Рецензии на произведение «О заволоцкой Чуди»

Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

Очень познавательно. Спасибо. Интересна мне данная тема. Нашел на просторах интернета электронную версию санскрито-русского словаря Кочергиной (в бумажной версии мне не по карману), пытаюсь с помощью его читать наши северные (и Верхнепинежские) названия. С уважением Николай.

Николай Валентинов   30.07.2019 21:13     Заявить о нарушении
Признателен за отзыв. Верхнепинежские топонимы громко звучат на санскрите. Удач в поисках!

Александр Чашев   01.08.2019 22:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

У Вас серьёзная работа, Александр. На Матигорском лугу два ельника - это они?

Лилия Синцова   07.12.2014 21:21     Заявить о нарушении
На серьёзность любитель не претендует. На Матигорском лугу и на Кур-острове - жалкие остатки священных ельников. Кстати, поиску их следов посвятил статью "Йомала Кур-острова". Не принимайте данный факт как рекламу, Лилия. Тяжеловато читаются подобного рода изыскания. На любителя они.

Александр Чашев   07.12.2014 21:32   Заявить о нарушении
Согласна, читаются тяжеловато. Но я прочла. Моя родина соседний Виноградовский район, а о малой родине я так много уже собрала материала - о деревнях, о людях.

Лилия Синцова   08.12.2014 18:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

Александр Иванович, название "Чудское" озеро, наверное, тоже сохранило память о таком народе как "чудь", и говорит о не малом количестве этого племени, оставшимся на такой обширной территории.
С интересом ожидаю ваших публикаций, они убедительны своей логичностью и простотой (кажущейся).
С уважением,

Николай Леухин   04.01.2013 22:05     Заявить о нарушении
Благодарствую, Николай!
"Наследила" чудь в географии Евразии. Увлекательный процесс идти по следам.

С почтением,

Александр Чашев   04.01.2013 23:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

Александр! Есть русская поговорка: "чудь белоглазая" (Даль). А ведь это расовый признак, очень светлые глаза. У Ломоносова читал, что русские - это смесь чуди и славян (словен). Тема очень важная а автор очень отважный. Так держать! И пусть люди задумываются.
Прочитал с интересом.
Валерий.

Валерий Осипов   04.01.2013 13:53     Заявить о нарушении
Валерий, чудь - одна из многих тайн, покрытых мраком времени. Отваги автора хватит лишь на то, чтобы предложить ещё одну гипотезу. Что не так уж и плохо.

С почтением,

Александр Чашев   04.01.2013 23:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

Александр, где-то я читал, что потомки селян, за два-три столетия, проведённые в городе, становятся выше и стройнее, в отличие от своих предков-сельчан.
Следовательно, за то же время, потомки европейцев могут стать "ниже и вахловатее", с тем же характерным выражением лиц, что и у ненецких жителей, к примеру (ассимиляция не рассматривается).
И чем длительнее будет время проживания их в тех условиях, тем меньше будет заметных различий с аборигенами.

Название «чудь» впервые появилась в древних летописях (ПВЛ), написанных на славянском языке.
Угро-финские (уральские) народы, это не только финны, но и водь (водины), и емь, и русь (русины) в т.ч., которые появились на крайнем северо-востоке Европы (вами рассматриваемый участок суши), раньше славянских племен, но позже тех же "югров" (саами, лопарей, коми и т.д.), уже живущих по побережью Ледовитого океана, к тому времени.

Со стороны носителей славянского языка (русского - условно) многим иным народам давались названия, никак не принадлежащие к самоназванию их. Как тем людям, что говорят на непонятном языке и имеют отличные манеры поведения.
А, в вашем случае, - чуди (чудные люди) ничем другим не отличаются этим от… немцев или татар, которые, к примеру, называли себя по-иному. Кстати, тем же «заболеванием» страдали учёные римляне и греки, оставившие в древних летописях досадные ляпы для историков.

Время и факторы природы поделили «некогда единых» по своему усмотрению, а вот «учёные» человечки только лишь усугубили это разделение.

После прихода (призвания) руси к словенам новгородским, некоторые славяне, несогласные с методами правления русичей, пошли далее на север, потеснив финно-угорскую чудь (в т.ч. и заволоцкую, живущую где-то за большими волоками). Как те, в своё время (до II века н.э.), потеснили «первоприщельцев», некогда туда пришедших, т.н. югров.
_____________________________

«Но если потомки чуди, не причисляли себя к угро-финским народам, саамам или ненцам, то кем же тогда могли быть их предки? После открытия на Урале древнейшего города ариев Аркаима и “страны городов” Синташты начали появляться версии о том, что чудь — это древние арьи.»

- Вот такой болезнью, как и ваша, ныне страдают почти все малые народы России и бывшего СССР. Причина этого довольно понятна – выпрыгнуть как можно повыше над «великороссами» и чувствовать себя от этого важнее и привлекательнее прочих для Природы или Создателя (атеисты и верующие соотв.).
_____________________________

Арии, это не только индо-европейцы, а все «бледнолиции» этого мира, вышедшие некогда с того же Севера (потому и бледно-лицые))) и пришедшие жить мирно… к желтым, чёрным и красным.
А уж потом Природа «растянула» их (ариев) "ввысь или вширь", в зависимости от условий их проживания и длительности, на конкретно взятой территории.

Но это я так думаю.

С уважением, -

Тырнов Валерий   02.01.2013 16:38     Заявить о нарушении
Валерий, благодарю за отклик. И за неясный диагноз (- Вот такой болезнью, как и ваша, ныне страдают почти все малые народы России и бывшего СССР).
Не понятно лишь, где, в каком месте статьи Вы узрели хотя бы намёк на претензию малых народов быть причисленными к арьям. Потомки чуди не относили себя к саамам, финно-уграм и самодийцам. В арьи они себя тоже не зачисляли.

Как было на самом деле? Вы, возможно, убеждены, что так, как в нарисованной Вами схемке? Вы в ней уверены? Я – нет. История наша непредсказуема. В белых и тёмных пятнах она, в жирных кляксах, поставленных переписчиками в угоду заказчикам. Ибо в основе деятельности людей лежат интересы. Изложение истории – обычная деятельность, зачастую опутанная сетью шкурных интересов. Как человек мыслящий позволяю себе сомневаться. И даже искать. Уж простите за это.

Так уж получилось, что к истории пришёл «годами призашивши, летами призабравши». После выхода на пенсию работал в архивах, составляя родословные семей отца и мамы. Дальше пяти веков наши архивы не пустили. Но жизнь предков стала близкой. "Заговорили" они со мной. Почувствовал их любовь. Ответить можно только любовью. Жили дедичи в окружении природы, рек и озёр, носивших странные, непонятные названия. Что они означают? Увы, ответов ни в детстве, ни в зрелые годы, не получил. Пришлось заняться топонимикой. Родилась книга.
В любой науке имеются общепризнанные авторитеты. В топонимике таковыми являются Г.М.Керт и А.К.Матвеев. Так уж получилось, что в ответ на подаренную мной книгу, профессор А.К.Матвеев за три дня до смерти отправил мне, любителю свою монографию «Субстратная топонимия Русского севера», изданную тиражом всего лишь в триста экземпляров.
Не отрицая приоритет саамского и финно-угорского субстратов в гидронимии Русского Севера, названные исследователи признавали наличие самого древнего слоя топонимов, этимологизация которых не представляется средствами живых современных языков.

В своей книге я попытался опровергнуть «романтическую» версию о «полярной прародине» индоевропейцев, применив для этимологизации гидронимов, наряду с языками «официальной» финно-угорской версии их происхождения, ещё и санскрит. Он «зазвучал». «Звучат», «вопрошают» и археологические находки, отнесённые к «временам безмолвия», то есть эпохам, в которые по мнению уверенных в своих гипотезах и теориях «официальных» историков человека в этих местах не было.

Разумеется, к тому, чем занимаюсь, как любитель, отношусь с огромной долей иронии и скептицизма. Не хватает, на мой взгляд, их многим т.н. учёным, уверенным в железобетонной правоте официальных гипотез и теорий.

С почтением,

Александр Чашев   02.01.2013 17:13   Заявить о нарушении
Александр, чуть ранее я был посетителем многих исторических сайтов, от киргизских до кавказских. О, если б вы знали (а может и знаете), сколько малых народов и народностей появилось после настройки всемирной сети! Чудь, по сравнению с размером вновь приобретённых от распада СССР племён, - огромным государством можно назвать сейчас. И все они претендовали на звание «арийских», и не меньше. Складывалось такое впечатление, будто во всём виноваты были русские узурпаторы, скрывавшие сведения об их мифическом прошлом. Историки казах, узбек, таджик писали официальные рефераты президентам своих стран об их арийском прошлом (где-то в «Славянском лесу» у меня есть об этом). И сведения их были довольно убедительны.
Это к вопросу о неясном диагнозе.

«Вы, возможно, убеждены, что так, как в нарисованной Вами схемке? Вы в ней уверены? Я – нет»
- Вот только глупец может быть в чём-то убежден. Я же писал: «Но это я так думаю».

История – не точная наука, где выводы проверяемы. История – сборник фактов и артефактов, и сопроводительных записок к ним (гипотез лишь).
Но, человек творческая личность, особенно если дело касается лишь силы воображения, а не физической. Это ж не мешки ворочать, а как в песочнице поковыряться.
Вы написали - я прочитал. У нас разл. «точки зрения»… так и здорово!
______________________

Для меня важно понять, допустим, как топонимы северных рек оказались созвучны индийским или почему орнаменты на изделиях вышивки их тоже совпадают (Жарникова С, Соболевский А.И., Гусева Н.Р.)?
Откуда надвигался последний ледник и куда вынуждены были уходить люди тогда? Где могут быть следы первых ариев (тот же А. Тилак , В.Н.Дёмин и мн. др).
И тогда складывается картинка (или нет) миграции народов в определённом направлении.

Но спорить, с иными мнениями, большого желания нет. Историки и исследователи, чаще всего, любуются только своими мыслями.

Удачи вам.

Тырнов Валерий   02.01.2013 18:34   Заявить о нарушении
Спорить не люблю. Пытаюсь, как и Вы, понять, почему северные гидронимы оказались созвучны индийским. Что-то для этого даже делаю, не любуясь своими мыслями. И уверяю Вас, «не болею» при этом. К другим народам отношусь с уважением. Мои предки в обозримых мне пяти веках все русские, выходцы из Великого Новгорода. И этим тоже горжусь.

Успехов Вам.

Александр Чашев   02.01.2013 19:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «О заволоцкой Чуди» (Александр Чашев)

Алксандр Иванович, конечно, чудь - это арии. Коми и саамы в своем фольклоре открещиваются от чуди, считая их аборигенами и врагами им, пришлым. Кстати, русские пляски "с коленцами" - от чуди (читала в коми сказках, что так чудь плясала).
Ну, а почему одни ушли, а другие - остались, понятно. Уходили самые активные, пассионарные, которые хотели сделать иную жизнь (патриархат, в частности). Об этом пишет Эдуард Шюре в "Великих посвященных) (исход Рамы).

Любовь Царькова   01.01.2013 23:38     Заявить о нарушении
Любовь Викторовна, благодарю за отклик!

Попробую добавить некоторые факты и предположения к гипотезе о тождественности арьев и чуди в следующей статье.

С почтением,

Александр Чашев   01.01.2013 23:34   Заявить о нарушении