Рецензии на произведение «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя»

Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Не, вы про воспитание читателя или - как под него подлаживаться?
Я вот читаю с пяти лет и никто меня не воспитывал, казалось бы.
А на самом деле, когда в библиотеке глаза разбегались, а надо было что-то брать,
эти женщины там, видать, по глазам определяли, что кому дать. Пардон.
Тем не менее, читал я что попало, лишь бы куда глаза упялить, как в тюрьме читают каждую печатную бумажку, прежде чем ею подтереться на параше.
Вроде как у Стругацких: "Он умер - эти сволочи не давали ему ничего читать".
Я такого тоже одного знаю, он книг прочитал ещё больше - повезло доставать, когда они вообще почти исчезли.
И что? Получился начётчик и демагог. И страшный консерватор.
А потом и раб телевизора.
Забыл про себя. Но и ладно. Вы меня тут и так видите.
Не-не-не! Меня воспитывали, только я того сам не понимал.
И когда книг не стало, и хватаешь что попало, а то и читать тошно...
И когда опять попёрло, и ты понял - многое из того, за что брали бабки, и читать не стоило.
Ё-моё! Чтобы стать настоящим читателем, без натаскивания, надо жизнь прожить.
Или получить заранее спецобразование.
Вот тогда, может быть, что и сам напишешь оригинальное.
А всё остальное лишь сочинения на вольную тему.

Извините, это был случайный поток сознания, как теперь модно говорить.

Лев Раскин   23.01.2014 12:24     Заявить о нарушении
Интересный поток сознания. Я почти согласен.

Черный Следопыт   11.03.2014 22:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Ив, как "разгадать загадку желания читать"?
Давно говорилось о "буфферной силе искусства". Читателю не хватает своих эмоций (+ -), он черпает их из книг (фильмов). Мысли писателей интересны многим, они пробуждают в них собственные. В этом смысле очень интересно общение авторов на ПРОЗЕ.
В "Отче наш" говорится "хлеб наш насущный дай нам днесь". Мне когда-то довелось прочитать комментарий к этой молитве П.Успенского: может быть имеется ввиду "хлеб надсущий", то, что необходимо для души, в том числе и чтение? Хорошо, когда чтение "вкусное". Поэтому мы и перечитываем старые книги.
Верю в то, что у каждого человека есть ангел-информатор, который подбрасывает по ходу нужные книги и т.д. - они сами идут в руки.
По крайней мере, у меня это бывает часто.

Любовь Царькова   28.04.2012 13:52     Заявить о нарушении
Любовь, вы хотите сказать, что нежелание читать может быть связано либо с общей безэмоциональностью ( для тех, кто никогда и не начинал читать по-настоящему), либо с переполнением собственными чувствами, когда любое внещнее вмешательство избыточно?

Мне тоже кажется общение авторов на Прозе какой-то совершенно новой формой, которая еще проявит себя в литературе, особенно интересным является элемент вербальной эмпатии.

Адресное письмо в любые времена несло немалую эмоциональную нагрузку (речь идёт, конечно, только о чувственнно или интеллектуально наполненных письмах). Сейчас же эффект этой эмоции очень усиливается элементами интерактивности. Это может привести к совершенно новому устройству общества, в котором основное общение станет надсущностным.

С уважением,

Ив Олендр   28.04.2012 23:02   Заявить о нарушении
Ив, не имеет значения, эмоционален или неэмоционален читатель. Главное, ощущает ли он свою жизнь полной, или считает, что "живёт неинтересно". Сейчас мало читают потому, что из фильмов-экранизаций всё знают. А к классике в школе прочно привито отвращение. Да и чё читать из современного? Мы на клубе любителей литературы что не брали из нового - чушь полная.
А на ПРОЗЕ (я тут почти месяц) нашлось много интересных авторов.

Любовь Царькова   28.04.2012 23:23   Заявить о нарушении
Мне чтение кажется одной из хороших привычек. Мозг требует пищи, мы знаем, что книга ее способна дать. Но если привычка с детства не выработана, то человек будет искать эту пищу в других местах.

Телеэкран с этой точки зрения - грубый и примитивный противник. Он притягивает внимание независимо от нас, не требует сил, сиди и смотри, устал - задремал, проснулся - картинка все равно движется.

Книгу же надо читать - это другие усилия. Надо создавать в себе самом картинку, быть активным компонентом процесса, иначе - никакого удовольствия. В добавок эту книгу надо же еще выбрать! А сериалы уже подобраны за тех, кому адресованы. В этом вижу причину: пассивные виды деятельности легко находят своих "жертв", особенно без давней привычки к чтению.

Александр Кайданский   29.04.2012 15:44   Заявить о нарушении
Да, Александр, вкус к чтению прививается с детства. Потом уже поздно.
У нас в Нарьян-Маре все 1-3 классы школ города водят раз в месяц в Детскую библиотеку, чтобы брали книги. Есть результат!

Любовь Царькова   29.04.2012 15:49   Заявить о нарушении
Любовь, а не хотели бы вы поделиться своим опытом работы клуба любителей литературы? Как вы отбираете произведения для обсуждения? Какова конечная цель этих обсуждений? К чему приводят ваши выводы? Каковы правила отбора в ваш клуб? И что дает эта деятельность лично вам? Было бы интересно почитать вашу статью по этому поводу, как впрочем, и по любому другому поводу, связанному с тематикой Дискуссионного клуба, например, про признание своих жизненных успехов-неудач и соответствующий выводам выбор тематики литературных произведений. А мы бы подключились к освещенной вами теме.

С уважением,

Ив Олендр   29.04.2012 16:45   Заявить о нарушении
Ив этот клуб при центральной библиотеке недавно отметил 25 лет. Об этом столько писали у нас, что после праздников я найду это и предоставлю в электронном виде. Туда может придти любой, но мало кто остаётся. Литературу отбирает заведующая абонементом (хозяйка клуба), они выписывают новую литетатуру, берут из И-нета. Иногда там обсуждают новинки местных литераторов. Многие члены литературного объединения "Заполярье" (ему 73 года) ходят туда, чтобы общаться с читателями в каждую последнюю субботу месяца. Там встречаются с любопытными людьми, залетевшими в Нарьян-Мар (Григорий Спичак и др.)
Для меня это просто отдых, т.к. не нужно ничего организовывать (я по работе орг. порядка 40 литературных мероприятий в год и участвую ещё в 80).

Любовь Царькова   29.04.2012 17:26   Заявить о нарушении
Т.е. это типичный кружок литераторов, который есть в каждом городе, как правило, при писательской организации?

Дискуссионный Клуб Прозы   29.04.2012 17:33   Заявить о нарушении
Хотелось бы увидеть лично вашу статью,т.к. использование в публикациях чужих текстов запрещено правилами сайта Проза. Мне кажется, что за 25 лет у вас накопился колоссальный клубный опыт, и при такой интенсивности мероприятий (с ума сойти, чаще, чем раз в неделю!!). Ждем! Делитесь с народом.

С уважением,

Ив Олендр   29.04.2012 17:54   Заявить о нарушении
Статьи о Литературном клубе читателей уже написаны, читайте на блоге ЧУМотека.
Наберите в Поиске "ЧУМотека Нарьян-Мар", выходите по ссылке на главную страницу этого блога.
Там "клипните" в левом верхнем углу на "Чумофонды" и читайте о литературном клубе в альманахе "Заполярье" № 11 .

Любовь Царькова   29.04.2012 18:41   Заявить о нарушении
Ходить по ссылкам тут все умеют, но зачем? Дискуссионную площадку мы создаём именно на этом ресурсе, а не где-то ещё. Если каждый будет отсылать к ссылкам в блоги и т.п., то эту площадку придётся закрыть за ненадобностью.

Любовь (простите, не знаю по отчеству :)
В вас чувствуется неуёмная энергия, вы занимаетесь издательством (если я правильно поняла), и вам нечего сказать Клубу? Или просто не хотите?

Света Малышева   29.04.2012 18:48   Заявить о нарушении
Жаль) Я посмотрю, Любовь, но не уверена, что это сделают остальные читатели Прозы, и, в частности, читатели Дискуссионного клуба. Я вам предлагала конкретное дело: разместить у нас вашу собственную статью, но если вы не хотите участвовать в качестве автора на нашей странице, то это ваше законное право. Мне всегда казалось, что собственное мнение всегда логичнее выглядит в собственном материале, а не в ссылках и участии в полемике.

С уважением,

Ив Олендр   29.04.2012 18:49   Заявить о нарушении
Я начала писать "Литературная жизнь в Нарьян-Маре", надеюсь через недельку опубликую. Кстати, наш город - преемник древнего русского форпоста в Заполярье (513 лет) - города Пустозерска.

Любовь Царькова   29.04.2012 19:12   Заявить о нарушении
С интересом ждем!

Дискуссионный Клуб Прозы   29.04.2012 19:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Спасибо за то, что поделились своими мыслями, Ив!
Помню, в возрасте 8 лет читала "Финансиста" Драйзера. Это было летом, на даче. Бабушка очень любила эту книгу, а я её взяла почитать. Толстого, Чехова, Бунина и Набокова "проглотила" в подростковом возрасте, вместе со Стругацкими, Ильфом-Петровым и Зощенко. В студенческие годы мы с бабушкой часто ездили в пансионат и целые часы проводили в библиотеке, выбирая интересные книги. В основном, правда, не русских, а английских, французских, венгерских и др. писателей 18-19 веков. Авторов и названий не помню - слишком много их было и слишком быстро они "проглатывались" - когда сюжет увлекает, то просто живёшь в этом выдуманном мире. Философия - Кант, Гегель, Лосев, Аль-Газали, Ибн Сина, Розанов (последовательно и "вперемешку") - это всё студенческие годы и чуть позже. Помню, к кандидатскому экзамену готовилась по какому-то ватиканскому учебнику итальянских авторов - наших материалистов не читала принципиально. Из русских философов - только не марксистов, тех, кто в советские годы был "неформатом". Ницше не люблю, как и Шопенгауэра.
А вот до "въедливого" читателя так и не дошла. Наверное, это скорей для "профи"-литераторов. Я же предпочитаю историко-приключенческие романы. И здесь, на "Прозе", тоже их стараюсь не пропускать.
Удачи Вам!

Нелли Искандерова   27.04.2012 21:30     Заявить о нарушении
Нелли, скажите, а перечитывать старое вам нравится? Для меня этот вопрос актуален: понимаю, что за жизнь не успею и 10% нужных книг прочесть, запрещаю себе, но иногда тянет вернуться - теряю время.
АК

Дискуссионный Клуб Прозы   28.04.2012 03:04   Заявить о нарушении
Нелли, и Вам спасибо. Замечательная бабушка развивала умную внучку.
Кстати, о Шопенгауэре. Если я что-то читаю, то это совершенно не означает, что я именно это люблю. Мне было очень любопытно проследить параллели с Гегелем, исходя из их конкурентных отношений. И модели поведения грантоедов))
Из историко-приключенческих, в свое время, понравился Скляренко ( "Владимир", "Евпраксия") Но сейчас я уже не могу быть уверена в своих рекомендациях.
Удачи в поиске нового в расширяющемся мире предпочтений!

С уважением,

Ив Олендр   28.04.2012 09:31   Заявить о нарушении
Александру.
Перечитывать старое люблю. Если, конечно же, хочется вновь погрузиться в созданный автором мир.

Нелли Искандерова   28.04.2012 13:15   Заявить о нарушении
Ив: Вам спасибо. К сожалению, Шопенгауэра не читала. Гегеля воспринимала скорее в контексте собственного мировоззрения, проводя параллели с греческими и арабскими философами, а также русской философией 19 века.
В отношении исторических романов - спасибо за рекомендацию. Обязательно найду и почитаю. Кстати, всё никак не сделаю обзор "Исторический роман на Прозе". А ведь собиралась, и ещё в ноябре! Очень много действительно хороших произведений и про Древнюю Русь (насчёт этого можно заглянуть к Алекс Олейник, есть ещё много других), и про античность, и про более поздний период. Правда на главной они практически не аннонсируются, да и в рейтинге выше 100 - 150 позиции не попадают. Если заинтересует, могу дать ссылки на интересные работы.

Нелли Искандерова   28.04.2012 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Простите, возможно "Аккройд" им.вв. Акройд (Питер Акройд (англ. Peter Ackroyd), Мураками - Рю или Харуки?

Юлиана Ложкина   27.04.2012 21:09     Заявить о нарушении
Юлиана, спасибо за найденную лишнюю букву. По Мураками - Рюнискэ, но и "Хроники заводной птицы" Харуки тоже, в свое время, доставили)
Но я думаю, что это не очень принципиальный вопрос. Потому что список контурный, усеченный.

С уважением,

Ив Олендр   28.04.2012 08:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Особенно остро вопрос "как ими делаются" встал передо мной, когда пришлось превращать своего маленького компьютерного маньяка в худо-бедно-читателя ;) И выяснилось, что вкус и страсть к чтению можно развить только если научишься "цеплять картинку" - прясть из букв тонкую нить другой реальности. Вот тогда уже можно и стили плаванья развивать, и среды менять - от разреженных до почти непроходимых, и тыкаться в нарисованный очаг - а вдруг там волшебная дверца?

И она таки есть, эта дверца, нужен лишь ключик. И любопытный длинный нос.

Аманда Глумская   27.04.2012 14:20     Заявить о нарушении
Аманда, у меня этот вопрос стоит наоборот. Мне своих детей приходится ограничивать и в чтении, и в компьютерных "посиделках", чтобы их почаще вытаскивать в мир реальных вещей и собственных событий. Ключики нужно ощутить всеми органами осязания, не останавливаясь на вполне логичном мысленном конструкте. Даже самый выдающийся нос лучше выглядит при гармоничном развитии, чтобы всё, как у Врача без Пациентов было диагностировано)

Ив Олендр   27.04.2012 16:35   Заявить о нарушении
Ив, у меня в процессе воспитания подрОстка все по порядку - чтобы выйти в реал и разучиться читать, нужно сначала слегка разучиться играть и научиться читать (желательно, что-то приличное).

Аманда Глумская   27.04.2012 17:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ив Олендр. Теория и практика воспитания Читателя» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Ответ на вопрос, что хочет читатель, содержится, по-моему, в ответе на глобальный вопрос, что вообще хочет человек.

Ясно, что жажда чтения имеет то же происхождение, что и другие человеческие желания, исключая, конечно, физиологию.

Поскольку человек получается таковым путём социализации животного вида Homo sapiens, то чтение неизбежно является одним из социальных аспектов, например, как способ адаптации к обществу (не стаи, стаду, косяку, прайду и т.п.)
Чтение вне социума – нонсенс. Это лишь в романах возможно, чтобы человек, попав на необитаемый остров и найдя сундук с книгами, скрашивал одиночество чтением.
Кстати сказать, современный нам человек всё более оказывается в ситуации одиночества, несмотря на информационный шторм вокруг, а может, благодаря ему. Так или иначе, количество читающих в мире падает.

Социальные функции, разумеется, существовали задолго до чтения.
Не будучи специалистом в этом предмете, рискну лишь предполагать, что функции эти сводились к двум общим задачам: 1 – идентифицировать себя для себя, 2 – идентифицировать себя для других.
Если решение первой проблемы находилось целиком (почти) в руках индивида, то вторая требовала подтверждающих действий со стороны этих других – внимания, в первую очередь. Игнор, выражаясь современным языком, – страшное наказание.

Внимание – ключевое слово.

И вот, Писатель пишет – конечно, потому что не может не писать! Смешно. Что-то другое мотивирует его делиться знаниями с людьми. Инстинкт, что роднит его с диким предком и вообще высшими животными, которые всегда заботятся о передаче знаний следующим поколениям. Но не только. Надежда, явная или скрытая, на внимание со стороны Читателя.

Ну, а Читатель? Ему, какой резон читать?
Да ведь он тоже хочет быть вовлечён в круг счастливчиков, которым Писатель дарит своё внимание. Ну как же, выдающийся (а раньше Писатель – непременно выдающийся), специально для Читателя пишет, затем книгу печатают, оформляют и за небольшую плату отдают её Читателю навечно. Она – его. Никто больше не трогает эту книгу. Это и есть овеществлённый знак внимания со стороны выдающегося человека, чего ещё желать? Конечно, это иллюзия внимания, но откуда другое взять? Интернета нету ещё :)

Чуть позже, после лишения книги невинности, Читатель осознаёт, что точно такая же книга есть и у других. Её лишили невинности тысячи читателей. Он чувствует, что внимание, принадлежавшее ему целиком, начинает размываться, а ценность его падает, поэтому он хочет эксклюзивного чтения - только для себя любимого. И он интересуется более значительными авторами, теми, что пишут не для всех.
Через время и те эксклюзивные девальвируются и вновь начинается поиск и гонка. Ищут и писатели и читатели.

И вот тут появляется Интернет! И постепенно становится понятным, что парадигма Писатель-Читатель, так долго служившая людям источником взаимного внимания, стремительно теряет очки.
Все всё читают, да ещё и пишут! Нет ничего малодоступного в смысле интеллектуальных усилий. Вас обходят со всех сторон. Тысячи людей пишут если не как классики, то где-то очень близко. Ни о какой эксклюзивности и говорить не приходится. Где эти «выдающиеся»?

А что идёт на смену понять пока невозможно.

А читатель, по-прежнему, хочет внимания. Как дать - если бы знать :)

с уважением,
виктор ганчар

Копирайт   27.04.2012 13:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор.
Принимаю в качестве сатисфакции.)Мир-Дружба-...
(Я читала ваше письмо на К-2, но тогда решила не отвечать, чтобы как-то закруглить сложившуюся ситуацию)
Я ценю, но не полностью разделяю ваши мысли,высказанные в этой рецензии. Мне кажется, что среди сформировавшихся личностей есть определённый процент талантливых людей, которым, на самом деле, нет дела до конкретных читателей.
Они просто хотят оставить себя не в белковой форме. Такой вот рукотворный вариант собственной, возможно и иллюзорной, вечности.

С уважением, Ив Олендр

Дискуссионный Клуб Прозы   27.04.2012 14:03   Заявить о нарушении
А есть еще и те, кто эту небелковую форму просто кушает. Не оглядываясь на окружающих. Я вот могу читать и на необитаемом острове. Даже предпочтительнее.

Хельги Нордкап   27.04.2012 15:06   Заявить о нарушении
господь с вами, барышня, и войны-то никакой не было, так, нюансы вашей интерпретации

Хельги, чтобы утверждать такое наверняка, следовало бы попробовать
а экстраполировать обыденное себяощущение на необитаемый остров едва ли корректно

Копирайт   27.04.2012 22:53   Заявить о нарушении
О, маэстро, по сравнению с тем, что пробовано, необитаемый остров - гипермаркет ИКЕА. Да устал я уже пробовать. Пора потреблять.

Хельги Нордкап   27.04.2012 23:01   Заявить о нарушении
намекаете на то, что мы говорим на разных языках?
похоже на то
снимаю своё возражение - у меня не столь богатая жизнь

Копирайт   27.04.2012 23:15   Заявить о нарушении
На необитаемом острове борьба за выживание вытеснила бы первое из духовных потребностей. Но приведись, я бы взяла с собой книг. Хотя б Гоголя одного!

Софья Раневска   29.04.2012 11:21   Заявить о нарушении
Виктор, Вы во многом правы. Вот, например, на "Письма к Л." откликнулись только женщины, и только те, чьи имена начинаются на "Л": Лиза, Люда, Любовь - каково, а? Читатель хочет внимания - это бесспорно, хочет обращения именно к нему.

А вот насчёт необитаемого острова я, так же как и Хельги, несогласен. Я читал мемуары одного тюремного врача - так вот, люди, приговорённые к высшей мере и сидящие в одиночках, книги читают, и помногу. Да ещё и сами пишут :) А ведь одиночка и такой приговор - это похлеще необитаемого острова будет?

Роман Самойлов   29.04.2012 16:07   Заявить о нарушении
нет, Рома, не похлеще :)

как это ни странно, заключённый находится при деле каждую минуту - он отбывает наказание

за ним следят, чтоб не убежал, лишают контактов с миром, регулярно кормят, предоставляют какие-то бытовые удобства - и всё это, чтобы он добросовестно выполнял свою работу
он под неусыпным вниманием! в отличе от нас, сободных граждан :)

вы же знаете, что люди, отсидевшие немалые срока, иногда специально совершают правонарушения, чтобы попасть обратно, в лоно неусыпного внимания к себе со стороны лагерного механизма
ведь на воле они никому нафиг не нужны, ноль внимания

а вот человек на необитаемом острове лишён внимания начисто... какое-то время он живёт надеждами - найдут, обязательно найдут, - а потом... ну вот не верю я, что он на манер отдыхающего курортника всласть начитается, даже если на острове нет никаких проблем с пропитанием и прочим жизенобеспечением

заключённый встроен в социальную систему, а наш абориген выключен из неё абсолютно - это-таки разница

Копирайт   29.04.2012 18:10   Заявить о нарушении
Виктор, я с большим интересом наблюдаю за движением Ваших мыслей – эта тема меня давно занимает, но наблюдаю я, в основном, за самим собой, и без особой системы… У Вас есть какие-то исследования по этой теме, с которыми можно было бы ознакомиться? Или хотя бы методичка для экспериментатора-самоучки :) Был бы весьма признателен.

Кстати, было бы недурно и эту Вашу рецензию оформить отдельной статьёй.

Роман Самойлов   29.04.2012 18:57   Заявить о нарушении
увы, никаких исследований нет, да и откуда им взяться, ежели я технарь наскрозь :)
вся моя экспериментальная площадка - проза.ру и есть
однако, что будет с информационным пространством, которое подвергается всё более мелкой фрагментации, мне очень любопытно
будем следить вместе :)

Копирайт   29.04.2012 19:21   Заявить о нарушении
Так ведь подход технаря-то и интересен как раз :) К тому же, Вы, кажется, уже двенадцать лет на Прозе? Такой богатый опыт...

Роман Самойлов   29.04.2012 20:07   Заявить о нарушении