Рецензии на произведение «Роль казаков в русской истории и культуре»

Рецензия на «Роль казаков в русской истории и культуре» (Ирина Санникова)

«Народ казаками мечтает стать» -писал Толстой Л.Н.

не знал что так , хотя именно этим высказыванием можно пояснить сегодняшний расцвет ряженных ........ по мне , как наследнику казачьего донского рода даже приятно ......

спасибо за труды ........ будем изучать

Валерий Калачев   10.12.2018 16:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Роль казаков в русской истории и культуре» (Ирина Санникова)

Спасибо, Ирина.
Всё хорошо и достойно отличной оценки. В учебном заведении.
Для жизни,для понятия.... Для помощи другим людям разобраться в сущности, в истоках и современности казачьего народа этого не достаточно.Я возьму на себя смелость посоветовать Вам прочесть исследование воронежского учёного А.А.Шенина "Червлёный Яр".
http://www.vantit.ru/chervlennyj-jar/884-pervye-soobschenija-o-chervlennom-yare.html
Очень хорошее исследование. Но, как и всё, что человек делает от души, пропуская через себя, "подтягивается" к его личным ощущениям. К его малой Родине, к воспоминаниям о босоногом детстве на реке Хопёр (относительно Шенина), о рыбалке, о ночном.... И т.п. искусственности в творчестве любого человека, не только учёного.
Вот поэтому изучать, даже Савельева, следует с осторожностью. Во главу угла необходимо ставить собственные ощущения справедливости, душевности, правды, в конце концов. Согласовывать полученные знания с собственным опытом, опытом родственников и близких, просто знакомых. Внимательно вслушиваться в слова живых людей. И уж на основе этого, приуминожая на величину фактов исторических пытаться рассказывать людям.
В монографии Шенина показаны природные факторы возникновения земледелия, отличия кочевого земледелия от стационарного.... И т.д.
Я то вырос как раз в районе Червлёного Яра, а сейчас живу на самом Низу Дона, в станице Гниловской. Здесь когда-то проходили "нейтральные земли" между казачьим и турецким государствами (уж я так назову казачьи общества). Я вкипел сразу в эту землю. Ходил по Дону, по дельте, по Таганрогскому заливу. Может поэтому я и как-то по иному воспринимаю всю историю казачьего народа.
Да, здесь на Дону казаки - народ. Что уж там спорить если Губернатор причисляет себя к этому народу. Он уроженец Белой Калитвы - самого центра области, реки Северский Донец.
Шенин объясняет исторические мотивации исхода казаков с Дону. Уменьшение количества свободных земель. А то что т.н. "Дикое поле" (казаки его называли "Старым полем") было густо наслено это исторический факт. К примеру во времена Страбона там, на Северском Донце был город - Гелон, по площади 40 км2, по населению сопоставим с Москвой начала 20-го века. О населении Нижнего Дона говорит турок Эвлия Челеби - посол, объездивший и описавший всю ойкумену. Жил он как раз во время турецкой осады Азова. так вот за неделю до снятия осады ногайский хан был отправлен в поход за ясырем.
Через неделю он пригнал к станам Азова 20 000 людей и 100 000 лошадей. Он пригнал туркам в рабство своих? Нет, казаков. Значит в ближайшей округе Азова было возможно собрать в короткое время такое количество людей? А сколько жило тогда чуть далее? Много. Сколько - никто не знает.
Т.е. жили казаки на Дону всегда. Об этом же говорит и Савельев. Есть разные споры о первородности червлёноярцев, рязанцев, терцев, донцов.... Для меня это не тема. Я, главное, уразумел в своей душе казачью, национальную основу. И всё. С того момента я не ищу слов и доводов в бегло-холопском происхождении казаков. Дети мои видя моё понимание уже и не сомневаются, не задают пустых вопросов.
Для каждого человека должно быть главным определение себя как личности относящейся к тому или иному народу. В этом смысл жизни. в этом Божье провидение. Люди не должны быть одинаковы. В этом смысл жития.
Это относительно Дона.
Когда казаки уходили с Дона на поиски новых земель, они оставляли здесь своих близких. Тех о ком помнит каждый, всю жизнь. Мечтали о том, что заберут родителей, дедов в новую землю. Где просторно жить, где аборигены дружественные, много леса, зверя, рыбы. Чистый воздух и нет опасности исходящей от государства, России.
Была ли такая опасность?А сейчас есть? Есть опасность что сын погибнет на ненужной моей семье войне? Есть опасность, что кто-то облечённый властью, захочет мой бизнес? Есть. Государство - это общество не всегда с добром относящееся к своему населению. У государства более значимые, для существования всех народов вкупе, цели и перспективы. Так было и в те времена. Только жестче.
И вот, чтобы не сгубило государство родню, что осталась на Дону, несли казаки новые земли не на Дон, а в Москву. Потому как без России (которую сами же и создали) выжить народу в мире невозможно. Без единения, без поддержки друг друга - русских и казаков - не было бы ни тех ни других.
Чем далее уходили казаки от Сакрального Дона, тем более они принимали в свою кровь, кровь инородную. Смешивались нравственные устои. Служба государству всё более затмевала изначальную преданность народу, живущему на Родине, на Дону. Но!
Но это чувство единения со своими донскими предками всегда существовало и до си существует в, по-якутски узкоглазых, по-турецки горбоносых, по-туркменски кучерявых душах казаков России современной.
И вот эта-то сердцевина и страшна.... Против этой сердцевины и принимаются законы нивелирующие, сравнивающие все народы России, лишающие русских государства.
Я разговаривал не раз с казаками Сибири и Д.Востока на Кругах и конгрессах. Задавал вопросы о их чувстве к Дону. Все как один утверждают, что ежели Дон пропадёт не станет казаков как людей вовсе. так же все казаки говорят и о будущем России. Казаки - стержень современной России. Если этот стержень сломать, вынуть....
Вот об этом схотелося Вам, Ирина.

Юрий Дегтярёв 2   01.03.2013 14:01     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за отзыв. Я-то не сомневаюсь, что казаки-народ, населяющие Дикое(Старое)поле.То, что поместила в статье- то,что пропустила курганская "цензура", но мне сказали, и что земледелия-то у них не было, и что казаки появились только в 18 веке(хотя, по моему убеждению, на Зауральской земле,даже учитывая поход Ермака в 16в, казаки должны были побывать ранее-такие неугомонные они были).
Возможно,что только одно могло воспрепятствовать -табу на посещение этого места.В 16 веке-на территории Курганской области находились места для охоты и рыбалки, а еще раньше- многочисленные захоронения, будто бы была большая битва.
А что до смешивания с казаками- Вы правы.Казаки пошли с Дона. Дон-колыбель и отчий дом казачества.И я тоже берусьутверждать, что пропадут там казаки, и-...Недолго жила в Ставропольском крае(терские казаки).Люди, внутренняя начинка у них другая, не такая как у большинства людей за Уралом.
Что касается убедительности - буду еще редактировать, но для этого нужно только время.

Ирина Санникова   02.03.2013 04:18   Заявить о нарушении