Рецензии на произведение «У истоков памяти»

Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Красиво пишете, мягко лаконично. Приятно читать.

Анджей Эйлурус   13.06.2015 22:15     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за прочтение!!!С уважением,

Римма Блахова   03.07.2015 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

УВАЖАЕМАЯ РИММА! КАК ДОЛГО НАМ ВДАЛБЛИВАЛИ В ГОЛОВЫ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКРОТСТВЕ ЦАРСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ! ТОЛЬКО ОДНО СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ БЕЗАППЕЛЯЦИОННО ОПРОВЕРГАЕТ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ!КАКИЕ РАССТОЯНИЯ,КАКИЕ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,КАКИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ! И РОССИЯ, ВО ГЛАВЕ С НЕНАВИСТНЫМ ЦАРИЗМОМ, УСПЕШНО СПРАВИЛАСЬ С ЭТОЙ СВЕРХЗАДАЧЕЙ! ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О СОВЕТСКОМ БАМЕ! ИМЕЛ СЧАСТЬЕ ТРИЖДЫ ПРОЕХАТЬ ПО НЕЙ В 70-80Х ГОДАХ ( в знаменитом экспрессе"РОССИЯ") МОЖНО ГОДАМИ ВСМАТРИВАТЬСЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ РОССИИ, КРУТИТЬ ГЛОБУС, НО ТОЛЬКО ПРОЕХАВ ПО МАГИСТРАЛИ НА ПОЕЗДЕ, ОЩУЩАЕШЬ ЕЕ ВЕЛИЧИЕ! НАПИСАНО ВАМИ ВЕЛИКОЛЕПНО! ДО МЕЛОЧЕЙ ПЕРЕДАН ДУХ ТОЙ ЯРКОЙ ЭПОХИ! СПАСИБО,ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Николай Кокош   22.08.2014 18:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Спасибо, отлично написано. Транссиб,появлением своим, сделал толчок всему развитию России. К своему стыду не знал, что первые поезда возили по Байкалу и зимой прокладывали дорогу по льду. Кстати, многие крестьяне в начале века перебрались из Центра России в Приморье. Чудесным образом в с.Дормидонтовка около Хабаровска встретил редкую фамилию моего деда: Кулемин. Когда разговорился с человеком, оказалось, что мы родственники. Семья с подачи Столыпина перебралась на новое место. Рассказывал, что жили много лучше, чем под Воронежем. С уважением. А. Ломако.

Александр Ломако   21.08.2014 19:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Спасибо Вам, уважаемая Римма, за замечательную статью, посвященную не только 120-летию Новосибирска, но и истории строительства Транссибирской магистрали!
Статья написана сочным, богатым языком, закладывающим образный и достойный фундамент в постамент памятника главному городу Сибири.
Эта статья вернула меня к недавно прочитанному историческому материалу, посвященному освоению и сегодняшнему дню Дальнего Востока, изложенному в блестящей книге известного писателя, историка Игоря Шумейко «Ближний Дальний Восток» (М. «Вече».2012). В нескольких разделах книги он даёт развернутую панораму истории строительства Транссибирской магистрали, ссылаясь и цитируя, в том числе, документальный очерк Валентина Григорьевича Распутина «Транссиб», который является частью его книги «Сибирь, Сибирь», удостоенной Государственной премии.
Позволю себе привести несколько цитат из этих трудов, позволяющих (как мне кажется) дополнить и расширить панораму Вашего богатого материала.
(стр.175) «…Император Николай II во время своей встречи в Ревеле с кайзером Вильгельмом II сказал, что… рассматривает укрепление и усиление влияния России в Восточной Азии как главную задачу своего правления.
Это, конечно, линия ещё – Александра Третьего, отправившего юношу-цесаревича в знаменитую командировку по странам Дальнего Востока. И при начале главного российского дела, строительства Транссиба, Николай присутствовал как ученик… (далее излагаются события закладки им начала Дальневосточного участка дороги во Владивостоке).
В октябре 1901 года государь говорил принцу Генриху Прусскому:
«Я не хочу брать себе Корею, но никоим образом не могу допустить, чтобы японцы там прочно обосновались Это было бы casus belli. Столкновение неизбежно; но надеюсь, что оно произойдёт не ранее, чем через четыре года – тогда у нас будет преобладание на море. Это – наш основной интерес. Сибирская железная дорога будет закончена через 5 – 6 лет».
Вот оно, главное уравнение, определившее судьбу Российской империи.

Отложите на хронологическом луче (оси времени) от точки «Октябрь 1901» - две даты:
Октябрь 1905 (начало японской войны по расчетам государя),
Октябрь 1960 (готовность Транссиба, в лучшем случае через 5 лет).
Это были – примерные расчеты. Вышло же так: война началась: Январь 1904. Транссиб был готов июль – 1903.
То есть дорогу Витте построил на 32 месяца раньше».
(стр.182) «…1 июля 1903 года было открыто движение по Транссибу. «Узким местом» был участок вокруг Байкала. Пока «Кругобайкалка» строилась, составы перевозились через Байкал на специальных паромах до 3-4 пар поездов в сутки, а зимой рельсы укладывали прямо на байкальский лёд. Пропускная способность других участков была в 2-3 раза выше.
Близ Читы дорога раздваивалась: будущий Приамурский участок шёл до Владивостока по местности зачастую горной, гигантской дугой огибая Маньчжурию, и, кроме того, требовал постройки крупнейшего в России моста через Амур у Хабаровска. Закончили его только в 1915 году. Другая ветка, КВЖД, 1389 верст, шла через Маньчжурию до Владивостока прямой хордой, и, кроме того что была на 514 вёрст короче, проходила в основном по степям и была готова уже в 1901 году. Единственной здесь горной системой был Большой Хинган, потребовавший пробития 9 тоннелей…».
(стр.247) «…Строительство Транссиба завершено 5 октября 1916 года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 годы составила 1 455 413 000 рублей.
Длина магистрали от Москвы до Владивостока 9288,2 км (самая длинная железная дорога в мире). Регулярное сообщение установлено 14 июля 1903 года (используя отрезок КВЖД)…
…Сам характер моей книги… требует такого изложения фактов строительства… на которые я и натолкнулся в абсолютно «готовом виде», прочитав документальный очерк писателя Валентина Григорьевича Распутина «Трассиб»:
«Началу работ, первым шагом к постройке Сибирской дороги император Александр III пожелал придать смысл и ореол чрезвычайного события. Никогда ещё в истории России не предпринимались за столь громоздкое, дорогое и великое дело, которое включало в себя одновременно и прокладку пути, и переселение из западных областей в восточные на свежие земли миллионов людей. Никогда ещё Россия не приходила в столь энтуазиастическое движение, обещавшее и выгоды, и подъем национального духа…
17 марта 1891 года последовал… рескрипт на имя наследного цесаревича Николая Александровича, прибывающего во Владивосток после морского путешествия по восточным странам…
В 1892 году произошло ещё одно важное для Сибирской дороги событие: министром финансов был назначен С.Ю.Витте, человек огромной, иногда чрезмерной деятельности, горячий сторонник скорейшего сооружения магистрали. Ничуть не мешкая, он составил план строительства. Ещё до него вся трасса поделена была на шесть участков, а Витте предложил очерёдность их проходки…
Первый костыль на западной оконечности Сибирского пути доверено было забить студенту-практиканту Петербургского института путей сообщения Александру Ливеровскому. Уж как сумели разглядеть в ничем тогда не проявившем себя студенте фигуру яркую, масштабную, рыцарскую, из тех личностей, которые обогатили и укрепили своим недюженным талантом и профессиональной дерзостью всё многолетнее строительство, все его этапы – от начала до конца, - как разглядели, уму непостижимо. Он же, Александр Васильевич Ливеровский, двадцать три года спустя, в должности начальника работ Восточно-Амурской дороги, забил и последний, «серебряный» костыль Великого Сибирского пути… И он же заканчивал строительство уникального, в 2600 метров, Амурского моста, самого последнего сооружения на Сибирской дороге, сданного в эксплуатацию в 1916 году…
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский был назначен начальником изыскательских работ на Западно-Сибирской дороге в 1891 году. Первые изыскания здесь проводились раньше, от него требовалось лишь уточнить отдельные детали и дать окончательное заключение. Однако избранное направление трассы очень скоро удивило и насторожило инженера Гарина-Михайловского. От Барабинской степи её отправляли к Колывани, богатому торговому селу на Оби, там ей предстояла переправа в месте самом неподходящем, где река имела обыкновение разливаться по обеим сторонам вволюшку… Гарин-Михайловский принялся за разведку. Ниже по течению Обь становилась всё шире и берега её всё болотистей. Надо было высматривать выше… и с помощью рыбаков и охотников отыскал переправы, лучше которых и желать было нельзя, а местом перехода через Обь выбрал село Кривощеково.
Позднее… он запишет в дневнике: «На 160=верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в «трубе». У Колывани, где предлагалось провести линию, разлив реки – двадцать верст, а здесь – четыреста сажен. Изменение первоначального проекта – моя заслуга, и я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мной линия не изменилась!.. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне посёлок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок…».
…А от Томска, самого звучного в то время города, где только что был открыт единственный в Сибири университет и заложен технологический институт, пришлось отвернуть к югу на девяносто километров и оставить его в стороне. Обиду эту Томск не может забыть до сих пор. К нему провели ветку от станции Тайга (и место для этой станции, и имя ей выбирал сам Гарин-Михайловский), но и вместе с веткой новая трасса, которую изыскал и отстоял Николай Георгиевич, оказалась короче прежнего, как он называл, «первопечатного» направления.
Судьба Томска, отставленного от столбовой дороги, так напугала градоначальников восточных городов, куда ещё не дотянулся Сибирский путь, что в Иркутске на обеде в честь прибытия нового министра путей сообщения М.И.Хилкова, на обеде, где присутствовал Н.П.Меженинов, руководитель изыскательских работ от Оби до Иркутска, местный генерал-губернатор Горемыкин выразился весьма откровенно, сказав, что «пусть изыскатели ослепнут, если они хотят пройти мимо Иркутска – авось слепые попадут в город»…
(стр.251)…Ещё в то время, когда только-только прозвучало в мире известие о начале Транссиба, известный английский экономист Арчибальд Колькхун, сумевший сразу оценить его огромное значение, предрёк:
«Эта дороге не только сделается одним из величайших торговых путей, какие когда-либо знал мир, и в корне подорвёт английскую морскую торговлю, но станет в руках России политическим орудием, силу и значение которого даже трудно угадать».
Спасибо Вам за статью.
Приглашаю на Дальневосточный огонёк.
С уважением.
Виталий.

Виталий Голышев   05.05.2014 08:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Замечательный исторический очерк. Спасибо, Римма!
Читала с интересом и гордостью за тружеников и исключительных инженеров.
А почему бы не вернуть справедливости ради Большевистской улице прежнее название - Будаговская?
С уважением,
Александра

Александра Плохова   21.04.2014 23:01     Заявить о нарушении
Как хорошо, что сохранилась старинная открытка. Она украсила публикацию.

Александра Плохова   21.04.2014 23:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Понравилось+5

Олег Достовалов   30.01.2014 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, с уважением

Римма Блахова   03.02.2014 16:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Интересный исторический материал! Успехов!

Николай Гуркин 3   22.09.2013 11:37     Заявить о нарушении
Благодарю!!!С уважением,

Римма Блахова   22.09.2013 16:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Да и не только любимого Вами Новосибирска!
Мой родной Красноярск тоже хорош!
А за текст - спасибо!
Георгий.

Пашнёв   22.09.2013 11:35     Заявить о нарушении
Георгий, Спасибо за прочтение!!!С уважением,

Римма Блахова   22.09.2013 16:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «У истоков памяти» (Римма Блахова)

Да, в те времена Сибирь осваивали русские, а теперь там, кого только нет...

Александр Орешкин   16.09.2013 09:47     Заявить о нарушении
Александр, приветствую Вас!!!Главное освоение происходит УСПЕШНО....!!!С уважением,

Римма Блахова   22.09.2013 16:34   Заявить о нарушении
Я и говорю...

Александр Орешкин   23.09.2013 08:03   Заявить о нарушении