Рецензии на произведение «Ретро-детектив в 2-х частях - Горе побежденным»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Начну с того, что автор – безжалостный человек. Это, разумеется, шутка. А её подоплёку поймёт тот, кто прочтёт роман.
Не шутка в том, что «Горе побеждённым» замечательное произведение. Серьёзное, обстоятельное, мощное, сочное. Если пренебречь дотошностью, можно смело признать – перед нами солидный портрет определённого времени. Почему я так говорю? Потому что по прочтении романа не почувствовать себя этаким знатоком представленной эпохи практически невозможно. Трудно вообразить, какую гигантскую предварительную работу провела автор. В этом смысле произведение настольно информативно – диву даёшься! В романе под восемь десятков конкретных персонажей, добрая половина из которых не просто поименована, а представлена внешне в мельчайших подробностях. Мало того, между собой они уникальны. Согласимся, труд ещё тот! Да и не только в персонажах дело. Мы видим Москву более чем столетней давности такой, как если бы жили в ней сами: улицы, архитектуру, внутреннее убранство домов, предметы обихода, одежды, кухню, манеры и обычаи… Да, здесь почти нет тогдашней общественно-политической жизни, но и роман не о ней. Зато есть массивы иных сведений: о столице, церкви, масонах, присутствуют солидные рассуждения об истории страны, уровне жизни, взаимоотношениях мужчин и женщин…
Несмотря на интригу, повествование ведётся неспешно, чем напоминает классические детективы прошлого. «Горе побеждённым» по сути и есть детектив. В первой трети романа (последняя неделя апреля 1900 года) расследуется дело о пропавшей девушке, а дальше (лето того же года) – дело о пропаже алмаза. Эти две разновеликие части романа можно воспринимать в качестве отдельных произведений. По существу они объединены лишь тем, что оба дела расследует одна команда сыщиков. И лично мне представляется, что если бы автор не жадничала своим временем и талантом, то на радость благодарному читателю легко могла бы дополнить эту серию новыми делами. Например, касательно мая того же года – между «невестой» и «алмазом». По крайней мере наша команда ищеек была бы в том же составе. Кстати, о них.
Я бы сказал, что в романе нет главного героя, их одновременно сразу три. Это частный сыщик Собакин (настоящий профессионал своего дела, интеллектуал), его старший помощник Канделябров (человек поистине незаменимый во всём) и младший помощник, а потом и секретарь Ипатов («вьюнош», «защитник людей» и «прелесть, что за анахронизм»). История, собственно, и начинается, когда в эту команду вливается третий. Каждый из них – уникальная, неповторимая, колоритная персона, к которой не обнаружить симпатии кажется невероятным. Во второй части команду опосредованно дополняет отец Меркурий (в моём собственном представлении один в один умилительный дьячок из «Дачной поездки сержанта Цыбули»), но он, понятно, не сыщик… Обращаю отдельное внимание читателя на образ Канделяброва – это огромный и неоспоримый успех автора. Лично я от него просто в восторге!
Особо отмечу внимание автора к домашним питомцам. Некоторые из них удостоились прямо-таки феерического описания. Я имею в виду красноречивого попугая Ушинского, ласковую собачку Риску (по словам Канделяброва, «настоящая христианская душа, которая Бог весть по какой причине промахнулась и не попала в человеческий облик») и главным образом, конечно же, кота Бекона. Этот «толстый рыжий ленивец с отвратительными повадками вора и бабника» украсил собой роман, как одуванчик украшает весенний газон – однозначно. «Животное очень любило суету и своё непременное в ней участие»; «Лопаясь от сытости, нагло выпрашивал печёночный паштет», ну и т. д. Строки о Беконе без улыбки читать невозможно.
Вообще смешного в романе достаточно. Чего стоит хотя бы канделябровское о женщинах: «Все их поступки натурой их вредной определяются». Или, вот, монастырский сторож о духах: «Чего только люди не придумают, чтобы воздух испортить». Или обнаружение у Катеньки «одного дурацкого недостатка: девушка любила читать»… Но помимо этого много и поучительного. Клубный староста Шаблыкин, например, сказал так: «Ещё ничего не знают, а уже выводы делают». Ну разве ж это не про нас с вами, люди? Или Гольдштейн: «В каждой религии есть место для сказок». Или главный герой: «Даже если вы будете в голос кричать о том что узнали – вас не услышат, а посчитают сумасшедшим». И много чего ещё... Завершу эту часть цитатой из одного письма в романе: «В XXI веке на Земле появятся люди без души… человечество, образно говоря, потеряет душу, то есть падёт нравственно и морально»… Сдаётся, есть тут о чём нам хорошенько подумать.
Роман не только интересный и познавательный – кое в чём он очень неожидан. В чём именно – читайте, дамы и господа.
В конце обращусь к автору словами одного из героев его же романа, без стеснения выдав их за свои: «Надо же, как у него всё спеклось в один ком… Какими знаниями надо обладать и упорством в достижении цели, чтобы совершить такую работу!.. Это ж надо, какую он длинную цепочку человеческих жизней выстроил… И ошибиться… нельзя, иначе из неверного образа одного… выйдут и все остальные. Исторические факты тоже важны: надо было увязать судьбы… с тем временем, в котором они будут жить. Немыслимо, как ему всё это удалось!» Браво, Ольга.
Игорь Мордовцев 29.04.2017 06:40 Заявить о нарушении
Еще раз благодарю за терпеливое прочтение, так как полагаю, что вчитаться получается не сразу. Возможно, первая часть излишне копирует беллетристику того времени (неспешность изложения). Роман-то ретро!
Ольга Сухаревская 29.04.2017 10:06 Заявить о нарушении
Здо;рово, много, безумно талантливо и глубо;ко и про всё на свете (в мiре). Как Вы сподобились на такое? Жаль только, что читать некогда (12-ти часов хватило на немногое, а бо;льшего у меня нет).
Смотрите также личное сообщение.
Лианидд 23.04.2017 14:32 Заявить о нарушении