Почему? Разбираться - душу травить по мелочам. И не подумайте что ною и в претензии...Всем было тяжело, и многим тяжелее нашего. Будем жить! С добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   31.03.2016 22:45   Заявить о нарушении
Доброе утро, Валерий!
Пожелания хорошие! Плюс - начало апреля. Души, как пчёлки, льнут к цветущим деревьям!


Юрий Анников 2   01.04.2016 08:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Оглядываясь на свою прожитую жизнь, не просто ворошим оставшееся в памяти, но и пытаемся понять, что, для чего и как...
Разница в один год мало заметна, а каждые 10 лет уже разительно отличаются, тем более, больший срок. Но чем глубже в прошлое, тем менее заметны отличия между десятилетиями.
Читал ваши воспоминания, разница в годах немалая, но моё детство в Северном Казахстане похожее: паслён ели, сусликов ловили, но уже не на еду; игры те же.
Внуки тут уже совсем в ином детстве живут, но чем меньше трудностей преодолеваешь в детстве, тем сложнее потом в жизни, а уж за чертой...
Жизнь коротка в сравнении с вечностью и сравнительно стерильное детство нынешних к каким испытаниям их потом приведёт?
Наверное, это одна из причин, заставляющая вспоминать, сравнивать...

Алпатов Валерий Лешничий   01.03.2016 11:32     Заявить о нарушении
Добрый день, Валерий!
Спасибо за прочтение, за общение. Согласен и с вашими итоговыми размышлениями.

Понравился мне и ваш тёзка: Валерий Потупчик. По-моему, вы с ним общаетесь.

С уважением,

Юрий Анников 2   01.03.2016 13:38   Заявить о нарушении
Не поверите, но только вчера увидел тёзку в комментариях. А общение...
Наши общаются посредством рассылок, там все свои, проблемы общие обсуждаем, слепецкие. А тут просто переключаюсь от повседневности.

Алпатов Валерий Лешничий   01.03.2016 21:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Юрий, вы в точности описпли моё детство, перелицовка,коньки папа делал сам из деревяшек и оббивал их жестью, лыжи, игры, у нас была поляна, что первая высыхала, туда мы в сапогах, а там в носках,
велосипед один на троих,
братья тоже ловили сусликов, может и жарили, муж тоже рассказывал, что жарили,

ещё хочу добавить, мой муж родом из Алтая, мы там жили около двух лет, около Славгорода, купались в озере Яровом,
мир тесен...
очень понравился рассказ,
с теплом к Вашей семье, Лена

Елена Редекоп   15.01.2014 01:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!
Мне кажется, что человек соотносится с жизнью не только в поступках и делах. Это первичное отношение к Жизни. Нередко греховное по нашей человеческой природе.
Потом Жизнь начинает спрашивать человека: "Так что же ты понял в подаренных тебе годах жизни?"
Ответ памяти человека - возможно, является его ВТОРИЧНЫМ отношением к Жизни. Уже продуманным и прочувствованным.
Так вот. Может быть, на этом этапе "исповеди памяти" Жизнь прощает человеку часть его грехов? Тогда мы ответственны ещё и за нашу память!
Спросите, Елена, у настоятеля вашей Церкви, можно ли так думать?

Юрий Анников 2   15.01.2014 07:00   Заявить о нарушении
Юрий, очень глубокие мысли, я невольно заменила слово Жизнь словом Бог,
если исходить из Библейских истин, Он Создатель всего,
и Он спрашивает нас, что мы поняли из прошедших лет,
а прощает Он сразу ВСЁ, условие одно, как я уже раньше писала, признать, что грешен и просить прощенье,

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” Библия,Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 16.
мы в своей церкви строго приберживаемся Библии, Божьего Слова,
всё должно согласовываться с ним,

с искренним уважением, Лена

Елена Редекоп   15.01.2014 23:49   Заявить о нарушении
Доброе утро, Елена!
В Православии Бог - сущность трёх-ипостасная. В молитве ко Святому Духу утверждается, что Святой Дух - "податель жизни". Поэтому я отождествляю Святой Дух с Жизнью. И ещё. Кроме ссылок на откровения евангелийские, допускаются и "естественные откровения", то есть откровения от Жизни. Они, на мой взгляд, самые доступные для пока ещё неверующих людей.
Предлагаю посмотреть только что опубликованные мной "Зимние мечты о лете". Они - первые на моей странице.

Юрий Анников 2   16.01.2014 10:20   Заявить о нарушении
оно может и доступно для неверующих, но как обрести истинную веру?
скажу совсем избитой но важной фразой: без Веры в рай не попасть, а в ад лучше не попадать, а третьего пути нет,
если так смотреть, то время дорого, правда?

с теплом души, Лена

Елена Редекоп   17.01.2014 00:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Уважаемый Юрий! Написано очень хорошо во всех отношениях. Остается светлое впечатление на душе. Я тоже помню те годы. Пошла в женскую школу в 1945 г.
в г. Харькове. Правда, у нас был страшный голод.
Город- в руинах. Радостных игр не было. Зиму я не
взлюбила, т.к. теплой одежды не было.Если будет время, загляните:
http://www.proza.ru/2012/09/27/195
"Военное детство. Поиски отца"

С уважением-

Жарикова Эмма Семёновна   02.12.2013 13:46     Заявить о нарушении
Да, моё детство в сравнении с вашим, Эмма, было счастливым.
Но в пожилом возрасте трудно позволить себе сопереживать такому горю, как у вас.
Вы уж простите, меня.

Юрий Анников 2   03.12.2013 10:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Ну и как, после вас, писать про свое детство? Вы все описали, до подробных мелочей детства и моих лет, да еще и местность почти та же. Озера Хакассии, ее степи, морозы. Мне кажется, что это я, только мальчишкой, в вашем повествовании проживала все сезоны подростковой жизни. Как же хорошо нам было в детстве! Жизнь двора корректировала и обновляла правила жизни, именно во дворе и была настоящая, непричесанная жизнь.
Окунулась в воспоминания, потеплело в сердце, спасибо.
Наталья.

Шишок   17.10.2013 12:37     Заявить о нарушении
Да, эти мои воспоминания многим читателям нравятся. Слава Богу!
Но, возможно, в первую очередь, это говорит о необходимости вспоминать своё детство каждому человеку? А оно у всех разное. И, значит, по-разному может отражать прошлое. Мы – живые свидетелей того прошлого, что для некоторых уже – история!
И если ваша душа хочет поделиться с читателями своим видением – значит, это нужно! Другое дело, что первый вариант ваших воспоминаний можно потом пополнить, в чём-то улучшить, обратить внимание на такие обстоятельства, которые не отражены в воспоминаниях других авторов.

Что ещё ценно особенно? У вас растёт внук. Для него ваши воспоминания – это ещё и открытие, что нужно не только жить (и, скажем, хорошо играть в футбол), но, оказывается, эту жизнь надо оглядывать, осмысливать, и убеждаться, что живём мы не зря.
Мне кажется, это главная задача нас с вами – старшего поколения.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Юрий Анников 2   17.10.2013 21:48   Заявить о нарушении
Спасибо "заново"-это от моего внука и от меня. Это есть,желание оставить след, в первую очередь для близких, а если заинтересует еще кого-то, это только порадует,значит не зря окунулась в мир сочинений уже своей жизни.
С теплом и уважением, Наталья.

Шишок   18.10.2013 09:41   Заявить о нарушении
С сожалением узнал о вашем, Наталья, желании прервать своё участие на страницах Прозы.
О причинах не буду спрашивать. Думается, что это ваше временное решение. В любом случае, потом вам можно вернуться, скажем, под псевдонимом.
На мой взгляд, вы были здесь одной из немногих участниц с ДОБРЫМ отношением к жизни. Чувство слова и писательское мастерство со временем приходят. А вот жизненная доброта – это корневая суть человека, которая у вас уже давно сформирована. (А для некоторых – недостижима). Поэтому мне будет приятно возобновить с вами общение.
С наилучшими пожеланиями,

Юрий Анников 2   23.10.2013 22:13   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий! Думала уйти не попрощавшись, но уже через день возникло какое-то волнительное состояние, будто познакомилась с очень близкими людьми, меня к ним тянет, но я еще не усвоила их язык общения. Решила критичнее пересмотреть написанное, почитать умные книги, когда поставлю сама себе достойную оценку, тогда и решусь на новый визит на страницу Проза.ру. Ваш совет о смене имени и мне приходил в голову, настоящее имя сковывает, всегда идет ассоциация с автором.
Читать вас буду регулярно, без рассказов "избранных", я уже не могу.
До встречи на страницах Прозы.
С уважением и теплотой, Наталья.


Шишок   29.10.2013 10:43   Заявить о нарушении
Добрый день, Наталья!
А, может быть, вам и не надо ничего менять?!
Проза.ру даёт возможность автору редактировать свои произведения. И не раз.
Вот, например, последнее своё размышление (на основе рассказа жены) я переделывал раз пять до публикации и один раз после. Читателей было человек двадцать. Но, ни один из них не отозвался рецензией. Значит, их эта тема не затрагивает (скажем, из-за возраста).
И какой я должен делать для себя вывод? Думаю, нужно спокойно ждать СВОЕГО читателя!
Так что и вам, очевидно, надо спокойнее и тщательнее работать над текстом и всё наладится.
Не падайте духом.
С уважением,

Юрий Анников 2   29.10.2013 21:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Послевоенное детство» (Юрий Анников 2)

Спасибо, Юрий!
Хорошо написано о детстве!
Почему-то, чем взрослее становимся, тем отчетливее вспоминается детство.
Может, там, в детстве, какой секрет о чем-то важном скрывается...

Пётр Полынин   23.09.2013 22:19     Заявить о нарушении
Да. Секрет есть. О нём рассказывает Александр Николаевич Ужанков. Суть: до семи лет у человека есть только ум! А только потом появляется разум. Разум живёт в голове, и с возрастом совершенствуется. А ум - в сердце, в душе. Они связывают малыша с той первоосновой, которая обладает ЗНАНИЕМ. Готовым!!! А разум строит в голове ПОЗНАНИЕ. Сам, утверждая своё "Я".

Юрий Анников 2   24.09.2013 07:58   Заявить о нарушении